Учетная политика организации на 2001 год (М. Киселев, "Финансовая газета", N 1-2, январь 2001 г.)

Учетная политика организации на 2001 год


Учетная политика организации является основным документом, регламентирующим ведение бухгалтерского учета и порядок налогообложения. При формировании учетной политики организации необходимо иметь в виду, что согласно приказу Минфина России от 31.10.2000 г. N 94н с 1 января 2001 г. вводится новый План счетов бухгалтерского учета. Переход на новый План счетов в соответствии с п.2 приказа N 94н разрешается в течение всего 2001 г. по мере готовности организации.

Рассмотрим основные требования, предъявляемые законодательством при составлении учетной политики на 2001 г.

Согласно п.3 ст.5 Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

В положении по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утвержденном приказом Минфина России от 9.12.98 г. N 60н, указано, что под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика принимается до наступления нового финансового года и применяется последовательно из года в год. В соответствии с п.16 ПБУ 1/98 изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Формирование учетной политики осуществляется на основе следующих основных допущений.

1. Имущественная обособленность. Указанное требование вытекает из п.2 ст.8 Закона N 129-ФЗ, согласно которому имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. Данное допущение означает, что на балансе предприятия должно учитываться только то имущество, которое согласно закону или договору ему принадлежит. Пожалуй, единственным исключением из данного правила в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.10.98 г. N 164-ФЗ "О лизинге" является учет на балансе имущества, предоставленного по договору лизинга.

2. Непрерывная деятельность. Данное допущение заимствовано из требований, заложенных в международном стандарте финансовой отчетности (МСФО 1). Согласно этому требованию руководство предприятия в процессе формирования своего мнения осведомлено о существующих неопределенностях, связанных с событиями и условиями, которые могут вызвать значительные затруднения в осуществлении своей деятельности в дальнейшем. Эти определенности должны быть обязательно отражены в учетной политике. Стоит заметить, что, к сожалению, в настоящее время данное требование не может быть выполнено в полном объеме, так как в России еще отсутствует сложившаяся культура оповещения заинтересованных лиц о грозящем банкротстве или иных негативных последствиях.

3. Последовательность применения учетной политики. Осуществление данного требования обеспечивает определенную стабильность при ведении бухгалтерского учета. Однако, как уже отмечалось выше, при внесении координальных изменений в нормативные акты по бухгалтерскому учету учетная политика может быть изменена или дополнена.

4. Временная определенность фактов хозяйственной деятельности. Данное требование предполагает, что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от момента их оплаты и времени поступления. Аналогичное требование также содержится в п.12 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.92 г. N 552. Исключением из правил являются малые предприятия, которым в соответствии с приказом Минфина России от 21.12.98 г. N 64н "О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства" разрешено ведение бухгалтерского учета кассовым методом. Согласно этому методу факты хозяйственной деятельности принимаются к бухгалтерскому учету по мере их оплаты независимо от времени, к которому они относятся.

Учетная политика организации оформляется организационно-распорядительным документом, приказом или распоряжением руководителя. В ней рассматриваются вопросы, решение которых в соответствии с действующим законодательством многовариантно. Особое внимание в приказе об учетной политике следует уделить положениям, которые неоднозначно трактуются действующим законодательством. Как следует из п.1 ПБУ 1/98, формирование учетной политики представляет собой не только выбор, но и обоснование такого выбора.

В приказе об учетной политике можно условно выделить три раздела, каждый из которых включает ряд элементов. Ниже приведены названия этих разделов и их составляющие.


Преамбула к учетной политике


В этой части указываются основные нормативные документы, которыми руководствуется главный бухгалтер при ведении бухгалтерского учета в организации. Там же фиксируются ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета в организации. В соответствии с Законом N 129-ФЗ в организации ответственными являются:

за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций - руководитель организации;

за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности - главный бухгалтер организации.


Выбранные варианты методики учета


В этом разделе отражаются принципы организации бухгалтерского учета в организации.

1.1. Порядок учета МБП и основных средств, начисление амортизации по МБП и основным средствам. В соответствии с п.50 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н (в ред. от 30.12.99 г. N 107н), не относятся к основным средствам и учитываются в организациях в составе средств в обороте:

предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев независимо от их стоимости;

предметы стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного установленного законодательством Российской Федерации минимального размера месячной оплаты труда за единицу (исходя из их стоимости, предусмотренной в договоре) независимо от срока их полезного использования, за исключением сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента, оружия, а также рабочего и продуктивного скота, которые относятся к основным средствам независимо от их стоимости.

Руководитель организации имеет право установить меньший лимит стоимости предметов для принятия к бухгалтерскому учету в составе средств в обороте. При этом следует отметить, что в п.5 положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/98), утвержденного приказом Минфина России от 15.06.98 г. N 25н, указано, что материально-производственные запасы (МПЗ) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. В фактической себестоимости МБП учитываются все затраты предприятия на их приобретение за исключением НДС и других возмещаемых налогов. Основные средства также отражаются в бухгалтерском учете по их фактической себестоимости, в которой НДС и другие возмещаемые налоги не учитываются.

Таким образом, при определении стоимости приобретенного имущества в целях его отнесения к МБП или основным средствам НДС не учитывается, если сумма этого налога возмещается из бюджета. Если же организация пользуется льготой по НДС, то приобретенное имущество отражается в бухгалтерском учете по его покупной стоимости с учетом НДС. В этом случае при решении вопроса об отражении имущества в составе основных средств или МБП его стоимость определяется также с учетом НДС*(1).

Амортизация МБП, переданных в производство или эксплуатацию, рассчитывается по их видам одним из следующих способов перенесения стоимости:

линейный способ - исходя из фактической себестоимости предмета и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования;

способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) - исходя из количества продукции (работ), производимой (выполняемой) с использованием предмета в отчетном периоде и соотношения фактической себестоимости предмета и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования;

процентный способ - исходя из фактической себестоимости предмета и ставки в 50% или 100% при передаче предмета в производство или эксплуатацию. При этом в первом случае оставшиеся 50% начисляются при выбытии предмета из-за невозможного использования (непригодности) из производства или эксплуатации. Применение одного из способов по конкретному предмету производится в течение всего срока его использования.

Вместе с тем приказом N 94н установлено, что МБП учитываются на счете 10 "Материалы", субсчет 10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности". Фактический расход материалов в производстве или для других хозяйственных целей отражается по кредиту счета 10 "Материалы" в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) и другими соответствующими счетами. План счетов не содержит требования ни о сроке использования МБП, ни о суммовой категории для отнесения того или иного предмета к МБП. Однако сама природа счета 10 "Материалы" подразумевает одномоментное списание расходов на затраты. Следовательно, начиная с 1 января 2001 г. ни компьютерная техника, ни иные МПЗ, которые не могут быть одномоментно потреблены, должны учитываться в составе основных средств, а не в составе МБП. Таким образом, предусмотренные ПБУ 5/98 виды списания МБП предприятиями, перешедшими на новый План счетов, не могут быть использованы. В связи с тем что переходные положения от старого Плана счетов к новому в настоящее время не определены Минфином России, по нашему мнению, предприятиям, не перешедшим с 1 января 2001 г. на новый План счетов, целесообразно предусмотреть в учетной политике процентный способ (исходя из фактической себестоимости предмета и ставки в 100% при передаче предмета в производство или эксплуатацию). Во избежание конфликтов с налоговыми органами по вопросу уплаты налога на имущество представляется целесообразным относить на счет 12 "МБП" до момента перехода на новый План счетов предметы, которые могут быть одномоментно потреблены или употребляться в течение одного года.

Предметы, не отнесенные к МБП учитываются в организациях в составе основных средств. Для целей бухгалтерского учета амортизация основных средств может начисляться следующими способами:

уменьшаемого остатка;

линейным;

списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг). При этом организация может предусмотреть в учетной политике сразу несколько способов начисления амортизации основных средств. Однако по одной и той же группе объектов может использоваться только один способ амортизации.

При способе уменьшаемого остатка годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, устанавливаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации. В основе метода лежит положение, что эффективность использования средств в первый год эксплуатации больше, чем в последний, так как исчерпывается ресурс работы основного средства, увеличиваются расходы на ремонт и т.д.

Коэффициент ускорения применяется по перечню высокотехнологичных отраслей и эффективных видов машин и оборудования, устанавливаемому федеральными органами исполнительной власти.

По движимому имуществу, составляющему объект финансового лизинга и относимому к активной части основных средств, может применяться в соответствии с условиями договора лизинга коэффициент ускорения не выше 3.


Пример 1. Приобретено основное средство стоимостью 10 000 руб. со сроком полезного использования 10 лет. Годовая норма амортизации составляет 60%.

Годовая норма амортизации рассчитывается по формуле:


                A = 1 - корень n-й степени из (S / C)

где n - срок службы основного средства;

S и С - ликвидационная и первоначальная стоимость основного средства соответственно.


Год эксплуатации
основного средства
Амортизационные
отчисления, руб.
Остаточная
стоимость, руб.
1-й 6 000 (10 000 х 60%) 4 000(10 000 6 000)
2-й 2 400 (4 000 х 60%) 1600(4 000-2 400)
3-й 960 (1 600 х 60%) 640(1 600-960)
4-й 384 (640 х 60%) 256 (640-384) и т.д.

Средняя сумма начисленного износа по основному средству за год составит согласно условиям примера (6000 + 2400 + 960 +384) : 4) = 2436 руб., т.е. получится равной сумме ежегодных амортизационных отчислений при методе равномерного начисления амортизации.

При линейном способе годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, рассчитанной с учетом срока полезного использования этого объекта.


Пример 2. Приобретено основное средство стоимостью 12 000 руб. со сроком полезного использования 10 лет. Годовая норма амортизационных отчислений - 10%. Годовая сумма амортизационных отчислений составит (12 000 х 10 : 100) = 1200 руб.

При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовая сумма амортизационных отчислений определяется из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового отношения, в числителе которого - число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока службы объекта.


Пример 3. Приобретено основное средство стоимостью 10 000 руб. Число лет службы основного средства в обратном порядке составит 4, 3, 2, 1. Кумулятивное число - сумма чисел составит 1 + 2 + 3 + 4 = 10.


Год
эксплуатации
оружия
Амортизационные
отчисления, руб.
Накопительный
износ, руб.
Остаточная
стоимость, руб.
1-й = 3898(9744 х 4/10) 3898 6102(10000-3898)
2-й = 2923(9744 х 3/10) 6821 3179(10000-6821)
3-й = 1949(9744 х 2/10) 8770 1230(10000-8770)
4-й = 974(9744 х 1/10) 9744 256

Таким образом, при применении метода суммы чисел лет в конце предполагаемого срока службы получается 256 руб. - расчетная ликвидационная стоимость основного средства, как и при расчете методом уменьшаемого остатка. Из примера видно, что наибольшая сумма амортизационных отчислений по основному средству начисляется в первый год эксплуатации, затем из года в год она уменьшается. Накопленная сумма износа возрастает по годам незначительно, а остаточная стоимость основного средства каждый год уменьшается на сумму амортизации до тех пор, пока она не достигнет ликвидационной стоимости, а если такой нет, то нулевой отметки.

А способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг) покажем на примере.


Пример 4. Приобретено основное средство стоимостью 10 000 руб. Указанное основное средство рассчитано на выпуск 10 млн изделий. Следовательно, по мере выпуска, cкажем, 1 млн изделий износ основного средства составит 10% (1000 руб.).

В соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации от 13.12.91 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" и разъяснениями МНС России от 4.05.2000 г. N 04-3-07/398 налогом на имущество облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, МБП для целей налогообложения учитываются по остаточной стоимости вне зависимости от порядка отражения сумм износа по счетам бухгалтерского учета.

По мнению ГНИ по г. Москве (письмо от 1.04.99 г. N 11-13/9462), основанному на письме МНС России от 26.03.99 г. N 04-3-07/70, в целях налогообложения в себестоимость продукции можно включать только суммы амортизации, начисленные по Единым нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов народного хозяйства СССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 г. N 1072, Положением о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденным Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР и Госстроем СССР 29.12.90 г. N ВГ-21-д. Указанное требование действует и в отношении налога на имущество. Единые нормы предусмотрены в основном для линейного способа начисления амортизации, за исключением некоторых групп основных средств. Например, по некоторым видам автомобильного транспорта амортизация начисляется в зависимости от их пробега.

Следует обратить внимание также на письмо Минэкономики России от 17.01.2000 г. N МВ-32/6-51, согласно которому Минэкономики России как органу федеральной исполнительной власти постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.94 г. N 967 "Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов" предоставлено право устанавливать перечень высокотехнологичных отраслей и эффективных видов машин и оборудования, по которым применяется механизм ускоренной амортизации. Исходя из изложенного Минэкономики России считает возможным отнести персональные компьютеры к активной части основных средств, на которые распространяется механизм ускоренной амортизации. При введении ускоренной амортизации применяется равномерный (линейный) метод ее начисления, в соответствии с которым утвержденная в установленном порядке норма годовых амортизационных отчислений увеличивается на коэффициент ускорения в размере не выше 2.

