Учет затрат на содержание заказчика-застройщика (В.Р.Захарьин, "Консультант бухгалтера", N 10, октябрь 2000 г.)

Учет затрат на содержание заказчика-застройщика


Задачи и функции, выполняемые заказчиком-затройщиком


Деятельность заказчика-застройщика регулируется Положением о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 2 февраля 1988 г. N 16 (далее - Положение). Разумеется, применять отдельные пункты Положения следует с учетом изменений в гражданском законодательстве, конкретного договора строительного подряда и проектно-сметной документации.

Заказчик-застройщик является юридическим лицом, распоряжается денежными средствами, выделяемыми на финансирование капитальных вложений, а также всеми материальными ценностями, учитываемыми на балансе капитального строительства. Имеет печать со своим наименованием.

Основными задачами заказчика-застройщика являются:

- обеспечение совместно с другими участниками инвестиционного процесса выполнения заданий по вводу в действие производственных мощностей и объектов в установленные сроки в соответствии с нормами продолжительности проектирования и строительства;

- обеспечение эффективности проектных решений на основе широкого применения прогрессивных технологий, оборудования, материалов и конструкций, передовых методов организации производства, труда и управления, соответствующих новейшим достижениям науки и техники, а также соблюдение современных требований к качественному уровню архитектуры и градостроительства;

- повышение эффективности капитальных вложений, а также сокращение продолжительности инвестиционного цикла.

Заказчик-застройщик наряду с функциями, предусмотренными договором строительного подряда осуществляет, в частности, следующие функции:

- участвует в разработке в установленном порядке титульных списков строек, а также внутрипостроечных титульных списков;

- определяет и согласовывает с подрядчиком (подрядчиками) с участием проектной организации и субподрядных организаций договорные цены на строительство предприятий, пусковых комплексов и объектов в соответствии с действующими нормативными документами;

- оформляет в установленные сроки договоры строительного подряда с генеральным подрядчиком (подрядчиками);

- с согласия генерального подрядчика заключает договоры с соответствующими организациями на выполнение шефмонтажных и пусконаладочных работ, проведение комплексного опробования оборудования (вхолостую и на рабочих режимах) с участием проектных, подрядных строительных и монтажных организаций, а при необходимости и заводов-изготовителей оборудования, а также на наладку технологических процессов;

- ведет бухгалтерский, оперативный и статистический учет, составляет и представляет в установленном порядке соответствующим органам отчетность по всем видам деятельности по утвержденным формам в установленные сроки и несет ответственность за ее достоверность;

- проверяет цены и предъявленные к оплате документы подрядных организаций, поставщиков, проектно-изыскательских и других организаций за выполненные работы, поставленную продукцию и оказанные услуги;

- учитывает и контролирует расходование сметного лимита по соответствующей структуре капитальных вложений, а также достоверность бухгалтерского учета по объектам строительства и затратам;

- своевременно предъявляет претензии к подрядным организациям, поставщикам, проектно-изыскательским и другим организациям об уплате неустойки (штрафа, пени) за невыполнение и ненадлежащее выполнение договорных обязательств;

- производит в установленном порядке оплату работ на основании подписанных им документов об объеме и стоимости выполненных работ, а также окончательные расчеты по законченным строительством объектам;

- несет ответственность в соответствии с действующим законодательством, за приемку в эксплуатацию объектов, построенных с нарушением требований нормативных документов и проектной документации;

- передает после приемки законченные строительством объекты эксплуатирующим организациям, а также проектно-сметную и техническую документацию, разработанную до начала и в процессе строительства, акты рабочей, приемочной и государственной приемочных комиссий со всеми приложениями;

- производит расчеты со всеми организациями (поставщиками, подрядчиками и др.) по законченным строительством объектам.

Полный перечень функций заказчика-застройщика приведен в пункте 3 Положения и в разделе 2 Рекомендаций по деятельности управляющего проектом при разработке и реализации проектной и рабочей документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, утвержденных Госстроем России 21 мая 1999 года N МДС 11-2.99.


Порядок определения размера средств на содержание службы заказчика-застройщика


Средства на содержание аппарата заказчика-застройщика включаются в главу 10 "Содержание дирекции (технического надзора) строящегося предприятия" сводного сметного расчета в размерах, установленных постановлением Госстроя России от 17 февраля 1999 г. N 7. В отдельных случаях при соответствующих расчетных обоснованиях, выполненных согласно положениям, приведенным в "Методическом пособии по расчету затрат на службу заказчика-застройщика", утвержденное письмом Минстроя России от 13 декабря 1995 г. N ВБ-29/12-347 (далее - Методическое пособие), допускается установление индивидуальных нормативов по согласованию с Госстроем России.

Данное положение закреплено в пункте 3.5.6 Методических указаний по определению стоимости строительной продукции, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 26 апреля 1999 г. N 31. Напомним, что положения, приведенные в Методических указаниях, обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, Методические указания носят рекомендательный характер. То есть, при заключении и осуществлении договора строительного подряда между коммерческими организациями с использованием для финансирования капитальных вложений собственных средств инвестора, сметные нормативы и порядок определения сметной стоимости затрат на содержание заказчика могут не соблюдаться. Однако то обстоятельство, что практически все стройки в настоящее время ведутся на основании требований нормативных документов Госстроя РФ и сметных нормативов, утвержденных в разные годы, делает применение положений Методических указаний весьма целесообразными.

Инструктивным письмом Госстроя РФ от 7 апреля 1994 года N ВБ-12-64 "О затратах на содержание заказчика-застройщика" установлено, что в целях экономного расходования средств, выделяемых на строительство объектов для государственных нужд, представляемые на согласование расчеты должны соответствовать следующим требованиям:

- показатели затрат на содержание заказчика-застройщика и объемов капитальных вложений на год должны быть представлены в сопоставимых ценах - в текущих или базисных 1991 года;

- численность аппарата заказчика-застройщика, как правило, не должна превышать расчетные показатели численности;

- суммы заработной платы и дополнительных выплат стимулирующего характера должны определяться на основании нормативных актов, действующих в отношении государственных органов;

- расчетные обоснования должны быть выполнены с документальным подтверждением приводимых в них затрат, в том числе по данным бухгалтерского учета.

Эти же требования могут быть применены и при разработке проектно-сметной документации на строительство объекта, финансируемого за счет собственных средств организаций. Разумеется, в данном случае положение, в соответствии с которым заработная плата работников службы заказчика должна приниматься на уровне государственных служащих, использоваться не должно. Однако и здесь предельные уровни оплаты труда и премиальных выплат (включаемых в фонд оплаты труда) должны быть согласованы на стадии составления проектно-сметной документации.

Методическое пособие рекомендует производить расчет затрат на содержание службы заказчика-застройщика по следующим основным статьям затрат (кстати, эту номенклатуру целесообразно использовать для организации аналитического учета):

1. Расходы на оплату труда, в том числе:

1.1. Заработная плата основная.

Определяется на основании штатного расписания.

1.2. Дополнительные выплаты стимулирующего характера.

Рекомендуется учитывать до четырех должностных окладов (сумм основной заработной платы) в год.

1.3. Материальная помощь.

До двух должностных окладов (основной заработной платы).

1.4. Доплата за выслугу лет.

1.5. Выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда.

1.6. Оплата отпусков.

1.7. Прочие расходы на оплату труда.

2. Налоги, отчисления и платежи.

По этой статье рассчитываются и учитываются все виды налогов, а также сборов в государственные внебюджетные фонды.

3. Амортизация основных средств.

По данной статье рекомендуется не учитывать амортизацию производственной базы, складского хозяйства и грузового автотранспорта, затраты по которым по большей части относятся на статью сметной стоимости "Материалы" и графу "Оборудование, мебель и инвентарь".

4. Материальные затраты и прочие расходы, в том числе:

4.1. Командировочные расходы.

4.2. Аренда и содержание служебного легкового автотранспорта, включая оплату труда водителей, расход горюче-смазочных материалов и запчастей, оплату стоянки автомобилей и др. При этом рекомендуется придерживаться следующего количества автомобилей (в зависимости от численности аппарата заказчика):

до 20 чел. - 2;

до 50 чел. - 3;

св. 50 чел. - 4.

4.3. Аренда и содержание грузового и специального автотранспорта.

В расчетах не учитывается автотранспорт, используемый для транспортирования оборудования и материалов.

4.4. Аренда и содержание зданий и сооружений, включая оплату коммунальных услуг.

В расчетах рекомендуется предусматривать общую площадь, приходящуюся на одного работника, в размере до 7,5 кв.м. Не подлежат учету затраты на численность аппарата, содержащегося за счет местного бюджета и других аналогичных источников финансирования.

4.5. Обучение и повышение квалификации кадров, участие в семинарах, конференциях и т.п.

В расчетах рекомендуется предусматривать обучение одного работника каждые 5 лет с учетом обновления кадров. Нормативы затрат принимаются на уровне, установленном Минфином РФ для учета затрат (для целей налогообложения).

4.6. Представительские расходы.

4.7. Расходы при сокращении численности аппарата.

4.8. Приобретение канцелярских принадлежностей, бланков.

Затраты определяются расчетом с использованием фактических данных за предыдущий сопоставимый период.

4.9. Приобретение технической и справочной литературы.

4.10. Приобретение малоценных и быстроизнашивающихся предметов и инвентаря.

4.11. Содержание сторожевой охраны.

4.12. Расходы на охрану труда и технику безопасности.

4.13. Приобретение и обслуживание оргтехники.

Рассчитывается исходя из необходимого минимума и нормативных сроков эксплуатации оргтехники.

4.14. Расходы на рекламу.

4.15. Типографские расходы.

4.16. Почтово-телеграфные расходы.

4.17. Компенсация расходов по использованию для нужд производства личного автотранспорта.

4.18. Расходы по разъезду по служебным делам общественным транспортом.

4.19. Юридические услуги и консультации.

4.20. Аудиторское обслуживание.

4.21. Оплата кассового обслуживания.

4.22. Прочие расходы. Рекомендуется принимать в размере до 5% материальных затрат.


Бухгалтерский учет расходов по содержанию службы заказчика-застройщика


Бухгалтерский учет произведенных затрат осуществляется на счете 08 "Капитальные вложения", субсчет "Строительство объектов основных средств". Если какие-то расходы производятся сверх сметной (договорной) стоимости, то они должны быть отнесены на счет прибыли, остающейся в распоряжении заказчика после уплаты налогов.

Основными бухгалтерскими проводками при осуществлении данного вида затрат будут следующие:

дебет счета 08 кредит счета 02 "Износ основных средств" - на сумму амортизации объектов основных средств, используемых для размещения службы заказчика и других объектов основных средств.

При начислении амортизации следует учитывать, что она начисляется только на объекты, непосредственно используемые в службе заказчика - например, административное здание, автотранспорт и т.п.;

дебет счета 08 кредит счета 05 "Амортизация нематериальных активов" - на сумму амортизации объектов нематериальных активов.

Нематериальные активы в службе заказчика используются достаточно широко. Но в данном случае речь может идти только об амортизации объектов нематериальных активов, используемых при выполнении функций заказчика. Амортизация нематериальных активов, относящихся к стройке (лицензионные платежи, ноу-хау и т.п.) к содержанию службы заказчика не относится;

дебет счета 08 кредит счета 10 "Материалы" - на сумму стоимости материалов, используемых для содержания службы заказчика.

В данном случае могут списываться материалы, использованные для соответствующих целей и учитываемые на всех субсчетах счета 10 кроме субсчета "Строительные материалы", на котором учитываются материалы поставки заказчика, предназначенные для использования при выполнении строительно-монтажных работ;

дебет счета 08 кредит счета 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов" - на сумму износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов, использованных для содержания службы заказчика;

дебет счета 08 кредит счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - на сумму оплаты труда, начисленной персоналу службы заказчика;

дебет счета 08 кредит счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" - на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

дебет счета 08 кредит счета 26 "Общехозяйственные расходы" - на сумму стоимости общехозяйственных расходов, отнесенных на увеличение стоимости строительства;

дебет счета 96 "Целевые финансирование и поступления" кредит счета 80 "Прибыли и убытки" - на сумму экономии средств финансирования, выделенных инвестором для осуществления строительства;

дебет счета 51 "Расчетный счет" кредит счета 80 - на сумму полученных внереализационных доходов;

дебет счета 80 кредит счета 51 (47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" и т.д.) - на сумму произведенных внереализационных расходов.

Состав прибылей и убытков, образующихся в деятельности служб заказчика-застройщика регулируется пунктом 3.1.6 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного приказом Минфина РФ от 30 декабря 1993 года N 160.

В соответствии с приведенным пунктом Положения на счет учета прибылей и убытков относятся суммы, полученные в связи с осуществлением капитального строительства, в виде:

- доходов от сдачи имущества в аренду;

- штрафов, пени, неустоек и других видов санкций за нарушение условий хозяйственных договоров;

- доходов от возмещения причиненных убытков;

- а также прибыль от реализации на сторону излишних и неиспользуемых материальных ценностей.

Экономия средств (кроме ассигнований из бюджета), выделяемых предприятиями застройщику для финансирования капитального строительства, также по окончании строительства объектов (если это предусмотрено договором) зачисляется на счет учета прибылей и убытков.

Учтенная на этом счете сумма прибыли, за вычетом убытков, понесенных в связи с осуществлением капитального строительства, после расчетов в установленном порядке с бюджетом остается в распоряжении застройщика.

В составе убытков застройщики учитывают затраты, не предусмотренные сметной документацией, в частности:

- убытки от реализации на сторону излишних и неиспользуемых материальных ценностей;

- убытки, допущенные в результате порчи материальных ценностей и от списания дебиторской задолженности, за исключением сумм, предъявленных ко взысканию с виновных лиц и организаций;

- убытки от ликвидации основных средств застройщика, кроме убытков по основным средствам, выбывшим от стихийных бедствий;

- присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также расходы по возмещению причиненных убытков.

При превышении убытков над прибылью разница списывается на счет 08 "Капитальные вложения" в составе прочих капитальных затрат для включения их в инвентарную стоимость объектов.


Налогообложение заказчиков-застройщиков


Налог на прибыль заказчики строительства уплачивают в общем порядке.

Объекта налогообложения по налогу на пользователей автодорог в деятельности заказчика не возникает, так как собственно реализация продукции (строительно-монтажных работ) заказчиком не производится - результаты работ по их окончанию передаются инвестору.

Что же касается налога на добавленную стоимость, то порядок его учета и уплаты разъяснен письмом Госстроя РФ от 6 марта 1998 г. N 12-78 "О расходах на функционирование службы заказчика-застройщика":

"... расходы на функционирование службы заказчика-застройщика рекомендуется определять в процентах от выделенных инвестиций на календарный год с учетом НДС. В соответствии с письмом Госналогслужбы России от 18 апреля 1995 N 05-1-09/27 затраты на содержание службы заказчика-застройщика налогом на добавленную стоимость не облагаются и соответственно НДС на смету расходов службы заказчика-застройщика в сводный сметный расчет не включается.

В случае, если в сводном сметном расчете расходы на функционирование службы заказчика-застройщика предусмотрены с налогом на добавленную стоимость, инвестор вправе уменьшить заказчику стоимость строительства на сумму ошибочно включенного в сметную документацию налога на добавленную стоимость на смету расходов службы заказчика."


В.Р.Захарьин


Журнал "Консультант бухгалтера"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.

Издается с сентября 1993 г.

Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112

Телефоны редакции: (495) 963-19-26

Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru

Адрес в Интернете - www.dis.ru


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.