Вопрос: В каком порядке учреждение здравоохранения, находящееся на бюджетном финансировании, может организовать оказание дополнительных платных услуг, с чьего разрешения и каких услуг? Какими нормативными актами регулируется использование вырученных дополнительных средств? ("Консультант бухгалтера", N 11, ноябрь 2000 г.)

В каком порядке учреждение здравоохранения, находящееся на бюджетном финансировании, может организовать оказание дополнительных платных услуг, с чьего разрешения и каких услуг?

Какими нормативными актами регулируется использование вырученных дополнительных средств?


Оказание платных услуг учреждением здравоохранения, находящимся на бюджетном финансировании, должно быть увязано, прежде всего, с требованиями гражданского законодательства. В частности, в соответствии со статьей 120 ГК РФ бюджетная организация может быть создана только для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, а согласно статье 50 ГК РФ бюджетные учреждения вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Таким образом, гражданское законодательство не запрещает учреждению здравоохранения, находящемуся на бюджетном финансировании, осуществлять деятельность по оказанию платных услуг.

Вместе с тем решение об оказании услуг лечебного учреждения должно быть согласовано в порядке подчиненности с органом управления здравоохранением. После получения такого разрешения по организации издается приказ о проведении мероприятий по оказанию платных услуг, утверждению сметы доходов и расходов, определении направлений расходования вырученных дополнительных денежных средств.

При этом необходимо отметить, что в соответствии с письмом Минздрава РФ от 25 июня 1996 года N 2510/2926-96-27 и Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом от 11 июля 1996 года N ОК-6/5435 "О порядке разработки и утверждения уставов учреждений здравоохранения" конкретные виды платных услуг, оказываемых бюджетным учреждением здравоохранения, должны быть приведены в соответствующем пункте Устава учреждения или иного уставного документа (например, Положения об учреждении).

После получения в установленном порядке разрешения на право осуществления дополнительной "платной" деятельности учреждение здравоохранения должно разработать и утвердить смету доходов-расходов по вырученным средствам (при необходимости согласовать с довольствующим или вышестоящим органом), которая и является основанием для направления вырученных средств на те или иные мероприятия (приобретение оборудования, проведение ремонтных работ, поощрение работников и т.д.).

При организации оказания платных услуг, следует учитывать, что основанием для оказания в каждом конкретном случае платных медицинских услуг бюджетными учреждениями здравоохранения является соблюдение следующих условий:

- отсутствие соответствующих медицинских услуг в территориальных программах обязательного медицинского страхования (или наличие их в таких программах, но в меньших объемах);

- желание пациента, обратившегося за медицинской услугой, получить ее за плату, в том числе с предоставлением услуг с повышенным уровнем комфортности;

- оказание платных медицинских услуг иногородним жителям и гражданам иностранных государств в рамках добровольного медицинского страхования.

Для этого учреждения здравоохранения обеспечивают граждан информацией о видах медицинских услуг, оказываемых бесплатно в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования и целевых комплексных программ; о видах медицинских услуг, не вошедших в программу обязательного медицинского страхования и целевые комплексные программы, и оказываемые лечебным учреждением за счет личных средств граждан в рамках добровольного медицинского страхования, расценках за оказание такого рода услуг.

Итак, в качестве платных могут быть приняты только такие услуги, которые служат достижению целей, ради которых создано учреждение.

В соответствии с Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 года N 27, платные услуги могут предоставляться в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи.

Данный перечень платных услуг дополняется "Положением о хозрасчетных учреждениях здравоохранения, оказывающих населению платную консультативную, лечебную, диагностическую и иную медицинскую помощь", утвержденным приказом Минздрава СССР от 29 декабря 1979 года N 1326, согласно которому за плату может оказываться также любая консультативная, лечебная, диагностическая помощь; лабораторные, рентгенологические, функциональные и другие исследования; транспортировка больных; косметологическая, физиотерапевтическая и другая помощь. Во всех случаях специализированная медицинская помощь может быть предоставлена как в учреждении (стационарно), так и с выездом на дом.

В общем случае, платные услуги подразделяются на медицинские и сервисные.

К сервисным услугам можно отнести:

- индивидуальный уход за больными в стационаре или на дому;

- лечебно-оздоровительные процедуры и лабораторно-диагностические исследования на дому;

- прокат населению некоторых видов медицинских принадлежностей;

- госпитализация по просьбе родственников;

- лечение на дому;

- предоставление пациентам отдельных палат, телевизоров, телефонов и т.п.;

- индивидуальное приготовление блюд по желанию больных.

К медицинским услугам относится весь спектр стационарных услуг, включая, консультативную помощь, лечебную физкультуру, массаж, физио- и водолечение, диагностика и т.п.

Как уже отмечалось выше, использование вырученных дополнительных средств, регулируется, прежде всего, составленной и утвержденной сметой доходов и расходов. При этом необходимо учитывать также и распоряжения вышестоящих органов в части использования полученных внебюджетных средств. Так, в отдельных министерствах и ведомствах, в которые входят учреждения здравоохранения, формируются единые фонды внебюджетных средств с целью наиболее рационального их использования. Такие распоряжения в порядке подчиненности также должны выполняться учреждениями здравоохранения.

Кроме того, при организации учета средств от внебюджетной деятельности учреждения здравоохранения, находящиеся на бюджетном финансировании, руководствуются положениями Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина РФ от 30 декабря 1999 года N 107н (применяется в редакции приказа Минфина РФ от 10 июля 2000 года N 65н).

В частности, в соответствии с пунктом 90 данной Инструкции, движение средств, полученных за счет внебюджетных источников, должно учитываться на счетах органа казначейства или на счетах в кредитных организациях (если эти учреждения или их средства, полученные за счет внебюджетных источников, не переведены на казначейское обслуживание), в кассе или в прочих денежных документах. Учет средств, полученных от оказания платных медицинских услуг, организуется отдельно от полученных бюджетных ассигнований (для этого субсчетам присваивается отличительный признак в виде номера 2 - например, 111-2 "Средства, полученные от предпринимательской деятельности"), а их остатки на отчетную дату включаются в отдельный баланс исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам (форма 1-1), форма которого утверждена приказом Минфина РФ от 15 июня 2000 года N 54н "Об утверждении Инструкции о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью".

В том случае, если счета по учету внебюджетных средств открыты учреждению в казначействе, их использование осуществляется, кроме того, в соответствии с порядком, ежегодно устанавливаемом в законе о федеральном бюджете на тот или иной год.

Полученные средства отражаются по дебету субсчета 111 "Средства, полученные от предпринимательской деятельности" (120 "Касса") и кредиту субсчетов счета 15 "Расчеты с поставщиками, подрядчиками и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги".


1 ноября 2000 г.



Журнал "Консультант бухгалтера"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.

Издается с сентября 1993 г.

Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112

Телефоны редакции: (495) 963-19-26

Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru

Адрес в Интернете - www.dis.ru


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.