Заполнение форм расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу) для работодателей (Н. Барсукова, "Финансовая газета", N 7, февраль 2001 г.)

Заполнение форм расчетов по авансовым платежам
по единому социальному налогу (взносу)
для работодателей


МНС России приказом от 29.12.2000 г. N БГ-3-07/469 утвердило формы расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу) (далее - расчеты по авансовым платежам) и порядки заполнения расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу). Разработка данных форм авансовых расчетов и порядков обусловлена принятием части второй Налогового кодекса Российской Федерации (глава 24) и ст.2 Федерального закона от 5.08.2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах". Порядки изданы на основании ст.241 и 243 главы 24 НК РФ, которыми определены налоговые ставки, а также порядок и сроки уплаты авансовых платежей в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования). МНС России разработаны четыре формы авансовых расчетов для различных категорий налогоплательщиков с приведенными в них соответствующими им ставками.

1. Организации, выступающие в качестве работодателей (кроме выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств), осуществляет авансовые расчеты следующим образом:


  Ставка и суммы налога
ПФР ФСС ФФОМС ТФОМС
До 100000 руб. 28,0% 4,0% 0,2% 3,4%
От 100001 руб.
до 300000 руб.

в том числе:

со 100000 руб.
с суммы, превышающей
100000 руб.
-




28000 руб.

15,8%
-




4000 руб.

2,2%
-




200 руб.

0,1%
-




3400 руб.

1,9%
От 300001 руб.
до 600000 руб.

в том числе:

с 300000 руб.
с суммы, превышающей
300000 руб.
-




59600 руб.

7,9%
-




8400 руб.

1,1%
-




400 руб.

0,1%
-




7200 руб.

0,9%
Свыше 600000 руб.

в том числе:

с 600000 руб.

с суммы, превышающей
600000 руб.




83300 руб.


2% (5,0%)
11700 руб.



-


-
700 руб.



-


-
9900 руб.



-


-

2. Выступающие в качестве работодателей организации, занятые в производстве сельскохозяйственной продукции, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянские (фермерские) хозяйства осуществляют авансовые расчеты следующим образом:


  Ставка и суммы налога
ПФР ФСС ФФОМС ТФОМС
До 100000 руб. 20,6% 2,9% 0,1% 2,5%
От 100001 руб.
до 300000 руб.

в том числе:

со 100000 руб.
с суммы, превышающей
100000 руб.
-




20600 руб.

15,8%
-




2900 руб.

2,2%
-




100 руб.

0,1%
-




2500 руб.

1,9%
От 300001 руб.
до 600000 руб.

в том числе:

с 300000 руб.
с суммы, превышающей
300000 руб.
-




52200 руб.

7,9%
-




7300 руб.

1,1%
-




300 руб.

0,1%
-




6300 руб.

0,9%
Свыше 600000 руб.

в том числе:

с 600000 руб.
с суммы, превышающей
600000 руб.
-



75900 руб.

2% (5,0%)
10600 руб.



-

-
600 руб.



-

-
9000 руб.



-

-

3. Индивидуальные предприниматели и физические лица, выступающие в качестве работодателей, осуществляют авансовые расчеты с выплат, начисленных в пользу наемных работников, следующим образом:


  Ставка и суммы налога
ПФР ФСС ФФОМС ТФОМС
До 100000 руб. 28,0% 4,0% 0,2% 3,4%
От 100001 руб.
до 300000 руб.
в том числе:

со 100000 руб.

с суммы, превышающей 100000
руб.

-


28000 руб.

15,8%

-


4000 руб.

2,2%

-


200 руб.

0,1%

-


3400 руб.

1,9%
От 300001 руб.
до 600000 руб.
в том числе:

с 300000 руб.

с суммы, превышающей 300000
руб.

-


59600 руб.

7,9%

-


8400 руб.

1,1%

-


400 руб.

0,1%

-


7200 руб.

0,9%
Свыше 600000 руб.
в том числе:

с 600000 руб.

с суммы, превышающей 600000
руб.



83300 руб.

2% (5,0%)
11700 руб.


-

-
700 руб.


-

-
9900 руб.


-

-

4. Коллегии адвокатов представляют авансовые расчеты, а также осуществляют авансовые расчеты адвокатов следующим образом:


  Ставка и суммы налога
ПФР ФФОМС ТФОМС
До 300000 руб. 14,0% 0,2% 3,4%
От 300001 руб. до 600000 руб.
в том числе:

с 300000 руб.

с суммы, превышающей 300000 руб.
-


42000 руб.

8%
-


600 руб.

0,1%
-


10200 руб.

1,9%
Свыше 600000 руб.
в том числе:

с 600000 руб.

с суммы, превышающей 600000 руб.
900 руб.


66000 руб.

2% (5,0%)
15900 руб.


-

-



-

-

Все названные формы авансовых расчетов построены таким образом, что после самого расчета приводится справочная информация по ставкам налога, которые различны для вышеназванных категорий налогоплательщиков.

Обращаем внимание на то, что для налоговой базы на каждого отдельного работника с суммы, подлежащей уплате в ПФР, превышающей 600000 руб., в соответствии со ст.17 Закона N 118-ФЗ до 1 января 2002 г. применяется ставка в размере 5%.

Прежде чем приступить к заполнению авансового расчета, остановимся на нескольких общих положениях, которые применимы ко всем названным формам авансовых расчетов.

Авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиком ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15 числа следующего месяца.

Расчет по авансовым платежам представляется в территориальную инспекцию МНС России по месту постановки налогоплательщика на учет не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным.

Расчет по авансовым платежам может быть представлен в налоговый орган налогоплательщиком или направлен по почте. При отправке расчета по авансовым платежам по почте заказным письмом дата отправки расчета по авансовым платежам по почте считается днем его представления в налоговый орган.

Обособленные подразделения организаций могут исполнять обязанности организаций, их создавших, по расчету условий для применения регрессивной шкалы налогообложения, расчету налоговых льгот, исчислению и уплате авансовых платежей по налогу, вести учет расходов на цели государственного социального страхования, а также представлять в территориальные налоговые органы по месту постановки на налоговый учет расчеты по авансовым платежам и сведения о произведенных расходах на цели государственного социального страхования в порядке, предусмотренном главой 4 НК РФ.

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обособленными подразделениями указанных обязанностей организаций, предусмотренную законодательством о налогах и сборах, несет организация.

При заполнении расчета по авансовым платежам необходимо учитывать следующее. В каждую строку и соответствующие ей графы вписывается только один показатель. В случае отсутствия каких-либо показателей, предусмотренных расчетом по авансовым платежам, в строке и соответствующей графе ставится прочерк. Все значения отражаются в целых рублях по правилам округления.

Заполнение авансового расчета рассмотрим на примере формы, разработанной для организаций, выступающих в качестве работодателей (кроме выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств).

Заполнение титульного листа, скорее всего, никаких затруднений не вызовет. Заполнение авансовых расчетов следует производить на основании данных первичного учета налогоплательщика.


Пример. Предположим, что в организации по штатному расписанию работают 5 человек (Иванов, Петров, Сидоров, Петухов, Котов). Кроме того, Сидоров выполняет работу по договору гражданско-правового характера, а Петухов является инвалидом III группы.

За январь и февраль в их пользу начислены следующие выплаты.

1. Иванову - всего 110 000 руб., в том числе:

январь:

заработная плата в размере 10 000 руб.;

материальная помощь за счет средств, оставшихся после уплаты налога на прибыль, в размере 50 000 руб.;

оплачен больничный лист в размере 5000 руб.;

февраль:

заработная плата в размере 15 000 руб.;

материальная помощь за счет средств, оставшихся после уплаты налога на прибыль, в размере 30 000 руб.

2. Петрову - всего 120 000 руб., в том числе:

январь:

заработная плата в размере 20 000 руб.;

премия за результаты трудовой деятельности в размере 20 000 руб.;

оплачен больничный лист в размере 20 000 руб.;

февраль:

заработная плата в размере 20 000 руб.;

премия за результаты трудовой деятельности в размере 20 000 руб.;

оплачен больничный лист в размере 20 000 руб.

3. Сидорову (работает по договору гражданско-правового характера) - всего 160 000, в том числе:

январь:

заработная плата в размере 80 000 руб.;

февраль:

заработная плата в размере 80 000 руб.

4. Петухову (является инвалидом III группы) - всего 70 000 руб., в том числе:

январь:

заработная плата в размере 20 000 руб.;

материальная помощь за счет средств, оставшихся после уплаты налога на прибыль, в размере 10 000 руб.;

февраль:

заработная плата в размере 20 000 руб.;

материальная помощь за счет средств, оставшихся после уплаты налога на прибыль, в размере 20 000 руб.

5. Котову - всего 150 000 руб., в том числе:

январь:

заработная плата в размере 65 000 руб.;

февраль:

заработная плата в размере 85 000 руб.

На основе имеющихся результатов финансово-хозяйственной деятельности организации рассчитаем необходимые показатели (сумму авансовых платежей) и заполним авансовый расчет за февраль 2001 г.

Для этого все выплаты в пользу работников представим для наглядности в виде табл.1.


Таблица 1


Начисленные выплаты в пользу работников


                                                                   (руб.)
Фамилия Месяц Выплаты в пользу
работников - всего
В том числе
налогооблагаемые не облагаемые
налогом
льготы
всего в том числе всего в том числе  

ЗП

премия
 
МП

бол.
лист
выплаты
инвалиду
до 100,0
тыс. руб
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Иванов Янв. За месяц 65000 10000 10000 - 55000 50000 5000 -
2 Фев. За месяц 45000 15000 15000 - 30000 30000 - -
3 Нарастающим
итогом с
начала года
110000 25000 25000 - 85000 80000 5000  
4 Петров Янв. За месяц 60000 40000 20000 20000 20000 - 20000 -
5 Фев. За месяц 60000 40000 20000 20000 20000 - 20000 -
6 Нарастающим
итогом с
начала года
120000 80000 40000 40000 40000 - 40000 -
7 Сидоров Янв. За месяц 80000 80000 80000 - - - - -
8 Фев. За месяц 80000 80000 80000 - - - - -
9 Нарастающим
итогом с
начала года
160000 160000 160000 - - - - -
10 Петухов Янв. За месяц 30000 - - - - - - 30000
11 Фев. За месяц 40000 - - - - - - 40000
12 Нарастающим
итогом с
начала года
70000             70000
13 Котов Янв. За месяц 65000 65000 65000 - - - - -
14 Фев. За месяц 85000 85000 85000 - - - - -
15 Нарастающим
итогом с
начала года
150000 150000 150000 - - - - -
16 Всего Янв. За месяц 300000 195000 175000 20000 75000 50000 25000 30000
(20000+
10000)
17 Фев. За месяц 310000 220000 200000 20000 50000 30000 20000 40000
(20000+
20000)
18 Нарастающим
итогом с
начала года
610000 415000 375000 40000 125000 80000 45000 70000

Произведем начисление авансовых платежей в разрезе каждого работника, как это предусмотрено п.4 ст.243 НК РФ, и представим результаты в виде табл. 2.

В примере не приводится расчет условий, выполнение которых необходимо для того, чтобы у организации возникло право производить начисление авансовых платежей по регрессивным ставкам налогообложения. Предполагается, что организация удовлетворила необходимым условиям (ст.241 и 245 главы 24 НК РФ), и, следовательно, с выплат, начисленных Сидорову и Котову, авансовые платежи исчисляются по регрессивным ставкам налогообложения (строки 6 и 10 табл.2).


Таблица 2


Начисление авансовых платежей


                                                                   (руб.)
Фамилия Ме-
сяц
ПФР ФОМС ФСС
ФФОМС ТФОМС  
1 2 3 4 5 6
1 Иванов Янв. 10000 х 28% =
2800
10000 х 0,2% =
20
10000 х 3,4% =
340
10000 х 4% =
400
2 Фев. 25000 х 28% =
7000
25000 х 0,2% =
50
25000 х 3,4% =
850
25000 х 4% =
1000
3 Петров Янв. 40000 х 28% =
11200
40000 х 0,2% =
80
40000 х 3,4% =
1360
40000 х 4% =
1600
4 Фев. 80000 х 28% =
22400
80000 х 0,2% =
160
80000 х 3,4% =
2760
80000 х 4% =
3200
5 Сидоров Янв. 80000 х 28% =
22400
80000 х 0,2% =
160
80000 х 3,4% =
2760
-
6 Фев. 28000 + 60000 х
15,8% = 37480
200 + 60000 х
0,1% = 260
3400 + 60000 х
1,9% = 4540
-
7 Петухов Янв. - - - -
8 Фев. - - - -
9 Котов Янв. 65000 х 28% =
18200
65000 х 0,2% =
130
65 000 х 3,4% =
2210
65000 х 4% =
2600
10 Фев. 28000 + 50000 х
15,8% = 35900
200 + 50000 х
0,1% = 250
3400 + 50000 х
1,9% = 4350
4000 + 50000 х
2,2% = 5100
11 Итого Янв. 54600 390 6670 4600
12   Фев. 102780 720 12500 9300

Петухову налог не начисляется, так как он является инвалидом III группы и подпадает под действие ст.239 НК РФ, так как выплаты ему начислены в размере 70 000 руб., что менее 100 000 руб.

Сидорову налог в части, подлежащей уплате в ФСС, налог не начисляется, так как он работает по договору гражданско-правового характера (п.3 ст.238 главы 24 НК РФ).

Покажем, как заполняется форма расчета по авансовым платежам (строки 100 - 800).

По строке 100 показывают объект налогообложения нарастающим итогом с начала года, а по строке 110 объект налогообложения за отчетный месяц (на основании ст.236 НК РФ).

В нашем примере объектом налогообложения являются:

для ПФР и ФОМС - все выплаты в пользу работников (см. табл.1, стр.17 и 18 гр.3), следовательно, по строке 100 в графах 3, 7 и 9 проставляется 610 000 руб., а по строке 110 в графах 3, 7 и 9 - 310 000 руб.;

для ФСС - все выплаты в пользу работников, за исключением выплат по договорам гражданско-правового характера (см. табл.1, разность показателей стр.18 гр.3 - стр.9 гр.3 и соответственно стр.17 гр.3 - стр.8 гр.3), следовательно, по строке 100 в графе 5 проставляется 450 000 руб. (610 000 - 160 000), а по строке 110 в графе 5 - 230000 руб. (310 000 - 80 000).

По строке 200 показываются суммы, не подлежащие налогообложению, нарастающим итогом с начала года, а по строке 210 - суммы, не подлежащие налогообложению за отчетный месяц (на основании ст.238 НК РФ).

В нашем примере суммами, не подлежащими налогообложению, являются выплаты в виде материальной помощи, произведенной за счет прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, и выплаты по больничным листам (см. табл.1, стр.17 и 18 гр.7), следовательно, по строке 200 в графах 3, 5, 7 и 9 проставляется 125 000 руб., а по строке 210 в графах 3, 5, 7 и 9 - 50 000 руб.

В данном случае суммы, не подлежащие налогообложению в ПФР, ФОМС, совпали с суммами, не подлежащими налогообложению в ФСС, так как Сидорову, работающему по договору гражданско-правового характера, выплаты в виде материальной помощи в отличие от других работников не начислялись.

По строке 300 показываются суммы налоговых льгот нарастающим итогом с начала года, а по строке 310 - суммы налоговых льгот за отчетный месяц (на основании ст.239 НК РФ).

В нашем примере суммами налоговых льгот являются выплаты Петухову (см. табл.1, стр.17 гр.10 и стр.18 гр.10), следовательно, по строке 300 проставляем 70 000 руб., а по строке 310 - 40 000 руб.

По строке 400 показывается налоговая база нарастающим итогом с начала года, которая формируется как стр.100 - стр.200 - стр.300, а по строке 410 показывается налоговая база за отчетный месяц, формируемая как стр.110 - стр.210 - стр.310, следовательно:

для ПФР и ФОМС по строке 400 проставляется 415 000 руб. (610 000 - 125 000 - 70 000), а по строке 410 - 220 000 руб. (310 000 - 50 000 - 40 000);

для ФСС по строке 400 проставляется 225 000 руб. (450 000 - 125 000 - 70 000), а по строке 410 - 140 000 руб. (230 000 - 50 000 - 40 000).

По строке 500 показываются суммы начисленных авансовых платежей по налогу нарастающим итогом с начала года, которые исчисляются по ставкам, определяемым в соответствии с пп.1 и 2 ст.241 НК РФ.

