Вопрос: В 1999 г. я выкупил часть нежилого помещения для осуществления нотариальной деятельности. Учитывая, что в соответствии с Основами законодательства РФ "О нотариате" нотариус не является юридическим лицом. Правомерно ли применение норм, указанных в Положении о составе затрат, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 г. N 552, предусмотренных для предприятий и организаций по отношению к нотариусу. Прошу разъяснить, как, за какой срок и в каком размере затраты на выкуп помещения исключаются из налогооблагаемого дохода; может ли быть учтена сумма уплаченного мною налога с продаж в счет уплаты подоходного налога с физических лиц? ("Московский налоговый курьер", N 7, июль 2000 г.)

В связи с тем, что в Инспекции Министерства по налогам и сборам N 19 по ВАО г. Москвы мне не смогли ответить на ряд вопросов, связанных с налогообложением, прошу разъяснить следующее:

1. В 1999 г. мною выкуплена часть нежилого помещения для осуществления нотариальной деятельности. Учитывая, что в соответствии с Основами законодательства РФ "О нотариате" нотариус не является юридическим лицом, правомерно ли применение норм, указанных в Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 г. N 552, предусмотренных для предприятий и организаций, по отношению к физическому лицу - нотариусу. Не может ли в данном случае применяться по аналогии норма закона об исключении из налогооблагаемого дохода сумм, затраченных на покупку физическим лицом квартиры, если никак иначе этот вопрос законодательством не регулируется. Прошу разъяснить, каким образом, за какой срок и в каком размере затраты на выкуп помещения исключаются из налогооблагаемого дохода.

2. В 1999 г. по требованию Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 19 по ВАО г. Москвы мной уплачен налог с продаж с предполагаемого дохода. В настоящий момент установлено, что нотариусы не должны уплачивать налог с продаж. Прошу разъяснить, может ли быть учтена сумма уплаченного мною налога с продаж в счет уплаты подоходного налога с физических лиц.

3. Должен ли быть увеличен состав моих расходов на общую сумму тарифов за совершение нотариальных действий для льготных категорий лиц, освобожденных от уплаты тарифа, учитывая положения, изложенные в Определении Конституционного суда РФ от 4 марта 1999 г.?

ГАРАНТ:

См. также письмо Управления МНС по г.Москве от 24 марта 2000 г. N 09-11/11346


1. 1999 году нотариусом, занимающимся частной практикой, выкуплена часть нежилого помещения для осуществления нотариальной деятельности. Каким образом затраты на выкуп помещения исключаются из налогооблагаемого дохода?

При налогообложении доходов, полученных нотариусами, занимающимися частной практикой, следует руководствоваться разделом 4 Инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц".

В соответствии с пунктом 42 названной выше инструкции для целей налогообложения в состав расходов включаются фактически произведенные и документально подтвержденные плательщиком расходы, непосредственно связанные с получением дохода.

Состав расходов, связанных с извлечением дохода, определяется применительно к Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552. Согласно подпункту "х" пункта 2 этого Постановления в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов.

В соответствии с Положением о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденным Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР, Госстроем СССР, от 29 декабря 1990 г. N Вг-21-Д/144/17-24/4-73 (N Вг-9-Д) основные фонды представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей, действующих в натуральной форме в течение длительного времени как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.

В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" от 08.05.1996 года N 685 в состав имущества, подлежащего амортизации для целей налогообложения, включается имущество, стоимость которого превышает 100-кратный размер установленного законодательством Российской Федерации минимального размера месячной оплатытруда, полезный срок использования которого более одного года. Нежилые здания, сооружения и их структурные компоненты относятся к имуществу, подлежащему амортизации.

Нормы и правила амортизационных отчислений утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР", а также Указом Президента Российской Федерации от 08.05.1996 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины". Годовые нормы амортизации зданий, в том числе нотариусов, занимающихся частной практикой, составляют 6 процентов от стоимости приобретенного нежилого помещения, используемого для осуществления нотариальной деятельности.

2. В настоящее время установлено, что нотариусы не должны уплачивать налог с продаж. Может ли быть зачтена сумма уплаченного налога с продаж в счет уплаты подоходного налога?

Излишне уплаченной суммой следует считать разницу между суммой авансового платежа по налогу с продаж и суммой налога с продаж, взысканной с граждан и юридических лиц. Зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога с продаж следует производить в соответствии с главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и подпунктом 8 статьи 4 Закона города Москвы от 17 марта 1999 года N 14 "О налоге с продаж" сумма налога с продаж зачисляется в доход бюджета города Москвы (далее - городской бюджет).

Сумма излишне уплаченного налога с продаж в соответствии с пунктом 5 статьи 78 главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате подоходного налога, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

Так как в 1999 году сумма уплачиваемого подоходного налога направлялась в установленных процентах как в городской, так и в федеральный бюджет, то сумма излишне уплаченного налога с продаж в 1999 году может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате подоходного налога только в городской бюджет по письменному заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа.

3. Должен ли быть увеличен состав расходов нотариуса, занимающегося частной практикой, на общую сумму тарифов за совершение нотариальных действий для льготных категорий лиц, освобожденных от уплаты тарифа?

В соответствии с частью 2 и частью 4 статьи 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате за выполнение нотариальных действий нотариус, занимающийся частной практикой, взимает плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе. Полученные денежные средства остаются в распоряжении нотариуса.

Льготы для физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством о государственной пошлине, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий, составлении проектов документов, выдаче копий и выполнении технической работы как нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, так и нотариусами, занимающимися частной практикой.

Из указанных норм следует, что при обращении к частному нотариусу лиц, для которых законом предоставлены льготы при уплате государственной пошлины, они не уплачивают нотариусу тариф. Таким образом, частный нотариус за счет собственных средств в виде неполученного тарифа (дохода) обеспечивает указанные льготы.

Согласно подпункту "а" пункта 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 11.02.1993 N 4463-1 "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации поручено привести свои решения в соответствие с указанными Основами. При этом следует иметь в виду, что при исчислении подоходного налога с нотариуса, занимающегося частной практикой, состав его расходов увеличивается на общую сумму тарифов за совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов, выполнение технической работы в отношении лиц, предусмотренных частью четвертой статьи 22 указанных Основ. Общая сумма тарифов за совершение указанных действий исчисляется из ставок государственной пошлины за аналогичные действия в государственной нотариальной конторе.

На основании вышеизложенного, а также письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.01.2000 N 08-2-01/41 в состав расходов нотариуса, занимающегося частной практикой, включаются невзысканные суммы тарифов за совершение нотариальных действий в отношении лиц, которым законодательством предоставлены льготы по уплате государственной пошлины.


А.А. Родионов,

Заместитель руководителя Управления,

государственный советник налоговой службы II ранга


24 марта 2000 г.



Газета "Московский налоговый курьер"


Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"

Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати


Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1

mnk01@sq97.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.