Военная юстиция: новые решения старых проблем (Н. Петухов, К. Жудро, "Российская юстиция", N 11, ноябрь 2000 г.)

Военная юстиция: новые решения старых проблем


В настоящее время военно-судебная система представляет собой компактную, но вместе с тем достаточно эффективную организацию, которая в целом успешно справляется с задачами осуществления правосудия в войсках. В нее входят 138 гарнизонных военных судов, являющихся судами первой инстанции, 13 окружных и флотских военных судов, полномочия которых аналогичны полномочиям республиканских, областных и краевых судов, и Военная коллегия Верховного Суда РФ. Всего в этих судебных учреждениях работают 728 федеральных судей. Поскольку осуществление судебной власти в войсках требует знания специфики военной службы, то все военные судьи наряду с юридическим имеют еще и высшее военное образование и являются военнослужащими с офицерскими званиями.

Законодательное закрепление в принятом в 1999 году Федеральном конституционном законе "О военных судах Российской Федерации" правового статуса военных судов как самостоятельной и полностью независимой от военного командования военно-судебной системы еще не означает решения всех проблем практического обеспечения их деятельности как государственных учреждений и органов правосудия. В связи с устранением финансовой зависимости военных судов от Минобороны возникла необходимость детально отработать новый механизм финансирования военных судов, обеспечения их помещениями, транспортом, средствами связи, охраной, службой судебных приставов.

Теперь финансирование военно-судебных органов должно осуществляться, минуя военный бюджет, непосредственно за счет средств федерального бюджета. При этом военные суды будут обеспечиваться необходимыми денежными средствами Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. Что касается обеспечения судов средствами связи, вооружением, транспортом, служебными помещениями, их обслуживанием и охраной, хранением архивов, а также обеспечения военных судей жильем, медицинским, вещевым и другими видами довольствия, то эти функции по-прежнему должны реализовывать соответствующие службы Вооруженных Сил и других военных ведомств. Однако все понесенные этими службами расходы будут им компенсироваться из средств Судебного департамента. Финансирование Военной коллегии Верховного Суда РФ теперь возложено непосредственно на сам Верховный Суд.

Поскольку передача полномочий по финансированию военно-судебных органов от Минобороны Судебному департаменту и Верховному Суду связана с решением многих технических вопросов, то полностью новый механизм обеспечения деятельности военных судов и Военной коллегии заработает только с января 2001 г. Однако уже в федеральном бюджете на 2000 год средства, выделяемые на содержание военно-судебной системы, обозначены самостоятельной цифрой.

Предстоит решить и ряд процессуальных вопросов, вытекающих из Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации". В частности, следует четко разграничить подсудность дел военным судам и иным федеральным судам общей юрисдикции, устранить причины, порождающие споры о подсудности между самими военными судами. Образование в окружных и флотских военных судах президиумов требует налаживания работы этой новой судебной инстанции. Самостоятельной проблемой является пополнение судейского корпуса квалифицированными кадрами, готовыми нести службу в отдаленных местностях

Ранее военные суды в основном специализировались на рассмотрении уголовных дел. Однако в последнее время в их деятельности значительное место занимает рассмотрение дел о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих от неправомерных действий и решений органов военного управления и воинских должностных лиц. Причем количество жалоб военнослужащих на действия и решения командования из года в год растет.

В 1999 году военными судами рассмотрено около 47 тыс. дел по жалобам и заявлениям военнослужащих, что почти на 9% больше, чем в 1998 году. А только за первое полугодие 2000 г. таких жалоб и заявлений поступило более 50 тыс. Тенденция увеличения количества дел этой категории сохраняется и во втором полугодии. Таким образом, вполне определенно можно прогнозировать годовой рост обращений военнослужащих за судебной защитой своих прав и свобод более чем в два раза. С учетом небольшого судейского корпуса военных судов данный факт влечет значительное увеличение судебной нагрузки и требует повышения оперативности судопроизводства.

