Вопрос: Согласно указаниям руководства Октябрьской железной дороги тарифы на внутренние перевозки импортной рыбопродукции, уже растаможенной, в несколько раз выше, чем на перевозки рыбопродукции отечественного происхождения. Транспортники ссылаются на телеграфное указание МПС РФ, согласно которому при внутренних перевозках импортной продукции должна использоваться Тарифная политика СНГ. Возможно, руководство ОЖД неверно трактует указания МПС РФ? А если верно, то насколько правомерны такие указания? (Выпуск 2, январь 2001 г.)

Согласно указаниям руководства Октябрьской железной дороги тарифы на внутренние перевозки импортной рыбопродукции, уже растаможенной, в несколько раз выше, чем на перевозки рыбопродукции отечественного происхождения.

Транспортники ссылаются на телеграфное указание МПС РФ, согласно которому при внутренних перевозках импортной продукции должна использоваться Тарифная политика СНГ.

Возможно, руководство ОЖД неверно трактует указания МПС РФ?

А если верно, то насколько правомерны такие указания?


Указанные действия Октябрьской железной дороги основаны на решении Правления Федеральной службы России по регулированию естественных монополий на транспорте от 24.03.98 N 8-1-ж/д и решении МПС РФ (телеграмма от 05.09.98 N 722), согласно которым к перевозкам импортно-экспортных грузов, пункты отправления и доставки которых находятся на территории РФ, должна применяться Тарифная политика СНГ, т.е. международные тарифы.

В соответствии с Федеральным законом от 25.08.95 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" тарифы на перевозки грузов железнодорожным транспортом в международном сообщении устанавливаются в соответствии с соответствующими международными договорами РФ (п.1 ст.10 Закона).

17 февраля 1993 г. заключено Тарифное соглашение железнодорожных администраций государств СНГ. В соответствии с этим соглашением МПС РФ разработало Тарифную политику российских железных дорог на перевозки грузов в международном сообщении.

В соответствии с Тарифной политикой российских железных дорог положения и ставки Тарифной политики, установленные в свободно конвертируемой валюте, могут применяться только для организаций и экспедиторских фирм, осуществляющих перевозки грузов по железным дорогам - участницам Тарифного соглашения в международном сообщении (раздел 1 Тарифной политики).

Во всех остальных случаях расчеты за перевозки грузов, включая перевозку импортно-экспортных грузов, должны осуществляться по прейскуранту N 10-01 Тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, утвержденных Госкомцен СССР и МПС СССР 31.03.89 N 329.

Учитывая изложенное, решение МПС РФ о применении международных тарифов к перевозкам импортно-экспортных грузов, пункты отправления и доставки которых находятся на территории РФ, по нашему мнению, является неправомерным.

Аналогичной позиции в данном вопросе придерживается и Минэкономики РФ (письмо от 14.01.99 N МВ-24/7-35 "О тарифах на железнодорожные перевозки экспортно-импортных грузов").

По информации агентства "РосБизнесКонсалтинг", полученной 1 ноября 2000 г., Правление Министерства по антимонопольной политике признало утратившим силу вышеназванное решение Правления Федеральной службы России по регулированию естественных монополий на транспорте N 8/1-ж/д.

Следовательно, МПС не вправе более применять международные тарифы при перевозках экспортно-импортных грузов внутри России.


В. Мешалкин


Выпуск 2, январь 2001 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.