Учет накладных расходов в подрядных строительных организациях (В.Р.Захарьин, "Консультант бухгалтера", N 11, ноябрь 2000 г.)

Учет накладных расходов в подрядных строительных организациях


Статья "Накладные расходы" является самой обширной по видам расходов калькуляционных статьей расходов, включаемых подрядчиками строительства в себестоимость строительно-монтажных работ.

Накладные расходы, как часть сметной себестоимости строительно-монтажных работ, представляют собой совокупность затрат, связанных с созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением и обслуживанием.

Состав и порядок определения накладных расходов регламентируется Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-4.99), утвержденными постановлением Госстроя РФ от 17 декабря 1999 г. N 76 (далее - Методические указания), которые действуют с 1 января 2000 года.

Методические указания определяют порядок расчета величины накладных расходов при исчислении сметной стоимости строительной продукции.

Положения, приведенные в Методических указаниях, обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов.

Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, Методические указания носят рекомендательный характер.

Методические указания используются заказчиками при составлении инвесторских смет, используемых для предварительной оценки стоимости объектов строительства, подготовки торгов и для переговоров с подрядчиком и подрядными строительными организациями, для расчетов за выполненные работы с учетом структуры, особенностей управления и обслуживания строительного производства.

При разработке норм накладных расходов используются следующие виды нормативов:

- укрупненные нормативы по основным видам строительства;

- нормативы по видам строительных и монтажных работ;

- индивидуальные нормы для конкретной строительно-монтажной или ремонтно-строительной организации;

- предельные нормы накладных расходов на строительные, монтажные, специальные строительные работы, предназначенные для определения стоимости работ в базисном уровне цен.

Накладные расходы нормируются косвенным способом в процентах от выбранной базы исчисления:

- средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе прямых затрат;

- сметной стоимости прямых затрат в базисном уровне сметных норм и цен.

Перечень статей затрат накладных расходов в строительстве приведен в приложении N 4 к Методическим указаниям.

Отдельные виды расходов, включаемых в накладные расходы в пределах установленных норм, рассчитываемых от объемных показателей (на представительские расходы, рекламу, повышение квалификации), определяются в установленном порядке в целом по строительной организации с последующим распределением лимита по структурным подразделениям.


Бухгалтерский учет накладных расходов


Накладные расходы относятся на себестоимость строительной продукции вне зависимости от того, учтены они в нормах накладных расходов или нет. Тем самым может быть отдельно определена эффективность затрат по одному элементу (как разница между нормой накладных расходов, возмещаемых заказчиком и фактическим размером этих расходов).

Бухгалтерский учет по накладным расходам ведется строительными организациями в соответствии с принципами, установленными бухгалтерским стандартом учета затрат и доходов, связанных со строительством.

Основанием для оформления записей по учету затрат по накладным расходам являются формы первичной учетной документации (платежные требования, накладные, выписки банков, расчетные ведомости, наряды, акты, авансовые расчеты и др.), оформленные в порядке, установленном соответствующими нормативными актами.

Учет накладных расходов ведется в журнале - ордере N 10-с (при использовании журнально-ордерной формы счетоводства) по счету 26 "Общехозяйственные расходы" раздельно по накладным расходам, относящимся к основному производству, и по расходам, относящимся к вспомогательным производствам.

Накладные расходы, связанные с содержанием непроизводственной сферы, учитываются непосредственно на счете 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".

Накладные расходы основного производства в строительных организациях ежемесячно пропорционально прямым затратам относятся к затратам по производству строительных работ, отражаемым на счете 20 "Основное производство", а также учитываемым на счете 30 "Некапитальные работы" (кроме затрат по возведению временных нетитульных сооружений).

Накладные расходы основного производства в трестах (структурных подразделениях) механизации ежемесячно распределяются пропорционально прямым затратам на счета учета строительных работ, выполненных для заказчиков по договорам подряда, и работ по эксплуатации строительных машин и механизмов, оказанных в качестве услуг.

Накладные расходы вспомогательных производств учитываются на данном счете отдельно от накладных расходов основного производства и относятся на себестоимость продукции, работ и услуг этих производств. В этих целях к счету 26 рекомендуется открывать, как минимум, два субсчета.