Рост количества обращений в военные суды объясняется не только повышением правовой грамотности военнослужащих и эффективностью правосудия при разрешении спорных служебных вопросов, но и неудовлетворительным состоянием дел в войсках по обеспечению личного состава положенными видами довольствия и соблюдению иных (неимущественных) прав военнослужащих. Статистика показывает, что уровень соблюдения прав военнослужащих со стороны органов военного управления по-прежнему остается весьма низким. Об этом свидетельствует то, что почти 87% поданных жалоб судами удовлетворяются. Нередки случаи, когда жалобы в военный суд подают одновременно по несколько десятков военнослужащих, а то и все офицеры части. Почти каждое третье из выявленных судами нарушений прав военнослужащих допущено на Военно-Морском Флоте. Особую озабоченность вызывает стремительный рост числа жалоб, поступающих от военнослужащих Ракетных войск стратегического назначения, которые, как правило, проходят службу в отдаленных гарнизонах с неблагоприятными климатическими условиями.

Больше всего нарушений допускается командованием при обеспечении военнослужащих положенными видами довольствия - почти 90% от всех установленных судами нарушений. Около 5% приходится на нарушения, связанные с увольнением или отказом в увольнении с военной службы.

Одновременно с большим количеством нарушений прав военнослужащих, выявляемых судами, вызывает беспокойство и то, что судебные предписания об устранении этих нарушений не всегда своевременно и правильно исполняются. Из жалоб становится известно, что реализация ряда решений, связанных в первую очередь с денежными выплатами, встречает сильное сопротивление со стороны командования. Должностные лица, ответственные за исполнение судебных решений, ссылаются на недостаток денежных средств на счетах воинских частей. Однако необеспечение военнослужащих денежным и иными видами довольствия и неисполнение судебных решений часто связаны с элементарным несоблюдением командованием требований законодательства. Например, на основании ст.13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие службу в районах Крайнего Севера, с 1 января 2000 г. имеют право на получение процентной надбавки и районного коэффициента к денежному довольствию в порядке и размерах, установленных для гражданских лиц, проживающих и работающих в тех же районах. Несмотря на то, что это законодательное положение является нормой прямого действия и подлежит исполнению независимо от объявления его приказами и иными правовыми актами органов военного управления, о чем прямо указано в ст.3 Федерального закона "Об обороне", данные выплаты в армии и на флоте до сих пор не производятся, что представители командования и финансовых органов пытаются оправдать отсутствием соответствующего приказа Министра обороны. В результате в текущем году появилась новая категория дел по жалобам военнослужащих на нарушение их права на получение районных коэффициентов. Причем только от военнослужащих Северного флота уже поступило несколько тысяч подобных жалоб.

Наряду с невыплатами военнослужащим денежного довольствия военные суды в процессе рассмотрения дел нередко выявляют факты неэффективного или нецелевого использования имеющихся денежных средств, которые становятся возможными с ведома отдельных командиров и начальников и существенно обостряют проблему финансирования войск. Например, Брянским гарнизонным военным судом при рассмотрении гражданского дела установлено, что рядом воинских должностных лиц была проигнорирована директива Генерального штаба о расформировании одной из воинских частей. В результате весь личный состав части на протяжении двух лет фактически не исполнял никаких обязанностей по военной службе, но тем не менее продолжал получать все виды довольствия.

В целях повышения эффективности работы судов по защите прав военнослужащих 14 февраля 2000 г. Пленум Верховного Суда РФ принял постановление по судебной практике применения военного законодательства. В данном документе, проект которого разработан Военной коллегией Верховного Суда РФ, обобщен накопившийся за последние годы опыт судебного применения Федеральных законов "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе". В частности, в нем определен процессуальный порядок судебной защиты прав военнослужащих, разъяснен порядок восстановления этих прав в случае нарушения, а также возмещения вреда, причиненного самими военнослужащими. Уточнены обстоятельства, при которых военнослужащие могут реализовать установленные права и льготы либо их лишаются. В постановлении содержится толкование некоторых неоднозначно понимаемых терминов, например - систематического и существенного нарушения командованием условий контракта, дающего право военнослужащему на досрочное увольнение с военной службы. Освещен ряд других вопросов, по которым у судов еще не сформировалась единая практика.

