Относятся ли на себестоимость услуги по использованию сети Интернет?
В соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 в ред. от 12.07.99 (далее - Положение о составе затрат), себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Следовательно, для того, чтобы учесть в себестоимости продукции (работ, услуг) расходы по пользованию Интернетом, налогоплательщику необходимо прежде всего доказать производственный характер указанных затрат.
Возможности использования сети Интернет организациями достаточно велики.
Интернет может рассматриваться как источник информации, необходимой в производственной деятельности организации. Кроме того, организации могут с его помощью продвигать свой товар или услуги на рынке, используя его в своих рекламных целях.
С помощью сети Интернет с успехом можно создавать виртуальные интернет-магазины, проводить выставки, аукционы и т.п. и осуществлять многочисленные сделки, предусмотренные гражданским законодательством.
При этом нормативной базы для налогообложения таких операций, осуществляемых организациями и приносящим им прибыль, практически не существует*.
Пока с определенностью можно сказать о расходах, которые относятся на себестоимость продукции (работ, услуг), следующее.
1. Расходы, которые несет организация, используя сеть Интернет, и которые при этом не являются капитальными вложениями, могут быть отнесены к затратам по производству и реализации продукции (работ и услуг), включаемым в себестоимость товаров (работ, услуг). К таким расходам, связанным с управлением производства, относится, в частности, абонементная плата, уплачиваемая пользователем сети организации-провайдеру. При этом следует привести обоснование и подтверждение использования Интернета в производственных целях.
2. К расходам, относимым на себестоимость, но в целях налогообложения учитываемым уже в пределах норм, установленных законодательством, будут относиться расходы по рекламе товаров, других рекламных услуг по сети Интернет. Чтобы установить, что относить к рекламным расходам, следует исходить из определения рекламы, приведенного в Федеральном законе от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе".
О.Д.Хороший,
советник налоговой службы I ранга
1 сентября 2000 г.
-------------------------------------------------------------------------
* Вопросам учета и налогообложения хозяйственных операций с использованием сети Интернет посвящена статья К.И.Оганяна "Отнесение на себестоимость затрат, связанных с использованием Интернета" - см. "РНК", 2000, N 6, с.20.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99
www.rnk.ru