Можно ли отнести затраты по сертификации продукции на себестоимость (Выпуск 22, ноябрь 2000 г.)

Можно ли отнести затраты по сертификации
продукции на себестоимость


Бухгалтеры различных предприятий очень часто сталкиваются с вопросом, можно ли отнести на себестоимость выпускаемой продукции (работ, услуг) те или иные расходы, которые организация осуществляет в процессе хозяйственной деятельности. Как правило, такие вопросы возникают в связи с неоднозначным толкованием норм, изложенных в различных законодательных актах.

В данной статье мы рассмотрим ситуацию, изложенную в письме нашего читателя.

Предприятие производит широкий ассортимент продукции, некоторые виды которой подлежат обязательной сертификации. С целью подтверждения качества всей выпускаемой продукции и привлечения покупателей предприятие производит сертификацию всей производимой продукции. Сертификаты выданы на три года.

У предприятия возникли следующие вопросы:

1. Можно ли относить на себестоимость продукции затраты не только по обязательной, но и по добровольной сертификации продукции?

2. На какой счет нужно относить затраты по сертификации, если сертификат выдан на три года?

3. Можно ли принимать в зачет НДС по сертификации продукции?

Прежде чем ответить на поставленные вопросы, необходимо определить, что же собой представляет сертификация продукции, для чего она проводится и кто ее осуществляет.

Процедура сертификации продукции и услуг установлена Законом РФ от 10.06.93 N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" (далее - Закон). Согласно ст.1 Закона сертификация продукции является процедурой подтверждения соответствия продукции (выпускаемой предприятием) установленным требованиям.

Сертификация осуществляется прежде всего в целях: содействия потребителям в компетентном выборе продукции; защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем. Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер (ст.1 Закона).

Необходимо иметь в виду, что если добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) (п.1 ст.17 Закона), то обязательная сертификация осуществляется только в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ (п.1 ст.7 Закона).

Перечень товаров, работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, утвержден Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1013 (в редакции Постановления Правительства РФ от 24.05.2000 N 403).

Организацию и проведение работ по обязательной сертификации осуществляет Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России) (см. п.2 постановления Правительства РФ от 12.02.94 N 100 "Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг", п.2.7 Правил по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Госстандарта России от 10.05.2000 N 26).

Организацию и проведение работ по добровольной сертификации может осуществлять любое юридическое лицо, взявшее на себя функции органа по добровольной сертификации и зарегистрировавшее систему добровольной сертификации и ее знак соответствия в Госстандарте России в установленном Госстандартом России порядке (ст.18 Закона, п.2.10 Правил по проведению сертификации в Российской Федерации).

Таким образом, несмотря на то что добровольная и обязательная сертификация осуществляются различными организациями, цель, которую преследуют организации, проводящие сертификацию, одна - подтверждение соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов.

В п.2 ст.16 Закона указывается на то, что сумма средств, израсходованных заявителем на проведение обязательной сертификации своей продукции, относится на ее себестоимость. Относительно покрытия затрат по добровольной сертификации в Законе ничего не сказано.

На основании п.2 ст.16 Закона Минфин РФ дал разъяснение, что в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются только затраты по обязательной сертификации продукции (работ, услуг) (см. письма от 30.07.99 N 04-02-05/11, от 15.01.98 N 04-02-14).

При этом Минфин РФ исходил из того, что подп."я" п.2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 (с учетом изменений и дополнений) (далее - Положение), допускается отнесение на себестоимость продукции (работ, услуг) других видов затрат, включение которых в себестоимость продукции (работ, услуг) установлено соответствующими законодательными актами. Кроме того, Минфином уточняется, что до вступления в действие Закона "О сертификации продукции и услуг" организации имели право относить на себестоимость продукции (работ, услуг) по элементу "Прочие затраты" расходы на проведение сертификации продукции и услуг вне зависимости от того, являлись такие затраты добровольными или обязательными, а после его вступления в силу в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются только затраты по обязательной сертификации продукции (работ, услуг).

Мы считаем вывод Минфина не совсем верным. Это объясняется следующим.

1. Согласно п.10 Положения затраты на оплату работ по сертификации продукции включаются в ее себестоимость по элементу "Прочие затраты". Заметим, что данный пункт Положения не ставит возможность отнесения затрат по сертификации на себестоимость в зависимость от характера сертификации - обязательного или добровольного.

2. Перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), установлен п.2 Положения, а в пунктах 6 - 10 затраты, поименованные в п.2, сгруппированы по элементам в соответствии с их экономическим содержанием.

Действительно, на основании подп."я" п.2 Положения на себестоимость продукции можно отнести только затраты по обязательной сертификации продукции (работ, услуг). Но необходимо обратить внимание на подп."а" п.2 Положения, в котором говорится, что в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются расходы по контролю производственных процессов и качества выпускаемой продукции. Поскольку, как уже было сказано выше, обычно сертификация осуществляется с целью контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, а также подтверждения показателей качества продукции, выпускаемой изготовителем, по нашему мнению, расходы по добровольной сертификации продукции можно отнести на себестоимость продукции (работ, услуг) на основании подп."а" п.2 Положения. При этом необходимо помнить, что на себестоимость продукции можно отнести расходы по добровольной сертификации, проводимой организациями, уполномоченными на это Госстандартом России (в Госстандарте должна быть зарегистрирована система добровольной сертификации и ее знак соответствия).

Из вышеизложенного следует, что на себестоимость продукции (работ, услуг) должны относиться затраты и по обязательной сертификации продукции на основании подп."я" п.2 Положения, и по добровольной сертификации продукции на основании подп."а" п.2 Положения. При этом затраты по добровольной и обязательной сертификации будут относиться на себестоимость продукции по элементу "Прочие затраты".

В данной статье изложена наша точка зрения на существующую проблему, а налоговые органы могут придерживаться иного мнения, т.е. могут согласиться с мнением Минфина РФ, изложенным в письме N 04-02-05/11. Поэтому в случае разногласий с налоговыми органами по вопросу отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) расходов по добровольной сертификации налогоплательщику надо быть готовым к тому, что правомерность своих действий ему придется доказывать в суде.

Относительно отражения затрат по сертификации в бухгалтерском учете необходимо сказать следующее. Поскольку сертификаты выданы на три года, затраты, произведенные предприятием в данном отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам, первоначально отражаются на счете 31 "Расходы будущих периодов". Списание этих затрат на себестоимость продукции производится в соответствии с принятым в организации порядком (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся (п.65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.98 N 34н, Инструкция по применению Плана счетов, утвержденная Приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56). Порядок списания расходов будущих периодов на себестоимость продукции должен быть закреплен в приказе об учетной политике (п.8 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утвержденного Приказом Минфина РФ от 09.12.98 N 60н).

Следовательно, затраты по сертификации продукции подлежат списанию на себестоимость продукции в течение трех лет тем способом, который закреплен в приказе об учетной политике предприятия.

При принятии к зачету НДС, относящегося к расходам по сертификации продукции, необходимо руководствоваться Законом РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" и инструкцией Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость". Согласно п.2 ст.7 вышеуказанного Закона и п.19 Инструкции N 39, зачету (возмещению из бюджета) подлежат суммы налога, фактически уплаченные поставщикам за поступившие (принятые к учету) материальные ресурсы (выполненные работы, оказанные услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Так как на себестоимость продукции относятся затраты и по обязательной, и по добровольной сертификации продукции, то соответственно НДС, относящийся к этим расходам, может быть принят к зачету.

По мнению налоговых органов, возмещение НДС производится следующим образом. В том случае, если расходы по проведению сертификации организация относит в установленном порядке на издержки производства и обращения равными долями в течение срока действия сертификатов, сумма налога на добавленную стоимость подлежит зачету (возмещению из бюджета) в доле, пропорциональной сумме расходов (по проведению сертификации), списанных в текущем отчетном периоде на издержки производства и обращения.

Однако, по нашему мнению, НДС, относящийся к работам по сертификации продукции, может быть принят к зачету сразу же, по мере подписания акта приемки и по оплате оказанных работ по сертификации. Это объясняется следующим. В п.2 ст.7 Закона о НДС и п.19 Инструкции N 39 говорится, что зачету подлежат суммы налога, фактически уплаченные поставщикам за принятые к учету выполненные работы, стоимость которых относится на издержки производства и обращения. В указанных Законе и Инструкции нет требования о том, что НДС должен приниматься в зачет именно в тот момент, когда стоимость работ будет фактически отнесена на себестоимость, а речь идет о том, что работы должны в принципе (гипотетически) относиться на себестоимость продукции.

Таким образом, нам представляется, что возместить из бюджета НДС, относящийся к работам по сертификации, т.е. списать его с кредита счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" в дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС", возможно в том отчетном периоде, в котором одновременно cоблюдаются следующие условия:

1) работы по сертификации приобретены, о чем свидетельствует подписанный сторонами акт приемки-передачи работ;

2) работы по сертификации оплачены;

3) стоимость работ по сертификации подлежит отнесению на издержки производства (обращения) (в нашем случае работы по сертификации подлежат отнесению на себестоимость);

4) по приобретенным работам имеется счет-фактура (п.16 Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.96 N 914).


Е. Шаронова,

АКДИ "Экономика и жизнь"


Выпуск 22, ноябрь 2000 г.



Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.