Определение обязательств организации по НДС при реализации продукции за иностранную валюту (Н.Н. Карзаева, "Бухгалтерский учет", N 14, июль 2000 г.)

Определение обязательств организации по НДС
при реализации продукции за иностранную валюту


В иностранной валюте на территории Российской Федерации могут осуществляться расчеты между юридическими лицами-резидентами и юридическими лицами-нерезидентами в порядке, установленном Банком России. В соответствии с п.1 разд.III письма Государственного банка СССР от 24.05.91 N 352 "Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР" (в ред. от 02.09.94) использование иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте допускается между юридическими лицами-резидентами в следующих случаях:

"а) в расчетах между экспортерами и транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями в случаях, когда услуги этих организаций по доставке, страхованию и экспедированию грузов входят в цену товара и оплачиваются иностранными покупателями;

б) при расчетах импортеров с транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями за услуги по доставке грузов в советские морские и речные порты, на пограничные железнодорожные станции, грузовые склады и терминалы покупателей;

в) при расчетах за транзитные перевозки грузов через территорию СССР;

г) за услуги предприятий связи по аренде международных каналов связи для советских предприятий и организаций в случаях, если расчеты с иностранными владельцами средств коммуникации осуществляются предприятиями связи;

д) при оплате комиссионного вознаграждения организациям, осуществляющим посреднические операции с иностранными партнерами по заказам поставщиков экспортной и покупателей импортной продукции;

е) при расчетах между поставщиками и субпоставщиками продукции (работ, услуг) на экспорт из валютной выручки, остающейся в распоряжении экспортеров;

ж) при оплате расходов банковских учреждений и посреднических внешнеэкономических организаций, если указанные расходы производились этими учреждениями и организациями или были предъявлены им нерезидентами в иностранной валюте, а также при оплате комиссий, которые взимаются банковскими учреждениями и посредническими внешнеэкономическими организациями для покрытия расходов в валюте;

з) при проведении расчетов, связанных с получением коммерческого или банковского кредита в иностранной валюте и его погашением, а также при проведении операций по покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке."

Перечень валютных операций определен п.9 и 10 ст.1 Закона РФ от 09.10.92 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. от 05.07.99).

Проблема формирования учетной информации по НДС при реализации продукции (товаров, работ, услуг) на территории Российской Федерации за иностранную валюту обусловлена несоответствием норм части первой Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.98 N 146-ФЗ (в ред. от 02.02.2000) и положений инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (в ред. от 19.07.99) (далее - Инструкция) в части определения суммы задолженности перед бюджетом.

Согласно п.25 Инструкции "при реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту уплата налога в бюджет осуществляется в рублевом эквиваленте по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на день уплаты налога". Настоящий пункт Инструкции не противоречит норме части первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.94 N 51-ФЗ (в ред. от 08.07.99) о возможности погашения обязательств "в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах" (п.2 ст.317).

Однако в соответствии с требованиями п.3 ст.45 НК РФ "обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации". Возможность уплаты налога в бюджет в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах), в НК РФ не предусмотрена. Такой порядок погашения задолженности перед бюджетом не предусмотрен и Законом РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (в ред. от 02.01.2000) (далее - Закон). Следовательно, обязательства перед бюджетом налогоплательщик должен оценивать в рублях на момент их возникновения.

Если организация-налогоплательщик руководствуется при определении величины обязательств перед бюджетом по НДС не нормами НК РФ и Закона, а Инструкцией, необходимо иметь в виду, что буквально из положений п.25 Инструкции следует, что установленный порядок налогообложения распространяется на доход организации при наличии двух условий: во-первых, доход организации от реализации продукции (товаров, работ, услуг) получен в иностранной валюте; во-вторых, реализация должна быть осуществлена на территории Российской Федерации. Иными словами, существенное значение для принятия решения о применении положений данного пункта Инструкции для целей налогообложения имеет место реализации продукции (товаров, работ, услуг).

