Необходим ли оптовику контрольно-кассовый аппарат, а индивидуальному предпринимателю кассовый чек? (М.М.Беляков-Губа, "Российский налоговый курьер", N 10, октябрь 2000 г.)

Необходим ли оптовику контрольно-кассовый аппарат, а индивидуальному предпринимателю кассовый чек?


Закон Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин" допускает различные варианты толкования изложенных в нем правовых норм. Автор обосновывает свой вариант прочтения этого закона, не совпадающий с позицией Высшего арбитражного суда Российской Федерации. По его мнению, организации не обязаны применять ККМ при расчетах наличными с индивидуальными предпринимателями.


Что говорит Закон о ККМ


В статье 1 Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин" (далее - Закон о ККМ) сказано, что "денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями (далее - предприятиями) с обязательным применением контрольно-кассовых машин". То есть Законом о ККМ физические лица (в части применения ККМ), осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, приравниваются к предприятиям.

Данную позицию также подтверждает п.5 постановления Конституционного суда Российской Федерации от 12.05.98 N 14-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 закона Российской Федерации от 18 июня 1993 года "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" в связи с запросом Дмитровского районного суда Московской области и жалобами граждан" (далее - Постановление N 14-П). В нем говорится: "Закон Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" как специальный нормативный акт, предусматривающий основания и размеры административных санкций за неприменение или ненадлежащее применение контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением устанавливает эту ответственность для предприятий, к которым, согласно его ст.1, относятся как юридические лица, так и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг".

Таким образом, и Закон о ККМ, и Постановление N 14-П в части использования ККМ и ответственности при использовании ККМ ставят в равное положение юридические и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Следует отметить, что Закон о ККМ обязывает предприятия, в том числе и индивидуальных предпринимателей, применять ККМ при расчетах с населением. Применение ККМ при расчетах между предприятиями этим законом не предусмотрено.


"Население" с точки зрения Закона о ККМ


Ни сам Закон о ККМ, ни вообще действующее законодательство не содержат определения понятия "население".

Когда принимался Закон о ККМ, было очевидно, что под сделками с населением понимается розничный товарооборот. Попробуем объяснить, почему это так.

На наш взгляд, под "населением" в Законе о ККМ понимаются физические лица, осуществляющие расчеты и приобретающие товар или услугу для непосредственного потребления. В противном случае любые расчеты наличными можно рассматривать как расчеты с населением, так как даже юридические лица рассчитываются между собой наличными с участием граждан (подотчетных лиц, поверенных). Однако Законом о ККМ не предусмотрено применение ККМ при расчетах между юридическими лицами (предприятиями).

Пункт 3 ст.23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определил отличие сделок, заключаемых с населением, от сделок, заключаемых с предпринимателями (коммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями).

Так, согласно п.1 ст.492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи (разновидность договора купли-продажи) продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

В то же время в соответствии со ст.506 ГК РФ по договору поставки (разновидность договора купли-продажи) поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность - обязуется в обусловленный срок или сроки передать производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Также ГК РФ отдельно регламентирует такой вид договора подряда, как бытовой подряд.

Так, согласно ст.730 ГК РФ "по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу".

ГК РФ (статьи 492, 506 и 730), классификаторы ОКДП и ОКОНХ, "Методические указания по определению оборота розничной и оптовой торговли на принципах статистики предприятий", утвержденные постановлением Госкомстата России от 19.08.98 N 89, различают случаи, когда физическое лицо приобретает товар (или услугу) в потребительских целях (как население), то есть приобретает товар в розницу, и когда это же физическое лицо выступает в гражданско-правовых отношениях как индивидуальный предприниматель, осуществляющий определенный вид деятельности, и приобретает товар в предпринимательских целях, то есть приобретает товар оптом.

Такое функциональное разделение подтверждается и тем, что к сделкам, заключенным физическими лицами (населением) в потребительских целях, применяются положения российского законодательства о защите прав потребителей и не применяются положения ГК РФ об ответственности коммерческих организаций, заключающих сделки в предпринимательских целях. К сделкам же, заключенным юридическими лицами с индивидуальными предпринимателями, приобретающими товары или заказывающими работы в предпринимательских целях, применяются положения ГК РФ об ответственности коммерческих организаций и не применяются положения российского законодательства о защите прав потребителей (в части повышенной ответственности производителей, изготовителей, продавцов).

Итак, как уже было сказано выше, население всегда приобретает товары (услуги) для непосредственного потребления.


Особый статус индивидуального предпринимателя


Статья 2 ГК РФ дает следующее определение предпринимательской деятельности: "Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке". Таким образом, существует различие между теми, кто приобретает товары для осуществления предпринимательской деятельности, и теми, кто является конечным потребителем этих товаров.

Статус индивидуального предпринимателя введен ГК РФ для того, чтобы предоставить гражданам (физическим лицам) право выступать в гражданских правоотношениях наравне с юридическими лицами (коммерческими организациями). Согласно п.1 ст.23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя". Следовательно, индивидуальное предпринимательство является организационно-правовой, разрешенной законом формой ведения бизнеса, занятия предпринимательской деятельностью, что подтверждается постановлением Конституционного суда Российской Федерации N 14-П. Иначе говоря, граждане вправе избирать оптимальную для себя форму осуществления предпринимательской деятельности - в форме юридического лица или без образования юридического лица.

Граждане, прошедшие государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, приобретают особый статус предпринимателя без образования юридического лица. При этом коммерческая деятельность граждан, приобретших такой статус, регулируется положениями гражданского законодательства, регламентирующими деятельность юридических лиц - коммерческих организаций. Это подтверждается и п.13 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в котором установлено, что "споры между гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, а также между указанными гражданами и юридическими лицами разрешаются арбитражными судами, за исключением споров, не связанных с осуществлением гражданами предпринимательской деятельности. При разрешении указанных споров арбитражным судам следует руководствоваться нормами Кодекса (имеется в виду Гражданский кодекс. - Прим. редакции), которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иного правового акта или существа правоотношений (пункт 3 статьи 23)".

Из сказанного выше следует, что в рамках Закона о ККМ следует отличать индивидуальных предпринимателей от населения. Обязанность применять ККМ установлена только при осуществлении наличных расчетов с населением, а значит, применение ККМ при наличных расчетах с физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, этим законом не предусмотрено.


А ВАС РФ против...


Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации постановлением от 04.08.99 N 10 "О некоторых вопросах практики применения закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Постановление N 10) следующим образом истолковал Закон о ККМ: "Исходя из смысла Закона, сферой его регулирования являются денежные расчеты с участием граждан, покупающих товары либо заказывающих услуги, независимо от того, в каких целях граждане совершают покупки (заказывают услуги). В связи с этим судам следует иметь в виду, что Закон подлежит применению и в тех случаях, когда денежные расчеты осуществлялись с индивидуальным предпринимателем (покупателем, клиентом)".

В Постановлении N 10 следует особенно отметить некорректность относительно индивидуального предпринимателя формулировки "... независимо от того, в каких целях граждане совершают покупки (заказывают услуги)". При совершении сделок в качестве индивидуального предпринимателя физическое лицо, в соответствии с гражданским законодательством, должно преследовать единственную цель - предпринимательскую. В личных целях покупки совершают граждане, население, обычные физические лица. Следовательно, говорить о том, что индивидуальный предприниматель приобретает товар в личных целях - означает искажать смысл положений гражданского законодательства об индивидуальном предпринимателе, неправильно толковать его статус.

Физическое лицо может заявить, что оно является индивидуальным предпринимателем только при предъявлении свидетельства о государственной регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица. Отдельный же гражданин (население), не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя и в Свидетельстве которого не указан соответствующий вид предпринимательской деятельности, приобретает товар для личных целей и потребностей. В противном случае такой гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности по ст.171 ГК РФ за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации.

Таким образом, приведенные аргументы позволяют сделать вывод о том, что рекомендации Постановления N 10 противоречат нормам гражданского права и ряда законов Российской Федерации. Кроме этого, следует иметь в виду, что Постановление N 10 не является нормативным актом, обязательным для общего применения, а является общей рекомендацией арбитражным судам, которую при рассмотрении конкретных дел они вправе и не применять. Следовательно, требование некоторых контролирующих органов к торговым организациям, осуществляющим наличные расчеты с индивидуальными предпринимателями, которые приобретают товары для предпринимательских целей, применять ККМ необоснованно и незаконно.


М.М.Беляков-Губа,

юрист


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.