Расходы на содержание аппарата управления строительной организации относятся на накладные расходы основного производства структурных подразделений.

Генподрядчики ежемесячно уменьшают величину накладных расходов на сумму затрат по обслуживанию субподрядчиков в соответствии с договорами подряда между ними.

В бухгалтерском учете эта операция отражается проводками:

дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" кредит счета 26 - у генподрядчика;

дебет счета 26 кредит счета 76 - у субподрядчика.

Накладные расходы основного производства могут распределяться по объектам учета пропорционально прямым затратам, затратам на оплату труда рабочих или с использованием других методов, установленных при формировании учетной политики (например, пропорционально сметной стоимости выполненных строительно-монтажных работ или прямым затратам на их производство).

Накладные расходы вспомогательных производств распределяются по их видам пропорционально прямым затратам. По видам продукции и услуг, выпускаемых (оказываемых) каждым производством, накладные расходы могут распределяться пропорционально прямым затратам, затратам на оплату труда рабочих, их численности или с применением других методов, обеспечивающих наиболее точное определение себестоимости по видам выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

Строительные организации, осуществляющие учет затрат на производство строительных работ методом накопления за определенный период времени, могут списывать постоянные накладные расходы непосредственно на счет учета реализации работ.

То есть в зависимости от вида затрат и метода учета, используемого в организации, возможны следующие проводки:

при позаказном методе учета затрат:

дебет счета 20 кредит счета 26 - на сумму накладных расходов основного производства;

дебет счета 23 "Вспомогательные производства" кредит счета 26 - на сумму накладных расходов вспомогательных производств;

дебет счета 30 кредит счета 26 - на сумму накладных расходов, относящихся к некапитальным работам (распределяются пропорционально прямым затратам).

В аналитическом учете затраты распределяются между строящимися объектами;

при использовании метода накопления затрат:

дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" кредит счета 26 - на всю сумму накладных расходов, подлежащих распределению.


Особенности учета отдельных видов накладных расходов


Характеристика перечня накладных расходов интересна с точки зрения бухгалтерских проводок, оформляемых при отнесении соответствующих затрат на себестоимость по этой статье. Ниже мы приводим эту характеристику. Отметим, что нумерация статей расходов отличается от нумерации расходов в Перечне статей затрат, приведенном в Методических указаниях, так как расходы, отличающиеся примерно однородными особенностями, объединены нами в группы.

Перечень статей затрат накладных расходов в строительстве разбит на пять крупных разделов:


I. Административно-хозяйственные расходы

По статьям этого раздела учитываются:

1. Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды (с 2001 года - социальный налог) административно-хозяйственного персонала:

- работников аппарата управления (руководителей, специалистов и других работников, относящихся к служащим);

- линейного персонала: старших производителей работ (начальников участков), производителей работ, мастеров строительных участков, участковых механиков;

- рабочих, осуществляющих хозяйственное обслуживание работников аппарата управления (телефонистов, телеграфистов, радиооператоров, операторов связи, операторов электронно-вычислительных машин, дворников, уборщиц, гардеробщиков, курьеров).

Так как выше мы вели речь о том, что почти все виды накладных расходов подлежат нормированию (то есть предельная величина накладных расходов ограничена сметными показателями), то в данном случае уместна разработка и утверждение штатных расписаний и расчетов дополнительных выплат к ним. Это целесообразно не только при строительстве, финансируемом за счет средств бюджета или внебюджетных фондов, но и в коммерческих организациях, финансирующих строительство за счет собственных средств. Разработка штатных расписаний позволяет наиболее рационально распределить обязанности между отдельными работниками или структурными подразделениями (относящимся к управленческим), а также ограничить необоснованное раздувание управленческого персонала.

При разработке штатных расписаний должностные оклады работников управления и обязательные надбавки и доплаты рассчитываются применительно к должностям, а персональные надбавки и доплаты - в отдельных расчетах, прилагаемым к штатным расписаниям, в зависимости от конкретных стажа, опыта, и других показателей деятельности конкретных работников. При этом по вакантным должностям целесообразно принимать к расчету средние за прошлый отчетный период величины.

2. Почтово-телеграфные расходы, расходы на содержание и эксплуатацию телефонных станций, коммутаторов, телетайпов, установок диспетчерской, радио- и других видов связи, используемых для управления и числящихся на балансе организации, расходы на аренду указанных средств связи или на оплату соответствующих услуг, предоставляемых другими организациями.

Основой для нормирования накладных расходов по этой статье являются тарифы, действующие в данной местности (установленные местными органами управления телефонными сетями), а также договоры на обслуживание перечисленной техники, заключенные с соответствующими сторонними организациями.

Так как в последнее время тарифы на почтово-телеграфные расходы меняются непредсказуемо, то в договоре строительного подряда целесообразно предусмотреть возможность корректировки норм при изменении тарифов без разработки и заключения дополнительных соглашений.

Так как договорами на оказание почтово-телеграфных услуг, как правило, предусматривается предварительная (за несколько отчетных периодов) оплата, при организации бухгалтерского учета следует использовать счет 31 "Расходы будущих периодов", на который относить всю сумму произведенной оплаты, а по наступлении очередного отчетного периода, часть суммы, приходящуюся на этот период списывать с кредита счета 31 в дебет счета 26 с последующим распределением и списанием в соответствии с описанной выше схемой. Отказ от такой схемы учета приведет к завышению себестоимости строительно-монтажных работ и занижению налоговой базы по налогу на прибыль.

3. Расходы на содержание и эксплуатацию вычислительной техники, которая используется для управления и числится на балансе организации, а также расходы на оплату соответствующих работ, выполняемых по договорам вычислительными центрами, машиносчетными станциями и бюро, не состоящими на балансе строительной организации. Расходы на типографские работы, на содержание и эксплуатацию машинописной и другой оргтехники.

При учете затрат по данной статье следует иметь в виду, что к накладным расходам относится именно содержание и эксплуатация средств вычислительной и оргтехники, но не ее приобретение. Покупка подобного имущества отражается, в зависимости от стоимости, на счете учета основных средств (через счет 08 "Капитальные вложения") или на счете 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы".

4. Расходы на содержание и эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, занимаемых и используемых административно-хозяйственным персоналом (отопление, освещение, энергоснабжение, водоснабжение, канализация и содержание в чистоте), а также расходы, связанные с платой за землю.

При согласовании сметных нормативов по этой статье затрат также целесообразно предусмотреть их корректировку в случае изменения действующих в данной местности тарифов.

5. Расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, бланков учета, отчетности и других документов, периодических изданий, необходимых для целей производства и управления, на приобретение технической литературы, переплетные работы.

При осуществлении строительства за счет бюджетных средств или средств внебюджетных источников норматив расходов по данной статье устанавливается в процентах от сметной стоимости строительства или основной заработной платы работников управления. Разумеется, подрядчик не обязан ограничиваться утвержденными нормативами. Однако заказчик возместит произведенные расходы только в пределах, утвержденных в сметах, а суммы превышения будут отнесены на уменьшение прибыли подрядчика.

Что же касается коммерческих организаций, финансирующих строительство за счет собственных средств, то норматив может устанавливаться на уровне рекомендованных Методическими указаниями, либо определяться методом прямого счета по данным подрядчика - на основании реальной потребности и обоснованных расчетов.

6. Расходы на проведение всех видов ремонта (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) основных фондов, используемых административно-хозяйственным персоналом.

Расходы по данной статье могут учитываться тремя способами (в зависимости от того, какой метод учета расходов на ремонт установлен учетной политикой организации):

- непосредственное списание на счет учета накладных расходов (применяется, как правило, в том случае, когда расходы на ремонт производятся регулярно в примерно равных размерах, либо расходы на ремонт несущественны):

дебет счета 26 кредит счета 23 (76);

отнесение на счет учета расходов будущих периодов с последующим равномерным списанием (как правило, за период до конца отчетного года):

дебет счета 31 кредит счета 23 (76) и

дебет счета 26 кредит счета 31;

- создание ремонтного фонда или резерва на проведение всех видов ремонта:

дебет счета 26 кредит счета 89 "Резервы предстоящих расходов и платежей" и

дебет счета 89 кредит счета 23 (76).

Два последних способа используются тогда, когда затраты в течение года производятся неравномерно.

7. Расходы, связанные со служебными разъездами работников административно-хозяйственного персонала в пределах пункта нахождения организации. Расходы на содержание и эксплуатацию служебного легкового автотранспорта, числящегося на балансе строительной организации и обслуживающего работников аппарата управления этой организации, включая:

- оплату труда (с отчислениями на социальные нужды) работников, обслуживающих легковой автотранспорт;

- стоимость горючего, смазочных и других материалов, износа и ремонта автомобильной резины, технического обслуживания автотранспорта;

- расходы на содержание гаражей (энергоснабжение, водоснабжение, канализация и т.п.), арендную плату за гаражи и места стоянки автомобилей, амортизационные отчисления (износ) и расходы на все виды ремонта (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) автомобилей и зданий гаражей.

Часть из перечисленных расходов являются нормируемыми, то есть для целей налогообложения включаются в себестоимость строительно-монтажных работ только в пределах установленных норм.

Обращаем внимание на то, что сметные нормативы от этих норм могут отличаться (разумеется, в большую сторону). Поэтому возникает необходимость раздельного учета нормируемых расходов по нормам, применяемым для целей налогообложения, по сметным нормативам и по фактическим затратам.

8. Расходы на наем служебных легковых автомобилей.

Разумеется, данный вид накладных расходов может иметь место только в том случае, когда легковой транспорт в подрядной строительной организации отсутствует.

9. Затраты на компенсацию работникам административно-хозяйственного персонала строительной организации, производственная деятельность которых связана с необходимостью систематических служебных поездок, расходов по использованию для этих целей личного легкового транспорта.

При учете затрат по данной статье следует учитывать позицию налоговых органов и Минфина РФ, сформировавшуюся в последнее время по данному вопросу. В том случае, когда для служебных разъездов используется личный транспорт работников управления и с ними заключается договор аренды, то суммы арендной платы на себестоимость продукции (в данном случае строительной) относить неправомерно - арендная плата может быть возмещена только за счет прибыли подрядной организации, остающейся после уплаты налогов. Отнесению на себестоимость строительно-монтажных работ подлежат только суммы компенсации в пределах установленных норм.

10. Расходы, связанные с оплатой затрат по переезду работников административно-хозяйственного персонала, включая работников, обслуживающих служебный легковой автотранспорт, и оплатой им подъемных в соответствии с действующим законодательством о компенсациях и гарантиях при переводе, приеме вновь и направлении на работу в другие местности.

Заметим, что данный вид расходов на практике имеет место только в крупных строительных организациях, осуществляющих строительство на протяжении нескольких лет подряд в разных регионах страны, либо производящих строительство протяженных объектов, расположенных на территории нескольких административно-территориальных единиц (трубопроводов, линий электросвязи и т.п.).

11. Расходы на служебные командировки, связанные с производственной деятельностью административно-хозяйственного персонала, включая работников, обслуживающих служебный легковой автотранспорт, исходя из норм, установленных законодательством.

Обращаем внимание на то, что по данному пункту Методическими указаниями четко определено, что расходы принимаются в пределах норм, установленных законодательством. То есть в данном случае сметные нормативы не могут превышать сумм, учитываемых в составе себестоимости для целей налогообложения.

12. Отчисления, производимые структурными подразделениями, не являющимися юридическими лицами, на содержание аппарата управления строительной организации.

Порядок отражения в бухгалтерском учете подобных отчислений указан выше. Включение данного вида расходов в Методические указания означает, что отчисления на содержание головной организации должны учитываться при разработке и согласовании сметных нормативов.

11. Амортизационные отчисления (арендная плата) по основным фондам, предназначенным для обслуживания аппарата управления, износ и ремонт быстроизнашивающегося инвентаря и других малоценных предметов административно-управленческого назначения.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, ПБУ 6/97 и ПБУ 5/98 предусматривают возможность использования нескольких способов начисления амортизации (как основных средств, так и МБП). В сметных нормативах способы, отличные от используемых ранее (линейный - по объектам основных средств и процентный по МБП) может иметь место только тогда, когда сметы разрабатывались и утверждались после вступления этих нормативов в силу.

12. Представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью организации, и расходы по проведению заседаний совета (правления) и ревизионной комиссии организации. Оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг. Оплата услуг банка.

Что касается представительских расходов, то обращаем внимание на то, что в данном случае отсутствует ссылка на ограничение этих расходов установленными нормами. Следовательно, сметные нормативы могут и превышать нормы, установленные Минфином РФ.

Кроме того, обращаем внимание на то, что Методическими рекомендациями по отдельным вопросам налогообложения прибыли, утвержденными письмом Госналогслужбы РФ от 27 октября 1998 г. N ШС-6-02/768@, определено, что для целей налогообложения могут приниматься управленческие расходы, произведенные только в месте расположения организации. Для подрядных строительных организаций, осуществляющих строительство на нескольких строительных площадках в нескольких населенных пунктах, это условие может быть весьма актуальным и существенным.

13. Другие административно-хозяйственные расходы (оплата услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению производством в тех случаях, когда штатным расписанием строительной организации не предусмотрены те или иные функциональные службы, и т.п.).

Данный вид расходов вряд ли можно назвать распространенным. Крупные строительные организации, как правило, не нуждаются в услугах сторонних организаций по управлению. Более того, если подрядчик настаивает на включении подобных расходов в сметную документацию, это может вызвать обоснованные подозрения в его возможностях. Тем не менее, если такие расходы предполагаются, они должны еще на стадии утверждения подтверждены соответствующими расчетами и копиями договоров.


II. Расходы на обслуживание работников строительства

По статьям данного раздела учитываются:

1. Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров.

По данному виду затрат Положение о составе затрат также ограничивает (для целей налогообложения) предельные суммы соответствующими нормативами. Хотя в Методических указаниях подобной ссылки не имеется, вряд ли практику установления сметных нормативов, существенно превышающих действующие нормы (3 процента от фонда оплаты труда) можно назвать распространенной. В настоящее время это связано, прежде всего, с техническими трудностями подготовки и переподготовки кадров.

2. Отчисления на социальные нужды от расходов на оплату труда рабочих, занятых на строительных работах, а также эксплуатации строительных машин и механизмов и на некапитальных работах, производимых за счет накладных расходов.

Здесь уместно обратить внимание на то обстоятельство, что в подрядных строительных организациях расходы по эксплуатации строительных машин и механизмов учитываются, как правило, на счете 25 "Общепроизводственные расходы". То обстоятельство, что взносы в фонды социального страхования рабочих, занятых на соответствующих работах, относятся к накладным расходам, означает, что списываться начисленные взносы должны на счет 26. При этом уместно открыть к счету 26 соответствующий субсчет или субсчет второго порядка к ранее открытым субсчетам.

3. Расходы по обеспечению санитарно-гигиенических и бытовых условий; расходы на охрану труда и технику безопасности.

По данным видам затрат каких-либо особенностей, отличающих строительные организации от организаций других отраслей сферы материального производства, по нашему мнению, нет. Общее условие, при котором расходы могут быть включены в состав накладных (и, соответственно, в состав себестоимости строительно-монтажных работ) - их обоснованность, а также текущий или эксплуатационный (а не капитальный) характер. Расходы, имеющие характер капитальных вложений должны учитываться на счете 08. К числу таких расходов могут быть отнесены расходы, формально относящиеся к расходам по технике безопасности, но в соответствии с действующими нормативными документами, относящиеся к основным средствам (служащие более одного года и имеющие стоимость более 100 МРОТ).


III. Расходы на организацию работ на строительных площадках

По статьям данного раздела учитываются:

1. Износ и расходы по ремонту малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и производственного инвентаря, используемых в производстве строительных работ и не относящихся к основным фондам.

Данные затраты списываются в соответствии с выбранным способом начисления амортизации малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

Обращаем внимание на то, что в данном случае учетная политика строительной организации должна разрабатываться или изменяться в соответствии с проектно-сметной документацией (согласовываться со сметными нормативами). В противном случае неизбежны расхождения между себестоимостью строительно-монтажных работ, определенной подрядчиком и суммой счета, которая будет акцептована заказчиком.

2. Износ и расходы, связанные с ремонтом, содержанием и разборкой временных (нетитульных) сооружений, приспособлений и устройств (перечень таких сооружений приведен в Методических указаниях).

Здесь следует обратить внимание на то, что затраты, связанные с демонтажем временных зданий и сооружений предварительно аккумулируются на счете 30, субсчет "Прочие некапитальные работы". Это связано с тем, что на уменьшение расходов ранее могли быть направлены суммы стоимости материалов от разборки. Начиная с 2000 года ( в связи с введением ПБУ 9/99) стоимость оприходованных материалов должна относиться непосредственно на счет 80 "Прибыли и убытки" и увеличивать налоговую базу. В связи с этим весьма целесообразным представляется пересмотр некоторых сметных нормативов, согласованных (установленных) ранее.

3. Содержание пожарной и сторожевой охраны; расходы, связанные с оплатой услуг военизированных горноспасательных частей при производстве подземных горно-капитальных работ; расходы на содержание производственных лабораторий.

Перечисленные виды затрат могут осуществляться при соблюдении определенных условий - во-первых, наличие соответствующих подразделений в составе подрядных строительных организаций (в случае привлечения для этих целей сторонних организаций, расходы учитываются по другим калькуляционным статьям); во-вторых, реальная необходимость осуществления указанных работ в соответствующих объемах (в большей степени это относится к горно-капитальным работам).

4. Расходы по нормативным работам: оплата проектно-технологическим трестам по организации и технической помощи строительству (оргтехстрой) и нормативно-исследовательским станциям за выполненные работы по распространению и внедрению передовых методов организации труда, нормированию труда и изданию нормативно-технической литературы о передовом опыте в строительстве; расходы по проектированию производства работ.

Данные затраты могут быть включены в состав накладных расходов подрядной строительной организации и себестоимость строительно-монтажных работ только в том случае, если договором строительного подряда оплата таких работ возложена на подрядчика. На практике взаимоотношения с проектными организациями организовывает чаще всего заказчик. Соответственно, и оплата услуг таких организаций осуществляется непосредственно заказчиком, минуя подрядные организации.

5. Расходы по подготовке объектов строительства к сдаче.

Здесь существенное значение имеет перечень затрат, которые могут быть отнесены в состав накладных расходов по данной статье. Это: расходы на оплату труда (с отчислениями на социальные нужды) дежурных слесарей - сантехников и электромонтеров, ключниц, а также рабочих по уборке мусора, мытью полов и окон; расходы на приобретение моющих средств и других материалов, расходуемых на уборку при сдаче объектов; расходы по вывозке строительного мусора с площадки после окончания строительства объекта; расходы на отопление в период сдачи объектов.

Кроме того, в этом же разделе учитываются следующие виды расходов (которые, как правило, не являются существенными и не отличаются характерными особенностями):

- расходы, связанные с изобретательством и рационализаторством; расходы по геодезическим работам, осуществляемым при производстве строительных работ; расходы по благоустройству и содержанию строительных площадок; расходы по перебазированию линейных строительных организаций и их структурных подразделений в пределах стройки (за исключением расходов по перемещению строительных машин и механизмов, учтенных в стоимости машиносмен, а также расходов по перебазированию строительных организаций и их структурных подразделений на другие стройки).


IV. Прочие накладные расходы

По статьям данного раздела учитываются следующие виды расходов:

1. Платежи по обязательному страхованию, в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком, имущества строительной организации, учитываемого в составе производственных средств, отдельных категорий работников, занятых в основном производстве, а также эксплуатацией строительных машин и механизмов и на некапитальных работах, и в других разрешенных законодательством Российской Федерации страховых случаях.

Так как в данном случае имеется ссылка на действующее законодательство, то сметные нормативы не должны превышать норм, установленных Положением о составе затрат.

2. Амортизация по нематериальным активам.

3. Платежи по кредитам банков.

Обращаем внимание на то, что Методическими указаниями уточнено: вновь установленные ставки по кредитам Центрального банка Российской Федерации коммерческим банкам распространяются на вновь заключенные и пролонгируемые договоры, а также на ранее заключенные договоры, в которых предусмотрено изменение процентной ставки. Следовательно, при заключении новых договоров, во избежание возникновения разногласий с заказчиком по поводу того, в каком размере должны оплачиваться проценты банков по кредитам, привлеченным подрядчиком для осуществления основной деятельности; целесообразно предусматривать пункт, в соответствии с которым проценты за кредит, принимаемые к оплате заказчиком будут автоматически корректироваться при изменении ставки рефинансирования Центробанка РФ.

4. Расходы, связанные с рекламой.

По данной статье необходимо напомнить, что для целей налогообложения расходы на рекламу также нормируются. Сметные нормативы могут отличаться от этих норм. Поэтому, как и в случае с представительскими расходами, необходима организация раздельного аналитического учета фактических расходов на рекламу, расходов в пределах смет и расходов, принимаемых к учету при расчете налогов.

Из предусмотренных в указанном Перечне пяти разделов в расчете нормы накладных расходов не учитываются статьи затрат V раздела.


V. "Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы".

Эти расходы также учитываются на счете 26, но возмещаются заказчиком не в пределах сметных нормативов, а по фактически произведенным расходам (разумеется, с учетом ограничений, установленных действующим законодательством).

К ним относятся:

- пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые работникам на основании судебных решений (в части, не возмещаемой из средств фонда социального страхования);

- налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком (за исключением отчислений на социальные нужды);

- затраты на платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком, средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества гражданской ответственности организаций-источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, по добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней, а также медицинскому страхованию;

- отчисления в резерв на возведение временных (титульных) зданий (сооружений) в тех случаях, когда средства на их возведение предусмотрены в свободной (договорной) цене строительства;

- затраты по перевозке работников, проживающих от места работы на расстоянии более 3 километров, к месту работы и обратно автомобильным транспортом (собственным или арендованным), если коммунальный или пригородный транспорт не в состоянии обеспечить их перевозку и нет возможности организовать перевозку путем организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта; дополнительные затраты, связанные с привлечением на договорной основе с местными органами исполнительной власти средств строительной организации для покрытия расходов по перевозке работников маршрутами наземного, городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), сверх сумм, определенных исходя из действующих тарифов на соответствующие виды транспорта;

- дополнительные затраты, связанные с осуществлением подрядных работ вахтовым методом;

- затраты на перебазирование строительных организаций и их подразделений на другие стройки;

- предусмотренные законодательством Российской Федерации затраты, связанные с набором рабочей силы, включая оплату выпускникам средних профессионально-технических училищ и молодым специалистам, окончившим высшее или среднее специальное учебное заведение, проезда к месту работы, а также отпуска перед началом работы;

- дополнительные расходы, связанные с использованием на строительстве объектов студенческих отрядов, военно-строительных частей и других контингентов (производимые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации);

- расходы на проведение специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда (по борьбе с радиоактивностью, силикозом, малярией, гнусом, энцефалитным клещом и др.);

- затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения строительных, монтажных и специальных строительных работ. Для целей налогообложения указанные затраты принимаются в размерах, установленных законодательством Российской Федерации;

- текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения (очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов), очисткой сточных вод и другими видами текущих природоохранных затрат;

- другие расходы, возмещаемые заказчиками в соответствии с действующими постановлениями и положениями.

Указанные затраты в бухгалтерской отчетности относятся на статью "Накладные расходы", а в сметной документации включаются в главу 8 "Временные здания и сооружения" и главу 9 "Прочие работы и затраты" сводного сметного расчета стоимости строительства.


В.Р.Захарьин



Журнал "Консультант бухгалтера"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.

Издается с сентября 1993 г.

Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112

Телефоны редакции: (495) 963-19-26

Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru

Адрес в Интернете - www.dis.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.