Учет торговых операций индивидуального предпринимателя, перешедшего на упрощенную систему налогообложения (М.А.Пархачева, "Российский налоговый курьер", N 9, сентябрь 2000 г.)

Учет торговых операций индивидуального предпринимателя, перешедшего на упрощенную систему налогообложения


Пунктом 2 ст.4 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ (ред. от 23.07.98) "О бухгалтерском учете" определено, что граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством.

В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" упрощенная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с ранее принятой системой налогообложения физических лиц. При этом субъекты малого предпринимательства, включая и индивидуальных предпринимателей, осуществляют выбор системы налогообложения на добровольной основе.

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, вместо подоходного налога, установленного законодательством Российской Федерации и уплачиваемого с доходов от предпринимательской деятельности, производят уплату стоимости патента на занятие данной деятельностью. Годовая стоимость патента является фиксированным платежом, размер которого устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от вида деятельности.

Итак, предприниматель может сделать выбор. Форма ведения учета у него в зависимости от выбора системы налогообложения будет различной, будь то торговля или иной вид деятельности.


Общие положения по отражению расходов у предпринимателя, перешедшего на упрощенную систему налогообложения


Деятельность индивидуального предпринимателя, перешедшего на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, регламентирована документами, предназначенными для субъектов малого предпринимательства - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Применяя эти документы на практике, необходимо обратить внимание, что некоторые пункты документов адресованы только физическим лицам.

Перечислим основные общие документы по упрощенной системе налогообложения, действующие для всех регионов России:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ);

2. Приказ Госналогслужбы России от 24.01.96 N ВГ-3-02/859 "Об утверждении форм документов, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства";

3. Письмо Госналогслужбы России от 06.02.96 N НП-6-02/77 "О порядке применения Федерального закона Российской Федерации от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства";

4. Приказ Минфина России от 22.02.96 N 18 "О форме книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности" (далее - Приказ N 18);

5. Приказ Минфина России от 15.03.96 N 27 "О мероприятиях по реализации Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (пункты 4 и 5 этого приказа непосредственно относятся к предпринимателям - физическим лицам).

Кроме указанных документов предприниматель без образования юридического лица, перешедший на упрощенную систему налогообложения, при учете своих расходов должен руководствоваться разделом VIII инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц".

На основании анализа перечисленных документов индивидуальный предприниматель, занимающийся торговой деятельностью и перешедший на упрощенную систему налогообложения, должен помнить, что в состав его затрат включаются фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с получением дохода. Следовательно:

- стоимость приобретенных, но не реализованных в отчетном периоде товаров не подлежит включению в состав затрат предпринимателя. Возможность учесть стоимость приобретения этих товаров в составе расходов предпринимателя появится только в момент их реализации;

- стоимость приобретенных, но не оплаченных товаров не может быть включена в состав затрат предпринимателя, поскольку в качестве расходов принимаются только фактически произведенные (оплаченные) расходы;

- авансовый платеж за приобретенные товары также не подлежит включению в состав расходов предпринимателя. Хотя предпринимателем в этом случае и произведены затраты, но они не связаны непосредственно с получением дохода (в принципе предприниматель может произвести оплату и на приобретение имущества в личное пользование или расторгнуть договор и так и не приобрести товар).

Следует обратить внимание на важную особенность учета торговых операций предпринимателем без образования юридического лица, перешедшего на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Операции по поступлению и оплате товаров не должны указываться в книге доходов и расходов, поскольку в графе "Доходы" отражается только выручка от реализации товаров, работ, услуг и прочего имущества, а также внереализационные доходы (п.2 Приказа N 18), а по графе "Расходы" - покупная стоимость проданных и фактически оплаченных товаров.

Образец заполнения книги доходов и расходов приведен в таблице 1.

Для обоснования произведенных расходов, связанных с приобретением реализованных товаров, необходимо вести аналитический учет поступивших и проданных товаров.

На местах налоговые органы часто требуют от физических лиц, чтобы при документальном оформлении товарных операций они использовали унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденные постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций". Такие требования, как правило, не обоснованы, так как в п.2 этого постановления указано, что данные формы предназначены для юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность в отраслях экономики*(1). Это означает, что физическими лицами они могут не применяться (или применяться добровольно и выборочно).


