Вопрос: Каков порядок налогообложения государственных ценных бумаг РФ в иностранной валюте, обращающихся на международном финансовом рынке? Доходы по дисконтным векселям признаются процентными доходами и учитываются по пункту 57 раздела 3 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными организациями, утвержденного постановлением Правительства РФ N 490 от 16.05.94 г. Согласны ли Вы с данной позицией? Просим Вас разъяснить порядок исчисления нормативов представительских расходов и расходов на рекламу ("Московский налоговый курьер", N 6, июнь 2000 г.)

Просим Вас разъяснить порядок применения налогового законодательства.

1. Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 9 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" N 2116-1 от 27.12.91 г. доходы в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления облагаются налогом на доходы по ставке 15%. Распространяется ли данный порядок на государственные ценные бумаги Российской Федерации в иностранной валюте, обращающиеся на международном финансовом рынке?

2. В соответствии с пунктом 3 статьи 43 Налогового кодекса РФ процентами признается любой заранее заявленный доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида. Следовательно, доходы по дисконтным векселям признаются процентными доходами и учитываются по пункту 57 раздела 3 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными организациями, утвержденного постановлением Правительства РФ N 490 от 16.05.94 г. Согласны ли Вы с данной позицией?

3. В соответствии с пунктом 36 раздела 2 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными организациями, утвержденного постановлением Правительства РФ N 490 от 16.05.94 г., представительские расходы и расходы на рекламу включаются в себестоимость в пределах нормативов. Расчет указанных нормативов осуществляется на основании письма Госналогслужбы РФ, Минфина РФ и ЦБР от 21, 24, 25 января 1994 года N НП-4-01/11н, 8, 71 "О порядке исчисления коммерческими банками предельных размеров представительских расходов, расходов на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров". В этом письме используются показатели Формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках коммерческого банка". Начиная с 01 января 1998 года кредитными организациями применяется новый план счетов бухгалтерского учета. Форма N 2 отменена и введена новая форма N 102 "Отчет о прибылях и убытках", которая не содержит символов, приведенных в письме. Просим Вас разъяснить порядок исчисления нормативов представительских расходов и расходов на рекламу.

В избежания разногласий с работниками районной налоговой инспекции по данным вопросам просим Вас ответить на наш запрос по возможности в кратчайшие сроки.

ГАРАНТ:

См. также письмо Управления МНС по г.Москве от 22 февраля 2000 г. N 04-14б/7074


1. В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации, от имени субъекта Российской Федерации, от имени муниципального образования.

Для определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (доход), полученной от реализации ценных бумаг, необходимо помимо Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений) руководствоваться условиями выпуска ценных бумаг.

В частности, если выпуск облигаций оформлен в виде глобального сертификата, держателем которого является иностранная клиринговая компания, имеющая фактическое право на проценты по облигациям, то любые выплаты в пользу российских юридических лиц рассматриваются как доход, полученный от источника, находящегося за пределами Российской Федерации. Сумма прибыли, полученная за пределами Российской Федерации, в соответствии со статьей 12 Закона от 27.12.91 N 2116-1 включается в общую сумму прибыли, подлежащую налогообложению в общем порядке.

Одновременно обращаем внимание, что письмом Министерства по налогам и сбором РФ от 6 декабря 1999 года N АП-6-05/969 разъяснено, что процентный доход по облигациям внешнего облигационного займа Российской Федерации, полученный резидентом Российской Федерации в результате обмена ГКО, следует рассматривать как доход, полученный от источника в Российской Федерации, и облагать его по ставке 15 процентов.

2. В соответствии с пунктом 3 статьи 43 первой части Налогового кодекса РФ процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.

Таким образом, если кредитная организация - первый держатель дисконтного векселя - предъявила его векселедателю к погашению, то полученный доход по данному векселю относится у векселедержателя-банка к пункту 57 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями.

В том случае, если вексель передавался по индоссаменту, то в этом случае доходы по этим операциям относятся к пункту 13 вышеназванного Положения.

3. В соответствии с пунктом 36 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 года N 490, представительские расходы и расходы на рекламу включаются в себестоимость в пределах установленных законодательством норм в соответствии со сметами, утверждаемыми ежегодно правлением (советом) банка.

Письмом Минфина РФ от 6 октября 1994 года N 94 "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения" (с учетом изменений и дополнений) установлены размер и порядок отнесения на себестоимость расходов на рекламу и представительские расходы.

Письмом Госналогслужбы РФ, Минфина РФ и Центрального Банка России от 21, 24, 25 января 1994 года N НП-4-01/11н, 8, 71 "О порядке исчисления коммерческими банками предельных размеров представительских расходов, расходов на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров" разъяснено, что коммерческие банки для расчета предельных размеров представительских расходов и расходов на рекламу вместо показателя "Объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) в год (включая налог на добавленную стоимость)" используют показатель "Доходы банка" - счет 96 (увеличенные на налог на добавленную стоимость, учитываемый на отдельном лицевом счете "Налог на добавленную стоимость, полученный за реализованные услуги" балансового счета 904 "Прочие дебиторы и кредиторы") формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках коммерческого банка" по символу 999 за минусом сумм доходов, отраженных по символам: 111 "Дивиденды по паям и акциям", 113 "Возмещение клиентами штрафных и других расходов", 118 "Прочие доходы" и 119 "Штрафы, пени, неустойки, полученные". Доходы банка, исчисленные таким образом, определяются нарастающим итогом с начала года.

В связи с введением с 1 января 1998 года нового плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях утверждена новая форма "Отчета о прибылях и убытках", отличная от формы N 2, на которую ссылаются в письме ГНС от 21.01.94 N НП-4-01/11н.

Учитывая вышеизложенное, кредитные организации до выхода новых совместных указаний Министерства по налогам и сборам РФ, Минфина РФ и ЦБР о порядке определения предельных размеров представительских расходов, расходов на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров руководствуются вышеназванным письмом.


А.А. Глинкин,

Заместитель руководителя Управления,

государственный советник налоговой службы III ранга


22 февраля 2000 г.



Газета "Московский налоговый курьер"


Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"

Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати


Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1

mnk01@sq97.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение