Качество аудиторских услуг: организация контроля (Д. Пахомов, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 1, январь 2001 г.)

Качество аудиторских услуг:
организация контроля


Контролю качества аудита посвящено правило (стандарт) "Внутрифирменный контроль качества аудита", одобренное Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 15.07.98 г. (протокол N 4). Этот стандарт состоит из четырех разделов: общие положения; функции сотрудников аудиторской организации в ходе осуществления аудита; требования к контролю качества работы внутри аудиторской организации; обеспечение надлежащего качества работы в ходе конкретной аудиторской проверки.

Различают два уровня контроля качества аудита: внешний и внутренний. На каждом уровне осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль.

Внешний уровень контроля обеспечивается проверкой уровня профессиональных аудиторов. Предварительный внешний контроль осуществляется путем сдачи претендентами квалификационных экзаменов на право занятия аудиторской деятельностью, текущий и последующий - путем постоянного надзора за деятельностью аудиторов и аудиторских организаций.

В связи с организацией системы внешнего контроля качества аудита возникает вопрос о том, каким образом должны финансироваться такие проверки. Проверки, осуществляемые общественными объединениями аудиторов, могут финансироваться за счет их членских взносов. При этом непонятно, кто будет проверять аудиторские фирмы, которые не являются членами аудиторских объединений и, в частности, вообще не считают нужным входить в какие-либо объединения. В других случаях логично было бы проводить проверки за счет проверяемых, так как за аудит, на наш взгляд, обязан платить тот, кого аудируют. Однако очевидно, что такие вопросы должны быть решены в законодательном порядке.

Внутренний контроль должен быть организован внутри аудиторских фирм, поэтому он называется также внутрифирменным.

В третьем разделе правила (стандарта) содержится требование о том, чтобы в каждой аудиторской организации была создана и поддерживалась внутрифирменная система контроля качества работы. Какой быть этой системе - должно решать руководство аудиторской организации.

Система контроля качества для разных аудиторских организаций может быть различна. Внутреннее содержание, затраты на функционирование такой системы зависят от:

размера аудиторской организации, ее специализации и организационной структуры;

наличия филиалов и подразделений аудиторской организации и их пространственной удаленности;

экономической эффективности применяемой системы контроля качества.

Кроме того, система контроля качества работы аудиторской организации должна включать:

соблюдение профессиональными сотрудниками аудиторской организации требований независимости, честности, объективности, конфиденциальности и профессиональной этики;

укомплектование аудиторской организации профессиональными сотрудниками, обладающими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполнения ими своих обязанностей;

поручение аудиторских заданий профессиональным сотрудникам, квалификация которых соответствует особенностям этих заданий;

выполнение всех видов работ в ходе аудита на основе направляющих указаний, текущего контроля и проверки работы таким образом, чтобы это отвечало необходимым требованиям качества;

получение сотрудниками при недостатке опыта или знаний в конкретных обстоятельствах соответствующих консультаций как внутри аудиторской организации, так и вне ее;

разработку и применение в аудиторских организациях на постоянной основе процедуры подбора и отклонения клиентов. Руководители аудиторской фирмы еще на стадии предварительного знакомства с клиентом должны отсеивать неблагонадежных экономических субъектов. Для этого аудиторам важно договориться о внутренней политике своей фирмы в отношении таких клиентов;

осуществление мероприятий по регулярным проверкам надежности и эффективности функционирования внутрифирменной системы контроля качества работы;

принятие необходимых мер в отношении сотрудников аудиторской организации в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения ими возложенных на них обязанностей.

Основные принципы и процедуры системы контроля качества работы должны быть доведены до сведения каждого профессионального сотрудника. Для качественного выполнения работы в ходе конкретной аудиторской проверки необходимо, чтобы:

до начала аудита были утверждены руководитель и старший аудитор конкретной аудиторской проверки, что отражается во внутрифирменном стандарте "Планирование аудита";

руководитель и старший аудитор проанализировали профессиональные способности рядовых участников проверки, спланировали работу, которая может быть им поручена, и определили специфику и объем текущего контроля и проверок выполненных работ.