Таблица 1


Образец заполнения книги доходов и расходов (для товарных операций)
N
п/п
Регистрация Сумма, руб. Примечание
дата и но-
мер пер-
вичного
документа
содержание
операции
дохо-
ды,
всего
в т.ч.
не
прини-
маемые
для
расче-
та на-
лога
расхо-
ды,
всего
в т.ч.
непри-
нимае-
мые
для
расче-
та на-
лога
1 2 3 4 5 6 7 8
1 ПКО N 5 от
01.07.2000
Поступила
выручка в
соответст-
вии со све-
дениями о
показаниях
ККМ N 1 от
01.01.2000







10000







1720
    Указывается сумма
денежных средств,
поступившая в
конце рабочего
дня в главную
кассу от кассира-
операциониста по
приходному кассо-
вому ордеру.
В графе 5 про-
ставляется сумма
задолженности ко-
митенту за про-
данный товар
2 Отчет по
продажам
N 1 от
01.07.2000
Списана
себестои-
мость реа-
лизованного
и оплачен-
ного товара
согласно
расчету
   






7300
  Указывается по-
купная стоимость
оплаченных пред-
принимателем и
реализованных то-
варов. Если реа-
лизованный товар
не оплачен, то
его можно вклю-
чить в расходы
после оплаты. Для
комиссионного то-
вара в качестве
выручки от реали-
зации будет при-
нято только ко-
миссионное воз-
награждение
3 П/п N 16
от
02.07.2000
Оплачен то-
вар, реали-
зованный
01.07.2000
(отчет по
продажам
N 1 от
01.07.2000)
   






1300
  Указывается доку-
мент, на основа-
нии которого про-
ведена оплата
реализованного
товара
               
               
               
               
               

Учет операций по поступлению товара


Основанием для учета операций по поступлению товара могут являться следующие первичные документы:

- накладная по форме N ТОРГ-12, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету торговых операций" (далее все формы, предназначенные для учета торговых предприятий, приводятся в соответствии с Постановлением N 132), если товар приобретен у другой торговой организации;

- торгово-закупочный акт, если товар приобретен у физического лица;

- товарно-транспортная накладная, если договор заключен с условием доставки товара к предпринимателю;

- прочие отгрузочные документы (железнодорожные накладные, накладные на перевозку груза в универсальных контейнерах и т.п.).

Если товар приобретается у организации, являющейся плательщиком НДС, то поставщик вместе с отгрузочными документами выдает предпринимателю счет-фактуру. Поскольку сам предприниматель не является плательщиком НДС, то у него отсутствует обязанность вести книгу покупок с выделением в ней НДС отдельной суммой, поэтому рекомендуется просто складывать все счета-фактуры в отдельную папку без какой-либо регистрации.

В зависимости от того, где производится приемка товара, первоначально его могут принимать:

1. Экспедитор, водитель-экспедитор либо другое материально-ответственное лицо, если приемка товара производится вне склада предприятия. Право данного лица на получение товара должно быть подтверждено доверенностью. Порядок выдачи доверенности регламентирован инструкцией Минфина СССР от 14.01.67 N 17 "О порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности". Доверенность оформляется в одном экземпляре по одной из двух типовых форм, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 30.10.98 N 71а:

- форма N М-2 "Доверенность" (имеет корешок и отрывную часть);

- форма N М-2а "Доверенность" (без корешка, применяется в случае, когда получение товаров по доверенности носит массовый характер. Такие доверенности регистрируются в книге учета доверенностей).

Надлежащим образом заполненная доверенность выдается под расписку получателю, при этом необходимо помнить, что выдача доверенности лицам, не работающим у предпринимателя, не допускается.

2. Специально созданная комиссия, в состав которой должны входить материально ответственные лица, либо просто материально ответственное лицо, имеющее на это соответствующие полномочия, если приемка товара, доставленного автомобильным транспортом, производится в магазине.

Производившее приемку товаров материально ответственное лицо ставит на сопроводительных документах свою подпись, которая заверяется круглой печатью предпринимателя (если предприниматель не имеет печати, то ему следует заверять все необходимые документы своей подписью или поручить это сделать другим уполномоченным лицам).

Материально ответственное лицо, осуществившее приемку товара, передает принятый товар продавцу в розничной торговле (или кладовщику, если магазин розничной торговли имеет свой склад). Внутреннее перемещение товаров между разными материально ответственными лицами производится на основании письменного или устного распоряжения предпринимателя или уполномоченного им лица (о чем рекомендуется сделать отметку в документах) и может оформляться накладной по форме ТОРГ-13 "Накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары".

Подпись материально ответственного лица, отпустившего товар, заверяется круглой печатью предпринимателя. Накладная на внутреннее перемещение или передачу товара составляется в двух экземплярах, при этом один экземпляр остается у продавца, а другой - у материально ответственного лица, доставившего товар. Последний передает в бухгалтерию предприятия сопроводительный документ, полученный при приемке товара (и счет-фактуру), и накладные на внутреннее перемещение товаров, удостоверяющие факт передачи товара продавцу.

Обращаем внимание на то, что рассмотренный порядок поступления собственных и комиссионных товаров одинаков, однако дальнейший учет таких товаров ведется раздельно, соответственно обработка переданных бухгалтеру документов зависит от того, собственный или комиссионный товар поступил в магазин.


Поступление собственного товара


На основании поступивших к бухгалтеру приходных документов определяется покупная стоимость приобретенных товаров, с учетом затрат, связанных с их приобретением (например, услуги сторонних предприятий по доставке товаров). Затем по решению предпринимателя или уполномоченного им лица устанавливается наценка на поступивший товар в соответствии с конъюнктурой рынка (сложившимся спросом и предложением в данном регионе), качеством и потребительскими свойствами товаров и предоставляемых услуг, исходя из свободной отпускной цены предприятия-изготовителя или цены другого поставщика (цены закупки).

Формирование покупных и продажных цен на поступивший товар удобно фиксировать в специальном реестре, например в реестре розничных цен (таблица 2). Здесь же удобно фиксировать записи об оплате поступившего товара. В зависимости от количества поступающих товаров определяется период, за который реестр закрывается, рекомендуется составлять такой реестр не реже, чем раз в месяц. Для предпринимателя, определяющего доход ежеквартально, самым большим сроком составления реестра является отчетный квартал (что допустимо при небольшом количестве поставок).

К реестру прикладываются отгрузочные документы и документы, подтверждающие расходы, связанные с приобретением товаров (например, акт о выполнении услуг по доставке)*(2). На основании записей в реестре заполняются ценники на товар, переданный продавцу для продажи в розницу, и вносятся данные о поступившем товаре в компьютер (если учет ведется без применения компьютера, то на основе реестра определяется покупная стоимость реализованных товаров). В принципе можно рекомендовать (при наличии такой возможности) вести реестры на компьютере, а в конце отчетного периода, установленного предпринимателем, распечатывать.

Составление реестра приобретенных товаров не является обязательным. Если учет ведется с применением бухгалтерских программ, то данные о поступивших товарах могут сразу вноситься в компьютер, однако необходимо обратить внимание на то, что в этом случае бухгалтеру все равно придется составить расчет покупной стоимости товаров, приобретенных с издержками. Кроме того, надо будет сделать отдельный документ (составленный вручную или с применением компьютера), утвержденный предпринимателем (или уполномоченным лицом), в котором устанавливается продажная стоимость приобретенных товаров.


Таблица 2


Реестр розничных цен N ___________ на приобретенный товар, поступивший
за период с "___" по "____"______ ____ 2000 г.
Но-
мен-
кла-
тур-
ный
номер
Наиме-
нова-
ние
товара
Еди-
ница
из-
ме-
ре-
ния
Ко-
ли-
чес-
тво
Покупная стоимость
товара
Торговая
наценка
Розничная
цена
Приме-
чание
(от-
метка
об оп-
лате)
цена
пос-
тав-
щи-
ка,
руб.
рас-
хо-
ды,
свя-
зан-
ные
с
при-
об-
ре-
те-
ни-
ем,
руб.
всего
покуп-
ная
стои-
мость,
руб.
покуп-
ная
стои-
мость
за
едини-
цу,
руб.
на
еди-
ницу
то-
вара
(руб.
или
%)
все-
го
тор-
го-
вая
на-
цен-
ка
(руб.
или
%)
еди-
ницы
то-
ва-
ра,
руб.
все-
го
роз-
нич-
ная
це-
на,
руб.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
  Платья
женс-
кие
шт. 10 1200 100 1300 130 50 500 180 1800 П/п
15 от
12.06.
2000
-1300
руб.
  Костю-
мы
женс-
кие
шт. 3 1500 120 1620 540 80 2400 620 1860  
  Итого - - 2700 220 2920 - - 2900 - 3660  

Поступление комиссионного товара


Поступление комиссионного товара также можно отражать в реестре розничных цен (таблица 3), однако его заполнение зависит от условий договора комиссии, в частности, от того, в каком порядке определяется комиссионное вознаграждение.

Комиссионное вознаграждение может быть установлено сторонами различными способами, например:

- в твердой сумме независимо от цены совершенной комиссионером сделки;

- в виде разницы между назначенной комитентом ценой и более выгодной ценой, по которой комиссионер совершит сделку;

- в процентах от цены сделки, совершенной комиссионером.

Наиболее часто комиссионное вознаграждение устанавливается в виде разницы между назначенной комитентом ценой и более выгодной ценой, по которой комиссионер совершит сделку. В этом случае предпринимателем (уполномоченным лицом) устанавливается не наценка, а продажная цена на поступивший товар. Далее предполагается, что комиссионное вознаграждение установлено именно в таком порядке.

Данные по поступившему товару из составленного реестра также могут быть занесены в компьютер, однако программа должна обеспечить раздельное ведение учета собственного и комиссионного товара (например, в отдельном модуле).

Реестр розничных цен на комиссионный товар закрывается в том же порядке, что и реестр, составленный для собственных товаров. К нему также прикладываются отгрузочные документы. При этом необходимо иметь в виду, что затраты по доставке товара с привлечением третьих лиц и другие аналогичные расходы несет собственник товара (комитент), поэтому такие расходы не включаются в состав затрат комиссионера (предпринимателя) и подлежат возмещению комитентом (ст.1001 ГК РФ). Суммы, полученные в качестве возмещения, не являются доходами комиссионера.


Таблица 3


Реестр розничных цен N ___________ на комиссионный товар, поступивший
за период с "__" по "____"__________ 2000 г.
Но-
мен-
кла-
тур-
ный
но-
мер
Наиме-
нование
товара
Еди-
ница
изме-
рения
Коли-
чест-
во
Цена
комитента
Розничная
цена
Вознагражде-
ние
Приме-
чание
за
еди-
ницу
това-
ра,
руб.
на
весь
то-
вар,
руб.
на
еди-
ницу
това-
ра,
руб.
на
весь
товар,
руб.
за
прода-
жу
едини-
цы
това-
ра,
руб.
(руб.
или %)
за
прода-
жу
всего
това-
ра,
руб.
(руб.
или %)
1 2 3 4 5 8 9 10 11 12 13
  Платья
женские
шт. 10 120 1200 180 1800 180 1800  
  Костюмы
женские
шт. 3 500 1500 580 1740 80 240  
  Итого - - - 2700 - 3540 - 2040  

Учет операций по оплате товара


Оплата товара может быть произведена как за наличный расчет, так и в безналичном порядке.

Перечисление с расчетного счета денежных средств осуществляется на основании платежных поручений, в которых должны быть указаны следующие реквизиты: дата, номер платежного поручения, реквизиты покупателя и поставщика, сумма платежа, назначение платежа и т.д. В графе "Назначение платежа" указывается основание платежа, например, дата и номер счета (счета-фактуры) или договора, конкретная номенклатура товара и т.п. На основании записей из этой графы (либо указанного в ней документа) можно судить о том, является ли оплата за товар предварительной или она произведена за уже поставленный товар.

Если оплата товара производится наличными денежными средствами, то представитель предпринимателя, действующий на основании доверенности, вносит денежные средства непосредственно в кассу продавца, получает корешок приходного ордера и сдает его бухгалтеру вместе с отгрузочными документами.

Учет расчетов с поставщиками рекомендуется вести в отдельном регистре (возможно, с применением компьютера). Например, в журнале учета расчетов с поставщиками (таблица 4).


Таблица 4


Журнал учета расчетов с поставщиками
Наимено-
вание
поставщи-
ка
Поступления Оплата Задолжен-
ность перед
поставщиком
руб.
Задолжен-
ность пос-
тавщика
руб.
документ сумма,
руб.
документ сумма,
руб.
ЗАО
"Марс"
Накладная
N 21 от
01.07.2000
25000 П/п N 1 от
02.07.2000
20000 5000 -
.... ... ... ... ... ... ...
Итого - 130000 - 100000 20000 10000

Таблица 5


Реестр товарных чеков за период с "___ " по "___ "____________ 2000 г.
NN чеков Дата Количество, шт. Сумма, руб.
1,2,3... 01.07.2000 8 2600
... ... ... ...
Итого - 30 25000

Таблица 6


Отчет по продажам собственного товара за "___"_________ 2000 г.
N пп Номенкла-
турный но-
мер
Наименова-
ние товара
Количество,
шт.
Покупная
стои-
мость,
руб.
Всего
покупная
стои-
мость,
руб.
В том числе
оплачено
1 2 3 4 5 6 7
1   Платья
женские
8 130 1040 1040 (П/п 15
от
12.06.2000)
2   Костюмы
женские
2 540 1080 -
... ... ... ... .... ... ...
  Итого - - - 8600 7300

Таблица 7


Отчет по продажам комиссионного товара за "____"__________ 2000 г.
N пп Номенкла-
турный но-
мер
Наименова-
ние товара
Количест-
во, шт.
Продажная
цена за
шт., руб.
Всего
продано
комиссион-
ного това-
ра, руб.
Примечание
1 2 3 4 5 6 7
1   Платья
женские
6 180 1080  
2   Костюмы
женские
2 580 1160  
... ... ... ... ... ...  
  Итого - - - 8600  

Таблица 8


Отчет
о продаже товаров, принятых на комиссию
по договору N _____ от "___"_____________ 200_____ г.

Сообщаем, что Комиссионером ___________________________________________
(наименование и реквизиты Комиссионера)
за период с "____"_________ 20___ г. по "____"____________ 200____ г.
произведена розничная продажа следующего товара, принадлежащего
Комитенту _________________
_______________________________________________________________________
____________________________________
(наименование и реквизиты Комитента)
N
п/п
Наименование
проданного
товара
Количество
проданного
товара,
шт.
Продаж-
ная це-
на, руб.
Сумма,
руб.
Цена това-
ра, указан-
ная коми-
тентом
Вознагражде-
ние
1 2 3 4 5 6 7
1 Платья
женские
6 180 1080 720 360
2 Костюмы
женские
2 580 1160 1000 160
  Итого - - 2240 1720 520

Итого продано товара на сумму: Две тысячи двести сорок рублей.

Прилагаются следующие подтверждающие документы:
1. Реестр розничных цен на отчетный период
2. Отчет о продажах комиссионного товара за отчетный период

За проданный товар Комиссионеру причитается вознаграждение Пятьсот
двадцать рублей.

С учетом взаимных требований подлежит перечислению Комитенту Одна
тысяча семьсот двадцать рублей.

Комиссионер

Предприниматель _______________ (_________________________)
(подпись) (расшифровка подписи)

Учет операций по реализации товара


Если предприниматель осуществляет продажу товаров или оказывает услуги населению за наличный расчет, то согласно ст.1 Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" денежные расчеты производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Порядок эксплуатации ККМ определен типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденными письмом Минфина России от 30.08.93 N 104.

При эксплуатации ККМ предусмотрено ведение кассиром специальной книги по форме КМ-4 "Журнал кассира-операциониста", которая должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена подписями налогового инспектора, предпринимателя и бухгалтера и печатью. Применяется для учета операций по приходу и расходу наличных денег (выручки) по каждой ККМ.

Одновременно в конце рабочего дня кассир-операционист ежедневно составляет кассовый отчет в одном экземпляре по форме КМ-6 "Справка-отчет кассира-операциониста", при этом Журнал кассира-операциониста не заменяет кассового отчета. Отчет вместе с выручкой сдается по приходному кассовому ордеру бухгалтеру (или в основную кассу). В небольших магазинах с одной или двумя кассами кассир-операционист сдает деньги непосредственно инкассатору банка, что отражается в отчете.

На основании справки-отчета кассира-операциониста по показаниям суммирующих денежных счетчиков на начало и конец рабочего дня за вычетом суммы денег, возвращенных покупателям по неиспользованным кассовым чекам, определяется сумма выручки за рабочий день.

Справка, составленная кассиром-операционистом, служит основанием для составления сводного отчета по форме КМ-7 "Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации". В отчете подводятся итоги показаний счетчиков всех ККМ и итоговая выручка предпринимателя с учетом выданных покупателям по возращенным ими кассовым чекам (уменьшающим общую выручку предпринимателя).

Итоговая выручка, сдаваемая в главную кассу магазина по приходному кассовому ордеру, отражается в книге доходов и расходов по строке 4 "Доходы, всего". Предпринимателю следует обратить внимание на то, что в случае осуществления посреднической деятельности не вся итоговая выручка, сдаваемая в главную кассу магазина по приходному кассовому ордеру, является его доходом. Денежные средства, принятые в кассу предпринимателя за проданные комиссионные товары, являются доходом комитента, а у комиссионера (предпринимателя) в качестве дохода отражается только комиссионное вознаграждение. В таком случае одновременно должна быть заполнена графа 5 "Доходы, не принимаемые для расчета налога" на сумму денежных средств, подлежащих перечислению комитенту и не являющихся доходом комиссионера.

Чтобы правильно отразить в книге доходов и расходов операции по реализации товаров, следует организовать раздельный учет выручки от продажи комиссионного и собственного товара. Для этого необходимо вести аналитический учет собственных и комиссионных товаров в натурально-стоимостном выражении, то есть фиксировать движение товаров как в натуральном, так и в стоимостном выражении по каждому наименованию (приход, расход, остаток).

Такой учет может быть организован на основании учета товарных чеков, выдаваемых покупателям вместе с покупкой.

Товарный чек выписывается в двух экземплярах и вручается покупателю для предъявления в кассу и оплаты вещи. Кассир, получив от покупателя деньги, печатает на кассовой машине кассовый чек и передает его покупателю вместе с товарным чеком, на котором ставит штамп "оплачено", для предъявления продавцу. Продавец первый экземпляр чека оставляет себе, а второй выдает на руки покупателю.

В установленные предпринимателем сроки (ежедневно, еженедельно или другие сроки в зависимости от количества продаж) продавец составляет реестр товарных чеков со штампом "оплачено". Например, реестр товарных чеков может выглядеть так, как указано в таблице 5.


Учет операций по реализации собственного товара


Одновременно с продажей товара следует списать фактические затраты на его реализацию, в частности, отразить в Книге доходов и расходов в качестве расходов денежные средства, уплаченные за приобретенный товар. Для этого необходимо знать:

- какой именно товар реализован и в каком количестве;

- по какой цене он был закуплен;

- произведена или нет за него оплата.

Определить номенклатуру и количество реализованного товара бухгалтер может на основании полученных по реестру товарных чеков, а закупочную цену товара - на основании составленного ранее реестра розничных цен. Себестоимость реализованных за каждый день товаров рассчитывается путем перемножения количества проданных товаров на их покупную стоимость.

Такие расчеты можно сделать в специальном регистре, заполняемом бухгалтером за каждый день, или на компьютере, например в виде отчета по продажам (таблица 6), составляемого в ценах приобретения, то есть по фактическим затратам на приобретение.

В отчете по продажам предусмотрена специальная графа 7 для отметки об оплате товара, поскольку списать себестоимость неоплаченного товара предприниматель не может. При заполнении графы 7 могут возникнуть определенные трудности, если по денежному документу производится оплата за поступивший товар без указания конкретной номенклатуры и количества оплаченного товара. Поэтому при частичной оплате поступившего товара рекомендуется в расчетных документах указывать номенклатуру и количество оплачиваемого товара, например, "оплачено за 10 женских платьев (номенклатура)", при этом желательно платежи производить не в произвольной сумме, а в сумме, кратной количеству приобретенного товара.

На основании отчета о продажах (или другого надлежащим образом оформленного расчета бухгалтера) покупная стоимость проданных и оплаченных предпринимателем товаров записывается в книгу доходов и расходов в графу 7 "Расходы, всего".

Если оплата товара производится после его реализации, то основанием для записи в книге доходов и расходов может служить документ об оплате.


Учет операций по реализации комиссионного товара


При реализации комиссионного товара материально ответственным лицом (продавцом) или бухгалтером может быть составлен отчет о продажах комиссионного товара (таблица 7).

При реализации комиссионного товара доходом предпринимателя является только его комиссионное вознаграждение, поэтому при реализации такого товара в графе 5 книги доходов и расходов обязательно будет указана сумма, которая не является доходом комиссионера и не учитывается для расчета налога. В случае, когда комиссионное вознаграждение установлено в виде разницы между ценой, указанной комитентом, и продажной ценой комиссионного товара, в графе 5 указывается сумма, подлежащая перечислению комитенту.

После продажи комиссионного товара комиссионер должен представить комитенту отчет о выполнении поручения и передать ему все полученное по договору с покупателем.

Законодательно форма отчета не определена, поэтому он может быть сделан в произвольном виде, например, как показано в таблице 8.

Оплата комитенту причитающихся ему денежных средств расходами предпринимателя не является и в книгу доходов и расходов не заносится.


М.А.Пархачева,

эксперт "РНК"


------------------------------

*(1) Некоторые формы все же подлежат обязательному применению, что может быть предусмотрено либо в комментариях к унифицированным формам (например, форма N КМ-9 "Акт о проверке наличных денежных средств в кассе"), либо другими нормативными документами (например, Законом Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением").

*(2) Если такие документы отсутствуют, например, договор с перевозчиком не заключался, то к реестру можно приложить ксерокопии платежных документов или сделать на них специальную ссылку в графе "Примечание".


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.