Таким образом, независимо от предусмотренного в учетной политике порядка начисления амортизации главный бухгалтер должен помнить, что для целей налогообложения применяется линейный метод по нормам, предусмотренным Едиными нормами амортизационных отчислений, однако по компьютерной технике для целей налогообложения норма амортизационных отчислений может применяться с коэффициентом ускорения 2.

При исчислении износа для малых предприятий есть исключение. Постановлением N 967 в целях стимулирования обновления машин и оборудования малым предприятиям в первый год функционирования предоставлялось право списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы свыше 3 лет.

Федеральным законом от 14.06.95 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" установлено, что субъекты малого предпринимательства вправе списывать дополнительно амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных средств со сроком полезного использования более 3 лет. Указанная норма не предусматривает каких-либо ограничений дополнительного списания амортизационных отчислений. В связи с этим субъект малого предпринимательства, по мнению Департамента налоговой политики Минфина России, изложенному в письме от 3.11.99 г. N 04-02-05/1а, имеет право дополнительно списывать до 50% первоначальной стоимости указанных выше основных средств единовременно после их принятия к бухгалтерскому учету.

Особое внимание на порядок начисления амортизации следует обратить некоммерческим организациям. В соответствии с письмом МНС России от 3.11.2000 г. N ВГ-6-02/850@ "О порядке определения некоммерческими организациями с 1 января 2000 г. состава расходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой прибыли" некоммерческие организации после 1 января 2000 г. могут начислять износ по основным средствам, приобретенным за счет средств от предпринимательской деятельности и используемым в целях осуществления данной деятельности по нормативам, установленным Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов народного хозяйства СССР.

С 1 октября 1998 г. любая организация может также применять понижающие коэффициенты к установленным нормам (п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 24.06.98 г. N 627 "Об уточнении порядка расчета амортизационных отчислений и переоценке основных фондов").

Подводя итог сказанному, отметим, что организации в своей учетной политике следует отразить следующие основные моменты:

способы оценки основных средств и МБП;

сроки и способы начисления амортизации по отдельным группам основных средств.

1.2. Порядок учета и начисление амортизации по нематериальным активам. К нематериальным активам в соответствии с положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2000), утвержденным приказом Минфина России от 16.10.2000 г. N 91н, относятся:

исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;

имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

исключительное право патентообладателя на селекционные достижения;

деловая репутация организации.

Нематериальные активы, как основные средства и МПЗ, приходуются на баланс в сумме фактических затрат на их приобретение. Список таких расходов приведен в п.6 ПБУ 14/2000.

При оплате приобретенного нематериального актива неденежными средствами его стоимость принимается к бухгалтерскому учету исходя из стоимости товара (работ, услуг), переданного (переданных) или подлежащего (подлежащих) передаче организацией. Стоимость приобретенных нематериальных активов не подлежит изменению, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Следует отметить, что в настоящее время такие случаи действующим законодательством для нематериальных активов не определены.

Приобретенные нематериальные активы амортизируются начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия их к бухгалтерскому учету, одним из следующих способов:

линейный способ;

способ уменьшаемого остатка;

способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Представленные способы полностью соответствуют способам начисления амортизации по основным средствам. Порядок их применения подробно изложен выше.

Следует отметить, что согласно п.16 ПБУ 14/2000 амортизация по нематериальным активам начисляется ежемесячно в размере 1/12 независимо от применяемого способа начисления амортизации. Неясно, как правильно начислять износ по нематериальным активам: верно, что независимо от способа начисления амортизации как и по основным средствам для целей налогообложения применяется норматив в размере 1/12. Кстати, указанное требование содержится в п.п."ц" п.2 Положения о составе затрат, согласно которому амортизация нематериальных активов включается в себестоимость по нормам, рассчитываемым организацией исходя из их первоначальной стоимости и срока полезного использования. Таким образом, в целях налогообложения амортизация нематериальных активов может включаться в себестоимость только в сумме, начисленной линейным способом.

Поэтому до опубликования разъяснений Минфина России по данному вопросу и во избежание конфликтных ситуаций с налоговыми органами, по нашему мнению, в учетной политике целесообразно предусмотреть равномерное списание износа на издержки обращения. При этом срок полезного использования может быть установлен исходя из срока действия патента или ожидаемого срока использования объекта нематериального актива. Если установить срок использования нематериального актива невозможно, то он должен амортизироваться в расчете на 20 лет (согласно ПБУ 14/2000 это касается и организационных расходов).

Подводя итог сказанному, отметим, что предприятию в своей учетной политике следует отразить следующие основные моменты:

способы оценки нематериальных активов, как приобретенных за деньги, так и полученных за неденежные средства;

сроки начисления амортизации по отдельным группам;

способы начисления амортизации по отдельным группам нематериальных активов;

способы отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по нематериальным активам.

1.3. Способы оценки МПЗ (материалов, товаров, готовой продукции). Согласно п.58 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации материальные ценности (сырье, материалы, топливо, товары и т. п.) отражаются в бухгалтерском учете по их фактической себестоимости.

Фактическая себестоимость приобретенных МПЗ формируется в соответствии с требованиями п.6 ПБУ 5/98.

Фактическая себестоимость МПЗ при их изготовлении силами организации определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством этих запасов. Учет и формирование затрат на производство МПЗ осуществляются организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции.

Фактическая себестоимость МПЗ, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Это требование вытекает из Федерального закона от 26.12.95 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", а также из Федерального закона от 8.02.98 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Фактическая себестоимость МПЗ, полученных организацией безвозмездно, определяется исходя из их рыночной стоимости на дату оприходования. Это требование вытекает из ст.11 Закона N 129-ФЗ.

В том случае, если предприятие при приобретении МПЗ использует счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и счет 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей", данное условие должно быть обязательно отражено в учетной политике.

В соответствии с п.15 ПБУ 5/98 при отпуске материально-производственных запасов в производство и ином выбытии их оценка производится организацией одним из следующих методов:

по себестоимости каждой единицы;

по средней себестоимости.

Себестоимость списываемых МПЗ определяется путем умножения количества выбывших МПЗ на среднюю себестоимость одной МПЗ данного вида. Средняя себестоимость одного вида МПЗ рассчитывается как частное от деления себестоимости МПЗ данного вида на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим МПЗ в этом месяце.


Пример 5.


Дата Приход Расход Остаток
коли-
че-
ство
цена за
едини-
цу,
руб.
сумма,
тыс.
руб.
коли-
че-
ство
цена за
едини-
цу,
руб.
сумма,
тыс.
руб.
коли-
чество
цена за
едини-
цу,
руб.
сумма,
тыс.
руб.
Остаток
на 1-е
число
100 100 10,0 - - - 100 100 10,0
10-е 50 100 5,0 60 - - 90 - -
15-е 60 110 6,6 100 - - 50 - -
20-е 80 120 9,6 - - - 130 - -
Итого 290 - 31,2 160 107,6 17,2 130 107,6 14,0

Средняя себестоимость одного вида МПЗ:

(10,0 тыс. руб. + 5,0 тыс. руб. + 6,6 тыс. руб. + 9,6 тыс. руб.) / 290 = 107,6 руб.

Себестоимость остатка МПЗ на конец месяца:

130 х 107,6 руб. = 14,0 тыс. руб.

Себестоимость выбывших МПЗ:

31,2 тыс. руб. - 14,0 тыс. руб. = 17,2 тыс. руб., или 160 х 107,6 руб. = 17,2 тыс. руб.

Этот метод можно также применять в течение месяца на каждую дату выбытия МПЗ в течение месяца, используя оценку остатка МПЗ, определенную по методу средней себестоимости, на дату предшествующей операции (так называемый метод скользящей средней себестоимости).

По себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО). Себестоимость списываемых МПЗ принимается в сумме, равной себестоимости первых приобретенных аналогичных МПЗ.

Оценка МПЗ при методе ФИФО основана на допущении, что МПЗ выбывают в течение месяца в последовательности их поступления (приобретения), т.е. МПЗ, первыми поступившие в списание, должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретения с учетом себестоимости МПЗ, числящихся на начало месяца. При применении этого метода оценка МПЗ, находящихся в остатке на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретения, а в себестоимости выбытия МПЗ учитывается себестоимость ранних по времени приобретения.

Себестоимость выбывших МПЗ определяется путем вычитания из суммы себестоимости остатков МПЗ на начало месяца и себестоимости поступивших за месяц МПЗ себестоимости остатка МПЗ на конец месяца.


Пример 6.


Дата Приход Расход Остаток
коли-
че-
ство
цена за
едини-
цу,
руб.
сумма,
тыс.
руб.
коли-
че-
ство
цена за
едини-
цу,
руб.
сумма,
тыс.
руб.
коли-
чество
цена за
едини-
цу,
руб.
сумма,
тыс.
руб.
Остаток
на 1-е
число
100 100 10,0 - - - 100 - -
10-е 50 100 5,0 60 - - 90 - -
15-е 60 110 6,6 100 - - 50 - -
20-е 80 120 9,6 - - - 130 - -
Итого 290 107,6 31,2 160 100,6 16,1 130 116,2 15,1

Себестоимость остатка МПЗ на конец месяца исходя из себестоимости по последним поступлениям:

80 х 120 руб. + 50 х 110 руб. = 15,1 тыс. руб.

Себестоимость выбывших МПЗ:

31,2 тыс. руб. - 15,1 тыс. руб. = 16,1 тыс. руб.

Себестоимость единицы выбывших МПЗ:

16,1 тыс. руб. / 160 = 100,6 руб.

Этот метод можно также применять в течение месяца на каждую дату выбытия МПЗ в течение месяца, используя оценку остатка МПЗ, определенную по методу ФИФО, на дату предшествующей операции (так называемый метод скользящей ФИФО).

По себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ЛИФО).

Себестоимость выбывших МПЗ принимается в сумме, равной себестоимости последних приобретенных аналогичных МПЗ. Оценка МПЗ при методе ЛИФО основана на допущении, что МПЗ, первыми выбывшие, должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности по времени приобретения. При применении этого метода оценка МПЗ, находящихся в остатке на конец месяца, производится по фактической себестоимости ранних по времени приобретений, а в себестоимости выбытия МПЗ учитывается себестоимость последних по времени приобретений.

Себестоимость выбывших МПЗ определяется путем вычитания из суммы себестоимости остатков МПЗ на начало месяца и себестоимости поступивших за месяц МПЗ себестоимости остатка МПЗ на конец месяца.


Пример 7.


Дата Приход Расход Остаток
коли-
че-
ство
цена за
едини-
цу,
руб.
сумма,
тыс.
руб.
коли-
че-
ство
цена за
едини-
цу,
руб.
сумма,
тыс.
руб.
коли-
чество
цена за
едини-
цу,
руб.
сумма,
тыс.
руб.
Остаток
на 1-е
число
100 100 10,0 - - - 100 - -
10-е 50 100 5,0 60 - - 90 - -
15-е 60 110 6,6 100 - - 50 - -
20-е 80 120 9,6 - - - 130 - -
Итого 290 107,6 31,2 160 113,8 18,2 130 116,2 13,0

Используются данные из примера 6.

Себестоимость остатка МПЗ на конец месяца исходя из затрат по первым поступлениям:

100 х 100 руб. + 30 х 100 руб. = 13,0 тыс. руб.

Себестоимость выбывших МПЗ:

31,2 тыс. руб. - 13,0 тыс. руб. = 18,2 тыс. руб.

Себестоимость единицы выбывших МПЗ:

18,2 тыс. руб. / 160 = 113,8 руб.

Этот метод можно также применять в течение месяца на каждую дату выбытия в течение месяца, используя оценку остатка МПЗ, определенную по методу ЛИФО, на дату предшествующей операции (так называемый метод скользящей ЛИФО).

Применение одного из методов по конкретному наименованию производится в течение отчетного года.

1.4. Оценка товаров (для организаций и подразделений розничной торговли). Товары, приобретенные организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения (в этом случае покупная стоимость товаров отражается на счете 41 "Товары"). Организациям, осуществляющим розничную торговлю, разрешается производить оценку приобретенных товаров по продажной (розничной) стоимости с отдельным учетом наценок (скидок) (в этом случае покупная стоимость товаров отражается на счете 41 "Товары", а разница между покупной и продажной стоимостью на счете 42 "Торговая наценка").

Таким образом, в разделе учет МПЗ учетной политики отразить следующие основные моменты:

способы оценки приобретенных МПЗ; в случае использования организацией счетов 15 и 16 следует это обязательно указать в учетной политике;

способы списания МПЗ - метод средней, метод ФИФО, метод ЛИФО;

для предприятий розничной торговли необходимо указать, используют ли они счет 42 "Торговая наценка".

1.5. Учет финансовых вложений. Все финансовые вложения начиная с 1 января 2001 г. в соответствии с приказом N 94н отражаются на счете 58 "Финансовые вложения" без предварительного учета, как это предусмотрено приказом Минфина России от 15.01.97 г. N 2 "О порядке отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами", на счете 08 "Капитальные вложения", субсчет "Вложения в ценные бумаги", в сумме фактических расходов. При этом фактическими расходами на приобретение ценных бумаг могут быть:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу;

суммы, уплачиваемые специализированным организациям и иным лицам за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ценных бумаг;

вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, с участием которых приобретены ценные бумаги;

расходы по уплате процентов по заемным средствам, используемым на приобретение ценных бумаг до принятия их к бухгалтерскому учету;

иные расходы, непосредственно связанные с приобретением ценных бумаг.

Для профессиональных участников рынка ценных бумаг приказом ФКЦБ России от 27.11.97 г. N 40 "Правила отражения профессиональными участниками рынка ценных бумаг и инвестиционными фондами в бухгалтерском учете отдельных операций с ценными бумагами" определен порядок списания ценных бумаг. В соответствии с требованиями п.2.4 этого приказа себестоимость реализованных и выбывших ценных бумаг определяется в соответствии с учетной политикой одним из следующих методов оценки: по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО), по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО). Профессиональные участники и инвестиционные фонды, производящие переоценку вложений в ценные бумаги, используют только метод средней себестоимости.

В течение отчетного года используется один метод оценки. В случае последующего изменения метода оценки причины этих изменений и оценка последствий их в стоимостном выражении подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности. Это требование, по нашему мнению, может быть распространено и на обычные предприятия, осуществляющие операции с ценными бумагами.

Таким образом, независимо от того, являются ли операции с ценными бумагами основным видом деятельности предприятия, в учетной политике обязательно должен быть определен метод списания ценных бумаг с балансового учета.

1.6. Учет кредитов и займов, учет валютных операций. В соответствии с требованием п.73 приказа N 34н по полученным займам и кредитам задолженность показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов. Согласно положению по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2000), утвержденному приказом N 2н, курсовая разница, возникающая при операциях с валютными ценностями, подлежит зачислению на финансовые результаты организации как внереализационные доходы или внереализационные расходы. Курсовая разница зачисляется на финансовые результаты организации по мере ее принятия к бухгалтерскому учету.

Минфин России в данных вопросах не оставляет предприятиям альтернативы, поэтому в учетной политике данные требования должны быть только зафиксированы.

Здесь следует отметить, что требование об отражении в бухгалтерском учете задолженности на конец отчетного периода (с учетом причитающихся процентов) применяется только для целей бухгалтерского учета. Для целей налогообложения в соответствии с п.п."с" п.2 Положения о составе затрат на себестоимость продукции (работ, услуг) относятся произведенные организацией затраты на оплату процентов по полученным кредитам банков, предоставляемым поставщиками (производителями работ, услуг) за поставленные МПЗ (выполненные работы, оказанные услуги). Эта позиция также изложена в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 8.10.96 г. N 1907/96, в котором указывается, что на себестоимость продукции (работ, услуг) в целях налогообложения прибыли могут относиться только фактически оплаченные проценты в пределах установленных норм.

1.7. Оценка незавершенного производства, выполнение работ долгосрочного характера и порядок отражения выпуска готовой продукции. На промышленных предприятиях, осуществляющих массовый или серийный выпуск продукции, в соответствии с п.64 приказа N 34н незавершенное производство может отражаться в бухгалтерском балансе:

по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;

по прямым статьям затрат;

по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

Если организация не ведет отдельный учет незавершенного производства, а списывает все произведенные расходы на себестоимость реализованной продукции, то это приводит к искажению финансовых результатов деятельности.

Для строительных организаций Инструкция по применению Плана счетов, утвержденная приказом N 94н, предусматривает два варианта ведения учета при выполнении работ долгосрочного характера: с применением счета 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам"*(2) и без применения счета 46. Ранее данный порядок применялся только в отношении работ долгосрочного характера (строительных, научных, геологических, проектных и т. п.). С 1 января 2000 г. этот порядок распространяется также на продукцию и услуги, что установлено п.13 положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99), утвержденного приказом Минфина России от 6.05.99 г. N 32н. Организациям, применяющим указанный порядок, следует учитывать, что при использовании счета 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам" они будут вынуждены уплачивать дополнительно налог на имущество с законченных самостоятельных этапов, принятых заказчиком.

1.8. Порядок учета общехозяйственных расходов. Организация может учитывать общехозяйственные расходы следующими способами:

расходы, учтенные на счете 26 "Общехозяйственные расходы", распределяются организацией по окончании отчетного периода между объектами калькулирования. Иными словами, списываются со счета 26 "Общехозяйственные расходы" на счета 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства";

общехозяйственные расходы относятся непосредственно в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" и не участвуют в формировании себестоимости отдельных объектов учета;

в соответствии с п.2.10 инструкции МНС России от 15.06.2000 г. N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности в общей сумме выручки.

По предприятиям, осуществляющим торговую деятельность, под выручкой от данного вида деятельности понимается валовая прибыль, определяемая как разность между ценой продажи и ценой покупки реализуемых товаров без НДС и акцизов. В письме ГНС России от 28.05.98 г. N 02-5-15/219 (ответ Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг) указывается, что выручкой от организации, занимающейся брокерской деятельностью, является сумма комиссионного вознаграждения, а дилерской - разница между продажной и покупной стоимостью ценных бумаг. Некоммерческие организации могут распределять общехозяйственные расходы пропорционально выручке от коммерческой деятельности и поступившим целевым финансированием. Помимо предложенных вариантов общехозяйственные расходы могут распределяться пропорционально прямым расходам по видам деятельности, фонду оплаты труда по видам деятельности и другими способами.

Порядок распределения общехозяйственных расходов должен быть отражен в учетной политике предприятия.

1.9. Способы ведения бухгалтерского учета для целей налогообложения. Помимо выбранных способов ведения бухгалтерского учета приказ организации об учетной политике может также устанавливать способы ведения учета для целей налогообложения. Основным элементом налоговой политики организации является выбор учета выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.

В соответствии с п.13 Положения о составе затрат организация может определять выручку от реализации продукции (работ, услуг) в целях налогообложения по мере поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу ("по оплате") или по мере отгрузки продукции и предъявления покупателям расчетных документов ("по отгрузке").

На практике выбранный организацией метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) применяется и при исчислении других налогов с выручки (например, налога на пользователей автомобильных дорог). Исключением является лишь налог с продаж, который исчисляется только после поступления оплаты.

Что касается внереализационных доходов, то ранее они учитывались в целях налогообложения по мере начисления, т.е. независимо от факта поступления денежных средств. Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 28.10.99 г. N 14-П было определено, что в составе налогооблагаемой прибыли учитываются только фактически полученные организацией внереализационные доходы (правда, данное постановление касается порядка учета штрафных санкций, присужденных, но еще не полученных банком-кредитором). Но, учитывая, что Закон Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" устанавливает единые требования определения налогооблагаемой прибыли для всех хозяйствующих субъектов, это решение Конституционного суда Российской Федерации можно распространить и на другие организации, а не только на кредитные учреждения. Что касается других внереализационных доходов и расходов, то в сноске к Справке о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли" (приложение N 4 к инструкции N 62), внереализационные доходы и расходы, поименованные в пп.14 и 15 Положения о составе затрат, учитываются для целей налогообложения по правилам бухгалтерского учета, т.е. по начислению.

1.10. Резервы предстоящих расходов и платежей. Согласно п.72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения организация может создавать резервы на:

предстоящую оплату отпусков работникам;

выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

выплату вознаграждения по итогам работы за год;

ремонт основных средств;

производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;

предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката;

гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;

покрытие иных предвиденных затрат и другие цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации и нормативными актами Минфина России;

резерв сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за реализованную продукцию (при создании этого резерва следует исходить из того, что в целях налогообложения он может создаваться только теми организациями, которые используют метод определения выручки от реализации для целей налогообложения по "отгрузке"; эти требования содержатся в письме Госналогслужбы Российской Федерации от 5.01.96 г. N ПВ-4-13/3н "О проверке правильности исчисления организациями налогооблагаемой базы");

резерв под обесценение вложений в ценные бумаги (этот резерв образует в конце отчетного года организация, имеющая вложения в акции других организаций, котирующиеся на бирже или на специальных аукционах, котировка которых регулярно публикуется, если рыночная стоимость акций ниже их балансовой стоимости); учет ведется по каждой ценной бумаге; в годовом бухгалтерском балансе долгосрочные финансовые вложения отражаются по рыночной стоимости (без корреспонденции по счетам бухгалтерского учета), т.е. увеличиваются на сумму резерва; в пассиве баланса сумма образованного резерва отдельно не отражается).

Неиспользованные суммы резервов подлежат обязательной инвентаризации. В силу объективных причин резервы могут расходоваться в течение длительного времени, и далеко не всегда они используются до конца отчетного года. Например, если ремонт основных средств, начавшийся в середине текущего года, продолжается и в следующем, то созданный по случаю ремонта и не израсходованный резерв также должен быть перенесен на следующий год. Такие резервы, переходящие из одного отчетного года в другой, обязательно отражаются в годовом балансе по отдельной строке. В Положении о составе затрат прямо указан только резерв на ремонт основных средств (ремонтный фонд). Другие резервы упомянуты вскользь как относящиеся к элементу "Прочие затраты". Нормативные акты запрещают иметь остаток на конец года лишь по резерву на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства.

Поэтому во избежание недоразумений с налоговой инспекцией бухгалтеру необходимо позаботиться об оформлении полного комплекта нужных документов. В первую очередь это - своевременно представленный в налоговую инспекцию приказ об учетной политике, содержащий раздел "Резервы". Кроме того, необходимы распоряжение руководства о создании резерва на текущий год и утвержденная смета предстоящих расходов. Особенно надо следить за обоснованием переноса резервов на следующий год.

Заметим, что Законом N 2116-1 не предусматривается льготирование сумм, направленных на формирование резервов, кроме резерва на ремонт основных средств. В соответствии с разъяснениями налоговых органов (письмо Госналогслужбы России от 30.08.96 г. N ВГ-6-13/616 "По отдельным вопросам учета и отчетности для целей налогообложения") на затраты производства для целей налогообложения относятся фактическая оплата очередных и дополнительных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск, а не образованный резерв на отпуска. Резерв на предстоящую оплату отпусков отчетного периода начисляется в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства и обращения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для целей налогообложения на сумму созданных резервов необходимо увеличить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Соответствующая корректировка производится по строке 4.6, п.п."л" п.4.1 Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли" (приложение N 4 к инструкции N 62).

Выбранные варианты техники учета


В этом разделе организация отражает форму счетоводства, в соответствии с которой ведется учет на предприятии:

журнально-ордерной форме. Предприятия, использующие для учета единую журнально-ордерную форму счетоводства, утвержденную письмом Минфина СССР от 8.03.60 г. N 63 "Об инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства", применяют ее с учетом рекомендаций, изложенных в письме Минфина России от 24.07.92 г. N 59 "О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях";

мемориально-ордерной;

упрощенной.

В соответствии со ст.5 Закона N 88-ФЗ приказом N 64н введены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Согласно Федеральному закону от 29.12.95 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения Книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующими положениями о ведении бухгалтерского учета.

Образец формы Книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства утверждены приказом Минфина России от 22.02.96 г. N 18 "О форме Книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности".


Организационно-технический раздел


3.1. Организация учетной работы на предприятии. Согласно п.2 ст.6 Закона N 129-ФЗ в зависимости от объема учетной работы бухгалтерский учет в организации может осуществляться:

бухгалтерией как самостоятельным структурным подразделением;

бухгалтером, принятым на работу по трудовому договору и состоящим в штате организации;

специальной профессиональной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом на договорных началах;

руководителем лично.

К учетной политике могут прилагаться положение о бухгалтерской службе, должностные инструкции работников бухгалтерии, форма договора (контракта) с организацией или бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет, иные аналогичные документы.

Положение о бухгалтерской службе и должностные инструкции работников бухгалтерии обычно включают шесть разделов: общие положения; функции; права и обязанности; ответственность; взаимоотношения (служебные связи); организация работы.

3.2. График и правила документооборота. Согласно п.15 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации первичные учетные документы оформляются и передаются в бухгалтерию для отражения в бухучете в соответствии с утвержденным на предприятии графиком документооборота. Этот график разрабатывается под руководством главного бухгалтера и утверждается руководителем предприятия. В настоящее время порядок ведения документа в бухгалтерском учете регулирует приказ Минфина СССР от 29.07.83 г. N 105 "Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете".

График документооборота составляется в виде схемы или таблицы, в которой указываются ответственные за оформление, исполнение, обработку и проверку каждого документа, а также устанавливаются срок исполнения по нему и порядок передачи в архив. Отсутствие графика документооборота не влечет за собой административной или финансовой ответственности, но усложняет работу сотрудников бухгалтерии или, например, работников склада. Так, если приказом руководителя предприятия не установлено, кто из сотрудников имеет право отпускать товары со склада и кто ведет их учет, то отпуск продукции будет неупорядоченным и плохо контролируемым, а учет продукции - неточным. В этих условиях не исключается и возможность хищений.