В соответствии с п.5 ст.4 Закона местом реализации работ (услуг) признается:

а) место нахождения недвижимого имущества, если работы (услуги) связаны непосредственно с этим имуществом;

б) место фактического осуществления работ (услуг), если они связаны с движимым имуществом;

в) место фактического осуществления услуг, если они оказываются в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры или спорта либо в иной аналогичной сфере деятельности;

г) место экономической деятельности покупателя услуг, если покупатель этих услуг имеет место нахождения в одном государстве, а продавец - в другом;

д) место осуществления экономической деятельности организации или физического лица, выполняющего эти работы (оказывающего эти услуги), если это не противоречит хотя бы одному из подп."а"-"г".

Если реализация работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других (основных) товаров (работ, услуг), местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных товаров (работ, услуг). Таким образом, особый порядок определения места реализации продукции (товаров, работ, услуг) Законом не установлен.

Согласно п.1 ст.39 НК РФ реализацией продукции (товаров, работ, услуг) организацией признается передача права собственности на них. Исходя из данной нормы НК РФ место реализации может быть определено в соответствии с условиями контракта (договора) о переходе права собственности. Следовательно, применение п.25 Инструкции возможно, если согласно условиям контракта (договора) переход права собственности на продукцию (товары, работы, услуги) осуществляется на территории Российской Федерации. Рассмотрим ситуацию, когда при определении величины обязательств перед бюджетом по НДС при реализации продукции (товаров, работ, услуг) на территории Российской Федерации за иностранную валюту налогоплательщик руководствуется п.25 Инструкции.

Согласно п.6.6 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н (в ред. от 30.12.99), в случае, "когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах)", возникают суммовые разницы.

"Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету соответствующей кредиторской задолженности, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату признания расхода в бухгалтерском учете" (п.6.6 ПБУ 10/99).

Суммовая разница определяется только при наличии факта оплаты, поэтому достоверный расчет ее величины может быть осуществлен только на дату погашения кредиторской задолженности. Суммовая разница имеет отношение к совершенно определенному временному периоду: между датой признания кредиторской задолженности и датой ее погашения. Следовательно, величина обязательств перед бюджетом изменяется в конкретном периоде времени.

В соответствии с подп."а" п.1 ст.5 Закона от НДС освобождается экспортитуемая продукция (товары, работы, услуги). К данной продукции (товарам, работам, услугам) относится экспорт за пределы государств - участников СНГ (п.12 Инструкции). Таким образом, полученная в иностранной валюте выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в государства - участники СНГ подлежит обложению НДС. Соответственно порядок расчетов с бюджетом по налогу в этом случае также определяется п.25 Инструкции. Рассмотрим пример с реализацией продукции на территорию Украины.


Пример 1. 31 марта 2000 г. организация произвела отгрузку продукции на Украину на сумму 1200 $, курс доллара - 27 руб. Отражаемая в бухгалтерском учете задолженность перед бюджетом по НДС на 31 марта составит 5400 руб.:

1200 х 27 = 32400 (объем реализации, руб.);

32400 : 120 х 20 = 5400 (сумма НДС, руб.).

19 апреля 2000 г. организация погасила задолженность перед бюджетом по НДС, курс доллара - 28 руб. В соответствии с п.25 Инструкции размер задолженности составит 5600 руб. (200 х 28). Суммовая разница - 200 руб. (5600 - 5400).

Так как суммовая разница возникла в период с 31 марта по 19 апреля 2000 г., то она должна быть отражена в регистрах бухгалтерского учета за апрель 2000 г. Отражение данного события на счетах бухгалтерского учета в апреле будет в полной мере обеспечивать соблюдение одного из основных принципов бухгалтерского учета, определенного п.6 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утвержденного приказом Минфина России от 09.12.98 N 60н, - временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Однако следует отметить, что порядок оценки кредиторской или дебиторской задолженности, возникающей по договорам, оплата по которым производится в рублях, и в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах), не определен. Поэтому при формировании бухгалтерской отчетности оценка дебиторской и кредиторской задолженности может быть осуществлена в соответствии с п.9 Положения по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" (ПБУ 7/98), утвержденного приказом Минфина России от 25.11.98 N 56н, согласно которому данные об обязательствах организации "отражаются в бухгалтерской отчетности с учетом событий после отчетной даты, подтверждающих существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность". К фактам хозяйственной деятельности, которые могут быть признаны событиями после отчетной даты, в соответствии с приложением к ПБУ 7/98 относится, в частности, непрогнозируемое изменение курсов иностранных валют после отчетной даты.

Применение данного положения при оценке кредиторской задолженности позволит привести в соответствие данные бухгалтерских регистров и величину обязательств перед бюджетом только в том случае, если погашение обязательств будет произведено до даты составления и подписания бухгалтерской отчетности.

Степень значимости соответствия данных бухгалтерских регистров и показателей налоговых деклараций определяется нормами НК РФ: "налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением" (п.1 ст.54 НК РФ). Согласно п.30 Инструкции налоговым периодом для расчета сумм НДС может быть либо месяц, либо квартал в зависимости от объема налоговых платежей. Квартал также установлен в качестве налогового периода для малых предприятий.

Если перечисление в бюджет сумм НДС производится в последующем налоговом периоде и отсутствует возможность применения положений ПБУ 7/98 при определении обязательств перед бюджетом, то это приводит к разрыву между данными бухгалтерских регистров и фактической оценкой обязательств. Что, в свою очередь, создает дополнительные трудности при составлении расчета (налоговой декларации) по налогу на добавленную стоимость.

Согласно Порядку составления плательщиками расчетов по налогу на добавленную стоимость (приложение N 1 к инструкции) в графе 3 "Оборот" налоговой декларации показываются "обороты по реализации облагаемой продукции (товаров), выполненных работ и оказанных услуг по основной деятельности исходя из применяемых цен (тарифов), включая суммы арендной платы и прочие обороты по реализации в соответствии с установленным порядком". В графе 5 "Сумма НДС" показываются суммы налога по соответствующим ставкам. Показатели граф 3 и 5 должны соответствовать друг другу: для того, чтобы получить показатель суммы НДС, необходимо умножить соответствующий показатель по графе "Оборот" на ставку налога.

При реализации продукции (товаров, работ, услуг) на территории Российской Федерации за иностранную валюту указанное соответствие может выполняться только в случае совпадения двух дат: даты признания выручки от реализации для целей налогообложения и даты погашения задолженности перед бюджетом по НДС. Такое совпадение в практической деятельности недостижимо.

Согласно п.2 ст.8 Закона "датой совершения оборота считается день поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - день поступления выручки в кассу. Для предприятий, которым разрешено определять срок реализации по отгрузке товаров (выполнению работ, услуг), датой совершения оборота считается их отгрузка (выполнение) и предъявление покупателям расчетных документов".

Таким образом, величина налогооблагаемой базы (облагаемого оборота) определяется на дату ее исчисления для целей налогообложения, но не на дату фактического погашения задолженности перед бюджетом по НДС. Изменение облагаемого оборота в результате перерасчета объема реализации, полученного в иностранной валюте, по курсу, отличному от курса Банка России на день признания выручки, не установлено ни одним законодательным или нормативным актом.

Поэтому представляется целесообразным внести суммы НДС, уплачиваемые в соответствии с п.25 Инструкции, в свободную строчку по показателю 3 "Стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), облагаемых НДС". При заполнении налоговой декларации в свободной строке необходимо написать "в соответствии с п.25 настоящей инструкции".

