Государственная поддержка малого предпринимательства (В. Андреев, "Российская юстиция", N 12, декабрь 2000 г.)

Государственная поддержка малого предпринимательства


Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства" принят более пяти лет назад - 14 июня 1995 г. Практика его применения показала, что необходимо более четко сформулировать полномочия федерального органа по управлению развитием малого предпринимательства, определив его функции по разработке и проведению государственной политики в сфере бизнеса. Образование самостоятельного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего координацию деятельности по развитию предпринимательства и созданию его инфраструктуры, позволит сосредоточить внимание на этом важном участке рыночной экономики.

В соответствии с Законом от 14 июня 1995 г. федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и представляют в Правительство Российской Федерации Федеральную программу развития и государственной поддержки малого предпринимательства, которая после утверждения согласно требованиям Бюджетного кодекса РФ вносится в Государственную Думу как составная часть проекта федерального бюджета на предстоящий год.

Кроме того, согласно названному Закону Правительством РФ был создан (в форме некоммерческой организации) Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Результаты его работы свидетельствуют, что он не осуществляет в должной мере финансового обеспечения федеральной политики в этом деле и плохо выполняет функции заказчика федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. Причин тут немало. Одна из них - в последние три года на эти цели практически не выделяются средства из федерального бюджета и других источников, в частности, от продажи государственного имущества на конкурсах и аукционах.

Государственными и муниципальными фондами поддержки малого предпринимательства являются также фонды, в уставном капитале которых участие Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований составляет не менее 50%. В соответствии со ст.118 ГК РФ имущество, переданное его учредителями, является собственностью фонда и используется для целей, определенных в уставе. Доходы от деятельности фондов остаются в их распоряжении, не подлежат налогообложению и направляются на реализацию целей и задач, предусмотренных в Законе от 14 июня 1995 г.

Фонды имеют право на предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность. Основные задачи фондов обозначены в п.3 ст.8 Закона от 14 июня 1995 г. Они довольно масштабны и требуют создания специальных хозяйственных обществ, поскольку здесь, как и во многих других случаях, необходимо осуществление предпринимательской деятельности. Возложение ее на некоммерческую организацию в большом объеме и по многим направлениям противоречит самой природе такой организации. Поскольку подавляющее число задач фондов сопряжено с осуществлением постоянной предпринимательской деятельности, постольку федеральный орган исполнительной власти по управлению малым предпринимательством должен иметь для исполнения своих полномочий широкую сеть государственных и иных коммерческих организаций. Подобным же образом в регионах должно строиться взаимодействие между государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными, муниципальными и другими коммерческими организациями, в которых имеется государственное и муниципальное участие.

Связующим звеном между государственными и муниципальными органами, занимающимися развитием и поддержкой малого предпринимательства, и малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями должны стать их союзы (ассоциации). Созданные как общественные объединения, они могли бы обеспечить благоприятные условия для развития малого предпринимательства на местах, добросовестной конкуренции, коллективной защиты их интересов в органах государственной власти и местного самоуправления. Закон от 14 июня 1995 г. предусматривает государственную поддержку союзам (ассоциациям) субъектов малого предпринимательства (предоставление помещений и средств связи на льготных условиях, привлечение к разработке проектов законов и иных правовых актов и т.д.).

Правительству РФ в целях реализации положений Закона от 14 июня 1995 г. необходимо создать Совет по развитию малого предпринимательства, передав ему ряд функций, которые сейчас возложены на Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Этот орган при Правительстве РФ мог бы заниматься, например, организацией и координацией научных исследований, подготовкой и переподготовкой научных кадров в области малого предпринимательства, организацией сбора и обработкой правовой, патентно-лицензионной и иной информации и т.д. Вовлечение самих субъектов малого предпринимательства, их союзов и ассоциаций, возложение ряда государственных функций на Совет по развитию малого предпринимательства позволило бы постепенно осуществить переход от бюджетного финансирования к самофинансированию и саморазвитию.

В связи с реализацией одобренной 9 сентября 1999 г. Правительством РФ Концепции управления государственным имуществом и приватизации следовало бы осуществить инвентаризацию государственных предприятий и учреждений, коммерческих организаций, в которых доли (акции) принадлежат Российской Федерации, ее субъектам и которые имеют отношение к деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Необходимо разработать комплекс мероприятий по созданию на базе неиспользуемого излишнего государственного и муниципального имущества, незавершенного строительства сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых в целях поддержки субъектов малого предпринимательства. Правительству РФ необходимо установить порядок подачи заявок на бюджетное финансирование этих субъектов, а в Федеральный закон "О бюджетной классификации в Российской Федерации" включить специальные статьи на эти цели. В государственных программах среднесрочного и краткосрочного развития экономики России Министерству экономического развития и торговли совместно с федеральным органом развития малого предпринимательства следует определять ориентиры развития малых предприятий, предполагаемые источники их финансирования.

Закон от 14 июня 1995 г. предусматривает, что Правительство РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации резервируют для субъектов малого предпринимательства определенную долю заказов на производство и поставку продукции (товаров) и услуг для государственных нужд. Государственными нуждами признаются определяемые в установленном законом порядке потребности Российской Федерации или ее субъектов, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования (п.1 ст.525 ГК). Основанием для заключения государственного контракта или договора поставки для государственных нужд с малым предприятием или индивидуальным предпринимателем является заказ государственного заказчика.

Государственные заказчики при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставку продукции и товаров (услуг) для государственных нужд по видам продукции, отнесенным к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% от общего объема поставок для данного вида продукции на основе конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства. Правительству РФ для реализации этой нормы следует установить порядок их участия в размещении государственных заказов. Для повышения эффективности хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства и осуществления названного и других требований Закона от 14 июня 1995 г. необходимо иметь реестр малых предприятий и индивидуальных предпринимателей по всей России с учетом федеральных правил и норм законодательства субъектов Российской Федерации. Последние вправе в соответствии со своими полномочиями решать все вопросы в области поддержки малого предпринимательства, принимая дополнительные меры за счет собственных ресурсов.

Принятие Федерального закона от 9 июля 1999 г. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" заставляет по-новому взглянуть на проблему участия в этой сфере субъектов малого предпринимательства. Ныне действующая ст.15 Закона от 14 июня 1995 г. носит откровенно декларативный характер. В ней записано, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют меры по расширению участия субъектов малого предпринимательства в экспортно-импортных операциях, содействуют их участию в международных выставках и ярмарках. Размер, порядок и условия компенсации расходов, связанных с поддержкой внешнеэкономической деятельности, устанавливаются договором между субъектом малого предпринимательства и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства. Но коммерческие организации с иностранными инвестициями, как правило, по организационно-правовой форме и численности работающих не отвечают условиям, перечисленным в ст.3 Закона от 14 июня 1995 г., а вложения иностранных инвесторов в уставный капитал этой нормой не предусмотрен. Иначе говоря, на эти юридические лица не распространяется правовой режим деятельности субъектов малого предпринимательства. Думается, заслуживает обсуждения вопрос о предоставлении иностранным инвесторам определенных налоговых льгот при создании и участии малых предприятий в определенных перспективных отраслях экономики, лизинговых компаниях. Подобный вариант правового регулирования иностранных инвестиций в экономику России является более предпочтительным, чем выступление ФФПМП в качестве гаранта по целевым иностранным кредитам, предоставляемым Российской Федерации на поддержку малого предпринимательства.

В обновленной редакции Закона от 14 июня 1995 г. желательно конкретизировать нормы федеральных законов об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, установив особенности внесения иностранными инвесторами вкладов в уставные капиталы малых предприятий, порядка выхода иностранного участника из общества с ограниченной ответственностью и закрытого акционерного общества, их реорганизации и ликвидации. При установлении определенных гарантий для иностранных инвесторов организационно-правовая форма малого предприятия получит для них достаточную экономическую привлекательность.


В. Андреев,

профессор Академии народного хозяйства

при Правительстве РФ,

доктор юридических наук




Государственная поддержка малого предпринимательства


Автор


В. Андреев - профессор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, доктор юридических наук


"Российская юстиция", 2000, N 12, стр. 13



Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.