Актуальные вопросы участия налоговых органов в процедурах банкротства (А. Волобуев, "Финансовая газета", N 6, февраль 2001 г.)

Актуальные вопросы участия налоговых органов
в процедурах банкротства


Правовой институт несостоятельности (банкротства) должника является сложным, но необходимым в обществе для поддержания баланса интересов всех хозяйствующих субъектов.

Несмотря на то, что законодательство о банкротстве относится к частному (гражданскому) праву, предметом его регулирования являются также и определенные отношения публично-правового характера, а именно должника с налоговыми и иными уполномоченными органами по требованиям об уплате обязательных платежей в процессе банкротства. При такой широкой сфере действия норм законодательства о банкротстве, затрагивающей публично-правовые отношения, которые в свою очередь регулируются нормами публичного законодательства, неизбежно возникает правовая коллизия.

Конституционное положение об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы находит свое отражение в п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Эта обязанность носит публично-правовой характер, в силу которой, как разъяснил Конституционный суд Российской Федерации в своем постановлении от 17.12.96 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24.06.93 г. "О Федеральных органах налоговой полиции", налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде денежной суммы подлежит взносу в казну.

Позиция Конституционного суда Российской Федерации о разграничении имущества налогоплательщика на часть, которой он не может распоряжаться по своему усмотрению, и часть, находящуюся в частной собственности, гарантии которой предусмотрены ст.35 Конституции Российской Федерации, закреплена также и в постановлении от 12.10.98 г. N 24-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов осуществляется в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Вместе с тем существует специальный правовой режим имущества (в том числе денежных средств) налогоплательщика, при котором исполнение обязанности по уплате налогов и сборов имеет существенную особенность. Установление данного правового режима имущества должника при возбуждении в отношении его производства по делу о банкротстве продиктовано, с одной стороны, необходимостью сохранения того имущества, которое имеется, а с другой - эффективным использованием его с целью удовлетворения требований кредиторов и возможного восстановления платежеспособности должника для сохранения хозяйствующего субъекта.

Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) юридического лица, являются предметом регулирования гражданского законодательства. Пунктом 3 ст.65 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) установлено, что основания для признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются Федеральным законом от 8.01.98 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Согласно п.1 ст.1 Закона N 6-ФЗ предметом регулирования законодательства о несостоятельности являются отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Понятия имущественных требований кредиторов Закон N 6-ФЗ не определяет. Судебная практика пошла по пути включения в состав имущественных требований кредиторов требования по денежным обязательствам и по обязательным платежам (постановления президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 14.09.99 г. N 905/99 и от 7.12.99 г. N 2577/99). Определения понятий денежных обязательств и обязательных платежей даны в ст.2 Закона N 6-ФЗ, в которой указано, что обязательными платежами являются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

Как уже отмечалось, при производстве по делу о банкротстве Законом N 6-ФЗ установлен особый порядок исполнения должником обязанности по уплате обязательных платежей. При этом Закон N 6-ФЗ - акт гражданского законодательства, предметом регулирования которого является сфера частно-правовых отношений. Но никакого противоречия во вторжении действия норм Закона N 6-ФЗ в область публично-правовых отношений нет. Это обусловлено характером правоотношений, складывающихся в процессе банкротства, участниками которых согласно ст.30 Закона N 6-ФЗ выступают не только конкурсные кредиторы, т.е. кредиторы должника в рамках гражданско-правовых отношений, но и налоговые и иные уполномоченные органы. Вместе с тем властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, регулируются в соответствии со ст.2 НК РФ законодательством о налогах и сборах.

В указанной ситуации возникает проблема должного правоприменения. Для ее разрешения следует обратиться к норме гражданского законодательства, содержащейся в п.3 ст.2 ГК РФ. Эта норма устанавливает, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Таким образом, Законом N 6-ФЗ введены определенные ограничения общеустановленных требований к исполнению обязанности по уплате обязательных платежей. Так, в соответствии с п.1 ст.57 Закона N 6-ФЗ с момента вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, установленного указанным Законом.

При введении арбитражным судом в отношении должника процедуры внешнего управления согласно ст.75 Закона N 6-ФЗ требования по обязательным платежам, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления и предъявленные налоговым органом должнику, подлежат рассмотрению внешним управляющим. По результатам рассмотрения предъявленных требований внешний управляющий вносит соответствующую запись в реестр требований кредиторов. На указанные требования по обязательным платежам в соответствии со ст.70 Закона N 6-ФЗ распространяется мораторий на удовлетворение требований.

При открытии конкурсного производства в отношении должника, признанного по решению арбитражного суда банкротом, требования к должнику согласно п.1 ст.98 Закона N 6-ФЗ могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства, и исполнение обязательств должника допускается в случаях и порядке, которые определены главой VI этого Закона. Пункт 2 ст.106 Закона N 6-ФЗ устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов, при этом согласно п.1 этой статьи вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства. Согласно п.3 ст.11 Закона N 6-ФЗ к налоговым и иным уполномоченным органам применяются нормы о кредиторах, если иное не предусмотрено Законом. Следовательно, положение п.1 ст.106 Закона N 6-ФЗ распространяется на обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом.

Вместе с тем не все отношения по уплате налогов и исполнению иных обязанностей налогоплательщика, возникающие в период проведения процедур банкротства, урегулированы Законом N 6-ФЗ. Так, порядок исполнения должником обязательных платежей, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления, Законом N 6-ФЗ не установлен. Эти обязательные платежи согласно п.4 ст.70 этого Закона под действие моратория не подпадают и в реестр требований не вносятся.

Из положения п.3 ст.2 ГК РФ следует, что отношения, связанные с удовлетворением требований налоговых органов по обязательным платежам в процессе банкротства, прямо не урегулированные Законом N 6-ФЗ, регулируются законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст.1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из этого Кодекса, федеральных законов о налогах и сборах, законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, принимаемых представительными органами местного самоуправления. Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов установлен главой 8 НК РФ. Статья 45 НК РФ обязывает налогоплательщика самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. При этом обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п.1 ст.46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Согласно п.2 указанной статьи взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

Банк исполняет указанное инкассовое поручение в соответствии с Положением Банка России от 8.09.2000 г. N 120-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации". В случае неисполнения банком решения налогового органа о взыскании налога к указанному банку применяются меры ответственности, установленные ст.135 НК РФ.

Согласно п.7 ст.46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст.47 данного Кодекса.

В процессе по делу о несостоятельности и к иным отношениям, не связанным с удовлетворением требований налоговых органов об уплате обязательных платежей и не являющимся предметом непосредственного регулирования Законом N 6-ФЗ, подлежат применению нормы законодательства о налогах и сборах, а также другие нормы публичного законодательства. Например, в ряде случаев конкурсные управляющие не представляют в налоговый орган по месту учета налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность, ссылаясь на то, что в перечне функций, осуществляемых конкурсным управляющим и установленных п.3 ст.101 Закона N 6-ФЗ, отсутствует обязанность по ведению бухгалтерского учета и отчетности. В дополнение к аргументам при отстаивании своей позиции арбитражные управляющие указывают на то, что обязанность по ведению бухгалтерского, финансового, статистического учета и отчетности данным Законом (п.2 ст.74) возлагается на арбитражного управляющего только на стадии внешнего управления.

Однако обязанность налогоплательщика по представлению налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, закрепленную п.1 ст.23 НК РФ, юридическое лицо исполняет до момента своей ликвидации. Согласно п.8 ст.63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Каких-либо исключений для юридических лиц, признанных арбитражным судом банкротом, по исполнению обязанности представлять налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность законодательством о налогах и сборах не установлено. На обязательность непрерывного ведения бухгалтерского учета организацией с момента ее регистрации до реорганизации или ликвидации указано и в п.3 ст.8 Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". При этом согласно п.3 ст.1 этого Закона одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

В соответствии с п.2 ст.98 Закона N 6-ФЗ с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства органы управления должника отстраняются от выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом должника в случае, если ранее такого отстранения произведено не было. Согласно ст.2 Закона N 129-ФЗ бухгалтерской отчетностью является единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Поскольку с момента открытия конкурсного производства органы управления должника не вправе осуществлять деятельность, направленную на изменение имущественного и финансового положения организации, и, следовательно, не в состоянии обеспечить достоверность и полноту сведений о ее текущем положении, то оснований по возложению обязанности по организации и ведению бухгалтерской отчетности на прежние органы управления не имеется.

Пунктом 1 ст.101 Закона N 6-ФЗ установлено, что с момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению имуществом должника. Наделение арбитражного управляющего определенным объемом полномочий неразрывно связано и с возложением на него соответствующих обязанностей. Соответственно исключать из состава обязанностей конкурсного управляющего обязанность по организации и ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности правовых оснований не имеется. То же следует и из п.1 ст.6 Закона N 129-ФЗ, согласно которому ответственность за организацию бухгалтерского учета несет лицо, ответственное за ведение дел организации, а именно конкурсный управляющий или лицо, исполняющее его обязанности.

Исходя из изложенного согласно п.5 ст.13 Закона N 129-ФЗ и с учетом понятия "руководитель организации", данного в ст.2 этого Закона, с момента открытия конкурсного производства бухгалтерская отчетность организации подписывается конкурсным управляющим (лицом, исполняющим его обязанности) и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

Таким образом, ко всем прямо не урегулированным Законом N 6-ФЗ публично-правовым отношениям, которые возникают в процессе осуществления процедуры банкротства и связаны с исполнением налогоплательщиком своих обязанностей, применяются нормы актов законодательства о налогах и сборах, а также актов иных отраслей публичного права.


А. Волобуев,

инспектор налоговой службы I ранга

Юридический отдел Управления МНС России по г. Москве



Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение