Особенности применения единого социального налога (Ж. Морозова, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 5, январь 2001 г.)

Особенности применения единого социального налога


Глава 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации называется "Единый социальный налог (взнос)". Этот налог зачисляется в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации. Отчислений в Фонд занятости с 1 января 2001 г. нет. Средства в Фонд занятости поступают за счет отчислений от налога на доходы физических лиц.

С 1 января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов, которые уплачиваются в составе социального налога, осуществляют налоговые органы Российской Федерации. Порядок осуществления контроля за правильностью исчисления и уплаты налога регулируется соответствующими нормами части первой НК РФ. Фонды контроль за поступлением налога не осуществляют. Пенсионный фонд с 1 января получает от налогоплательщиков данные, необходимые для ведения персонифицированного учета, Фонд социального страхования - сведения об использовании средств ФСС в целях государственного социального страхования. Если ФСС выявляет факт неуплаты или неправильного исчисления налога, он не может своим решением доначислить налог, начислить пени и штрафы. Более того, вопрос о проверке даже в части расходования средств ФСС может быть решен только постановлением Правительства Российской Федерации. То же самое касается и ПФР в части проверок предоставления плательщиками данных персонифицированного учета. Это означает, что в отношении плательщиков социального налога все предусмотренные НК РФ мероприятия по налоговому контролю, взысканию сумм недоимок, пеней и штрафов, зачету или возврату излишне уплаченного или взысканного налога будут проводить налоговые органы.

В ст.11 Федерального закона от 5.08.2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" установлено, что взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования. Следовательно, организации по-прежнему должны отчитываться по этому виду взноса и сдавать отчеты в фонд.

Налоговая база при исчислении единого социального налога, определяемая ст.237 НК РФ, во многом схожа с налоговой базой при исчислении налога на доходы физических лиц.

Налоговая база налогоплательщиков, осуществляющих прием на работу по трудовому договору или выплачивающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам, определяется как сумма доходов, предусмотренных п.1 ст.236 НК РФ, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников.

Выплаты в виде материальной помощи, иные безвозмездные выплаты, выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией или товарами для детей, включаются в налоговую базу в части сумм, превышающих 1000 руб. в расчете на один календарный месяц.


Налоговые льготы


Правительство Российской Федерации утвердило перечень товаров, при реализации которых общественные организации инвалидов и предприятия, созданные ими, не могут воспользоваться льготами по единому социальному налогу. В ст.239 НК РФ, которая устанавливает такие льготы, указывается, что эти организации и учреждения не освобождаются от уплаты налога при производстве и реализации товаров, указанных в утвержденном списке.

Суммы, не подлежащие налогообложению, отражены в ст.238 НК РФ. Рассмотрим, какие изменения произошли в порядке налогообложения.

1. Почти без изменений остался перечень расходов, связанных с командировками (ст.217 НК РФ). Не облагаются налогом компенсация фактически произведенных и документально подтвержденных расходов командируемых работников на проезд в такси в (из) аэропорт(а) или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, а также расходы на оплату услуг связи.

2. До 2001 г. с расходов на приобретение путевок за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, производились отчисления в Пенсионный фонд. С 2001 г. стоимость путевок (за исключением туристических) налогом не облагается. Причем это касается путевок как своим работникам, так и выдаваемых членам их семей. Что касается компенсации стоимости путевок, то для подтверждения этих расходов должны быть представлены корешки путевок и документы об их оплате.

3. Не облагаются налогом расходы на лечение и медицинское обслуживание работников, их супругов, родителей или детей при наличии у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также при наличии документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание.

4. С 2001 г. не будут включаться в состав доходов, не подлежащих налогообложению, суммы страховых платежей (пенсионных взносов), выплачиваемых организацией по договорам добровольного страхования (добровольного пенсионного обеспечения) своих работников, заключенным со страховщиками или негосударственными пенсионными фондами.

5. Если в 2000 г. с сумм материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, производились отчисления во внебюджетные фонды, то с 2001 г. эти суммы в пределах 2000 руб. в год не облагаются единым социальным налогом. С другой стороны, если с суммы материальной помощи, оказываемой пенсионерам, не было отчислений во внебюджетные фонды, то с 2001 г. не облагаются налогом суммы материальной помощи в пределах 2000 руб. в год и только бывшим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту.

6. В пределах 2000 руб. в год не облагаются суммы возмещения (оплаты) работодателями стоимости приобретенных бывшими работниками (пенсионерами или инвалидами) или членами их семей медикаментов, назначенных им лечащим врачом. Чтобы получить льготу в случае безналичной оплаты, необходимо представить копию лицензии медицинского учреждения. При выдаче средств (зачислении их на счета банков) необходимо представить кроме лицензии документы медицинского учреждения о стоимости лечения или обслуживания.

7. Как и прежде, в налоговую базу (в части суммы налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации) не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

8. Если в 2000 г. от отчислений во внебюджетные фонды освобождались только инвалиды, получающие пенсию по инвалидности (без ограничений суммы доходов), то с 2001 г. от уплаты налога освобождаются доходы, начисленные работникам, которые являются инвалидами 1, 2, 3 групп (но только в пределах 100 000 руб.), независимо от вида получаемой пенсии. Освобождается от уплаты налога и ряд организаций инвалидов.


Исчисление и уплата единого социального налога


Порядок исчисления и уплаты единого социального налога налогоплательщиками-работодателями определен в ст.243 НК РФ. В соответствии с п.1 этой статьи налогоплательщики-работодатели должны исчислять суммы налога отдельно по каждому фонду на субсчетах счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".

Согласно п.5 ст.243 налогоплательщики представляют в ПФР сведения в соответствии с федеральным законодательством об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования.

Если организация не зарегистрировалась в том или ином фонде, она несет ответственность в соответствии со ст.116 НК РФ.

В сроки, установленные для уплаты налога, налогоплательщики обязаны представить соответствующие сведения и в ФСС РФ. Сумма налога, зачисляемая в этот фонд, подлежит уменьшению на произведенные налогоплательщиками расходы на цели социального страхования, предусмотренные законодательством.

В 2001 г. федеральное казначейство открывает для каждого внебюджетного фонда отдельный счет. В связи с этим бухгалтеры предприятий будут перечислять единый социальный налог отдельным платежным поручением с указанием соответствующего кода на счета Пенсионного фонда Российской Федерации, территориального фонда обязательного медицинского страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с п.3 ст.243 НК РФ налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15 числа следующего месяца.

Банк не вправе выдавать своему клиенту-налогоплательщику средства на оплату труда, если последний не представил платежные поручения на перечисление налога. Если банк не выполнил это условие, он несет ответственность в соответствии с главой 18 НК РФ.

Согласно ст.11 Закона N 118-ФЗ взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.

В главе 24 НК РФ не говорится о необходимости обязательной регистрации в фондах, однако такого рода требования определены законодательством о социальном страховании, а также п.11 ст.84 НК РФ. Кроме того, отдельным платежным поручением необходимо перечислить страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.


Применение регрессивной шкалы для расчета
единого социального налога


Возможность применения в 2001 г. регрессивной шкалы (ст.241 НК РФ) зависит от фактического размера выплат, начисленных в среднем на одного работника за предшествующий налоговому периоду промежуток времени. Определены следующие уровни регрессивной шкалы: до 100 000 руб., от 100 000 до 300 000, от 300 000 до 600 000 и свыше 600 000 руб.

В настоящее время согласно Федеральному закону от 29.12.2000 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в числе других поправок внесена поправка в п.2 ст.241 главы 24 НК РФ "Ставки налога" о том, что при расчете налоговой базы в среднем на одного работника, учитывается средняя численность работников, определяемая в порядке, установленном Государственным комитетом Российской Федерации по статистике. Для расчета фактического размера выплат, начисленных в среднем на одного работника, должна учитываться средняя численность работников организации за какой-либо период (месяц, квартал, 9 месяцев, год), исчисленная в соответствии с Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 7.12.98 г. N 121. В соответствии с этой инструкцией средняя численность работников включает:

среднесписочную численность работников;

среднюю численность внештатных совместителей;

среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в том числе по авторским и лицензионным.

