Вопрос: В течение нескольких лет предшествующих 2001 г. руководство АО выделяло беспроцентные ссуды на приобретение жилья работниками. Однако с введением в действие второй части Налогового кодекса изменилось налогообложение физических лиц в части материальной выгоды по ссудам. Не противоречит ли данное толкование Конституции РФ, которая в ст.57 констатирует, что Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют? (ответ ДНП Минфина РФ)


В целях снятия социальной напряженности в структуре ОАО в течение нескольких лет предшествующих 2001 году руководством акционерного общества было принято решение о выделении возвратных беспроцентных ссуд на приобретение жилья работниками ОАО. Это решение было закреплено в Положении о выдаче ссуд работникам и бывшим работникам АО "Татнефть". НГДУ, будучи структурным подразделением ОАО, также решает жилищные вопросы своих работников путем выделения ссуды.

Такой механизм обеспечения жильем удовлетворял работников управления, что положительно сказывалось на производстве. Материальная выгода облагалась налогом в соответствии с пп. "я. 13" п.1.ст.3 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" и условия заключения договора займа устраивали работников, позволяя решить им жилищную проблему.

Однако с 01.01.2001 года с выходом в свет второй части Налогового кодекса, в соответствии с которой изменилось налогообложение физических лиц в части материальной выгоды по ссудам, наши работники попали в безвыходное положение, ибо материальная выгода сегодня облагается в размере 3/4 от ставки ЦБ РФ, действующей на момент выдачи ссуды.

Ссуды выдавались в прошлые года, когда ставки ЦБ РФ были очень высокими и действие нового закона приводит к тому, что подоходный налог превышает сумму займа.

Считаем распространение Закона, вступившего в законную силу с 01.01.2001 года, на правоотношения, возникшие до введения его в действие, противоречит самому Федеральному Закону от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового Кодекса..." в которой определено, что часть вторая Кодекса применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй Кодекса, часть вторая применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.

Более того, применение налоговыми органами части второй Налогового Кодекса к ранее возникшим правоотношениям противоречит Конституции Российской Федерации, которая в ст.57 констатирует, что Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

На основании изложенного, прошу Вас помочь нам разобраться с применением Налогового Кодекса в части налогообложения материальной выгоды и обеспечить правильное его толкование налоговыми органами на местах.

ГАРАНТ:

См. также письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 12 апреля 2001 г. N 04-04-06/192


Департамент налоговой политики рассмотрел ваше письмо от 14.03.2001 г. N 15-696 и сообщает следующее.

С 1 января 2001 года вступила в силу часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации, включая главу 23 "Налог на доходы физических лиц", являющуюся в настоящее время правовой основой налогообложения физических лиц. Одновременно с этим на основании статьи 2 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" утратил свою силу Закон Российской Федерации от 7 декабря 1992 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц".

Признав Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" утратившим силу с 1 января 2001 г., законодатель не установил нормы, которые предусматривали бы законодательное регулирование на переходный период, в частности:

применение налоговых льгот, право на которые возникло у налогоплательщиков на основании вышеназванного Закона;

порядок определения дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами и ее налогообложение по длящимся договорам займа.

Таким образом, из вышесказанного следует, что после 1 января 2001 года налогообложение физических лиц, в том числе и в случае получения ими дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами, осуществляется в соответствии положениями главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом, по нашему мнению, часть вторая Налогового кодекса, в том числе и глава 23, не противоречит нормам статьи 57 Конституции Российской Федерации и пункту 2 статьи 5 Кодекса, т.к. в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" она применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после ее введения. А по правоотношениям, возникшим до введения Кодекса, часть вторая Кодекса применяется только к тем правам и обязанностям, которые возникнут после ее введения в действие.

Кроме того, применяющаяся с 1 января 2001 года фактически единая ставка налогообложения доходов физических лиц в размере 13% по сравнению с ранее действовавшей прогрессивной шкалой ставок, не дает ни моральных, ни фактических оснований говорить о том, что установленный налог на доходы привел к ухудшению положения налогоплательщиков.


Руководитель Департамента

А.И.Иванеев


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.