Вопрос: Предприятие оптовой торговли относило затраты по оплате маркетинговых услуг на издержки обращения. Основанием для этого являлись договор со сторонней организацией на оказание маркетинговых услуг, акт о выполнении работ и счет-фактура (для зачета уплаченных сумм НДС). Однако при проверке налоговыми органами эти суммы были признаны неправомерно отнесенными на себестоимость продукции (работ, услуг) (соответственно, величина НДС - неправомерно принятой к зачету) на том основании, что такого рода расходы не связаны с процессом производства и управления предприятием. Правы ли в данном случае налоговые органы? ("Консультант бухгалтера", N 10, октябрь 2000 г.)

Предприятие оптовой торговли относило затраты по оплате маркетинговых услуг на издержки обращения. Основанием для этого являлись договор со сторонней организацией на оказание маркетинговых услуг, акт о выполнении работ и счет-фактура (для зачета уплаченных сумм НДС). Однако при проверке налоговыми органами эти суммы были признаны неправомерно отнесенными на себестоимость продукции (работ, услуг) (соответственно, величина НДС - неправомерно принятой к зачету) на том основании, что такого рода расходы не связаны с процессом производства и управления предприятием.

Правы ли в данном случае налоговые органы?


По существу маркетинговые услуги являются информационно-консультационными услугами, связанными с процессом продвижения реализуемой продукции (товаров, работ, услуг) на рынке сбыта.

В соответствии с пунктом 2 "и" Положения о составе затрат такого рода затраты относятся на издержки производства и обращения.

Согласно разъяснениям налоговых органов, информационные и консультационные услуги включаются в состав себестоимости продукции (работ, услуг) при условии их связи с управлением производством (письмо Госналогслужбы РФ от 8 ноября 1995 г. N 01-2-10/8 без названия).

Поэтому, для отнесения стоимости маркетинговых услуг, оказанных сторонней организацией, на издержки производства и обращения необходимо подтверждение не только факта оказания самих услуг (акт приема-сдачи работ (услуг), но и их связи с процессом управления, то есть в данном случае доказательство того, что маркетинг проводился в отношении продукции (товаров, работ или услуг), реализуемых (или планируемых к реализации) заказчиком. Такими документами могут являться, например, официально представленные заказчику подробные результаты маркетинговых исследований и т.п.

Однако, в ряде случаев налоговые органы считают, что услуги, связанные с управлением производством, могут включаться в себестоимость продукции (работ, услуг) только при условии, если у организации, их оказывающей, есть полномочия для принятия управленческих решений в отношении предприятия-заказчика, что противоречит как Положению о составе затрат, так и вышеуказанным разъяснениям Госналогслужбы РФ, где такого рода требование отсутствует.

Противоречивая позиция налоговых органов зачастую приводит к конфликтным ситуациям. Так, постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 ноября 1999 г. N 5490/99 было отменено решение налоговых органов о применении штрафных санкций к акционерному обществу за занижение налогооблагаемой прибыли путем необоснованного включения стоимости маркетинговых услуг, оказанных сторонней организацией, в себестоимость продукции (работ, услуг).


1 октября 2000 г.


Журнал "Консультант бухгалтера"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.

Издается с сентября 1993 г.

Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112

Телефоны редакции: (495) 963-19-26

Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru

Адрес в Интернете - www.dis.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.