Наряду с рассмотрением гражданских дел военные суды активно осуществляют и уголовное судопроизводство. Причем если общая судебная нагрузка по рассмотрению уголовных дел на протяжении последних лет существенно не меняется, то соотношение различных видов преступлений, совершаемых военнослужащими, подвержено изменениям. Так, судимость за воинские преступления в 1999 году снизилась по сравнению с 1998 годом на 13%. Однако судимость за общеуголовные преступления возросла на 5%.

Обращает на себя внимание снижение более чем в два раза судимости за дезертирство. Данный факт объясняется, скорее всего, не повышением уровня воинской дисциплины и уменьшением фактического количества этих преступлений, а проводившейся органами военной прокуратуры кампанией по освобождению от уголовной ответственности лиц, добровольно заявивших о совершенном уклонении от военной службы.

На протяжении ряда лет не удается добиться снижения судимости по делам о нарушениях уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. За эти преступления, носящие, как правило, дерзкий и насильственный характер, ежегодно осуждается свыше тысячи военнослужащих. Причем доля данной категории среди всех воинских преступлений за последние годы существенно возросла. Так, в 1996 году за неуставные взаимоотношения было осуждено 18% от общего числа осужденных за воинские преступления, в 1997 году - 26%, в 1998 году - около 43%, в 1999 году - более 41%.

В структуре судимости за общеуголовные преступления по-прежнему преобладают хищения чужого имущества. На них приходится более 50% всех совершенных военнослужащими общеуголовных преступлений. Только в результате этих корыстных преступлений военнослужащими, осужденными в прошлом году, причинен материальный ущерб на общую сумму более 80 млн. рублей.

Более 14% из совершенных военнослужащими общеуголовных преступлений составляют превышения должностных полномочий. Причем отмечается тенденция к росту судимости за эти преступления.

В то же время на 22,7% сократилась судимость в войсках за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, что, очевидно, является следствием не улучшения наркологической обстановки в войсках, а происшедшим в последнее время переключением внимания правоохранительных органов на выявление иных видов преступлений.

Изменения в военном законодательстве, принятие УК РФ, по-новому решившего ряд вопросов ответственности военнослужащих и военнообязанных, вызывают необходимость изучения и обобщения практики рассмотрения дел о преступлениях против военной службы. Такая работа активно ведется в Военной коллегии Верховного Суда РФ. Вместе с тем уже назрела необходимость и на уровне Пленума Верховного Суда РФ дать разъяснения по некоторым проблемам судебной практики, в частности раскрыть понятие субъекта воинского преступления, конкретизировать обстоятельства, освобождающие от уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу и от ее прохождения, решить вопросы ответственности должностных лиц, допускающих незаконный призыв на военную службу граждан, которые по состоянию здоровья или иным причинам имеют право на отсрочку или освобождение от призыва. Требуется высказать рекомендации по применению таких мер наказания, как ограничение по военной службе и содержание в дисциплинарной воинской части, а также по ряду других актуальных вопросов.


Н. Петухов,

заместитель Председателя

Верховного Суда Российской Федерации -

председатель Военной коллегии,

кандидат юридических наук.


К. Жудро,

помощник председателя Военной коллегии

Верховного Суда РФ




Военная юстиция: новые решения старых проблем


Авторы


Н. Петухов - заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Военной коллегии, кандидат юридических наук,


К. Жудро - помощник председателя Военной коллегии Верховного Суда РФ


"Российская юстиция", 2000, N 11, стр. 16



Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.