Вопрос: Наша организация производит хлебобулочные изделия и реализует их через сеть своих магазинов, которые являются структурными подразделениями. Они не выделены на отдельный баланс и не имеют расчетного счета. По мнению налоговой инспекции, наше предприятие должно вести раздельный учет по каждому виду деятельности и начислять налог на пользователей автодорог по двум видам деятельности: производственной - при передаче продукции в магазин, и торговой - при реализации продукции в магазине. Правомерны ли требования налоговой инспекции? ("Российский налоговый курьер", N 9, сентябрь 2000 г.)

Наша организация производит хлебобулочные изделия и реализует их через сеть своих магазинов, которые являются структурными подразделениями. Все структурные подразделения находятся на территории одного субъекта Российской Федерации. Они не выделены на отдельный баланс и не имеют расчетного счета.

По мнению налоговой инспекции, наше предприятие должно вести раздельный учет по каждому виду деятельности и начислять налог на пользователей автодорог по двум видам деятельности: производственной - при передаче продукции в магазин, и торговой - при реализации продукции в магазине.

Правомерны ли требования налоговой инспекции?


Действительно, согласно п.34 инструкции МНС России от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" налог на пользователей автодорог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности. В соответствии с этим предприятие обязано вести раздельный учет по каждому виду деятельности.

Но в указанном вами случае ваше предприятие осуществляет один вид деятельности - производство и реализацию собственной хлебобулочной продукции. Так как в соответствии с п.1 ст.39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией организацией товаров считается передача права собственности на них другому юридическому или физическому лицу на возмездной, а в ряде случаев и безвозмездной основе. Передача произведенной продукции в структурное подразделение не означает факт реализации, так как не влечет за собой потерю права собственности на эту продукцию для организации.

При отнесении торговой деятельности организаций к розничной торговле следует исходить из действующих нормативных актов Российской Федерации.

Так, понятие розничной торговли определено Методическими указаниями по определению оборота розничной и оптовой торговли на принципах статистики предприятий, утвержденными постановлением Госкомстата России от 19.08.98 N 89, в соответствии с которыми под розничной торговлей понимается продажа (перепродажа без видоизменения) новых и бывших в употреблении товаров для личного потребления или домашнего использования.

Аналогичное определение торговой деятельности содержится и в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93).

Кроме этого, согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56, товары, приобретенные на стороне и предназначенные для дальнейшей перепродажи, отражаются на счете 41 "Товары", в то время как продукция (товары), произведенная изготовителем (продавцом), подлежит отражению в счете 40 "Готовая продукция".

В случае если организация занимается производством продукции, приобретает необходимые для ее изготовления материальные ресурсы, отражает затраты всех стадий производственного процесса в бухгалтерском учете, формирует себестоимость произведенной продукции и отпускную цену, а затем реализует ее через сеть магазинов, находящихся на балансе организации-производителя, то указанный вид деятельности не относится к сфере розничной торговли.

Данный вывод подтверждается существующей судебно-арбитражной практикой. Позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации выражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.09.98 N 2256/98, где указано на то, что продажа собственной продукции через магазины, являющиеся структурными подразделениями организации, - это есть способ реализации продукции.

Если структурное торговое подразделение (магазин) осуществляет как продажу продукции, произведенной силами организации, так и продажу товаров, приобретенных у других лиц, то тогда организация занимается двумя видами деятельности: производственной (производство и реализация продукции) и торговой (приобретение и продажа товаров)*.


С.А.Верещагин,

эксперт "РНК"


1 сентября 2000 г.


-------------------------------------------------------------------------

* Подробнее о порядке налогообложения организаций, осуществляющих реализацию произведенной продукции через собственную торговую сеть, читайте в Большой Российской энциклопедии бухгалтера "Учет-2000: бухгалтерский и налоговый" (том 2), издаваемой Издательско-консультационной компанией "Статус-Кво 97".



Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.