Вопрос: Наше предприятие перешло на упрощенную систему налогообложения учета и отчетности, как субъект малого предпринимательства. Единый налог исчисляем исходя из совокупного дохода, полученного в отчетном периоде. Налоговая инспекция считает, что для целей налогообложения мы можем исключать из выручки только тот текущий ремонт и юридические правовые услуги, по которым прошла оплата, т.е. по кассовому методу ведения учета. Права ли налоговая инспекция? (ответ ДНП Минфина РФ)


Наше предприятие перешло на упрощенную систему налогообложения учета и отчетности, как субъект малого предпринимательства. Единый налог исчисляем исходя из совокупного дохода, полученного в отчетном периоде. Налоговая инспекция считает, что для целей налогообложения мы можем исключать из выручки только тот текущий ремонт и юридические правовые услуги, по которым прошла оплата, т.е. по кассовому методу ведения учета.

Мы с позицией налоговой инспекции не согласны.

П.2 ст.3 закона РФ "Об упрощенной системе налогообложения учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" N 222-ФЗ от 29.12.1995 года, говорит о том, что "совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) ..., эксплуатационных расходов, текущего ремонта, ... а также сумму налога на добавленную стоимость, уплаченную поставщикам ...". Т.е. если предприятие выбрало не кассовый метод ведения учета, то услуги списываются использованные, условия об их оплате указанный п.2 ст.3 не содержит.

Применять или не применять кассовый метод учета доходов и расходов, предприятие решает самостоятельно. Это отражено в Приказе от 22.12.1995 г. N 131 "Об указаниях по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства". П.1.4 данного Приказа "Малое предприятие самостоятельно определяет систему бухгалтерского учета, которая включает рабочий План счетов бухгалтерского учета, регистры бухгалтерского учета, состав и виды применяемых форм первичных учетных документов, систему документооборота и другие учетные процедуры, необходимые для организации бухгалтерского учета на предприятии, которая утверждается приказом об учетной политике малого предприятия".

Приказ Министерства финансов РФ N 18 от 22.02.1996 года также не акцентирует внимание на кассовом методе ведения учета. Более того, согласно приказа Министерства финансов РФ N 27 от 15.03.1996 года "О мероприятиях по реализации ФЗ от 29.12.1995 г. N 222-ФЗ" п.5 говорит о том, что "учет доходов и расходов субъектами малого предпринимательства должен вестись в специальной книге". При этом индивидуальные предприниматели учитывают свои расходы в соответствии с указаниями, содержащимися в разделе 7 Инструкции Госналоговой службы РФ от 29.6.1995 года N 35 "О подоходном налоге с физических лиц", согласованной с Министерством финансов РФ.

Отсюда следует, что только физические лица обязаны вести кассовый метод ведения учета.

Убедительно просим Вас дать ответ на наш вопрос.

ГАРАНТ:

См. также письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 10 января 2001 г. N 04-02-05/1/03


Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо по вопросу применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства и сообщает следующее.

Правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства определены Федеральным законом от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".

Введение с 1 января 1996 года Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" было вызвано необходимостью упрощения действующего налогового законодательства.

Переход на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности носит добровольный характер.

Закон предоставил возможность малым предприятиям, численность которых не превышает 15 человек, перейти на упрощенную систему налогообложения, при которой юридические лица освобождаются от уплаты всех федеральных, региональных и местных налогов. Вместо них такие предприятия могут уплачивать только один налог (единый) с валовой выручки или совокупного доход, исчисляемых по результатам хозяйственной деятельности за отчетной период. Право выбора объекта налогообложения (валовой выручки или совокупного дохода) предоставлено органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.

Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности предоставлено право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведение книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности. Форма этой книги разработана Министерством финансов Российской Федерации и утверждена приказом Министерством финансов Российской Федерации от 22.02.96 N 18 "О форме Книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности".

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ определен конкретный перечень расходов, принимаемых при расчете базы налогообложения, когда в качестве объекта обложения используется показатель совокупного дохода. При исчислении единого налога учитываются: стоимость использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов на уплату процентов за пользование банковским кредитом в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации плюс 3 процента; оказанных услуг (в частности, оплата услуг банков, консультационные, информационные услуги), а также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей государственных пошлин и лицензионных сборов.

Перечисленные в указанной статье Законы расходы принимаются при расчете базы налогообложения только тогда, когда они относятся непосредственно к осуществлению процесса производства. Данный перечень видов расходов является исчерпывающим. При этом, затраты, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг, при исчислении совокупного дохода учитываются только в части оплаченных материальных ценностей, выплаченной оплаты труда и других оплаченных затрат.


Заместитель руководителя
Департамента

А.И.Косолапов


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.