Вопрос: Имеют ли право органы исполнительной власти субъектов РФ устанавливать льготы для категорий плательщиков в части средств, зачисляемых в бюджеты субъектов, по следующим видам налогов: плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов; земельный налог? (ответ ДНП Минфина РФ)


Главное финансовое управление администрации области просит разъяснить, имеют ли право органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать льготы для категорий плательщиков в части средств, зачисляемых в бюджеты субъектов, по следующим видам налогов:

- плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов;

- земельный налог.

ГАРАНТ:

Письмо См. также департамента налоговой политики Минфина РФ от 1 февраля 2001 г. N 04-05-10/5


В связи с Вашим письмом от 09.01.2001 N 03-09/34 по вопросу компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установлении налоговых льгот Департамент налоговой политики сообщает следующее.

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" платежи за загрязнение окружающей природной среды и земельный налог входят в перечень налогов и сборов, образующих налоговую систему Российской Федерации (подпункт "и" пункта 1 статьи 19 и подпункт "б" пункта 1 статьи 21) и регулируются отдельными законодательными актами Российской Федерации.

Исходя из положений Конституции Российской Федерации и части первой Налогового кодекса Российской Федерации (ст.1, 3, 12, 17, 56 и др.) вопрос об установлении налоговых льгот по налогам и сборам, образующим налоговую систему Российской Федерации находится в исключительной компетенции законодательных (представительных) органов власти Российской Федерации, соответствующих органов власти субъектов Российской Федерации и представительных органом местного самоуправления (в зависимости от вида налога и сбора).

Согласно статье 56 части первой Налогового кодекса Российской Федерации нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса.

С учетом положений вышеназванных законодательных актов, пункт 4 "б" постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", предусматривающий возможность понижения размеры платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождения от нее отдельных организаций на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не может применяться, поскольку вступает в противоречие с действующим законодательством Российской Федерации.

При этом следует учитывать, что льгот для категорий налогоплательщиков по платежам за загрязнение окружающей природной среды Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" не установлено.

Что касается земельного налога, то согласно статье 13 Закона Российской Федерации "О плате за землю" право на установление дополнительных льгот в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации также отнесено к исключительной компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, по мнению Департамента, указанная статья Закона не соответствует принципам, установленным частью первой Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, пункту 5 статьи 3, где определена компетенция по установлению федеральных налогов и сборов, налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов.

Так, законодательным (представительным) органам власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать, изменять или отменять только налоги субъектов Российской Федерации.

Местные налоги устанавливаются органами местного самоуправления.

При установлении налога могут также предусматриваться в необходимых случаях налоговые льготы и основания для их использования (статья 17 Кодекса).

Таким образом, субъекты Российской Федерации не вправе устанавливать налоговые льготы по местным налогам, в том числе, по мнению Департамента, и по земельному налогу.


Заместитель руководителя
Департамента

А.И.Салина



Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение