Особенности постановки юридических лиц на учет
в налоговых органах
Статья 83 части первой Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает постановку налогоплательщиков на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Приказом Госналогслужбы России от 27.11.98 г. N ГБ-3-12/309 (с изменениями от 24.12.99 г. N АП-3-12/412) утверждены порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц. Приказом МНС России от 15.12.99 г. N АП-3-10/399 утверждено Положение об особенностях постановки на учет крупнейших налогоплательщиков - юридических лиц и формы документов, используемых при постановке на учет крупнейших налогоплательщиков. Для иностранных юридических лиц и международных организаций особенности регистрации в налоговых органах сформулированы в приказе МНС России от 7.04.2000 г. N АП-3-06/124.
Согласно ст.11 и 19 НК РФ налогоплательщиками признаются, в частности, организации. Это понятие для целей налогообложения применяется только для определения юридических лиц, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, если местонахождение юридического лица совпадает с местом его государственной регистрации и местом осуществления им деятельности, то постановка на налоговый учет не вызывает вопросов.
Определение места нахождения юридического лица дается в Гражданском и Налоговом кодексах Российской Федерации. Согласно ГК РФ место нахождения российской организации - это место ее государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное. Если место государственной регистрации предприятия не совпадает с местом фактического осуществления им деятельности, то согласно постановлению пленума Верховного суда Российской Федерации и пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 1.07.96 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" до введения в действие закона о регистрации юридических лиц применяется действующий порядок регистрации юридических лиц, а при разрешении споров следует исходить из того, что местом нахождения юридического лица является место нахождения его органов. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах. В НК РФ дается несколько иное определение - это место его государственной регистрации.
Необходимо отметить, что частью первой НК РФ не определен порядок выполнения филиалами, представительствами и иными территориально обособленными подразделениями обязанностей организации по уплате налогов. Согласно ст.9 Федерального закона от 31.07.98 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" до введения в действие части второй НК РФ признававшиеся до 1 января 1999 г. самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами.
В п.2 ст.11 НК РФ дано определение понятия обособленного подразделения организации: это - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
В приказе Госналогслужбы России от 27.11.98 г. N ГБ-3-12/309 предусмотрено, что в заявлении о постановке на учет указываются документы, подтверждающие создание подразделения. Однако в учредительных документах юридического лица должны быть указаны только подразделения, которые соответствуют определению, приведенному в ст.55 ГК РФ. Таким образом, выявить принадлежность того или иного территориально обособленного объекта данному юридическому лицу можно только в комитетах по управлению имуществом.
При регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в свидетельстве о государственной регистрации права в разделе "вид права" кроме права собственности может быть указан один из видов вещного права:
право хозяйственного ведения имущества;
право оперативного управления имуществом;
ипотека;
сервитут.
Согласно ст.218, 225, 234 ГК РФ основаниями для приобретения права собственности являются:
создание или изготовление вещи лицом для себя (например, строительство);
совершение сделки купли-продажи, мены, дарения или другой сделки, связанной с отчуждением имущества;
правопреемство при реорганизации юридического лица;
решение суда;
приобретательная давность.
В соответствии с приложением N 8 к приказу Госналогслужбы России от 27.11.98 г. N ГБ-3-12/309 в заявлении о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества, подлежащего налогообложению на территории Российской Федерации, необходимо указать документы, подтверждающие право собственности на имущество. Однако таких документов нет у предприятий, имеющих имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, и у финансируемых собственником учреждений. Кроме того, государственной регистрации подлежат не только здания и сооружения, но и земельные участки.
По нашему мнению, неясными остаются ключевые вопросы:
должно ли подлежать налоговому учету по своему местонахождению имущество, принадлежащее организации только на праве собственности или на основе и других видов вещного права (в настоящее время налоговые службы осуществляют постановку на учет не только собственников по месту нахождения принадлежащего им имущества, но и организаций, владеющих имуществом на праве хозяйственного ведения, оперативного управления и т.п. Для ведения Единого реестра налогоплательщиков важно, чтобы был одинаковый методический подход к этому вопросу всех налоговых органов во всех регионах Российской Федерации);
всякое ли имущество подлежит постановке на налоговый учет;
о методологических особенностях определения доли налогов, подлежащих уплате в расчете на эту долю имущества в общей стоимости имущества юридического лица.
Бывают случаи, когда здание или сооружение одновременно зарегистрировано в налоговой инспекции как филиал юридического лица, недвижимое имущество и место нахождения земельного участка. Хотелось бы обратить внимание на то, что последний вид учета не предусмотрен приказом Госналогслужбы России N ГБ-3-12/309. Если земельный участок, находящийся в собственности, взят на учет в налоговой инспекции и как недвижимость (в соответствии с положениями ГК РФ), и как место нахождения земельного участка, то налоги, подлежащие уплате в эту территориальную налоговую инспекцию, будут определяться кодом постановки на налоговый учет.
Если здание или сооружение, являющееся филиалом или территориально обособленным подразделением, достаточно легко можно зарегистрировать в налоговой инспекции, то в ряде случаев не всегда просто рассчитать сумму налогов для уплаты в бюджет по месту нахождения этого территориально обособленного подразделения. Гораздо сложнее обстоит дело с предприятиями, имеющими на балансе сетевое хозяйство. Комитеты по регистрации прав на недвижимое имущество регистрируют права на владение или пользование такими сооружениями и информируют налоговые инспекции о наличии прав на объекты недвижимости. Если сетевое хозяйство связывает между собой несколько субъектов Российской Федерации или даже разные районы одного субъекта, то как осуществлять постановку на налоговый учет таких объектов и какую базу выбрать для расчета налогов? Налоговое законодательство не дает однозначного ответа на этот вопрос.
Согласно ст.1 Закона Российской Федерации от 13.12.91 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" плательщиками этого налога являются предприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные организации) и организации, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, а также филиалы и другие аналогичные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет. Статья 7 данного Закона несколько расширяет этот перечень. В соответствии с ней предприятия, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, зачисляют налог на имущество предприятий в порядке, установленном настоящим Законом, в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений. В разъяснениях МНС России от 10.05.2000 г. N 04-3-07/412 содержится указание о том, что организация, имеющая принадлежащее ей недвижимое имущество, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения этого имущества в соответствии со ст.83 части первой НК РФ. Однако, принимая во внимание, что Законом Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" не предусмотрен порядок зачисления налога по месту нахождения недвижимого имущества, остаточная стоимость имущества должна быть включена в расчет среднегодовой стоимости имущества головной организации. Исчисление и уплата налога на имущество предприятий в этом случае производятся по месту нахождения организации.
Таким образом, на учете в налоговой инспекции находится объект, по которому не сдаются расчеты и не уплачиваются налоги. Одновременно налоговый расчет сдается в другую инспекцию и туда же производятся платежи. Вполне возможно, что эта инспекция находится на территории другого субъекта Российской Федерации, а недвижимость, состоящая на налоговом учете, соответствует определению территориально обособленного подразделения. В такой ситуации предприятию трудно будет доказать, что отсутствует обязанность по уплате налогов по месту регистрации в налоговой инспекции, а самой налоговой инспекции сложно осуществлять налоговый контроль.
Более того, при распределении сумм налоговых платежей юридического лица между бюджетами разных регионов могут страдать интересы бюджетов: в соответствии со ст.7 Закона "О налоге на имущество предприятий" уплате в бюджет по месту нахождения головного предприятия подлежит разница между суммой налога на имущество, исчисленной головным предприятием в целом по предприятию, и суммами налога, уплаченными головным предприятием в бюджеты по месту нахождения территориально обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного счета, по ставкам и с учетом налоговых льгот, действующих на территории, где расположено данное обособленное подразделение.
В соответствии со ст.130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. К недвижимому может быть отнесено и другое имущество. Однако исходя из смысла п.1 ст.83 и п.4 ст.85 части первой НК РФ можно сделать вывод, что под транспортными средствами в целях налогообложения понимаются любые транспортные средства, в том числе воздушные, морские и речные суда, т.е. в целях налогообложения транспортные средства не рассматриваются как объекты недвижимости.
Из анализа положений п.1 ст.83 части первой НК РФ можно сделать вывод, что постановка на налоговый учет транспортных средств необходима только для физических лиц и тех юридических лиц, у которых транспортные средства одновременно находятся и в собственности, и вне места нахождения его территориально обособленных подразделений.
По нашему мнению, налоговому учету подлежат юридические лица и все их территориально обособленные подразделения и транспортные средства, подлежащие налогообложению. Но объектом налогообложения являются различные формы пользования природными ресурсами. С точки зрения налогообложения факт пользования природными ресурсами является довольно абстрактным понятием. Приказом Госналогслужбы России от 27.11.98 г. N ГБ-3-12/309 не предусмотрена постановка на налоговый учет пользователей природных ресурсов как таковых. В соответствии с частью 1 ст.83 НК РФ организация обязана встать на налоговый учет по месту принадлежащего ей недвижимого имущества и налоговые инспекции могут осуществлять постановку юридических лиц на налоговый учет по месту пользования землей, участком недр или иным объектом природы, т.е. фактически по месту нахождения недвижимости. Однако Законы о природных ресурсах иначе определяют отношение объектов природы к праву пользования. Например, согласно ст.1.2 Закона Российской Федерации "О недрах" (в ред. от 3.03.95 г. N 27-ФЗ с изм. и доп. от 10.02.99 г., 2.01.2000 г.) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. В соответствии с лицензией на пользование недрами участки недр могут быть предоставлены в пользование в виде горного отвода для добычи полезных ископаемых или других видов работ. Аналогичная позиция изложена и в ГК РФ (п.2 ст.214): земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Осуществляется налоговый учет плательщика по объекту, на который не распространяется ни право собственности, ни другое вещное право. По нашему мнению, учет пользователей природных ресурсов с точки зрения налогообложения будет вторичным по отношению к учету объектов недвижимости и транспортных средств. При ведении налогового учета по месту нахождения недвижимости, территориально обособленного подразделения или юридического лица сразу становится понятно, какие налоги причитаются к уплате: на доходы и имущество, на доходы физических лиц, социальный налог. Факт пользования природными ресурсами для налоговой инспекции не всегда очевиден. Информацию о природопользователях и объемах природопользования налоговые инспекции могут получить только от территориальных органов лицензирования. В то же время, на наш взгляд, не всегда лицензия, выданная на природопользование, свидетельствует о наличии объекта налогообложения.
Организация сплошного учета всех налогоплательщиков должна позволить вести учет не только объектов, подлежащих налогообложению, но и налоговых льгот, а также осуществлять контроль за правильностью налоговых платежей.
Следствием такой организации налогового учета плательщиков станет необходимость уплаты налогов по каждому месту учета. Однако в п.10 ст.84 НК РФ предусмотрена постановка на налоговый учет не только налогоплательщиков, но и налоговых агентов. При этом Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц, утвержденный приказом Госналогслужбы России от 27.11.98 г. N ГБ-3-12/309, не конкретизирует особенности постановки на налоговый учет организаций-агентов. Налоговая служба рекомендует проводить постановку на налоговый учет организаций-агентов так же, как и налогоплательщиков - юридических лиц. Если же организация состоит на налоговом учете как налогоплательщик, то ее вторичная регистрация как налогового агента не требуется. В качестве примера можно привести ситуацию с налогом на доходы физических лиц. Согласно Закону Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" и второй части НК РФ плательщиками подоходного налога являются физические лица, а на предприятия возложена обязанность удержания с них налога и перечисления его в бюджет. Таким образом, предприятие-работодатель выступает налоговым агентом по отношению к своим работникам.
По налогу на прибыль налоговыми агентами выступают российские предприятия, выплачивающие доходы иностранным юридическим лицам (согласно части 3 ст.10 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций").
Ведение единого реестра налогоплательщиков
Часть первая НК РФ (п.8 ст.84) обязывает МНС России вести единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно ст.85 НК РФ органами, обязанными сообщать налоговой службе о лицах и объектах, подлежащих налогообложению, являются органы, осуществляющие:
регистрацию организаций;
регистрацию физических лиц, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. При этом необходимо иметь в виду, что Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности предусматривает выдачу только бессрочного свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя. Согласно п.9 Положения регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента вынесения судом решения о признании предпринимателя банкротом либо с момента подачи предпринимателем в регистрационный орган заявления об аннулировании его регистрации и свидетельства;
выдачу лицензий, свидетельств и иных подобных документов;
регистрацию физических лиц по месту жительства и регистрацию рождения и смерти физических лиц;
учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения. Такие органы определяются отраслевыми (специальными) нормативными актами;
опеку и попечительство, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения;
нотариальные действия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 г. N 266 "О порядке ведения единого государственного реестра налогоплательщиков" утверждены Правила ведения единого государственного реестра и Перечень сведений, представляемых в налоговые органы в обязательном порядке для ведения единого государственного реестра.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию предприятий, обязаны представлять следующие сведения:
реквизиты документа о государственной регистрации;
наименование и местонахождение регистрируемой организации;
данные о событии, подлежащем регистрации (перерегистрации): дата события и его вид - создание, реорганизация, ликвидация.