Пример графика документооборота по предприятию, учреждению
Утверждено приказом N _____ от ______________


Наиме-
нова-
ние
доку-
мента
Создание документа Проверка документа Обработка
документа
Передача в
архив
коли-
чество
экзем-
пляров
ответст-
венный
за вы-
писку
ответ-
ствен-
ный за
оформ-
ление
ответст-
венный
за ис-
полнение
срок
испол-
нения
ответ-
ствен-
ный за
провер-
ку
кто
пред-
став-
ляет
поря-
док
пред-
став-
ления
срок
пред-
став-
ления
кто
испол-
няет
срок
испол-
нения
кто
испол-
няет
срок
пере-
дачи
Требо-
вание:
2 Цех ОМТС
бух-
галте-
рия
склад еже-
дневно
(до:
часов)
бухгал-
терия
1
экз.
цех
2
экз.
склад
при
отче-
те
при
ре-
естре
еже-
дневно
до:
часов)
бух-
галте-
рия
еже-
дневно
бух-
галте-
рия
по
исте-
чении
квар-
тала

Наличие правильно составленного графика документооборота и его соблюдение позволяют рационально распределить должностные обязанности между работниками, вести точный учет и своевременно составлять отчетность.

3.3. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств и т.п. В соответствии со ст.12 Закона N 129-ФЗ инвентаризация рассматривается как одно из обязательных условий, обеспечивающих достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности. Согласно п.5 ПБУ 1/98 с учетной политикой организации утверждаются порядок и сроки проведения инвентаризации. При этом помимо самостоятельно утверждаемых сроков проведения инвентаризации для предприятий п.2 ст.12 Закона N 129-ФЗ установлены обязательные случаи проведения инвентаризации:

при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

при смене материально ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации или ликвидации организации;

в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Не подлежит инвентаризации перед составлением годового отчета следующее имущество:

имущество, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;

основные средства, инвентаризация которых может проводиться один раз в три года;

библиотечные фонды, инвентаризация которых может проводиться один раз в пять лет;

имущество (товарные запасы) предприятий, расположенных в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Инвентаризация по указанному имуществу может производиться в период наименьших остатков.

Правила проведения инвентаризации определены в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 г. N 49.

В ходе инвентаризации осуществляются мероприятия, направленные на достижение целей инвентаризации, определенных в п.1.4 Методических указаний:

выявление фактического наличия имущества;

сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

проверка полноты отражения в учете обязательств.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на увеличение финансирования (фондов);

недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на уменьшение финансирования (фондов).

Порядок проведения и сроки проведения инвентаризации должны быть закреплены в учетной политике.

3.4. Формы первичных документов. В соответствии с Законом N 129-ФЗ первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Правительство Российской Федерации постановлением от 8.07.97 г. N 835 "О первичных учетных документах" возложило на Госкомстат России функции по разработке, утверждению и распространению альбомов унифицированных форм первичной учетной документации и их электронных версий, а также обязало Госкомстат России и Минфин России определить порядок поэтапного введения в организациях независимо от формы собственности, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, унифицированных форм первичной учетной документации.

Этот Порядок был утвержден постановлением Госкомстата России и Минфина России от 29.05.98 г., 18.06.98 г. N 57а/27н. Согласно Порядку с 1 января 1999 г. первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным Госкомстатом России по согласованию с Минфином России, Минэкономики России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Применение унифицированных форм первичной учетной документации регламентируется Порядком, утвержденным постановлением Госкомстата России от 24.03.99 г. N 20, в соответствии с которым в унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций), утвержденные Госкомстатом России, организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается.

Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации. Следует учесть, что согласно пунктам 8 и 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации такие формы первичных документов должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы); код формы; дата составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц и их расшифровки.

3.5. План счетов бухгалтерского учета. В соответствии со ст.6 Закона N 129-ФЗ, а также п.9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации каждая организация на основе утвержденного Минфином России Плана счетов бухгалтерского учета должна разработать собственный рабочий план счетов. В нем следует предусмотреть счета, необходимые для ведения в организации синтетического и аналитического учета. При этом дополнительные счета первого порядка, не предусмотренные в утвержденном Плане счетов, могут вводиться только по согласованию с Минфином России.


Переходные положения


В учетной политике предприятий, пожелавших в течение года перейти на новый План счетов, необходимо предусмотреть переходные положения, т.е. необходимо отразить порядок перехода от старого Плана счетов к новому. Рассмотрим кратко данный порядок.


Счет в соответствии с
приказом Минфина СССР
N 56
Счет в соответствии с
приказом Минфина России
N 94н

Примечания
06 "Долгосрочные
финансовые вложения"
58 "Финансовые вложения"
*(3)
Перенос производит-
ся на соответствую-
щие субсчета
08 "Капитальные
вложения", субсчет
"Вложения в ценные
бумаги"
58 "Финансовые вложения",
субсчет "Незаконченные
вложения в ценные бумаги"
 
12 "МБП"

предметы со сроком
службы менее 1 года;

предметы стоимостью на
дату приобретения не
более 100-кратного МРОТ
за единицу;

орудия лова, специальные
инструменты, сменное
оборудование, постельные
принадлежности,
многолетние насаждения,
выращиваемые в
питомниках в качестве
посадочного материала;

специальная одежда,
форменная одежда;



предметы,
предназначенные для
сдачи в прокат


10 "Материалы"


10 "Материалы" - предметы
сроком службы до 1 года
01 "Основные средства" -
все оставшиеся

01 "Основные средства"








10 "Материалы" - предметы
сроком службы до 1 года
01 "Основные средства" -
все оставшиеся

03 "Доходные вложения в
материальные ценности"
Износ по МБП пере-
носится в полном
объеме:
при переносе на
счете 01 "Основные
средства" на счет
02 "Амортизация ос-
новных средств*(3)"
(дебет 13, кредит
02);
при переносе на
счет 10 "Материалы"
в кредит счета 10
"Материалы"
(дебет 10, кредит
12; дебет 13, кре-
дит 10)
31 "Расходы будущих
периодов"
97 "Расходы будущих
периодов"
Переносятся опла-
ченные расходы, от-
носящиеся к будущим
периодам
40 "Готовая продукция" 43 "Готовая продукция" Для промышленных
предприятий
43 "Коммерческие
расходы"
44 "Расходы на продажу"
*(3)
Для торговых пред-
приятий
36 "Выполненные этапы по
незавершенным работам"
46 "Выполненные этапы по
незавершенным работам"
Для строительных,
научных и др.
56 "Денежные документы" 50 "Касса", субсчет
"Денежные документы" и др.




81 "Собственные акции
(доли)"
Переносится стои-
мость почтовых ма-
рок, марок государ-
ственной пошлины,
оплаченные авиаби-
леты, путевки и др.
Переносится стои-
мость акций и до-
лей, выкупленных у
участников, акцио-
неров
63 "Расчеты по
претензиям",
65 "Расчеты по
имущественному и личному
страхованию"
76 "Расчеты с разными
дебиторами и кредиторами"
В новом Плане сче-
тов происходит
объединение счетов.
Объединению также
подлежат счета 94 и
90, краткосрочные
кредиты и займы в
счет 66 "Расчеты по
краткосрочным кре-
дитам и займам",
счета 92 и 95 дол-
госрочные кредиты и
займы в счет 67
"Расчеты по долго-
срочным кредитам и
займам"

Перенесение остатков с одних счетов на другие при переходе на новый План счетов должен оформляться актом.