Уточнение налоговой декларации при оплате НДС по курсу на дату оплаты, с одной стороны, объективно обусловлено тем фактом, что обязательства по НДС при реализации продукции (товаров, работ, услуг) на территории Российской Федерации за иностранную валюту фактически возникают в момент признания выручки (доходов). В последующие отчетные периоды обязательства перед бюджетом по НДС не возникают, даже при условии оплаты налога.

С другой стороны, в соответствии с п.1 ст.54 НК РФ перерасчет налоговой декларации производится в периоде совершения ошибки в исчислении налоговой базы. При внесении налогоплательщиком уточнений в налоговую декларацию и принятии их налоговым инспектором согласно общей процедуре обязательства в указанном в уточненной декларации объеме подлежат начислению по сроку данной декларации. До момента погашения задолженности организация должна заплатить пени за несвоевременную оплату налога.

В действительности же, эти обязательства по НДС возникли в последующих налоговых периодах. Согласно п.1 ст.54 НК РФ "в случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения)". Следовательно, НК РФ допускает возможность отражения в налоговой декларации сумм НДС, подлежащих начислению и перечислению в бюджет, но не относящихся к облагаемым оборотам настоящего налогового периода.

Важное значение в организации бухгалтерского учета и составлении налоговых деклараций по НДС при реализации продукции (товаров, работ, услуг) на территории Российской Федерации за иностранную валюту имеет порядок формирования платежной документации - платежных поручений. Как правило, при формировании платежных поручений в графе "Назначение платежа" указывают, что перечисляется НДС по сроку платежа ____ (дата). Поскольку организация реализует продукцию (товары, работы, услуги) не только за иностранную валюту на территории Российской Федерации, то невозможно определить, по какому обороту перечислен НДС. На наш взгляд, в платежных поручениях необходимо указать на оборот, по которому уплачивается налог.

При отражении в бухгалтерском учете операций по расчету с бюджетом по НДС возникает вопрос, на какой счет должны быть отнесены доначисленные суммы налога в соответствии с п.25 Инструкции.

С 1 января 2000 г. вступили в действие приказы Минфина России от 06.05.99 N 32н и 33н, утвердившие соответственно Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99) и "Расходы организации" (ПБУ 10/99). В соответствии с п.6.6 указанных ПБУ величина доходов и расходов определяется с учетом суммовых разниц. Следовательно, если рассматривать возникающие на счете 68 "Расчеты с бюджетом" разницы как суммовые, то они увеличивают величину подлежащего уплате в бюджет НДС.

Однако из п.25 Инструкции следует, что организация уплачивает в бюджет НДС по курсу, действующему на дату перечисления сумм налога. В силу того, что объектом налогообложения согласно п.1 ст.3 Закона являются "обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг", данная сумма НДС относится в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". Данное утверждение соответствует п.3 ст.2 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (ред. от 04.05.99), согласно которому "прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг)".


Пример 2. Организация заключила контракт на поставку продукции на Украину на сумму 2400 $. Поставка должна быть осуществлена не позднее 15 мая 2000 г. Оплата продукции предполагает перечисление 50% аванса не позднее 30 марта 2000 г. Окончательный расчет производится в течение 20 дней после фактической отгрузки продукции (условия поставки - DAF).

25 марта 2000 г. получен аванс в размере 1200 $, курс доллара - 25 руб.

30 апреля 2000 г. перечислен в бюджет НДС, курс доллара - 26 руб.

10 мая 2000 г. продукция пересекла границу, курс доллара - 26,5 руб.

1 июня 2000 г. получено в окончательный расчет 1200 $, курс доллара - 27 руб.

19 июня 2000 г. перечислен в бюджет НДС:

I. Курс доллара - 27,5 руб. (если в соответствии с учетной политикой задолженность перед бюджетом возникает в момент отгрузки продукции покупателю).

II. Курс доллара - 28 руб. (если в соответствии с учетной политикой задолженность перед бюджетом возникает в момент получения денежных средств от покупателя).

Рассчитаем размер обязательства организации перед бюджетом по НДС и отразим в бухгалтерском учете соответствующие операции (см. табл.1).


                                                                Таблица 1
Дата Содержание хозяйственной
операции
Сумма,
руб.
Курс Расчет Корреспонденция
счетов
Д-т К-т
25.03 Получен аванс 3000 25 1200 х 25 52 64
31.03 Начислен НДС по авансам по-
лученным
5000 25 200 х 25 76-НДС* 68
31.03 Уточнена оценка задолжен-
ности перед бюджетом
по курсу на день представ-
ления налоговой декларации
100 25,5 200
(25,5 -
25)
76-НДС 68
31.03 Произведен пересчет задол-
женности по авансам полу-
ченным
600 25,5 1200
(25,5 -
25)
80 64
30.04 Перечислен НДС по авансам
полученным
5200 26 200 х 26 68 51
30.04 Уточнена оценка задолжен-
ности перед бюджетом
по курсу на день оплаты на-
лога
100 26 200
(26 -
25,5)
76-НДС 68
30.04 Произведен пересчет задол-
женности по авансам полу-
ченным
600 26 1200
(26 -
25,5)
80 64
10.05 Отгружена продукция покупа-
телю
63600 26,5 2400 х
26,5
62 46
10.05 Произведен пересчет задол-
женности по авансам полу-
ченным
600 26,5 1200
(26,5 -
26)
80 64
10.05 Произведен зачет авансов
полученных
31800 26,5 1200 х
26,5
64 62
31.05 I. Начислен НДС по объему
реализации
10500 - 200 х
26,5 +
5200
46 68
31.05 II. Учтен НДС по объему ре-
ализации, по которому за-
долженность перед бюджетом
будет показана в момент оп-
латы
10600 27 200 х 27
+ 5200
46 76-НДС-
Р**
31.05 I. Уточнена оценка задол-
женности перед бюджетом
по курсу на день оплаты на-
лога
200 27,5 200
(27,5 -
26,5)
46 68
31.05 I. Зачтен НДС по авансам
полученным
5200 - - 68 76-НДС
31.05 Произведен пересчет деби-
торской задолженности
600 27 1200
(27 -
26,5)
62 80
01.06 Получено в оплату за отгру-
женную продукцию
32400 27 1200 х 27 52 62
30.06 II. Начислен НДС по объему
реализации
10600 - - 76-НДС-
Р
68
30.06 II. Зачтен НДС, оплаченный
по авансам полученным
5200 - - 68 76-НДС
30.06 II. Уточнена оценка задол-
женности перед бюджетом
по курсу на день оплаты на-
лога
200 28 200
(28 - 27)
46 68
* 76-НДС - НДС, начисленный в бюджет по авансам полученным и подлежащий
предъявлению бюджету в момент зачета авансов при реализации продукции
(товаров, работ, услуг).
** 76-НДС-Р - НДС, подлежащий начислению в бюджет по объему реализации
при условии погашения задолженности покупателем.

Налоговая декларация должна быть составлена следующим образом (см. табл.2).


                                                                Таблица 2

     Расчет (налоговая декларация) по налогу на добавленную стоимость
                             за март 2000 г.

Но-
мер
Показатель Оборот,
руб.
Ставка
НДС, %
Сумма
НДС,
руб.
1 2 3 4 5
3. Стоимость реализуемых товаров (работ, услуг),
облагаемых НДС - всего

в том числе:
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 
х


20

16,67

10

9,09
 
4. Сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет
по авансам и предоплатам, поступившим в отчет-
ном периоде

в соответствии с п.25 настоящей инструкции
30000



х
16,67



х
5000



100

Если в соответствии с учетной политикой задолженность перед бюджетом возникает в момент отгрузки продукции покупателю, то налоговая декларация будет выглядеть следующим образом (см. табл.3).


                                                                Таблица 3

     Расчет (налоговая декларация) по налогу на добавленную стоимость
                              за май 2000 г.

Но-
мер
Показатель Оборот,
руб.
Ставка
НДС, %
Сумма
НДС,
руб.
1 2 3 4 5
3. Стоимость реализуемых товаров (работ, услуг),
облагаемых НДС - всего

в том числе:
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

в соответствии с п.25 настоящей инструкции



53000

-

-

-

х

20

16,67

10

9,09

9,09



10500*

-

-

-

200

4.
Сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет
по авансам и предоплатам, поступившим
в отчетном периоде
в соответствии с п. 25 настоящей инструкции



х



х



100

5.
Исключается сумма НДС, исчисленная с авансов
и предоплат, засчитываемая при реализации то-
варов (работ, услуг) в отчетном периоде
в соответствии с п.50 настоящей инструкции



30000



х



5100
6. Сумма НДС за отчетный период, подлежащая уп-
лате в бюджет(стр.3 + стр.4 - стр.5)

х

х

5700
* С учетом НДС, оплаченного по авансам полученным.

Вид декларации, если в соответствии с учетной политикой задолженность перед бюджетом возникает в момент получения денежных средств от покупателя (см. табл.4).


                                                                Таблица 4

     Расчет (налоговая декларация) по налогу на добавленную стоимость
                             за июнь 2000 г.

Но-
мер
Показатель Оборот,
руб.
Ставка
НДС, %
Сумма
НДС,
руб.
1 2 3 4 5
3. Стоимость реализуемых товаров (работ, услуг),
облагаемых НДС - всего

в том числе:
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

в соответствии с п.25 настоящей инструкции




5400

-

-

-

х


20

16,67

10

9,09




10600*

-

-

-

200
4. Сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет
по авансам и предоплатам, поступившим в от-
четном периоде

в соответствии с п.25 настоящей инструкции




х




х




100
5. Исключается сумма НДС, исчисленная с авансов
и предоплат, засчитываемая при реализации то-
варов (работ, услуг) в отчетном периоде
в соответствии с п.50 настоящей инструкции



30000



х



5100
6. Сумма НДС за отчетный период, подлежащая уп-
лате в бюджет (стр.3 + стр.4 - стр.5)

х

х

5800
* С учетом НДС, оплаченного по авансам полученным.

Подводя итог рассмотрения вопроса формирования налоговых деклараций по НДС при реализации продукции (товаров, работ, услуг) на территории Российской Федерации за иностранную валюту, отметим следующие важные моменты:

существуют противоречия положений Инструкции и НК РФ в части обязанности налогоплательщика погашать задолженность перед бюджетом по курсу Банка России на дату оплаты;

если налогоплательщик руководствуется п.25 Инструкции, организация бухгалтерского учета расчетов с бюджетом должна учитывать особенности составления налоговой декларации, которые заключаются в том, что нарушено соответствие между графой 3 и графой 5 формы;

суммы НДС, уплачиваемые в соответствии с п.25 Инструкции, не являются ошибками, и поэтому требование уточнения декларации не является обязательным исходя из положений п.1 ст.54 НК РФ. Данные суммы рациональнее отражать по свободной строке декларации;

уточнения налоговой декларации могут привести к возникновению дополнительных платежей в бюджет в виде пеней за несвоевременную оплату налога;

в платежных поручениях при перечислении НДС в бюджет следует указывать на вид облагаемого оборота - по реализации, полученной в иностранной валюте;

при недостаточности денежных средств для погашения задолженности перед бюджетом по налогам в первую очередь надо оплачивать НДС по реализации в иностранной валюте; во вторую - по авансам, полученным в иностранной валюте; в третью очередь - по прочей реализации в рублях.


Н.Н. Карзаева,

кандидат экономических наук,

заместитель директора аудиторской службы

ООО "Балт-Аудит-Эксперт"



Журнал "Бухгалтерский учет"


Учредитель - Министерство финансов РФ.

Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.


Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.


Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.


www.buhgalt.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.