В нашем примере расчет сумм начисленных авансовых платежей приведен в табл.2, стр.12 в гр.3, 4, 5 и 6 соответственно для ПФР, ФФОМС, ТФОМС и ФСС, следовательно:

для ПФР по строке 500 графы 3 проставляется 102 780 руб.;

для ФСС по строке 500 графы 5 проставляется 9300 руб.;

для ФФОМС по строке 500 графы 7 проставляется 720 руб.;

для ТФОМС по строке 500 графы 9 проставляется 12 500 руб.

По строке 510 показываются суммы начисленных авансовых платежей по налогу, в том числе за отчетный месяц, определяемые как стр.500 минус сумма авансовых платежей по налогу нарастающим итогом с начала года по месяц, предшествующий отчетному.

В нашем примере это суммы начисленных авансовых платежей за февраль нарастающим итогом с начала года минус суммы начисленных авансовых платежей за январь (см. в табл.2 разность стр.12 и 11 в гр. 3, 4, 5 и 6 соответственно для ПФР, ФФОМС, ТФОМС и ФСС), следовательно:

для ПФР по строке 510 графы 3 проставляется 48 180 руб. (102 780 - 54 600);

для ФСС по строке 510 графы 5 проставляется 4700 руб. (9300 - 4600);

для ФФОМС по строке 510 графы 7 проставляется 330 руб. (720 - 390);

для ТФОМС по строке 510 графы 9 проставляется 5830 руб. (12 460 - 6630).

По строке 600 (данный показатель заполняется в графах, относящихся только к показателям по ФСС) показываются расходы, произведенные на цели государственного социального страхования, нарастающим итогом с начала года, в том числе:

по строке 610 показываются расходы, произведенные на цели государственного социального страхования в пределах начисленной суммы авансовых платежей, в том числе за отчетный месяц - по строке 611;

по строке 620 показываются расходы, произведенные на цели государственного социального страхования сверх начисленной суммы авансовых платежей, в том числе за отчетный месяц - по строке 621.

В нашем примере строку 600 налогоплательщик должен заполнить на основании Сведений (отчета) по средствам ФСС РФ, утвержденных постановлением ФСС РФ от 30.11.2000 г. N 113, которые он представляет ежеквартально в полном объеме до 15 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в исполнительный орган Фонда по месту регистрации, а раздел 1 (экземпляр 2) - в налоговый орган по месту регистрации с отметкой исполнительного органа ФСС РФ вместе с расчетом по авансовым платежам.

В нашем примере заполнение данной формы не приводится. Однако отметим, что в этой форме должны найти отражение выплаты по больничным листам Иванову и Петрову (см. табл.1, гр.9).

На основании этих данных:

по строке 600 графы 5 проставляется 45 000 руб. (см. табл.1, стр.18 гр.9), кроме того, через дробь целесообразно проставить аналогичный показатель за отчетный месяц, а именно 20 000 руб. (см. табл.1, стр.17 гр.9);

по строке 610 графы 5 проставляется 9300 руб. (данная сумма берется из стр. 500 гр. 5);

по строке 611 графы 5 проставляется 4700 руб. (данная сумма берется из стр.510 гр.5);

по строке 620 графы 5 проставляется 35 700 руб. (45 000 - 9300) (стр.600 гр.5 - стр.610 гр.5);

по строке 621 графы 5 проставляется 15 300 руб. (20000 - 4700) (стр.600 гр.5 - стр.611 гр.5).

По строке 700 показывается сумма перечисленных авансовых платежей нарастающим итогом с начала года.

По строке 710 показывается сумма перечисленных авансовых платежей, в том числе за отчетный месяц.

Таким образом, по строкам 700 и 710 отражаются фактические поступления авансовых платежей по налогу, которые следует заполнить на основании платежных поручений.

Предположим, что налогоплательщик уплатил налог в течение отчетного периода в полном объеме в:

ПФР - в размере 102 780 руб., в том числе за февраль - 48 180 руб.;

ФФОМС - в размере 720 руб., в том числе за февраль - 330 руб.;

ТФОМС - в размере 12 500 руб., в том числе за февраль - 5830 руб.

В ФСС налогоплательщик уплату не производил, так как имеет перерасход средств по государственному социальному страхованию (т.е. выплаты по больничным листам превысили сумму начисленного налога, подлежащего уплате в ФСС РФ).

Таким образом:

для ПФР по строкам 700 и 710 гр.3 проставляются 102 780 руб. и 48 180 руб. соответственно;

для ФФОМС по строкам 700 и 710 гр.7 проставляются 720 руб. и 330 руб. соответственно;

для ТФОМС по строкам 700 и 710 гр.9 проставляются 12 500 руб. и 5830 руб. соответственно;

для ФСС по строкам 700 и 710 гр.5 проставляется прочерк.

Строка 800 "К доплате (возврату)" формируется как стр.500 - стр.610 - стр.700, следовательно:

для ПФР по стр.800 гр.3 проставляется сумма, определяемая как разность строк 500 и 700 в графе 3, а именно 0 руб. (102 780 - 102 780);

для ФСС по стр.800 гр.5 проставляется сумма, определяемая как разность строк 500, 610 и 700 в графе 5, а именно 0 руб. (9300 - 0 - 9300).

Следует отметить, что расходы, произведенные на цели государственного социального страхования, засчитываются в счет уплаты налога в ФСС РФ только в пределах той доли начисленного налога, которая подлежит перечислению в Фонд. При этом расходы, произведенные на цели государственного социального страхования сверх начисленной суммы авансовых платежей, подлежат возмещению ФСС РФ, а не налоговыми органами, в связи с чем при расчете стр. 800 они не учитываются.

Для ФФОМС по стр.800 гр.7 проставляется сумма, определяемая как разность строк 500 и 700 в графе 7, а именно 0 руб. (720 - 0 - 720).

Для ТФОМС по стр.800 гр.9 проставляется сумма, определяемая как разность строк 500 и 700 в графе 9, а именно 0 руб. (12 500 - 0 - 12 500).

Итак, основная таблица в авансовом расчете заполнена.

Обращаем внимание читателя на то, что под основной таблицей авансового расчета текстовую справочную информацию по суммам, не подлежащим налогообложению в 2001 г., заполняют только те налогоплательщики, которые подпадают под действие статей 25 и 26 Федерального закона от 27.12.2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год".

Помимо заполнения основной таблицы авансового расчета по авансовым платежам также необходимо заполнить и справочную таблицу (приведенную ниже основной таблицы). Заполнение справочной таблицы следует проводить на основании данных первичного бухгалтерского учета. В нашем случае это показатели табл.1.

Итак, необходимо проставить в справочную таблицу налоговую базу и соответствующую ей численность, распределив их по соответствующим уровням регрессии. Другими словами, все налогооблагаемые выплаты работникам и соответствующую им численность необходимо сгруппировать по приведенным в таблице уровням регрессии в разрезе фондов (ПФР, ФОМС и ФСС). Таким образом, все работники с соответствующими им выплатами распределяются по уровням регрессии в зависимости от величины налогооблагаемых выплат, начисленных в их пользу. Результаты группировки и следует отразить: в графах 2 и 3 - сумму налогооблагаемых выплат, начисленных в пользу работников, а в графах 8 и 9 - соответствующую им численность.

По строке 1 (уровень регрессии до 100 000 руб.) в графах 2 и 3 проставляется сумма налогооблагаемых выплат, начисленных в пользу Иванова и Петрова, т.е. сумма 105 000 руб. (25 000 + 80 000) (см. табл. 1 (стр. 3 + стр. 6) гр. 4). При этом в графах 8 и 9 проставляется соответствующая графам 2 и 3 численность работников (Иванов + Петров), т.е. 2 человека.

В нашем случае получилось так, что на данном уровне регрессии налоговая база по ПФР, ФОМС и ФСС по всем работникам оказалась одинаковой, поэтому суммы в графах 2 и 8 соответственно равны суммам в графах 3 и 9.

По строке 2 (уровень регрессии от 100 001 руб. до 300 000 руб.) в графе 2 проставляется сумма налогооблагаемых выплат (для ПФР, ФОМС), начисленных в пользу Сидорова и Котова, т.е. сумма 310 000 руб. (160 000 + 150 000) (см. табл.1 (стр. 9 + стр. 15) гр. 4).

В графе 3 проставляется сумма налогооблагаемых выплат (для ФСС), начисленных в пользу Котова, т.е. сумма 150 000 руб. (см. табл. 1 стр. 15 гр. 4).

В графе 8 проставляется соответствующая графе 2 численность работников (Сидоров + Котов), т.е. 2 человека.

В графе 9 проставляется соответствующая графе 3 численность работников (Котов), т.е. 1 человек.

В строке 3 графы 2 и 3 заполняются следующим образом: верхний (установленный) предел величины налоговой базы на предыдущем уровне регрессии (100 000 руб.) умножается на количество человек (численность), попавших в порог регрессии данного уровня (т.е. от 100 001 руб. до 300 000 руб.).

В нашем примере такая численность соответствует показателям строки 2 графы 8 для ПФР и ФОМС и показателям строки 2 графы 9 - для ФСС, следовательно, по строке 3:

в графах 8 и 9 проставляется численность - 2 человека и 1 человек соответственно;

в графе 2 отражается сумма 200 000 руб. (100 000 х 2, т.е. стр. 3 гр. 1 х стр. 3 гр. 8);

в графе 3 отражается сумма 100 000 руб. (100 000 х 1, т.е. стр. 3 гр. 1 х стр. 3 гр. 9).

В строке 4 графы 2 и 3 заполняются путем суммирования той части налогооблагаемых выплат работникам данного уровня (т.е. лежащих в пределах от 100 001 руб. до 300 000 руб.), которая превышает верхний (установленный) предел величины налоговой базы на предыдущем уровне регрессии (т.е. свыше 100 000 руб.).

В нашем примере эту часть начисленных налогооблагаемых выплат следует рассчитать исходя из выплат, начисленных Сидорову и Котову, следовательно, по строке 4:

в графе 2 проставляется та часть налогооблагаемых выплат (для ПФР, ФОМС), начисленных в пользу Сидорова и Котова, которая превышает 100 000 руб., т.е. сумма 110 000 руб. (160 000 - 100 000 + 150 000 - 100 000). См. табл. 1 гр. 4 [(стр. 9 - 100 000) + (стр. 15 - 100 000)];

в графе 3 проставляется та часть налогооблагаемых выплат (для ФСС), начисленных в пользу Котова, которая превышает 100 000 руб., т.е. сумма - 50 000 руб. (150 000 - 100 000). См. табл. 1 гр. 4 (стр. 15 - 100 000).

В нашем примере налогооблагаемые выплаты, начисленные в пользу работника, распределились по первым двум уровням регрессии, поэтому в строках 6, 7, 8, 9 и 10 по всем графам, требующим заполнения, проставляется прочерк. В качестве проверки полученные показатели строки 4 в графах 2 и 3 можно сравнить с разностью строк (стр. 2 - стр. 3) соответственно в графах 2 и 3. При этом показатели, полученные двумя способами, должны быть равны.

Правильность заполнения налоговой базы авансового расчета и налоговой базы, отраженной в справочной таблице, можно проверить. Так, некоторые показатели в авансовом расчете должны быть равны отдельным показателям в справочной таблице, а именно:


Соответствующие показатели
Авансового расчета   Справочной таблицы
Налоговая
база нарас-
тающим ито-
гом с нача-
ла года
стр. 400 (гр. 3 =
гр. 7 = гр. 9) =
415000 руб.
  Налоговая
база нарас-
тающим ито-
гом с нача-
ла года
(cтр. 1 + стр. 2) гр.
2 = 105000 руб. +
310000 руб.
стр. 400 гр. 5 =
255000 руб.
(стр. 1 + стр. 2) гр.
3 = 105000 руб. +
150000 руб.

Полученные расчетные данные проставляются в форму авансового расчета (см. табл.3) и справочную таблицу (см. табл.4).


Таблица 3


Расчет по авансовым платежам


                                                                   (руб.)
Код
стро-
ки
Наименование
показателя
ПФР ФСС ФФОМС ТФОМС

по
данным
налогоп-
латель-
щика
по
дан-
ным
нало-
гово-
го
орга-
на

по
данным
налогоп-
латель-
щика

по
данным
налого-
вого
органа

по
данным
налого-
пла-
тельщи-
ка

по
данным
налого-
вого
органа

по
данным
налогоп-
латель-
щика

по
данным
налого
-вого
органа
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
100 Объект нало-
гообложения
нарастающим
итогом с на-
чала года
610000   450000   610000   610000  
110 в том числе
за отчетный
месяц
310000   230000   310000   310000  
200 Суммы, не
подлежащие
налогообло-
жению, нара-
стающим ито-
гом с начала
года
125000   125000   125000   125000  
210 в том числе
за отчетный
месяц
50000   50000   50000   50000  
300 Суммы нало-
говых льгот
нарастающим
итогом с на-
чала года
70000   70000   70000   70000  
310 в том числе
за отчетный
месяц
40000   40000   40000   40000  
400 Налоговая
база нарас-
стающим ито-
гом с начала
года
(стр. 100 -
стр. 200 -
стр. 300)
415000   255000   415000   415000  
410 в том числе
за отчетный
месяц
(стр. 110 -
стр. 210 -
стр. 310)
220000   140000   220000   220000  
500 Сумма начис-
ленных аван-
совых плате-
жей по нало-
гу нарастаю-
щим итогом
с начала го-
да (стр. 400
ставку нало-
га)
102780   9300   720   12500  
510 в том числе
за отчетный
месяц
48180   4700   330   5830  
600 Расходы,
произведен-
ные на цели
государст-
венного со-
циального
страхования,
нарастающим
итогом с
начала года
- всего
в том числе:
- - 45000
20 000
  - - - -
610 - в пределах
начисленной
суммы аван-
совых плате-
тежей
- - 9300   - - - -
611 в том числе
за отчетный
месяц
- - 4700   - - - -
620 - сверх на-
численной
суммы аван-
совых плате-
тежей
- - 35700   - - - -
621 в том числе
за отчетный
месяц
- - 15300   - - - -
700 Сумма пере-
численных
авансовых
платежей на-
растающим
итогом с на-
чала года
102780   -   720   12500  
710 в том числе
за отчетный
месяц
48180   -   330   5830  
800 К доплате
(возврату)
(стр. 500 -
стр. 610 -
стр. 700)
-   -   -   -  

Справочно: в 2001 г. не подлежат налогообложению:

1. Суммы в соответствии со ст.25 Закона N 150-ФЗ с начала года ____-______ руб., в том числе за отчетный месяц _____-_____ руб.

2. Суммы в соответствии со ст.26 Закона N 150-ФЗ с начала года ____-______ руб., в том числе за отчетный месяц _____-_____руб.


Таблица 4


Справочная таблица

    Налоговая база
нарастающим
итогом с начала
года
Ставка налога
Численность
ПФР и
фонды
ОМС
ФСС   ПФР и
фонды
ОМС
ФСС
ПФР ФСС ФФОМС ТФОМС
  1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 До 100 000 руб. 105000 105000 28,0% 4,0% 0,2% 3,4% 2 2
2 От 100 001 руб.
до 300 000 руб.
в том числе:
310000 150000 - - - - 2 1
3 100 000 руб. 200000 100000 28000
руб.
4000
руб.
200
руб.
3400
руб.
2 1
4 Сумма,
превышающая
100 000 руб.
110000 50000 15,8% 2,2% 0,1% 1,9% - -
5 От 300 001 руб.
до 600 000 руб.
в том числе:
- - - - - - - -
6 300 000 руб. - - 59600
руб.
8400
руб.
400
руб.
7200
руб.
- -
7 Сумма,
превышающая
300 000 руб.
- - 7,9% 1,1% 0,1% 0,9% - -
8 Свыше 600 000
руб.
- -   11700
руб.
700
руб.
9900
руб.
- -
9 600 000 руб. - - 83300
руб.
- - - - -
10 Сумма,
превышающая
600 000 руб.
- - 2%
(5,0%)
- - - - -

Таким образом, расчет по авансовым платежам для организаций, выступающих в качестве работодателей (кроме выступающих в качестве организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств), заполнен.

Порядок заполнения остальных трех названных форм авансовых расчетов аналогичен изложенному с одной лишь особенностью, что при расчете сумм авансовых платежей следует применять налоговые ставки, установленные для данной категории налогоплательщика.


Н. Барсукова,

советник налоговой службы I ранга


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.