Вопрос: Наше негосударственное образовательное учреждение - некоммерческая организация. Ст.149 Налогового Кодекса не освобождает от уплаты НДС консультационные услуги, аренду помещений, реализацию товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и приобретенных на стороне вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную организацию или на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса. Эта норма вступила в противоречие со статьями 46 и 47 Закона РФ "Об образовании". Какой из этих законов подлежит применению? (ответ ДНП Минфина РФ)


В соответствии с п.3 ст.40 и п.6 ст.33 Закона РФ "Об образовании" N 12-ФЗ от 13 января 1996 года от уплаты налогов освобождаются образовательные учреждения независимо от их организационно-правовой формы в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной Уставом этих образовательных учреждений, при наличии лицензии.

Наше негосударственное образовательное учреждение по гражданско-правовой форме - некоммерческая организация. Оказывает платные образовательные услуги: обучение, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов /6 тысяч человек в год/.

Однако на протяжении 90-х годов налоговые органы требуют уплаты налогов, перечисляемых в дорожный фонд и земельного налога, т.к. по остальным налогах были предусмотрены льготы и освобождения для учебных заведений в законах по конкретным налогам.

С принятием Налогового Кодекса РФ ситуация усугубилась, т.к. п.14 ст.149 Кодекса не освобождает от уплаты НДС консультационные услуги, аренду помещений, реализацию товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и приобретенных на стороне вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса.

Эта норма вступила в противоречие со статьями 46 и 47 Закона РФ "Об образовании".

Таким образом, провозглашенные в Законе РФ "Об образовании" государственные гарантии приоритетности образования не обеспечиваются из-за противоречивости законодательства, нежелания должностных лиц (прежде всего инспекций МНС РФ) толковать все сомнения, противоречия и неясности нормативных актов в пользу налогоплательщика.

Закон РФ "Об образовании", представляет собой "образовательный кодекс", он регулирует все виды правоотношений в области образования, в том числе налоговые.

Поэтому мы считаем, что положения данного закона в части налоговых освобождений входят в систему налогового законодательства и должны применяться наряду с другими федеральными законами о налогах и сборах.

Аналогичную позицию занимают арбитражные суды, которые выносят решения в пользу образовательных учреждений по спорам с налоговыми органами в части применения налоговых льгот, в частности Высшей арбитражный, арбитражные суды Московского округа, Северо-Западного округа и т.д.

28 ноября 2000 года в "Российской газете" опубликован парламентский запрос Министру РФ по налогам и сборам Г.И.Букаеву с просьбой об издании соответствующего акта с указанием территориальным органам Министерства о том, что в соответствии с законодательством РФ и имеющейся арбитражной практикой образовательные учреждения не обязаны платить налог на пользователей автодорог с доходов, полученных за счет непредпринимательской деятельности.

Просим Вас принять меры к тому, чтобы на территории РФ единообразно применялся Закон РФ "Об образовании" в части предоставления льгот учебным заведениям по уплате всех налогов.

ГАРАНТ:

См. также письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 13 марта 2001 г. N 04-05-11/22


Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо от 15.01.2001 г. N 7 и сообщает следующее.

Согласно статье 2 части первой Налогового кодекса Российской Федерации властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации регулирует законодательство о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 и пунктом 1 статьи 56 Кодекса налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком могут предусматриваться исключительно в актах законодательства о налогах и сборах. Налогоплательщики и плательщики сборов могут использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленными актами законодательства о налогах и сборах.

При этом, статьей 7 Федерального закона от 31.07.1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса.

Законом Российской Федерации от 18.10.91 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" установлен налог на пользователей автомобильных дорог и предусмотрены налоговые льготы, в числе которых нет льгот для образовательных учреждений.

Согласно принятому Федеральному закону от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", в Закон Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" были внесены отдельные изменения и дополнения, но при этом не были введены льготы для образовательных учреждений.

Исходя из положений статьи 4 Закона Российской Федерации от 10.07.92 г. N 3266-1 "Об образовании" его задачами являются регулирование правоотношений в области образования, разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления, определение прав, обязанностей и ответственности физических и юридических лиц в области образования, создание правовых гарантий для функционирования и развития российской системы образования.

К предмету указанного Закона не отнесены вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов. Таким образом, данный Закон не является актом законодательства о налогах и сборах.

Полагаем, что льгота, предусмотренная в Законе "Об образовании" не должна применяться

В случае коллизии норм законодательных актов, применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее, при условии, что в нем не установлено иное, при этом приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы (Определение Конституционного суда Российской Федерации от 05.10.2000 г. N 199-0).

В случаях противоречия между законами, суды общей юрисдикции и арбитражные суды определяют, какой именно закон подлежит применению в рассматриваемом деле.


Заместитель
руководителя Департамента

А.И.Косолапов




Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.