Вопрос: Предприятие осуществляет убой скота и производство колбасных изделий. Сырьем для производства колбасных изделий является как сельхозпродукция (мясо от своего забоя), так мясо, закупаемое со стороны. При существующей в отрасли методике учета невозможно выделить выручку от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции из общей выручки по предприятию. Также невозможно вести раздельный учет имущества по счетам бухгалтерского баланса. Какие льготы по налогу на имущество имеет наше предприятие? (Выпуск 22, ноябрь 2000 г.)

ОАО "Дзержинский мясокомбинат" - предприятие, которое в рамках единого технологического процесса осуществляет убой скота и производство колбасных изделий, полуфабрикатов и сопутствующей продукции. Сырьем для производства колбасных изделий является как сельхозпродукция (мясо от своего забоя), так и продукция, которая таковой не является (мясо, закупаемое со стороны).

При существующей в отрасли методике учета и калькулирования невозможно выделить выручку от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции из общей выручки по предприятию. Также невозможно вести раздельный учет имущества по счетам бухгалтерского баланса. Госналогинспекция предложила нам методику определения стоимости имущества, подлежащего льготированию, в соответствии с которой базой для определения стоимости льготируемого имущества является удельный вес мяса от собственного забоя в общем количестве мясного сырья, направленного в переработку, по кварталам и за год. По нашему мнению, такая методика не основана на действующем законодательстве.

В связи с изложенным ОАО считает, что имеет право на льготу по налогу на имущество на всю стоимость имущества, за исключением покупного мяса.

По результатам налоговых проверок 1995 - 1996 гг. льгота была подтверждена. По результатам налоговой проверки от 11.08.2000 инспекцией МНС г. Дзержинска вынесено решение о полном отсутствии права на льготу по налогу на имущество за период 1997 - 2000 гг. с взысканием налога, штрафа и пеней.

Просим дать разъяснения о правомерности применения первоначальной методики ГНИ, о возможности полного льготирования имущества мясокомбината и о правомерности последнего решения ГНИ об отсутствии права на льготу.


В соответствии с подп."б" ст.4 Закона РФ от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" данным налогом не облагается имущество предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Отнесение продукции к сельскохозяйственной производится в соответствии с Общероссийским классификатором промышленной и сельскохозяйственной продукции ОК-005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.93 N 301.

Согласно указанному Классификатору продукция животноводства (код 98 0000) относится к сельскохозяйственной продукции, а мясо - к продукции мясной и птицеперерабатывающей промышленности (код 92 1000).

Таким образом выручка, полученная предприятием от реализации колбасных изделий, произведенных в результате переработки закупаемого мяса, не может учитываться при определении права на льготу по налогу на имущество, установленную подп."б" ст.4 Закона N 2030-1. Аналогичного мнения придерживается и Минфин России (письмо Минфина РФ от 01.06.99 N 04-05-06/38).

Следовательно, если выручка мясокомбината от реализации колбасных изделий, произведенных в результате самостоятельной переработки скота, составляет менее 70% общей суммы выручки от реализации колбасных изделий, то полное освобождение предприятия от уплаты налога на имущество является неправомерным.

В том случае, если выручка от производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции составляет менее 70%, то стоимость имущества предприятия для целей налогообложения уменьшается на балансовую стоимость имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельхозпродукции (подп."в" ст.5 Закона N 2030-1). Для обоснованного применения указанной льготы предприятия обязаны организовать раздельный учет указанного имущества (п.6 инструкции Госналогслужбы РФ от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий").

Как следует из текста вопроса, имущество мясокомбината используется одновременно для переработки и хранения как льготируемой, так и нельготируемой продукции, в связи с чем организовать раздельный учет имущества не представляется возможным. В сложившейся ситуации для обоснованного применения льготы, предусмотренной подп."в" ст.5 Закона N 2030-1, предприятию необходимо определить в указанном имуществе ту часть имущества, в отношении которой может быть применена льгота.

В рассматриваемом случае стоимость льготируемой части имущества может определяться, например, пропорционально стоимости покупного мяса в общей стоимости мяса, отпущенного в производство, или пропорционально удельному весу мяса от собственного забоя в общем количестве мясного сырья, направленного в переработку (аналогичная методика была предложена предприятию ГНИ) или другим путем. По нашему мнению, предложенная предприятию методика определения стоимости имущества для целей исчисления налога на имущество, не противоречит действующему налоговому законодательству и позволяет правильно рассчитать стоимость имущества, подлежащего льготированию.

Следует отметить, что выбранный предприятием способ определения стоимости льготируемой части имущества для целей налогообложения должен быть в обязательном порядке зафиксирован в приказе об учетной политике предприятия (пункты 8, 9 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина РФ от 09.12.98 N 60н).

Использование указанной выше льготы в отношении всей стоимости имущества предприятия без учета того, что это имущество используется также при переработке и хранении нельготируемой продукции является неправомерным. В такой ситуации требования налоговых органов о доплате соответствующих сумм налогов и об уплате штрафов и пеней следует признать обоснованными.

Отсутствие со стороны ГНИ замечаний по результатам проверок, проводимых в 1995 - 96 гг. свидетельствует скорее всего о том, что позиция налогового органа по указанному вопросу на тот период времени не соответствовала действующему налоговому законодательству. Если неприменение к предприятию финансовых санкций в 1995 - 96 гг. было вызвано именно этим обстоятельством, и имеется документ, отражающий точку зрения ГНИ (например, письмо ГНИ или официальный ответ налогового органа), то в сложившейся ситуации такой документ может служить основанием для освобождения предприятия от уплаты штрафа (см. подп."3" п.1 ст.111 НК РФ).


В. Мешалкин


Выпуск 22, ноябрь 2000 г.



Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.