В данном расчете не учитываются работники, состоящие в штате организации, но не получающие заработную плату (например, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком или в декретном отпуске).

Для налогоплательщиков, указанных в п.п.1 п.1 ст.235 НК РФ, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств, применяются следующие ставки налога (табл.1).


Таблица 1

Налоговая
база
на каж-
дого ра-
ботника
нараста-
ющим ито-
гом с на-
чала года
Ставка налога, %
Пенсионный
фонд Рос-
сийской Фе-
дерации
Фонд
социального
страхования
Российской
Федерации
Фонд обязательного ме-
дицинского страхования
Итого
федераль-
ный
территори-
альный
До 100000
руб.
28,0 4,0 0,2 3,4 35,6
От 100001
до 300000
руб.
28000 руб.
+ 15,8%
с суммы,
превышающей
100000 руб.
4000 руб. +
2,2% с сум-
мы, превы-
шающей
100000 руб.
200 руб. +
0,1%
с суммы,
превышаю-
щей 100000
руб.
3400 руб. +
1,9% с сум-
мы, превыша-
ющей 100000
руб.
35600 руб. +
20% с суммы,
превышающей
100000 руб.
От 300001
до
600000
руб.
59600 руб.
+ 7,9%
с суммы,
превышающей
300000 руб.
8400 руб. +
1,1% с сум-
мы, превы-
шающей
300000 руб.
400 руб. +
0,1%
с суммы,
превышаю-
щей 300000
руб.
7200 руб. +
0,9% с сум-
мы, превыша-
ющей 300000
руб.
75600 руб. +
10% с суммы,
превышающей
300000 руб.
Свыше
600000
руб.*
83300 руб.
+ 2,0%
с суммы,
превышающей
600000 руб.
11700 руб. 700 руб. 9900 руб. 105600 руб. +
2,0% с суммы,
превышающей
600000 руб.
* В 2001 г. на основании ст.17 Закона N 118-ФЗ при определении
налоговой базы на каждого работника с суммы, подлежащей уплате
в Пенсионный фонд Российской Федерации, которая превышает 600 000 руб.,
применяется ставка в размере 5%.

Как видно из табл.1, предприятию выгоднее увеличивать заработную плату всем своим сотрудникам, так как чем выше начисленная заработная плата, тем ниже процентная ставка единого социального налога.

С начала налогового периода (в соответствии со ст.240 НК РФ налоговым периодом считается календарный год) по истечении каждого месяца нарастающим итогом налогоплательщики должны определять налоговую базу отдельно для каждого работника. До 1 января 2001 г. база для уплаты отчислений во внебюджетные фонды определялась в целом по предприятию.

В ст.242 НК РФ в целях исчисления единого социального налога определена дата получения доходов и осуществления расходов. Для доходов, которые начислены налогоплательщиками, указанными в п.п.1 п.1 ст.235 НК РФ, днем получения дохода является день начисления доходов в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты).

Для доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также иных доходов, включая материальную выгоду, днем получения дохода является день фактической выплаты (перечисления) или получения соответствующего дохода.

При расчетах с использованием банковских счетов, открытых налогоплательщиком в кредитных организациях, датой перечисления дохода считается день списания денежных средств со счета налогоплательщика.

В соответствии с п.2 ст.241 НК РФ ставки, предусмотренные п.1 этой статьи, применяются при условии, что в предыдущем налоговом периоде величина налоговой базы в среднем на одного работника превышала 50 000 руб. Организации, которые не соответствуют этому критерию, должны платить налог по максимальной ставке - 35,6%. При расчете указанной средней величины не учитывается определенный процент работников, имеющих самые высокие оклады: в организациях с численностью работников свыше 30 человек - 10%, а до 30 человек - 30% таких сотрудников.

Если сотрудники за второе полугодие 2000 г. получили доход, превышающий 25 000 руб., то с 1 января 2001 г. к ним можно будет применять регрессивную шкалу начисления единого социального налога.


Пример 1

Необходимо рассчитать размер выплат, начисленных в среднем на одного работника, если в организации работают 58 человек, 40 из них во второй половине 2000 г. была начислена сумма выплат по 24 000 руб., остальным 18 сотрудникам - по 37 000 руб.

Так как в организации работают более 30 человек, то при расчете фактического размера выплат, начисленных в среднем на одного работника, не учитываются выплаты 10% работникам, имеющим наибольшие по размеру выплаты. В данном примере это 6 человек: 58 человек х 10% = 6.

Общая сумма выплат, начисленных оставшимся 52 сотрудникам, рассчитывается следующим образом.

Фактический размер выплат, начисленных в среднем на одного работника, за вычетом 10% самых высокооплачиваемых сотрудников составит:

(40 чел. х 24 000 руб. + 12 чел. х 37 000 руб.) = 1 404 000 руб.

Средняя начисленная заработная плата на одного работника составит:

1 404 000 руб. : 52 чел. = 27 000 руб.

Поскольку эта сумма превышает установленный предел (25 000 руб.), организация вправе в 2001 г. применять регрессивную шкалу ставок единого социального налога (взноса).


Пример 2

Численность работников в организации - 11 человек. Фактический размер выплат в целом по организации за второе полугодие 2000 г. составил 296 000 руб. В среднем на одного работника эта величина равняется 26 909 руб. Однако при этом расчете не должны учитываться выплаты 3 работникам (30% от 11 человек), имевшим наибольшие выплаты. Это руководитель организации, его главный инженер и финансовый директор, получившие за второе полугодие 2000 г. 110 000 руб. Остальные 8 работников получили 186 000 руб., или в среднем на одного работника 23 250 руб. (186 000 : 8). Поскольку эта сумма не превышает установленного предела в размере 25 000 руб., организация не вправе в 2001 г. применять регрессивную шкалу ставок единого социального налога. Эта организация будет уплачивать налог по ставке 35,6%.


Пример 3

Численность работников в организации - 39 человек. Фактический размер выплат в целом по организации за второе полугодие 2000 г. составил 1 460 000 руб. При расчете не должны учитываться выплаты 4 работникам (10% общей численности), имевшим наибольшие выплаты в размере 480 000 руб. (39чел. х 10% = 4 чел.). Остальные 35 работников получили в этот период 980 000 руб., или в расчете на одного работника 28 000 руб. (980 000 руб. : 35 чел.).

В 2001 г. организация вправе применять регрессивные ставки налога, так как сумма 28 000 руб. превышает установленный законом предел в размере 25 000 руб.

В п.2 ст.241 НК РФ указано, что в том случае, если на момент уплаты налога за истекший месяц накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одного работника становится менее суммы, равной 4200 руб., умноженным на количество месяцев, то такие налогоплательщики уплачивают налог по ставке 35,6% независимо от фактической величины налоговой базы на каждого работника. Если за какой-либо период с начала года фактическая величина выплат в среднем на одного работника нарастающим итогом (с учетом всех работников) становится меньше указанной величины, это означает, что в истекшем месяце возможности использовать регрессивную шкалу у организации нет.