Лицензионные органы должны информировать налоговые инспекции о лицах, получивших лицензии; аннулировании или приостановлении действия лицензии.
Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, представляют информацию об объекте недвижимого имущества: его местоположении, виде объекта, форме права на объект, долях в праве; документе, подтверждающем регистрацию прав на недвижимое имущество, в том числе земельный участок; владельце недвижимого имущества.
Органы, осуществляющие учет или регистрацию транспортных средств, представляют информацию о документе, подтверждающем регистрацию транспортного средства; транспортном средстве: виде, мощности, адресе регистрации или порте приписки; лице (физическом или юридическом), владельце транспортных средств.
Хранящаяся в реестре информация может быть предоставлена:
федеральным органам исполнительной власти, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления;
правоохранительным и судебным органам - в пределах их компетенции с учетом требований законодательства Российской Федерации по защите информации.
Тарифы на услуги по предоставлению информации, содержащейся в едином государственном реестре налогоплательщиков, утверждены единым приказом МНС России и Минфина России от 24.01.2000 г. N АП-3-19/26, N 9н. Согласно приказу стоимость по видам услуг следующая:
при выдаче сведений о налогоплательщиках при повторном обращении в течение одного календарного года взимается плата в размере 2-кратной минимальной месячной оплаты труда;
при обращении в налоговый орган за повторной выдачей свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в случае его утраты взимается плата в размере 2-кратной минимальной месячной оплаты труда;
за предоставление информации об идентификационном номере конкретного налогоплательщика взимается плата в размере минимальной месячной оплаты труда.
Секретность информации, хранящейся в едином реестре, обеспечивается в соответствии со ст.102 НК РФ. К налоговой тайне относится производственная или коммерческая тайна налогоплательщика. Не являются налоговой тайной сведения об идентификационном номере налогоплательщика, об уставном фонде (уставном капитале) организации, о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения.
Ответственность за нарушение налогоплательщиком порядка учета
Ответственность за нарушение налогоплательщиками порядка учета установлена ст.116, 117, 118, 126 и 129.1 НК РФ.
За превышение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет предусмотрен штраф в размере 5 тыс. руб. При нарушении срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней взыскивается штраф в размере 10 тыс. руб. При этом ст.83 НК РФ установлено, что заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя подается в налоговый орган в течение 10 дней после их государственной регистрации, при создании обособленного подразделения - в течение одного месяца после создания такого подразделения. Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня их регистрации. К сожалению, в НК РФ не разъяснено, должна ли организация, состоящая на налоговом учете по месту нахождения филиала, осуществлять постановку на учет в этой же инспекции по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества, транспортного средства. Следует ли информировать налоговую инспекцию о приобретении других объектов недвижимости или транспортных средств? По нашему мнению, в том случае, если организация уже состоит на налоговом учете, такие действия излишни. Однако однозначно в ст.116 НК РФ это не определено.
Ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе влечет за собой взыскание штрафа в размере 10% от полученных доходов, но не менее 20 тыс. руб. Если же срок осуществления деятельности без постановки на учет в налоговом органе превысил три месяца, то штраф взыскивается в размере 20% от полученных доходов.
Ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, предусмотрена ст.126 НК РФ. При непредставлении документов, необходимых для учета налогоплательщиков и получения информации об имеющихся объектах налогообложения, взимается штраф в размере 50 руб. за каждый документ. При отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а также предоставлении документов с заведомо недостоверными сведениями штраф составляет 5 тыс. руб.
О. Скрябина,
к.э.н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71
http://fingazeta.ru/