Аудит подразделяется на внешний и внутренний. Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время существенно различаются. Охарактеризуем их с позиции контроля за качеством аудиторских услуг.

Внешний (финансовый) аудит проводится для контроля за внешней (финансовой) деятельностью предприятия. Его основная цель - составление мнения о достоверности информации, представленной в финансовых отчетах и отражающей финансовое положение, результаты операций и движение денежных средств экономической единицы в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами.

Внутренний аудит направлен на производственную деятельность предприятия. Институт внутренних аудиторов (Institute of Internal Auditors) дает следующее определение: "Внутренний аудит есть независимая деятельность в организации (на предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее интересах. Цель внутреннего аудита - помочь членам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренние аудиторы представляют своей фирме данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проверок".

Внутренний аудит имеет следующие особенности:

проводится внутри организации ее служащими (аудиторами);

организуется по желанию руководства фирмы;

информация, образуемая как результат внутреннего аудита, как правило, предназначена для удовлетворения потребностей управленческого персонала;

затраты на проведение внутреннего аудита берет на себя фирма.

Таким образом, служба внутреннего аудита создается для того, чтобы с его помощью организация могла успешно конкурировать на рынке. Фирма изыскивает средства, чтобы "выжить" и получить прибыль, в противном случае неминуемо банкротство. Поэтому она заинтересована в эффективной работе внутренних аудиторов и постоянно сопоставляет, какую пользу она получает от их деятельности и какие затраты несет на их содержание.

Управленческий аудит - это изучение деловых операций в целях выработки рекомендаций по рациональному использованию ресурсов, достижению конечного результата и выработке политики организации. Он помогает руководителям в выполнении их функций и приводит к повышению прибыльности организации. Управленческий аудит является частью внутреннего. Он определяется как вид консультационных услуг, оказываемых клиенту для повышения эффективности использования его ресурсов и достижения намеченных целей, и выполняется независимыми фирмами дипломированных общественных бухгалтеров и аудиторов или внутренними аудиторами, имеющими соответствующую квалификацию. Однако цель его проверки существенно отличается. Для внутреннего аудита характерно то, что основная цель проверки близка к цели внешнего аудита и связана с оценкой достоверности отчетности. Но в отличие от внешнего аудита, когда высказывается мнение аудитора по этому поводу, при внутреннем аудите необходимо подтверждение достоверности отчетности.

Следовательно, при внутреннем аудите аудитор берет на себя ответственность за последствия в иной форме, чем при внешнем. Ошибки внутреннего аудитора, если они существенны (материальны), могут привести к отстранению его от работы или к другим административным решениям. Аналогичные ошибки внешнего аудитора могут вообще остаться без последствий. И только при нанесении серьезного ущерба клиенту могут иметь место последствия в форме утраты его репутации или соответствующих финансовых санкций по решению арбитражного суда.

При внутреннем и внешнем аудите применяются аналогичные методы, например анализ систем внутреннего контроля и проведение выборочных проверок при аудиторском тестировании. Кроме того, внутренние и внешние аудиторы при проверках используют одни и те же данные бухгалтерского учета и отчетности.

Следует отметить, что качество аудита как внешнего, так и внутреннего зависит от обеспечения документального оформления его процессов, аналитических процедур и грамотной разработки внутрифирменных стандартов, что позволяет повысить эффективность аудиторских проверок и избежать ошибок при проведении аудита.


Внутрифирменные стандарты и качество аудиторской проверки


Повышение качества аудиторской деятельности - важная задача аудита на ближайшую перспективу. Одним из основных путей ее решения является разработка внутренних методик аудита, рабочей документации, т.е. внутрифирменных стандартов. Крупные аудиторские фирмы имеют такие методики, являющиеся их интеллектуальной собственностью и не доступные для широкого пользования аудиторами-практиками. Разработкой внутрифирменных стандартов могут заниматься только высококвалифицированные специалисты. Этот процесс является довольно трудоемким. Его можно охарактеризовать как научно-исследовательские изыскания, дающие теоретическую и практическую основу для ведения аудиторской деятельности на достаточно высоком профессиональном уровне. При самостоятельной разработке фирмой таких внутренних документов совмещение ведущими специалистами текущей аудиторской деятельности и исследовательских изысканий представляется весьма проблематичным.

Мелкие и средние аудиторские фирмы, как и индивидуальные аудиторы-предприниматели, в основном не имеют реальной возможности проводить такие работы параллельно с основной деятельностью. В основе их работы лежат опыт и интуиция, что не может являться полной гарантией высокого качества аудиторских проверок.

Применение внутрифирменных стандартов позволит аудиторским фирмам:

неукоснительно соблюдать требования действующих аудиторских правил (стандартов);

снизить трудоемкость аудиторских проверок на отдельных участках проверки, полностью разработанных в виде рабочих таблиц и требующих только их заполнения по представленным к проверке первичным документам;

шире использовать для проведения проверок аудиторов-ассистентов;

улучшить качество аудиторской деятельности;

увеличить объем выполняемых аудиторских работ;

изменить структуру аудиторской фирмы;

сделать технологию организации аудита более современной и рациональной.

Таким образом, применение фирмой внутренних методик является основой ее дальнейшего профессионального роста, повышения рейтинга и конкурентоспособности на рынке аудиторских услуг.

В настоящее время вопрос о разработке внутрифирменных стандартов считается весьма существенным для всех аудиторских фирм и аудиторов. По прогнозам ведущих специалистов в области аудита, он будет еще более актуальным, так как без внутрифирменных стандартов аудиторским фирмам и аудиторам не обойтись.

Разработка внутрифирменных стандартов должна базироваться на аналитических процедурах аудита. Они представляют собой программу аудита, в которой должны быть определены его цели, задачи и методика проведения в форме системы документального обеспечения процессов аудита и методики применения его стандартов.

Система документального обеспечения процессов аудита и методика применения стандартов аудита, на наш взгляд, должны включать следующие основные блоки внутрифирменных стандартов:

1-й блок - методики по внутренней структуре фирмы и технологии организации ее деятельности;

2-й блок - методики по реализации требований аудиторских правил (стандартов);

3-й блок - программа (совокупность методик) проведения аудита по разделам аудита.

Все эти блоки связаны между собой, однако в зависимости от категории и финансовых возможностей аудиторской фирмы они могут применяться отдельно. В общий состав каждого внутрифирменного стандарта должен быть включен типовой перечень процедур. При составлении плана проверки конкретного предприятия аудитору достаточно выбрать методики, необходимые для работы. Например, укрупненный план такого стандарта может выглядеть следующим образом:

1. Перечень аудиторских процедур.

2. Анкета-вопросник или тесты по разделу аудита.

3. Рабочие таблицы.

4. Рабочие документы аудитора.

5. Консультант аудитора.

Наибольший интерес для практической работы аудиторов представляет 3-й раздел "Рабочие таблицы". Он включает методики по аудиту различных разделов бухгалтерского учета и правового обеспечения деятельности предприятия-клиента, т.е. самой трудоемкой части работы аудитора. При составлении методик в форме "рабочих таблиц" применяются бухгалтерский, юридический, специальный и отраслевой подходы.

Бухгалтерский подход - разработка методик проверки по разделам бухгалтерского учета. К таким методикам, в частности, относятся:

аудит денежных средств и денежных документов (кассовые операции, расчетные счета в банках);

аудит дебиторской и кредиторской задолженности (аудит расчетов: по авансам выданным и полученным; по претензиям; с покупателями и заказчиками; с поставщиками и подрядчиками; с бюджетом; с внебюджетными фондами; с персоналом по оплате труда и по прочим операциям; с учредителями и др.);

аудит инвестиций (финансовые вложения, ценные бумаги и др.);

аудит запасов и затрат (учет производственных запасов, материалов, МБП, незавершенного производства, товаров, готовой продукции и др.);

аудит имущества (основные средства; нематериальные активы; капитальные вложения);

аудит себестоимости (аудит формирования себестоимости и аудит правомерности включения затрат на себестоимость на основе первичных документов, оформленных должным образом);

аудит реализации (аудит формирования реализации и аудит правомерности отнесения на статью "реализация" доходов, подтвержденных первичными документами).

Юридический подход - разработка методик проверки правового обеспечения деятельности предприятия-клиента. К ним относятся:

аудит капитала (уставный капитал, учредительные документы, добавочный капитал и документация по его формированию);

экспертиза договоров по финансово-хозяйственной деятельности;

соблюдение налогового, гражданского, валютного, таможенного законодательства и др.

Специальный подход - разработка методик проверки групп экономических субъектов, обладающих общими специальными признаками. В частности, к ним относятся:

аудит субъектов малого предпринимательства;

аудит предприятий с иностранными предприятиями (иностранным капиталом);

аудит представительств.

Отраслевой подход - разработка при проведении аудита специализированных предприятий (например, объектов цветной и черной металлургии, химической, нефтяной и газовой промышленности, строительства и т.п.) специализированного перечня процедур, характерного для этих отраслей, который должен включаться в состав методик.

Основой методик 2-го раздела "Анкета-вопросник или тесты по разделу аудита" по каждому участку аудиторской проверки является единая типовая схема, включающая следующие подразделы:

1. Перечень нормативных документов, регулирующих порядок отражения по данному участку бухгалтерского учета (счета).

2. Описание альтернативных решений в случае их наличия.

3. Состав первичных документов по счету.

4. Регистры аналитического учета по бухгалтерскому счету.

5. Регистры синтетического учета по бухгалтерскому счету.

6. Бухгалтерская отчетность, в которой отражается ревизуемый участок бухгалтерского учета (бухгалтерский счет).

7. Классификатор возможных нарушений по рассматриваемому участку (счету) со ссылкой на нормативную базу.

8. Дешифратор типовых нарушений со ссылкой на нормативную базу.

9. Анкета-вопросник или тесты для проведения типовых опросов на этапе планирования аудиторской проверки.

10. Перечень аудиторских процедур, проверяемых при проверке данного участка (счета).

11. Последовательность выполнения аудиторских процедур, план проверки по каждому синтетическому счету.

Основой методик 5-го раздела "Консультант аудитора" являются следующие подразделы:

1. Аудит финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Методические уточнения.

2. Нормы, ставки, индексы.

3. Справочник по бухгалтерскому учету.

4. Бухгалтерская отчетность (формы).

5. Справочник по вопросам финансового анализа.

6. Справочник по налогообложению.

7. Формы налоговой отчетности (налоговые декларации и расчеты по налогам).

8. Информационный обзор. Дайджест за каждый месяц года.

Наибольший интерес для аудитора представляют подразделы 1 "Аудит финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Методические уточнения" и 5 "Справочник по вопросам финансового анализа", которые включают перечень аналитических (аудиторских) процедур по разработке внутрифирменных стандартов и методику проведения аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия по всем разделам анализа как комплексного (производственного), так и локального (тематического).

Помимо анализа хозяйственной деятельности в 5-й раздел входят:

аналитические процедуры по расчетам налогов;

аналитические процедуры по составлению бухгалтерской и налоговой отчетности;

справочные материалы в виде таблиц распределения счетов бухгалтерского учета по формам бухгалтерской отчетности;

контроль за согласованностью показателей форм годовой бухгалтерской отчетности;

рекомендации по взаимоувязке показателей форм годовой бухгалтерской отчетности организации;

методы расчета и порядок отражения финансово-хозяйственных операций;

справочно-нормативные материалы.

Таким образом, система документального обеспечения процессов аудита и методика его проведения позволяют систематизировать выполнение аудиторских процедур, начиная с предварительного изучения клиента и заканчивая оформлением аудиторского заключения, а наличие внутрифирменных стандартов - осуществлять проверку деятельности аудиторской фирмы, а также проводить ревизию бухгалтерии предприятия.


Д. Пахомов,

генеральный директор

ЗАО "Аудиторская фирма "Сервис-Аудит"




Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.