Образование состава суда с участием народных заседателей (В. Золотых, "Российская юстиция", N 11, ноябрь 2000 г.)

Образование состава суда с участием народных заседателей


Федеральный закон от 2 января 2000 г. "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" установил, в отличие от прежнего законодательства, совершенно иной порядок формирования списков народных заседателей и порядок отбора их для участия в рассмотрении дел. Основные положения названного Закона во многом аналогичны соответствующим положениям порядка формирования списка присяжных заседателей и их отбора для участия в осуществлении правосудия. В данном случае под порядком работы со списками присяжных заседателей имеется в виду как порядок, предусмотренный Законом РФ от 16 июля 1993 г. о суде присяжных, так и порядок, сложившийся в правоприменительной практике таких судов. Поскольку новый Закон о народных заседателях не прописывает подробно процедуру отбора народных заседателей, а опыт работы со списками присяжных заседателей показывает, что такая четкая процедура крайне важна, в Ростовском областном суде она была разработана. При этом использован опыт работы с присяжными заседателями.

Прежде всего хочу отметить, что по инициативе областного суда Законодательным собранием области принято постановление "О порядке формирования общих и дополнительных списков народных заседателей районных (городских) судов Ростовской области". В нем регулировалась организация работы по формированию списков народных заседателей, определялись порядок и сроки формирования этих списков, устанавливался количественный состав народных заседателей по каждому районному суду области.

Весь текст постановления не нуждается в комментариях, за исключением, пожалуй, лишь одного положения, а именно - касающегося формирования дополнительных списков. Как известно, согласно Закону для участия в рассмотрении дел в областном и военных судах отбор народных заседателей осуществляется по тем же спискам, которые находятся в работе и районного суда. Нетрудно предположить, что при отборе народных заседателей будут возникать постоянные сложности: одного и того же заседателя одновременно могут вызвать районный, областной и военный суды; вызванный областным судом заседатель в это время может участвовать в рассмотрении дела в военном суде и т.п. Чтобы не доводить дело до этих сложностей, в постановлении Законодательного собрания области и было предусмотрено положение о формировании дополнительных списков народных заседателей районных судов для участия в рассмотрении дел в областном суде (такие списки составлены только по районным судам г. Ростова-на-Дону), а также о формировании дополнительных списков народных заседателей районных судов для участия в рассмотрении дел в военных судах на территории Ростовской области.

Законодательное собрание руководствовалось при этом п.4 ст.2 Федерального закона от 2 января 2000 г. Следует отметить, что позже необходимость составления отдельных списков для военных судов признал и Верховный Суд РФ, предложив в порядке осуществления законодательной инициативы проект закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон о народных заседателях. Уже для работы со списками народных заседателей непосредственно в судах областной суд подготовил методическое пособие - "Порядок проведения и оформления (учета) отбора народных заседателей для участия в рассмотрении уголовных и гражданских дел".

На этапе составления списков народных заседателей для конкретных судей пособие предусматривает, что при поступлении в суд общего (для областного суда - дополнительного) списка народных заседателей председатель соответствующего суда осуществляет отбор народных заседателей с целью составления списков народных заседателей для каждого судьи (в областном суде - для каждого судьи, рассматривающего дела по первой инстанции). Отбор производится из расчета 156 народных заседателей на одного судью и осуществляется путем случайной выборки из общего (дополнительного) списка народных заседателей. При этом используется либо компьютер, либо иной способ случайной выборки (например, путем составления алфавитного списка судей с указанием их порядкового номера в этом списке, а затем - отбора народных заседателей: для судьи с первым порядковым номером - заседателей, имеющих номера в списке 1, 11, 21, 31 и т.д.; для судьи со вторым порядковым номером - заседателей под номерами 2, 12, 22, 32 и т.д.). Отобранные таким способом народные заседатели включаются в списки народных заседателей конкретных судей, которые подписываются председателем суда. Первые экземпляры хранятся в канцелярии суда, вторые - находятся в работе у соответствующих судей в течение всего срока полномочий народных заседателей.

Практика работы со списками присяжных заседателей показала, что, несмотря на осуществляемую на стадии их формирования тщательную проверку соответствия кандидатов требованиям, предъявляемым к ним законом, в суд нередко приходят лица, не отвечающие этим требованиям. Именно с целью выявления обстоятельств, ограничивающих права граждан участвовать в осуществлении правосудия в качестве народных заседателей (в силу требований ст.ст.3 и 10 Федерального закона от 2 января 2000 г. либо дающих основания для освобождения народных заседателей от исполнения обязанностей по конкретному делу в соответствии со ст.8 Закона), заседателям предлагается ответить на вопросы специально подготовленной анкеты. Данные анкеты либо рассылаются народным заседателям сразу же после составления списков для каждого судьи, либо выдаются им при явке в суд для участия в рассмотрении конкретного дела.

При установлении факта предъявления народному заседателю обвинения по уголовному делу председатель суда на основании п.1 ст.10 Федерального закона от 2 января 2000 г. своим постановлением приостанавливает полномочия данного лица до окончания расследования уголовного дела.

Если установлены обстоятельства, предусмотренные п.2 ст.3 Закона, председатель районного суда через Управление Судебного департамента в Ростовской области (а председатель областного суда - непосредственно) обращается в Законодательное собрание области с представлением о прекращении полномочий народного заседателя на основании п.2 ст.10 Федерального закона от 2 января 2000 г.

Отбор народных заседателей, вызываемых в суд для исполнения обязанностей судьи по конкретному делу, производит судья, рассматривающий данное дело, из своего списка народных заседателей. Используются либо жеребьевка, либо компьютер, либо жетоны (шары), имеющие номера с 1 по 156.

Количество народных заседателей, вызываемых в суд по конкретному делу, определяется судьей. При этом учитывается возможность: неявки народных заседателей; включения в списки народных заседателей лиц, которые не могут быть народными заседателями в силу требований ст.3 Федерального закона от 2 января 2000 г.; явки в суд народных заседателей, которые вправе ставить вопрос об их освобождении от исполнения обязанностей по конкретному делу на основании ст.8 Федерального закона от 2 января 2000 г. Учитывая все эти обстоятельства, для исполнения обязанностей по конкретному делу в суд вызываются обычно 5-8 народных заседателей.

По результатам произведенного отбора составляется список народных заседателей, вызванных в суд по конкретному делу. В нем указываются фамилии, имена, отчества и домашние адреса народных заседателей. Фамилии их вносятся в список в том порядке, в каком проходила случайная выборка в ходе жеребьевки. Список народных заседателей, вызванных в суд, подписывается судьей и передается для исполнения секретарю судебного заседания. Включенным в список народным заседателям не позднее чем за семь суток до начала судебного разбирательства по конкретному делу вручаются извещения с указанием дня и часа прибытия в суд. Время определяется с учетом необходимости ознакомления народных заседателей с материалами дела, для рассмотрения которого они вызываются. Секретарь судебного заседания, направив извещения о вызове в суд, делает соответствующую отметку на списке и возвращает его судье.

Состав суда с участием народных заседателей образует судья, рассматривающий соответствующее дело, с ведением секретарем судебного заседания "Протокола проведения отбора народных заседателей для участия в рассмотрении конкретного дела", в котором отражаются все действия судьи и принимаемые им решения.

Секретарь судебного заседания докладывает судье о явке народных заседателей. Если явился только один народный заседатель, судья осуществляет отбор и вызов дополнительного количества народных заседателей в порядке, изложенном выше. Пособием предусмотрено также, что судья может допустить к процедуре образования состава суда с участием народных заседателей по рассматриваемому им делу находящихся в суде народных заседателей, принимавших участие в процедуре образования состава суда по другим делам и не включенных по ним в состав суда. Судья удостоверяется в личности явившихся народных заседателей, опрашивает их о наличии обстоятельств, препятствующих участию в рассмотрении дела.

В обязательном порядке отстраняются от участия в осуществлении правосудия в качестве народного заседателя лица, данное право которых ограничено ст.3 Федерального закона от 2 января 2000 г. При наличии обстоятельств, предусмотренных п.1 ст.8 этого Закона, судья может освободить народного заседателя от исполнения обязанностей судьи по конкретному делу на основании его письменного заявления. Такие заявления приобщаются к протоколу. В случаях, предусмотренных подп.1, 4 и 7 п.1 ст.8 Федерального закона от 2 января 2000 г., судья вправе освободить народного заседателя от исполнения обязанностей судьи по конкретному делу по собственной инициативе. В пособии внимание судей обращено на то, что освобождение народного заседателя от исполнения обязанностей судьи должно проводиться в корректной, благожелательной форме, не ущемляющей самолюбия народного заседателя.

Если в результате отстранения и освобождения народных заседателей от участия в рассмотрении дела их остается менее двух, судья принимает меры по вызову других заседателей либо, как уже указывалось выше, приглашает народных заседателей, принимавших участие в процедуре образования состава суда по другим делам и не включенных в состав суда по тем делам. В отношении вновь вызванных вопросы о возможном освобождении их от участия в рассмотрении дела разрешаются по тем же правилам.

Если осталось два или более народных заседателей, судья принимает решение об образовании состава суда с их участием. В тех случаях, когда народных заседателей осталось более двух, в состав суда они включаются в той последовательности, в которой были включены в список вызванных в суд для исполнения обязанностей судьи по конкретному делу.

Решение об образовании состава суда с участием народных заседателей принимается судьей в виде постановления, в котором указываются фамилии, имена и отчества народных заседателей, включенных в состав суда. Это постановление вносится в протокол, который подписывается судьей и секретарем судебного заседания. Затем протокол с прилагаемыми к нему списком народных заседателей, вызванных в суд для исполнения обязанностей судьи, и заявлениями народных заседателей об освобождении их от участия в рассмотрении дела подшиваются в отдельный наряд, который находится в канцелярии суда. Запасные заседатели отбираются в том же порядке, который установлен для отбора основных.

При отборе народных заседателей для участия в рассмотрении нескольких конкретных дел в списке, протоколе и постановлении указываются все дела, для рассмотрения которых отбираются эти заседатели.

С целью автоматизации работы со списками в областном суде составлена компьютерная программа. Для всех судов области изготовлены бланки процессуальных документов, составляемых при отборе народных заседателей.

Установленный порядок проведения и оформления отбора народных заседателей обеспечивает такую конкретную (или, как сейчас принято говорить, "прозрачную") процедуру реализации полномочий судьи при образовании состава суда с участием народных заседателей, при которой, с одной стороны, ограничивается возможность судьи произвольно, по своему собственному усмотрению выбирать "угодных" ему народных заседателей, а с другой - наличие такой процедуры защищает судью от возможных обвинений в пристрастности и необъективности.


В. Золотых,

заместитель председателя

Ростовского областного суда




Образование состава суда с участием народных заседателей


Автор


В. Золотых - заместитель председателя Ростовского областного суда


"Российская юстиция", 2000, N 11, стр. 45



Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.