Вопрос: Наше предприятие (племенное хозяйство) получает дотацию на продукцию животноводства. На часть дотации предприятие закупило материальные ресурсы. Суммы НДС по этим материальным ресурсам были приняты к возмещению из бюджета. Оставшаяся часть дотации была направлена на проведение взаимозачетов с нашими поставщиками (за зерно, энергию и т.п.) При этом налоговая инспекция отказывается нам возмещать суммы НДС со стоимости материальных ресурсов, оплаченных путем проведения взаимозачета. Правомерны ли действия налоговой инспекции? (Выпуск 22, ноябрь 2000 г.)

В соответствии с постановлением губернатора области наше предприятие (племенное хозяйство) получает дотацию на продукцию животноводства. Часть дотации была выделена денежными средствами, на которые предприятие закупило материальные ресурсы. Суммы НДС по этим материальным ресурсам были приняты к возмещению из бюджета (налоговая инспекция эти суммы приняла к зачету). Оставшаяся часть дотации была направлена на проведение взаимозачетов с нашими поставщиками (за зерно, энергию и т.п.) (на сумму дотации была погашена наша задолженность перед поставщиками и соответственно задолженность наших поставщиков перед областным бюджетом). При этом налоговая инспекция отказывается нам возмещать суммы НДС со стоимости материальных ресурсов, оплаченных путем проведения взаимозачета, ссылаясь на п.9 Инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39.

Правомерны ли действия налоговой инспекции?


В соответствии с п.2 ст.7 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" к зачету (возмещению) из бюджета принимаются суммы НДС, фактически уплаченные поставщикам по приобретенным (принятым к учету) материальным ресурсам (работам, услугам), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Пунктом 9 инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" установлено, что суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым за счет целевого бюджетного финансирования, к зачету не принимаются, а покрываются за счет указанных источников финансирования.

Эта норма означает, что если предприятию выделяются целевые бюджетные средства на финансирование каких-либо расходов, то стоимость товаров (работ, услуг), приобретаемых предприятием в рамках осуществления этих расходов, погашается за счет целевых бюджетных средств вместе с суммой НДС, уплаченной при приобретении этих товаров (работ, услуг).

В данном случае средства, выделяемые предприятию из областного бюджета, предназначены не для финансирования каких-либо расходов, а на компенсацию убытков предприятия в связи с реализацией продукции животноводства.

Из вопроса можно предположить, что приобретаемые предприятием материальные ресурсы предназначены для использования в производственном процессе. Поэтому после фактической их оплаты предприятие имеет право предъявить к зачету суммы "входного" НДС. Тот факт, что денежные средства, перечисленные поставщикам материальных ресурсов, были получены предприятием из бюджета (в виде дотации), никакого значения в данном случае не имеет.

Поэтому налоговая инспекция совершенно обоснованно приняла указанные суммы "входного" налога к зачету.

Что касается тех материальных ресурсов, задолженность за которые была погашена путем проведения взаимозачета, то вопрос о зачете "входного" НДС по этим ресурсам должен решаться в порядке, аналогичном вышеизложенному. Вся разница заключается только в том, что оплачены эти ресурсы поставщику не "живыми" деньгами, а путем зачета.

Поэтому указанные материальные ресурсы нельзя рассматривать как "приобретаемые за счет средств целевого бюджетного финансирования", и, следовательно, положения п.9 Инструкции N 39 к ним применяться не могут.

Таким образом, суммы НДС по приобретаемым предприятием материальным ресурсам должны приниматься к зачету в общеустановленном порядке по мере их оприходования и оплаты поставщику.

Ситуация в данном случае осложняется тем, что задолженность предприятия перед поставщиками погашается без использования денежных средств. Однако это вовсе не делает зачет НДС невозможным.

Как следует из присланного с вопросом соглашения о проведении взаимозачета, подписание этого соглашения влечет за собой одновременное прекращение обязательств:

- вашего предприятия - перед поставщиком по оплате приобретенных материальных ресурсов;

- областного бюджета - перед вашим предприятием по перечислению средств дотации;

- поставщика - перед областным бюджетом по погашению бюджетной ссуды.

Таким образом, подписание этого соглашения приравнивается к оплате приобретенных вашим предприятием материальных ресурсов.

Поэтому после подписания указанного соглашения Ваше предприятие имеет полное право на зачет "входного" НДС по приобретенным материальным ресурсам.


Т. Крутякова


Выпуск 22, ноябрь 2000 г.



Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.