Входной НДС после перехода на уплату единого налога на вмененный доход (О.С.Думинская, А.А.Баландин, "Российский налоговый курьер", N 9, сентябрь 2000 г.)

Входной НДС после перехода на уплату единого налога на вмененный
доход


Введение единого налога на вмененный доход во многих регионах Российской Федерации обозначило немало правовых пробелов, требующих нормативно-правового разрешения. Одна из налоговых проблем - что делать с НДС, уплаченным организацией при покупке основных средств, после перехода организации на уплату единого налога. Оказалось, что точка зрения, выработанная МНС России, не совпадает с мнением редакции журнала по этому вопросу. Предлагаем читателю самостоятельно сделать вывод о том, как следует поступать в данной ситуации.


Организация с 1 января 1999 г. в соответствии с региональным законом переведена на уплату единого налога на вмененный доход. В предшествующий год ею были приобретены основные средства (грузовые автомобили), необходимые для занятия основной деятельностью организации. После постановки автомобилей на учет суммы НДС, уплаченные их продавцам, были отнесены к возмещению из бюджета. Согласно разъяснениям, данным местной налоговой инспекцией, организации (после перехода на уплату единого налога на вмененный доход) обязаны восстановить суммы НДС, уплаченные продавцам основных средств и нематериальных активов, в части, которая приходится на недоамортизированные основные средства и нематериальные активы. Эти суммы должны быть уплачены в бюджет. Насколько правомерны требования налоговой инспекции?


Мнение специалиста МНС России


Налоговые правоотношения по исчислению и уплате единого налога на вмененный доход регулируются Федеральным законом от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". Согласно данному Закону со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются налоги, предусмотренные статьями 19-21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в ред. от 08.07.99 N 142-ФЗ).

Таким образом, организации, перешедшие в установленном порядке на уплату единого налога, не являются плательщиками НДС в сфере деятельности, по которой они перешли на уплату единого налога. Это означает, что в данных сферах деятельности организации при реализации товаров (работ, услуг) налог на добавленную стоимость не начисляют и в первичных учетных и расчетных документах сумму налога отдельной строкой не выделяют, счета-фактуры не составляют.

Суммы входного НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для использования в производственных целях плательщиками единого налога на вмененный доход относятся вместе со стоимостью материальных ресурсов на издержки производства и обращения.

При этом ранее принятые к зачету (возмещению) суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретенным до перехода на уплату единого налога на вмененный доход основным средствам и нематериальным активам, подлежат восстановлению в бюджет с суммы их остаточной стоимости с последующим списанием на издержки производства и обращения.

Правомерность такого подхода обусловлена механизмом исчисления и уплаты НДС, установленным п.2 ст.7 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 (в ред. от 02.01.2000 N 36-ФЗ) "О налоге на добавленную стоимость", который предусматривает вычет (зачет) входного НДС за счет сумм НДС, полученных от покупателя.

Поскольку плательщики единого налога на вмененный доход при реализации товаров (работ, услуг) НДС не начисляют, источника для зачета (возмещения) входного налога не возникает. При таких обстоятельствах оставшаяся сумма входного НДС, приходящаяся на недоамортизированную часть, подлежит восстановлению в бюджет.

Таким образом, требования налоговых органов о возврате в бюджет ранее возмещенных, до перехода на уплату единого налога на вмененный доход, сумм НДС по приобретенным грузовым автомобилям соответствуют действующему законодательству.


О.С.Думинская,

советник налоговой службы II ранга


Мнение эксперта "РНК"


По нашему мнению, требования налоговой инспекции неправомерны.

Действительно, в соответствии со ст.1 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Закон N 148-ФЗ) со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные статьями 19-21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". В число этих налогов входит и НДС.

Однако организация отнесла к возмещению суммы входного НДС до перехода на уплату единого налога на вмененный доход. При этом согласно п.2 ст.7 Закона от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон N 1992-1) сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за поступившие (принятые к учету) материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения. При этом суммы налога, уплаченные при приобретении основных средств, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия но учет основных средств.

Отметим, что действующим законодательством не предусмотрено исключений из порядка, который установлен приведенным выше законодательным положением, в виде "восстановления НДС, приходящегося на недоамортизированную часть основных средств, при переходе на уплату единого налога на вмененный доход".

Помимо сказанного, необходимо иметь в виду следующее:

1. Организация перешла на уплату единого налога на вмененный доход не добровольно, а принудительно.

2. Восстановление НДС, приходящегося на недоамортизированные основные средства, является дополнительной финансовой нагрузкой, которая ухудшит экономическое положение организации. В то время как введение единого налога не призвано увеличивать финансовое бремя, оно лишь должно заменить сложную и громоздкую систему налогообложения (для отдельных видов деятельности) на более простую, при которой вместо десятков налогов платится один.

3. Как уже говорилось выше, ни Законом N 148-ФЗ, ни другими законодательными актами не предусмотрена обязанность налогоплательщиков "восстанавливать НДС в части недоамортизированных основных средств". Вопрос о возмещении НДС, уплаченного при покупке основных средств, при переходе на уплату единого налога на вмененный доход совершенно не урегулирован на законодательном уровне. А согласно п.6 ст.3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. При этом в соответствии с п.7 этой же статьи все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Исходя из изложенного, установление для налогоплательщика обязанности по восстановлению НДС, уплаченного при приобретении основных средств, после его перехода на уплату единого налога на вмененный доход, неправомерно. Более того:

1. Единый налог на вмененный доход является правопреемником применявшейся до него системы налогообложения, одной из составляющих которой является НДС. После введения единого налога производится такое же распределение налоговых платежей между бюджетными уровнями: часть идет в федеральный бюджет, часть в региональный и местный и т.д., как и при обычной системе налогообложения.

2. В соответствии с п.3 ст.7 Закона N 1992-1 в случае превышения сумм налога, по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения, о также по основным средствам и нематериальным активам, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период. Отметим, что при этом предполагается наличие кредитовых оборотов по НДС*.

В связи с этим организация имеет право на возмещение сумм налога за счет средств единого налога на вмененный доход пропорционально делению НДС между различными бюджетами, если на момент перехода у организации остались дебетовые обороты по НДС.

Отметим, что если развивать идею, предложенную налоговой инспекцией, то получается, что в случае перехода организации на уплату единого налога на вмененный доход надо восстанавливать НДС и по основным средствам, приобретенным в 1997, 1996, 1995... годах, если они еще не самортизированы полностью. А как тогда поступить со спецналогом, действовавшим до 1 января 1996 г.? Ведь порядок его исчисления и уплаты был аналогичен порядку исчисления НДС. Налоговая инспекция еще не разъяснила.


А.А.Баландин,

эксперт "РНК"


------------------------------

* Подробнее об этом см. материал Л.П.Фесенко "Нельзя зачесть уплаченный НДС, если нет реализации", опубликованный в "РНК" N 5, 2000, с.13.



Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.