Пример 4

Фактическая сумма выплат, начисленная всем работникам организации, деленная на численность работников (5 человек), нарастающим итогом с начала года составит (табл.2, данные приведены в рублях):


Таблица 2

Месяц Ежемесячные выплаты,
облагаемые единым социальным налогом
Фактичес-
кая вели-
чина нало-
говой базы
в среднем
на одного
работника
Пороговая
величина
налоговой
базы
на одного
работника
дирек-
тор
зам.
дирек-
тора
гл. бух-
галтер
менеджер секретарь
Январь 8000 5000 4000 3000 2000 4400 4200
Февраль 8000 5000 4000 3000 1500 8700 8400
Март 8000 5000 4000 3000 2000 13100 12600
Апрель 8000 5000 4000 3000 2000 17500 16800
Май 8000 3000 4000 3000 2000 21500 21000
Июнь 8000 4000 2500 3000 1600 25320 25200
Июль 8000 4000 2500 3000 1500 29120 29400
Август 10000 3000 2500 3000 1500 33120 33600
Сен-
тябрь
12000 3000 2500 2500 1500 37420 37800
Октябрь 12000 3000 3000 2500 1500 41820 42000
Ноябрь 10000 3500 3000 3000 2000 46120 46200
Декабрь 14000 10000 6000 5000 2000 53520 50400
Итого 114000 51000 42000 37000 21100    

Как видно из данных табл.2, организация не вправе применять регрессивную шкалу за июль, август, сентябрь, октябрь и ноябрь, но может это сделать по результатам декабря.

В организации один работник уже в ноябре достиг заработной платы 100 000 руб., но фактическая величина налоговой базы в среднем на одного сотрудника составила 46 120 руб., что меньше нормируемой величины - 46 200 руб. Поэтому за ноябрь к заработной плате директора будет применяться ставка налога 35,6%, а за декабрь - уже 20% (в пределах до 300 000 руб.).

Чтобы и в 2002 г. иметь право применять регрессивную шкалу, необходимо в 2001 г. достичь величины налоговой базы в среднем на одного работника более 50 000 руб. при условии, что не будут учитываться доходы наиболее высокооплачиваемых работников. Если данная величина в 2001 г. достигнута не будет, в 2002 г. будет применяться ставка налога в размере 35,6%.


Пример 5

В организации работают 5 человек: директор, главный бухгалтер, два менеджера и секретарь, причем менеджер Кусков А.С. работает на условиях гражданско-правового договора (поручения), а главный бухгалтер Сидорова Н.С. является инвалидом II группы. По итогам второго полугодия 2000 г. организация имеет право применять регрессивную шкалу налогообложения. Размеры облагаемых единым социальным налогом выплат, начисленных работникам организации в 2001 г., приведены в табл.3 (в рублях).


Таблица 3

Месяц Ежемесячные выплаты, облагаемые единым
социальным налогом
Фактическая
величина
налоговой
базы
в среднем
на одного
работника
Пороговая
величина
налоговой
базы
на одного
работника
директор
Петин В.С.
гл. бух-
галтер
Сидоро-
ва Н.С.
менед-
жер
Котов
А.И.
менед-
жер
Кусков
А.С.
секре-
тарь
Хромова
А.В.
Январь 9000 4500 3000 3000 2000 4300 4200
Фев-
раль
9000 4500 3000 3000 2000 8600 8400
Март 9000 4500 3000 2000 2000 12700 12600
Апрель 10000 4500 3000 2600 2000 17120 16800
Май 9000 4500 3000 2600 1500 21240 21000
Июнь 10000 4000 2500 2500 2000 25440 25200
Июль 10000 4000 3000 2000 1500 29540 29400
Август 10000 3000 2500 2000 1500 33340 33600
Сен-
тябрь
12000 3000 3000 2000 1500 37640 37800
Ок-
тябрь
12500 3000 3500 2500 1500 42240 42000
Ноябрь 8000 4200 3500 2500 1500 46180 46200
Де-
кабрь
18000 10000 6000 3000 2500 54080 50400
Итого 126500 53700 39000 29700 19500    

Фактическая величина налоговой базы в среднем на одного работника нарастающим итогом с начала года рассчитывается путем деления общей суммы выплат, начисленных всем работникам с начала года, на количество работников. Например, за январь 2001 г. она составит (9000 + 4500 + 3000 + 3000 + 2000) : 5 чел. = 21 500 : 5 чел. = 4300 руб.; за январь-февраль - (21 500 руб. + 21 500 руб.) : 5 чел.= 8600 руб. и т.д.

Пороговые величины налоговой базы в среднем на одного работника нарастающим итогом с начала года рассчитываются путем умножения 4200 руб. на количество месяцев с начала года.

Из табл.3 видно, что по итогам августа, сентября и ноября 2001 г. (на момент уплаты единого социального налога за эти месяцы) фактическая величина налоговой базы в среднем на одного работника оказалась меньше пороговой.

Рассчитаем суммы единого социального налога, которые необходимо перечислить в фонды за январь 2001 г.

С доходов, начисленных директору Петину В.С.:

в ПФР - 9000 руб. х 28% = 2520 руб.;

в ФСС РФ - 9000 руб. х 4% = 360 руб.;

в федеральный фонд ОМС - 9000 руб. х 0,2% = 18 руб.;

в территориальный фонд ОМС - 9000 руб. х 3,4% = 306 руб.

С доходов, начисленных менеджеру Котову А.И.:

в ПФР - 3000 руб. х 28% = 840 руб.;

в ФСС РФ - 3000 руб. х 4% = 120 руб.;

в федеральный фонд ОМС - 3000 руб. х 0,2% = 6 руб.;

в территориальный фонд ОМС - 3000 руб. х 3,4% = 102 руб.

На доходы, начисленные Сидоровой Н.С., налог во все фонды не начисляется, так как она является инвалидом II группы и ее доход составляет менее 100 000 руб.

С доходов, начисленных менеджеру Кускову А.С.:

в ПФР - 3000 руб. х 28% = 840 руб.;

в федеральный фонд ОМС - 3000 руб. х 0,2% = 6 руб.;

в территориальный фонд ОМС - 3000 руб. х 3,4% = 102 руб.

В Фонд социального страхования налог не начисляется, так как Кусков А.С. работает на условиях гражданско-правового договора.

С доходов, начисленных секретарю Хромовой А.В.:

в ПФР - 2000 руб. х 28% = 560 руб.;

в ФСС РФ - 2000 руб. х 4% = 80 руб.;

в федеральный фонд ОМС - 2000 руб. х 0,2% = 4 руб.;

в территориальный фонд ОМС - 2000 руб. х 3,4% = 68 руб.

С января 2001 г. на цели социального страхования (больничные, путевки и т. д.) израсходовано 400 руб.

Суммы, которые необходимо указать в платежных поручениях при перечислении налога за январь 2001 г., составят:

в ПФР - 4760 руб. (2520 + 840 + 840 + 560);

в ФСС РФ - 160 руб. (360 + 120 + 80 - 400);

в федеральный фонд ОМС - 34 руб. (18 + 6 + 6 + 4);

в территориальный фонд ОМС - 578 руб. (306 + 102 + 102 + 68).

Рассчитаем суммы единого социального налога, которые необходимо перечислить в фонды за февраль 2001 г.

С доходов, начисленных директору Петину В.С.:

в ПФР - (18 000 х 28%) - 2520 руб. = 2520 руб.;

в ФСС РФ - (18 000 х 4%) - 360 руб. = 360 руб.;

в федеральный фонд ОМС - (18 000 х 0,2%) - 18 руб. = 18 руб.;

в территориальный фонд ОМС - (18 000 х 3,4%) - 306 руб. = 306 руб.

С доходов, начисленных менеджеру Котову А.И.:

в ПФР - (6000 х 28%) - 840 руб. = 840 руб.;

в ФСС РФ - (6000 х 4%) -120 руб. = 120 руб.;

в федеральный фонд ОМС - (6000 х 0,2%) - 6 руб. = 6 руб.;

в территориальный фонд ОМС - (6000 х 3,4%) -102 руб. = 102 руб.

На доходы, начисленные гл. бухгалтеру Сидоровой Н.С., налог во все фонды не начисляется, так как она является инвалидом II группы и ее доход составляет менее 100 000 руб.

