Логистика и организация производства (С. Стуков, "Финансовая газета", N 7, февраль 2001 г.)

Логистика и организация производства


Термин "логистика" начинает спорадически встречаться в научной литературе в 80-е годы XX века, хотя авторы трудов по логистике указывают, что это выражение еще в XIX веке использовал известный военный теоретик Антуан Жомини. Правда, он имел в виду другое содержание, отличное от того, что вкладывается современными специалистами по логистике.

Появление логистики связано с интенсивными поисками новых рынков сырья и сбыта, с расширением и усложнением производства, развитием связей между производителями на рынках товаров и услуг, когда совокупный эффект может быть достигнут только скоординированными действиями контрагентов. Логистика укрепила связи трех основных фаз оборота средств на предприятии: фазу снабжения, фазу производства и фазу сбыта (реализации продукции и услуг), заранее показывая, чего ждут от исполнителей на том или ином участке производственно-хозяйственной деятельности. Производство продукции ради самого производства вообще не имеет смысла (хотя оно раньше нередко встречалось в российской практике), поскольку это означает, что товары могут не найти своего покупателя и что следует пересмотреть производственную программу. Не лучше будут обстоять дела, если производство задумано при отсутствии или нехватке сырьевой базы.

Ранее эти проблемы для российских предприятий не были столь острыми, как в нынешних рыночных условиях. Существовало жесткое закрепление поставщиков и покупателей, для выполнения планов по производству государственными плановыми органами выделялись требуемые фонды, и одной из задач предприятия была выборка (реализация) этих фондов, иначе на следующий год они могли быть без согласования с предприятием урезаны. Но находчивые российские снабженцы всегда стремились иметь про запас какие-нибудь другие виды дефицитных материалов, чтобы в нужный момент обменять их на те товарно-материальные ценности, которых не хватает предприятию.

В свою очередь покупатель, хотя и был иногда крайне не доволен видом получаемой продукции, мог только слабо протестовать и в отдельных случаях предъявлять претензии к поставщику, однако коренным образом поменять положение был не в состоянии.

Неслучайно интерес к логистике в нашей стране появился тогда, когда возникла практическая потребность в совершенствовании экономики и организации производства в рыночных условиях. Первые журнальные публикации, а затем монографии появились после 1990 г. В качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности "Менеджмент", в 1999 г. выпущено учебное пособие "Логистика" под ред. профессора Б.А. Аникина, собравшее все или почти все, что сказано о логистике как управленческой науке. Согласно определению, приводимому в названном учебном пособии, "логистика - наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от первичного источника до конечного потребителя"*(1). В некоторых определениях в дополнение к материальным и информационным потокам добавляют еще и сервисные потоки.

Вообще существует множество определений логистики, различающихся большей или меньшей краткостью, полнотой содержания, уточнением элементов логистики и взаимосвязей между ними. И, как правило, краткое определение не освещает всех основных сторон логистики, а расширительное толкование делает само определение рыхлым, нечетким и все более неубедительным.

Мы не хотели бы утверждать, что авторы работ по логистике плохо знакомы с трудами предшествующих поколений. А ведь многие из великолепных находок прошлых времен, например теория управления запасами, сетевое планирование, линейное и нелинейное программирование, функционально-стоимостный (инженерно-стоимостный) анализ и многое другое, пришли к нам из 40-60 годов XX века, и нет ничего предосудительного в том, чтобы эти методы были бы органически включены в систему логистики. Уже в более позднее время в Японии и США были разработаны получившие признание в других высокоразвитых странах мира методы "канбан", "точно вовремя", "производство без запасов", представляющие интерес и для российской экономики. Все эти методы с энтузиазмом были включены в систему логистики, хотя изначально они необязательно предназначались именно как элементы этой системы.

Не удается полностью включить в логистику маркетинг, который и без того является самодостаточной системой. Характерной особенностью маркетинга является существенная зависимость результатов исследований рынка от обстоятельств (психологии покупателей, национальных обычаев, тенденций в моде, платежеспособности населения и т.д.), лежащих вне сферы производства и реализации продукции (работ, услуг). И все же любая логистическая система не может обойтись без активного участия в ней маркетинга.

Давая в целом положительную оценку логистике, мы считаем, что необходимо ее внедрение на всех предприятиях, пусть не во всех элементах, но именно по тем направлениям, которые способны принести достаточно скорый и весомый эффект.

Хотелось бы также обратить внимание читателя на то, что во многих определениях логистики при перечислении ее основных задач указывается задача постоянного снижения издержек на всех этапах логистической системы - начиная со снабжения и кончая сбытом продукции (работ, услуг). В учебно-методическом пособии О.И. Михайловой "Введение в логистику" приводится определение, более выпукло характеризующее затратоконтролирующую сторону логистики:

"С экономической точки зрения логистика трактуется как деятельность с целью оптимального получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время, в установленном месте и информационного обеспечения"*(2).

В этом и во многих других определениях совершенно не раскрыт и даже схематически не обозначен механизм учета и контроля. Очевидно, авторы трудов по логистике либо не особенно задумываются над этой проблемой, либо не решаются углубиться в нее.

Между тем на каждом предприятии существует бухгалтерский аппарат, успешно учитывающий и контролирующий издержки производства и обращения в каждой фазе кругооборота хозяйственных средств. Но речь идет не только об издержках: ведь в соответствии с концепцией логистики бухгалтерия отражает движение материальных, информационных и сервисных потоков благодаря организации сплошного, непрерывного и строго документированного учета. И так ведется уже на протяжении многих столетий, по меньшей мере со времен Луки Пачоли.

Задача заключается в том, что, совершенствуя экономику и организацию производства на принципах логистики, менеджерам предприятия, отвечающим за определенные участки работы, следует более тесно сотрудничать с бухгалтерскими работниками, всецело полагаясь на их опыт, добросовестность и стремление осваивать новые знания и профессиональные навыки.

Наряду с совершенствованием системы учета и контроля на отдельных предприятиях возникает задача охвата затрат на предприятиях-контрагентах, с тем чтобы выявить, насколько удачны общие решения в области логистики, какие последствия для всей группы предприятий или отдельного предприятия вызваны удачными или неудачными решениями. Методика такого учета пока отсутствует, но ее разработка стоит на повестке дня. Речь идет о некоем сводном учете затрат, характерном для крупных предприятий. Задача заключается в том, чтобы предприятия, ранее находившиеся в условиях конкуренции и упорно не желающие раскрывать сведения об индивидуальных издержках, представляющих собой коммерческую тайну, постоянно обменивались этими сведениями друг с другом, и на основе этих данных проводился бы анализ затрат и принимались бы необходимые меры по исправлению недостатков. Следовательно, необходимо разрабатывать оригинальные первичную документацию, учетные регистры и формы отчетности, отражающие эффективность логистических операций группы сотрудничающих предприятий. Требуется также адаптировать традиционные аналитические приемы к требованиям логистики, и в нужных случаях разработать какие-либо новые.

Нам представляется, что следует всячески приветствовать практическое внедрение логистики на предприятиях. Во всяком случае, опыт высокоразвитых в индустриальном отношении стран свидетельствует об удачных примерах применения ее принципов. Что же касается России, то внедрение логистики на ее промышленных предприятиях имеет ряд особенностей.

Во-первых, видимо, еще нескоро у нас будет налажен строгий учет расходования отдельных ресурсов (питьевой и технической воды, газа и т.д.). Причем вначале - на бытовом уровне, так как без привычки экономить на бытовом уровне трудно добиться рачительности на производстве.

Во-вторых, при появлении нового и эффективного метода управления промышленным предприятием не следует связывать с ним ожидания скорого и высокого эффекта. Необходима основательная подготовка, разъяснительная работа среди сотрудников предприятия с целью настойчивого и последовательного решения поставленной задачи.


С. Стуков,

АО "Инаудит"


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Логистика. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 326 с.

*(2) Михайлова О.И. Введение в логистику. - М.: Издательский Дом "Дашков и Ко", 1999. - 103 с.



Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение