Вопрос: Какие первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета должны использовать малые предприятия при упрощенной системе налогообложения? ("Консультант бухгалтера", N 11, ноябрь 2000 г.)

Какие первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета должны использовать малые предприятия при упрощенной системе налогообложения?


В соответствии со статьей 9 Закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Унифицированные формы первичной учетной документации утверждаются постановлениями Госкомстата РФ. В частности в настоящее время утверждены формы:

- по учету сельскохозяйственной продукции и сырья - постановлением Госкомстата РФ от 29 сентября 1997 г. N 68;

- по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве - постановлением Госкомстата РФ от 30 октября 1997 г. N 71а;

- по учету строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте - постановлением Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. N 78;

- по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации - постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. N 88;

- по учету торговых операций - постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. N 132.

В соответствии с постановлением Госкомстата РФ от 24 марта 1999 г. N 20 "Об утверждении Порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации" в унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций), утвержденные Госкомстатом России, организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменения. Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается.

Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации.

В соответствии со статьей 10 Закона о бухгалтерском учете организации для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения информации на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности (в том числе внутренней) ведут регистры бухгалтерского учета.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности, но не предоставляется право оформления первичных учетных документов по упрощенной форме.

Следует иметь в виду также следующие обстоятельства:

- в Законе о бухгалтерском учете нет понятия "первичных документов бухгалтерской отчетности";

- в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" упрощенная форма первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов устанавливается Министерством финансов Российской Федерации и является единой на всей территории Российской Федерации;

- книга учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, утверждена приказом Минфина РФ от 22 февраля 1996 г. N 18;

- упрощенная форма первичных документов бухгалтерской отчетности Минфином РФ не утверждена.

Исходя из вышесказанного, субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности

В должны оформлять первичные учетные документы в соответствии со статьей 9 Закона о бухгалтерском учете";

имеют право вести бухгалтерский учет по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности, утвердив применяемые формы приказом или иным документом;

и имеют право вести книгу учета доходов и расходов, в которой в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражаются хозяйственные операции, осуществленные в отчетном периоде.

Но поскольку налогообложение субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, осуществляется по итогам, выведенным в книге доходов и расходов, форма которой утверждена приказом Минфина РФ от 22 февраля 1996 г. N 18, то это право превращается в необходимость.


1 ноября 2000 г.


Журнал "Консультант бухгалтера"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.

Издается с сентября 1993 г.

Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112

Телефоны редакции: (495) 963-19-26

Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru

Адрес в Интернете - www.dis.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение