Льготы по налогу на прибыль для малых предприятий (Г.Ю.Касьянова, "Российский налоговый курьер", N 10, октябрь 2000 г.)

Льготы по налогу на прибыль для малых предприятий


В соответствии с п.4 ст.6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1) и разъясняющим его положения пп.4.4 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкция N 37) малым предприятиям предоставляются льготы (см. таблицу).

Указанные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.

Согласно п.4.4 Инструкции N 37 для того, чтобы филиалы и другие обособленные подразделения субъектов малого предпринимательства могли воспользоваться льготой по налогу на прибыль, им необходимо представлять в налоговую инспекцию ежеквартально нарастающим итогом с начала года (одновременно с налоговыми расчетами) сведения, подтверждающие право предприятия - юридического лица на получение льгот в соответствии с действующим законодательством. Эти сведения должны быть заверены налоговыми органами по месту нахождения предприятия - юридического лица.

При определении доли выручки по льготируемым видам деятельности у организаций, определяющих выручку для целей налогообложения, возникает вопрос - какую выручку учитывать: отраженную на счетах бухгалтерского учета или учитываемую в целях налогообложения. Четкого ответа на этот вопрос действующие нормативные документы не содержат. По мнению сотрудников МНС России, выраженному в частных разъяснениях, в расчет должна приниматься выручка, отражаемая на счетах бухгалтерского учета.

Малые предприятия, осуществляющие наряду с указанными выше видами деятельности, по которым предусмотрены льготы, торговую деятельность, при определении удельного веса выручки от реализации товаров в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) учитывают выручку от продажи товаров, то есть товарооборот. При этом в расчет принимается выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг за вычетом НДС и акцизов.


Вид деятельности, осу-
ществляемой малым предп-
риятием
Размер выручки от
указанных видов
деятельности, да-
ющий право на
льготу*(1)
Период работы
предприятия*(2)
Ставка, по
которой уп-
лачивается
налог
Производство и одновре-
менно переработка сель-
скохозяйственной продук-
ции
Производство:
- продовольственных то-
варов;
- товаров народного пот-
ребления*(3);
- строительных материа-
лов;
- медицинской техники;
- лекарственных средств
и изделий медицинского
назначения.
Строительство (включая
ремонтно-строительные
работы) объектов следу-
ющего назначения:
- жилищного;
- производственного;
- социального;
- природоохранного
Выручка от ука-
занных видов де-
ятельности превы-
шает 70% общей
суммы выручки от
реализации про-
дукции (работ,
услуг)
Первые два года
работы
Налог не уп-
лачивается
Выручка от ука-
занных видов де-
ятельности сос-
тавляет 90% общей
суммы выручки от
реализации про-
дукции (работ,
услуг)
Третий год
работы
25% от уста-
новленной
ставки нало-
га на при-
быль
Четвертый год
работы
50% от уста-
новленной
ставки нало-
га на при-
быль

В частности, согласно Методическим рекомендациям товарами народного потребления является промышленная и сельскохозяйственная продукция, используемая населением, как правило, для личного и общесемейного потребления, в домашнем хозяйстве, а также в мелкотоварном производстве (п.3).

В Методических рекомендациях приведен примерный укрупненный перечень товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения и других готовых непродовольственных изделий потребительского назначения. Комплектующие изделия, детали собственного производство будут относиться к товарам народного потребления только в случае, если они поставляются другим предприятиям для выпуска товаров народного потребления и оказания услуг населению (пп."б" п.12 Методических рекомендаций).


Пример 1

В I квартале 2000 г. малое предприятие, зарегистрированное в 1999 г., имело следующие обороты по реализации:

- отгружена и оплачена покупателем произведенная организацией сельскохозяйственная продукция на 120 тыс.руб. (в том числе НДС - 20 тыс.руб.);

- отгружены и оплачены покупателем строительные материалы, изготовленные организацией, на 360 тыс.руб. (в том числе НДС - 60 тыс.руб.);

- отгружена и оплачена покупателем продукция, реализованная на экспорт, - 100 тыс.руб. (НДС не облагается);

- выручка от реализации продукции через магазин розничной торговли - 48 тыс.руб. (в том числе НДС - 8 тыс.руб.);

- отгружена покупателю продукция промышленного назначения (оплата еще не получена) на сумму 270 тыс.руб. (в том числе НДС - 45 тыс.руб.).

В данном случае определение права на льготу производится следующим образом:

- выручка от льготируемых видов деятельности - 400 тыс.руб. [(120 тыс.руб. - 20 тыс.руб.) + (360 тыс.руб. - 60 тыс.руб.)];

- выручка от нельготируемых видов деятельности - 365 тыс.руб. [100 тыс.руб. + (48 тыс.руб. - 8 тыс.руб.) + (270 тыс.руб. - 45 тыс.руб.)];

- доля выручки от льготируемых видов деятельности в общей сумме выручки - 52,3% [400 тыс.руб. : (400 тыс.руб. + 365 тыс.руб.)].

Таким образом, организация не сможет воспользоваться льготой по налогу на прибыль, т.к. доля выручки от льготируемых видов деятельности малого предприятия не превышает 70%. При этом из условий примера видно, что если бы организация, например, отказалась от реализации продукции промышленного назначения, то выручка от льготируемых видов деятельности превысила бы 70%.

В общую сумму выручки от реализации продукции (работ, услуг) не включается выручка по видам деятельности, доходы от которых облагаются в соответствии с положениями, предусмотренными в разделе 6 "Налогообложение отдельных видов доходов предприятий" Инструкции N 37, а также выручка, полученная от реализации основных фондов и иного имущества.


Пример 2

В I квартале 2000 г. малое предприятие, зарегистрированное в октябре 1998 г., имело следующие обороты по реализации:

- произведенной организацией сельскохозяйственной продукции на 180 тыс.руб. (в том числе НДС - 30 тыс.руб.);

- выручка от реализации продукции через магазин розничной торговли - 48 тыс.руб. (в том числе НДС - 8 тыс.руб.);

- выручка от видеопоказа - 120 тыс.руб. (в том числе НДС - 20 тыс.руб.);

- выручка от реализации основных средств - 24 тыс.руб. (в том числе НДС - 4 тыс.руб.).

В данном случае мы имеем:

выручка от льготируемых видов деятельности - 150 тыс.руб. (180 тыс.руб. - 30 тыс.руб.);

выручка от нельготируемых видов деятельности - 40 тыс.руб. (48 тыс.руб. - 8 тыс.руб.);

доля выручки от льготируемых видов деятельности в общей сумме выручки - 78,9% [150 тыс.руб. : (150 тыс.руб. + 40 тыс.руб.)].

Выручка от видеопоказа и выручка от реализации основных средств в расчетах не участвуют.

Таким образом, организация сможет воспользоваться льготой по налогу на прибыль. При этом если бы выручка от реализации продукции через магазин составляла не 48 тыс.руб., а, например, 120 тыс.руб., то организация не имела бы права пользоваться льготой.


Внереализационные доходы не включаются в выручку при расчете льгот по налогу на прибыль.

Этот вывод основан на том, что при определении права на льготы в соответствующих положениях нормативных документов (Закона N 2116-1 и Инструкции N 37) речь идет только о соотношении выручки. Внереализационные доходы при этом не упоминаются. Поэтому, по мнению автора, при определении права на льготы по налогу на прибыль внереализационные доходы учитываться не должны.

На основании этого можно сделать вывод, что платежи, получаемые по договору аренды, включаются в выручку при расчете льгот по налогу на прибыль только в том случае, когда сдача имущества в аренду является одним из видов деятельности организации.

Если малое предприятие до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) прекратило деятельность, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, то сумма налога на прибыль (исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах) подлежит внесению в федеральный бюджет.

Ранее для малых предприятий, имевших льготы по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, действовавшим до 1 января 1996 г., они сохранялись на период до истечения четырехлетнего срока со дня их государственной регистрации при соблюдении установленных ранее условий. Крайний срок окончания пользования такими льготами - конец 1999 г. Таким образом, в 2000 г. это положение Инструкции N 37 фактически уже не действует.

Необходимым условием отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства является соблюдение критериев, установленных ст.3 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ).

Малое предприятие должно удовлетворять следующим требованиям:

1. Форма организации - коммерческая;

2. В уставном капитале организации:

- доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25%;

- доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%;

3. Средняя численность работников в организации за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

- в промышленности - 100 человек;

- в строительстве - 100 человек;

- на транспорте - 100 человек;

- в сельском хозяйстве - 60 человек;

- в научно-технической сфере - 60 человек;

- в оптовой торговле - 50 человек;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Отметим, что многопрофильные организации (то есть осуществляющие несколько видов деятельности) относятся к малым предприятиям по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. В течение года эти показатели определяются нарастающим итогом с начала года. Предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться - объем оборота (объем реализации продукции, товарооборот и т.п.) или объем прибыли, полученной от всех видов деятельности в целом. Выбранный предприятием показатель должен быть неизменным в течение отчетного года.

Согласно п.1.1.6 Инструкции N 37 для целей налогообложения критерии отнесения предприятий к малым определяются исходя из фактических показателей за соответствующие отчетные периоды нарастающим итогом с начала года.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его сотрудников, в том числе:

- работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени;

- работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений данного юридического лица.

В случае превышения малым предприятием установленной численности оно лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца (п.3 ст.3 Закона N 88-ФЗ).

Определение среднесписочной численности работников производится в соответствии с Инструкцией по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомстата России 07.12.98 N 121 (далее - Инструкция по статистике численности).

Численность лиц, работающих по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера, учитывается в общей численности основного производственного персонала ежемесячно в течение всего срока действия договора. При отсутствии учета рабочего времени этих лиц в списочной численности они принимаются за каждый календарный день как целые единицы (см. п.7 Инструкции по статистике численности).

Работники, заключившие трудовой договор с предприятием о выполнении работы на дому личным трудом (надомники), учитываются в среднесписочной численности работников предприятия как целые единицы (п.3.7 Инструкции по статистике численности).

Исчисление среднесписочной численности работников, принятых на работу по совместительству, производится исходя из фактически отработанного ими времени с учетом продолжительности рабочего времени, установленной для совместителей законодательством.

Согласно п.4 Положения об условиях работы по совместительству (Приложение к постановлению Госкомтруда СССР, Минюста СССР и Секретариата ВЦСПС от 09.03.89 N 81/604-К-3/6-84) продолжительность работы по совместительству не может превышать четырех часов в день или полного рабочего дня в выходной день. Общая продолжительность работы по совместительству в течение месяца не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени, установленной для соответствующих категорий работников.

При этом к совместителям относятся как работники данного предприятия, работающие по совместительству в свободное от основной работы время, так и работники других предприятий, работающие по совместительству на данном предприятии.


Г.Ю.Касьянова,

эксперт "РНК"


------------------------------

*(1) Для малых предприятий, осуществляющих, помимо указанных видов деятельности, торговую деятельность, в целях определения доли выручки от указанных видов деятельности в размер общей выручки от реализации включается выручка от реализации продукции (робот, услуг) и выручка от продажи товаров (то есть товарооборот), за вычетом НДС и акцизов.

*(2) Днем начало работы предприятия считается день его государственной регистрации.

*(3) При отнесении промышленной и сельскохозяйственной продукции к товаром народного потребления следует руководствоваться Методическими рекомендациями по отнесению промышленной и сельскохозяйственной продукции к товарам народного потребления (Приложение к письму Минэкономики России N МЮ-636/14-151 и Госкомстата России N 10-0-1/246 от 27.07.93).



Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.