Организационным обеспечением должен заниматься заместитель председателя суда (В. Дробышев, "Российская юстиция", N 11, ноябрь 2000 г.)

Организационным обеспечением должен заниматься
заместитель председателя суда


Создание института администраторов федеральных судов общей юрисдикции призвано освободить судей (прежде всего, председателей судов) от выполнения несвойственных им функций по организационному обеспечению деятельности судов. Начало ему было положено Федеральным законом от 8 января 1998 г. "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" (далее - Закон), которым предусмотрены должности "администратор верховного суда республики (краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа)" и "администратор районного суда". В соответствии с постановлением Совета судей РФ от 2 апреля 1999 г. Судебным департаментом проводился эксперимент по введению функций администраторов в пяти судах субъектов Федерации. Приказом Генерального директора Судебного департамента от 13 января 2000 г. введено 2475 должностей администраторов районных судов и 86 должностей администраторов верховных судов республик и приравненных к ним судов. Процесс их укомплектования практически завершен.

Анализ деятельности администраторов высветил несколько проблем, требующих решения. В первую очередь, принадлежность администраторов судов к штатам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Федерации вызывает немало обоснованных нареканий. Они связаны с двойной подчиненностью администраторов - с одной стороны, председателю соответствующего суда, а с другой (в форме так называемой подконтрольности) - управлению (отделу) Судебного департамента. Существующее положение, при котором администратор состоит в штате подразделения Судебного департамента, а при осуществлении своих функций подчиняется председателю суда, тогда как работники всех других служб аппарата суда состоят в штате этого суда и подчиняются его председателю, препятствует исполнению им возложенных на него обязанностей по руководству аппаратом суда. Включение администраторов в штаты управлений (отделов) Судебного департамента порождает также множество вопросов, связанных с порядком учета их рабочего времени, начисления и выплаты денежного содержания, предоставления освобождений по нетрудоспособности, отпусков, поощрения и наложения взысканий, увольнения с занимаемой должности и т.д. Введение администраторов в штаты соответствующих судов и изменение порядка их назначения (что представляется наиболее целесообразным) возможно только путем внесения в Закон изменений и дополнений, проект которых подготовлен Судебным департаментом.

Нельзя не упомянуть также и о том, что сам термин "администратор" вызывает неприятие у значительного числа председателей судов и работников системы Судебного департамента. По общему мнению, этот термин обезличивает и принижает их роль как руководителей аппаратов судов. В этой связи предлагается заменить термин "администратор суда" на "заместитель председателя суда по вопросам организационного обеспечения деятельности суда".

К сожалению, должности администраторов не были введены ни в одной из постоянно действующих сессий судов. Между тем они, как правило, располагаются на значительном удалении от "базовых" судов и представляют собой фактически самостоятельные органы судебной власти, рассматривающие большое количество уголовных и гражданских дел (до нескольких десятков тысяч в год). То, что введение должностей администраторов в постоянно действующих сессиях не предусмотрено, является, на мой взгляд, неправильным. Силами администраторов "базовых" судов вопросы организационного обеспечения деятельности постоянно действующих сессий по объективным причинам решить затруднительно.

Результаты работы по комплектованию должностей администраторов свидетельствуют о необходимости отдельного решения вопросов их профессиональной подготовки и повышения квалификации. Дефицит кадров вызван тем, что только каждый четвертый из администраторов ранее был связан с работой в судебных инстанциях или в системе Судебного департамента и только каждый третий имеет юридическое образование.

Главным управлением организационно-правового обеспечения деятельности судов при участии всех основных подразделений Судебного департамента с учетом накопившегося опыта разработан проект временной инструкции по организации работы администратора суда. Определяя должностное положение администратора как руководителя аппарата суда, инструкция устанавливает круг полномочий председателя суда по руководству работой администратора. Среди них, в частности, выступление с ходатайством перед начальником управления (отдела) Судебного департамента: о назначении кандидата на должность администратора и об увольнении с нее; о присвоении администратору классного чина; о поощрении и о наложении на него дисциплинарного взыскания. В этом инструкция несет на себе отпечаток принадлежности администраторов к штатам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Федерации. Именно по этой причине реализация ряда полномочий председателя суда по руководству работой администратора сопряжена с необходимостью согласования некоторых вопросов с начальником управления (отдела) Судебного департамента.

Другим аспектом прямого подчинения администратора председателю суда является положение о том, что указания последнего по вопросам организационного обеспечения деятельности суда обязательны для исполнения администратором. Он еженедельно обязан докладывать председателю суда о ходе реализации текущих мероприятий, предусмотренных планом работы, а раз в месяц - представлять отчет о его выполнении.

Хотелось бы специально подчеркнуть, что инструкция не случайно именуется временной. Разнообразие полномочий администратора, разветвленность организационных механизмов их реализации, некоторая неопределенность должностного статуса судебных администраторов и новизна данного института заставляют рассматривать проект как предварительный, нуждающийся в проверке и корректировке в ходе практической работы судебных администраторов.


В. Дробышев,

заместитель начальника Главного управления

Судебного департамента при Верховном Суде РФ




Организационным обеспечением должен заниматься заместитель председателя суда


Автор


В. Дробышев - заместитель начальника Главного управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ


"Российская юстиция", 2000, N 11, стр. 50



Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.