С доходов, начисленных менеджеру Кускову А.С.:

в ПФР - (6000 х 28%) - 840 руб. = 840 руб.;

в федеральный фонд ОМС - (6000 х 0,2%) - 6 руб. = 6 руб.;

в территориальный фонд ОМС - (6000 х 3,4%) - 102 руб. = 102 руб.

В Фонд социального страхования налог не начисляется, так как Кусков А.С. работает на условиях гражданско-правового договора.

С доходов, начисленных секретарю Хромовой А.В.:

в ПФР - (4000 х 28%) - 560 руб. = 560 руб.;

в ФСС РФ - (4000 х 4%) - 80 руб. = 80 руб.;

в федеральный фонд ОМС - (4000 х 0,2%) - 4 руб. = 4 руб.;

в территориальный фонд ОМС - (4000 х 3,4%) - 68 руб. = 68 руб.

С января по февраль 2001 г. на цели социального страхования (больничные, путевки и т.д.) израсходовано 500 руб.

Суммы, которые необходимо указать в платежных поручениях при перечислении налога за февраль 2001 г., составят:

в ПФР - 4760 руб. (2520 + 840 + 840 + 560);

в ФСС РФ - 60 руб. (360 + 120 + 80 - 500);

в федеральный фонд ОМС - 34 руб. (18 + 6 + 6 + 4);

в территориальный фонд ОМС - 578 руб. (306 + 102 + 102 + 68).

В октябре доходы директора, начисленные с начала года, составили 10 500 руб. и фактическая величина налоговой базы в среднем на одного работника (42 240 руб.) превысила пороговую величину (42 000 руб.), поэтому суммы налога, подлежащие уплате в фонды с доходов директора, должны исчисляться с применением регрессивной шкалы:

в ПФР - (100 000 х 28%) + (500 руб. х 15,8%) - 28 000 руб.* = 28 000 + 79 - 28 000 = 79 руб.;

в ФСС РФ - (100 000 х 4%) + (500 х 2,2%) - 4000 руб.* = 4000 + 11 - 4000 = 11 руб.;

в федеральный фонд ОМС - (100 000 х 0,2%) + (500 х 0,1%) - 200 руб.* = 200 + 0,5 - 200 = 0,5 руб.;

в территориальный фонд ОМС - (100 000 х 3,4%) + (500 руб. х 1,9%) - 3400 руб.* = 3400 + 9,5 - 3400 = 9,5 руб.

В ноябре доходы директора, начисленные с начала года, составили 108 500 руб., фактическая величина налоговой базы (46 180 руб.) не превысила пороговую величину (46 200 руб.), поэтому сумма налога, подлежащая уплате в августе с доходов директора, должна исчисляться с применением максимальной ставки:

в ПФР - (108 500 х 28%) - 28 079 руб.** = 2301 руб.;

в ФСС РФ - (108 500 х 4%) - 4011 руб.** = 329 руб.;

в федеральный фонд ОМС - (108 500 х 0,2%) - 200,5 руб.** = 16,5 руб.;

в территориальный фонд ОМС - (108 500 х 3,4%) - 3 409,5 руб.** = 279,5 руб.


Ж. Морозова,

аудитор


-------------------------------------------------------------------------

* 28 000, 4000, 200, 3400 руб. - суммы налога, начисленные с января по октябрь 2001 г. в каждый фонд.

** 28 079, 4011, 200,5, 3 409,5 руб. - суммы налога, начисленные с января по ноябрь 2001 г. в каждый фонд, где:

28 079 руб. (28 000 руб. по доходам с февраля по сентябрь + 79 руб. по доходам за октябрь);

4011 руб. (4000 руб. по доходам с февраля по сентябрь + 11 руб. по доходам за октябрь);

200,5 руб. (200 руб. по доходам с февраля по сентябрь + 0,5 руб. по доходам за октябрь);

3 409,5 руб. (3400 руб. по доходам с февраля по сентябрь + 9,5 руб. по доходам за октябрь).




Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.