Ниже приведен условный пример учетной политики на 2001 г., которая может использоваться главным бухгалтером организации в качестве основы.


                                                                 Утверждаю
                                                      Генеральный директор
                                                        __________________

                                  Приказ N
         Об учетной политике ЗАО (ООО) "______________" на 2001  г.

 г. Москва                                                20 декабря 2000 г.

                           Нормативные документы,
             регулирующие вопросы учетной политики предприятия

1. Основными нормативными документами, регулирующими вопросы учетной политики предприятия, являются следующие:

Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г. N 129-ФЗ;

Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина России от 9.12.98 г. N 60н;

приказ Минфина России от 28.06.2000 г. N 60н "О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации";

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н;

Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/97), утвержденное приказом Минфина России от 3.09.97 г. N 65н;

Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 20.07.98 г. N 33н;

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденные Роскомторгом и Минфином России 20.04.95 г. N 1-550/32-2;

Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденные письмом Роскомторга от 10.07.96 г. N 1-794/32-5;

Типовые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости научно-технической продукции, утвержденные приказом Миннауки России от 15.07.94 г. N ОР-22-2-4.

Основными задачами бухгалтерского учета являются: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, обеспечение контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами, своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" ответственными являются:

за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций - руководитель организации;

за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности - главный бухгалтер организации.


I. Выбранные варианты методики учета


1.1. Порядок учета товаров и товарно-материальных ценностей.

1.1.1. Товары, приобретаемые для реализации и сбыта, учитываются по покупной стоимости.

1.1.2. С целью определения фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, используется вариант оценки материалов по средневзвешенной себестоимости материальных ценностей.

1.1.3. Материальные ценности приходуются на балансовом счете 10 "Материалы" по цене приобретения с учетом расходов, поименованных в ПБУ 5/98.

1.2. Учет основных средств.

1.2.1. Стоимость основных средств погашается путем начисления амортизации. Амортизация объектов основных средств производится по линейному способу.

1.2.2. Ремонт основных средств отражается путем включения фактических затрат в себестоимость продукции по мере выполнения ремонтных работ.

1.3. Порядок учета МБП.

1.3.1. Средства со сроком службы до одного года не относятся к основным средствам, а относятся к МБП.

1.4.1. Стоимость МБП, находящихся в эксплуатации, погашается путем начисления износа в размере 100% стоимости при передаче их со склада в эксплуатацию.

1.4. Порядок учета нематериальных активов.

1.4.1. К нематериальным активам относятся права, указанные в ПБУ 14/2000. Нематериальные активы отражаются в учете и отчетности в сумме затрат на приобретение, изготовление и расходов по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.

1.4.2. Износ объектов нематериальных активов отражается ежемесячно, начиная со следующего месяца после месяца введения их в эксплуатацию. Износ начисляется линейным способом.

1.4.3. Норма амортизации бухгалтерских программных продуктов устанавливается из расчета на три года полезного использования.

1.4.4. В случае невозможности определения срока полезного использования нематериальных активов норма переноса стоимости устанавливается из расчета на 20 лет (но не более срока деятельности организации).

1.5. Порядок отражения выручки от реализации.

1.5.1. Выручка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) определяется "по мере отгрузки" товаров потребителям. Выручка от реализации продукции (товаров, услуг), произведенных в результате осуществления уставной деятельности, отражается на счете 90 "Продажи" (46 "Реализация продукции, работ, услуг")*(4).

1.6. Прочее.

1.6.1. Учет курсовой разницы, возникающей в ходе проведения операций с валютными ценностями, ведется на балансовом счете 91 "Прочие доходы и расходы" (80 "Прибыли и убытки").

1.6.2. Проценты по заемным средствам учитываются на конец отчетного периода с учетом причитающихся процентов.

1.6.3. Расходы будущих периодов учитываются на счете 97 "Расходы будущих периодов" (31 "Расходы будущих периодов") и списываются на расходы равными частями в течение срока их потребления.

1.6.4. Финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету в сумме фактических затрат на их приобретение. Списание финансовых вложений производится по средневзвешенной себестоимости.


II. Выбранные варианты техники учета


2.1. Бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме учета (с применением компьютерной техники).

2.2. Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется способом двойной записи в соответствии с рабочим планом счетов бухгалтерского учета.

2.3. Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции, а также расчеты бухгалтерии.

2.4. Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря.


III. Организация бухгалтерского учета


3.1. Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерской службой.

3.2. Для своевременного получения финансового результата работы предприятия устанавливается дата сдачи материальных отчетов, табелей рабочего времени, ведомостей на начисление заработной платы не позднее 2-го числа месяца, следующего за отчетным.

3.3. Авансовые отчеты по командировочным расходам предоставляются в бухгалтерию не позднее 3 дней после возвращения из командировки.

3.4. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности производится инвентаризация:

материальных остатков на складе и в торговом зале перед сдачей годового отчета (в IV квартале);

кассы не реже одного раза в квартал, а также в случае передачи денежных средств другому материально ответственному лицу.

Внезапные инвентаризации кассы и МПЗ производятся по решению руководителя.

Инвентаризация основных средств производится один раз в три года.

Обязательная инвентаризация производится в случаях, предусмотренных ст.12 Закона N 129-ФЗ.

3.5. Выдача средств в подотчет производится на срок не более 6 месяцев в течение календарного года.

3.6. Прибыль предприятия используется без предварительного распределения и учета на балансовом счете 99 "Прибыли и убытки" (88 "Нераспределенная прибыль (убыток)").

3.7. В соответствии с учредительными документами создаются фонды (накопления, потребления и т.д.).

3.8. План счетов, используемый организацией при ведении бухгалтерского учета (приложение N 1 к учетной политике).

3.9. Данная учетная политика является неисчерпывающей и при внесении в законодательные акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, значительных изменений, может дополняться отдельными приказами по предприятию с доведением внесенных изменений до налоговых органов.


Главный бухгалтер ________


М. Киселев,

к.э.н.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Помимо НДС в первоначальную стоимость может быть включен налог с продаж.

*(2) Ранее использовался счет 36 "Выполненные этапы по незавершенным работам".

*(3) Новое название счета.

*(4) Здесь и далее в скобках приведены номер и название счета в соответствии с приказом N 56.


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение