Налогообложение водопользования (О. Скрябина, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 7, 8, февраль 2001 г.)

Налогообложение водопользования


Плательщики


Согласно ст.2 Федерального закона от 6.05.98 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" объектом платы признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством. В таблице приведены основные показатели, необходимые для расчета сумм платы за пользование водными объектами.


N
п/п
Виды пользования
водными объектами
Налоговая
база

Ставка налога
Льготы, установлен-
ные федеральным
законодательством
1 Забор воды из любого
поверхностного вод-
ного объекта (кроме
обособленного, так
как пользователи
обособленных водных
объектов (замкнутых
водоемов) не вносят
плату за пользование
водными объектами)
для ее использования
в производственном
или технологическом
процессе и для
собственных, хозяйс-
твенно-бытовых и пи-
тьевых нужд
Объем
забранной
воды
От 0,8 до 3,3
руб./тыс. м3 -
для плательщи-
ков, осуществля-
ющих забор воды
из территориаль-
ного моря и
внутренних морс-
ких вод;
от 30,0 до 176,0
руб./тыс. м3 -
для плательщи-
ков, осуществля-
ющих забор воды
из других повер-
хностных водных
объектов
До 1 января 2003 г.
для водопользовате-
лей:
осуществляющих
водоснабжение насе-
ления, устанавлива-
ется минимальная
ставка платы для
данного бассейна и
экономического ре-
гиона, но не более
30 руб. за 1 тыс.
м3;
эксплуатирующих
объекты теплоэнер-
гетикии атомной
энергетики с ис-
пользованием прямо-
точной схемы во-
доснабжения, ставка
платы устанавлива-
ется в размере 30%
от базовой;
добывающих дра-
гоценные металлы,
ставка платы уста-
навливается в раз-
мере 30% от базовой
2 Сброс сточных вод Объем
сброшен-
ной воды
От 3,2 до 27,0
руб./тыс. м3
До 1 января 2003 г.
ставка платы уста-
навливается в раз-
мере 30% от базовой
для водопользовате-
лей, осуществляю-
щих:
эксплуатацию
объектов теплоэнер-
гетики и атомной
энергетики с ис-
пользованием прямо-
точной схемы водо-
снабжения;
добычу драгоцен-
ных металлов
3 Гидроэнергетика Объем вы-
работан-
ной элек-
троэнер-
гии
От 0,5 до 5,0
руб./тыс. кВтч
 
4 Использование аква-
тории
Площадь
занимае-
мой аква-
тории
От 1,3 до 7,3
руб./км2
 
5 Осуществление лесос-
плава
Объем
сплавляе-
мой дре-
весины
От 320,0 до
665,0 руб./тыс.
м3 на каждые 100
км сплава
 

Минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.98 г. N 818.

Не является объектом платы пользование водными объектами в целях:

забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

забора воды сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан;

забора воды для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей природной среды от вредного воздействия вод, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;

проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, осуществляемого Министерством природных ресурсов Российской Федерации совместно с органами по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.97 г. N 307 "Об утверждении Положения о ведении государственного мониторинга водных объектов", государственных научных исследований, геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

осуществления спортивной охоты и любительского рыболовства, рекреации без применения сооружений;

осуществления организованной рекреации лечебными и оздоровительными учреждениями, находящимися в государственной и муниципальной собственности;

осуществления организованной рекреации учреждениями и организациями, предназначенными для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей, финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов или профсоюзов;

забора воды для санитарных, экологических и судоходных попусков;

проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

использования водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, водно-транспортного, водопроводного и канализационного назначения;

строительства (реконструкции) осушительных систем на участках низовых болот;

сброса дренажных, шахтных и карьерных вод в том случае, если концентрация вредных веществ в них не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике.


Определение налоговой базы


В соответствии с основным документом в области пользования водными ресурсами (Водным кодексом Российской Федерации) сточные воды - это вода, сбрасываемая в установленном порядке в водные объекты после ее использования или поступившая с загрязненной территории. В других документах дается иное определение понятия "сточные воды".

Не утратили своей силы Государственные стандарты СССР, содержащие термины и определения основных понятий в той или иной области. Согласно преамбуле к стандартам устанавливаемые термины обязательны для применения в документации всех видов, учебниках, учебных пособиях, технической и справочной литературе. ГОСТ 19185-73 "Гидротехника: основные понятия, термины и определения" дает следующие определения:

водозабор - это забор воды из водоема, водотока или подземного источника;

водозаборное сооружение - гидротехническое сооружение для забора воды в водовод из водоема, водотока или подземного водоисточника (принципиально важным для налогоплательщиков является определение места водозабора. От этого зависят величина налоговых ставок, возможность применения налоговых льгот, порядок расчетов и распределения платежей между бюджетами);

канализация - отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод;

переброска стока - изменение природного направления стока рек с выводом его в другой водосборный бассейн при помощи гидротехнических сооружений (напомним, что согласно п.2 ст.2 Закона "О плате за пользование водными объектами" не признается объектом налогообложения забор воды для санитарных, экологических и судоходных попусков, т.е. переброска стока).

В ГОСТ 17.1.1.01-77 "Использование и охрана вод: основные термины и определения" дано понятие сточных вод. Это воды, отводимые после использования в бытовой и производственной деятельности человека. В соответствии с ГОСТ 25150-82 "Канализация: термины и определения" городские сточные воды - это смесь бытовых и промышленных сточных вод, допущенная к приему в городскую канализацию.

В Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 г. N 167, также содержится определение понятия "сточные воды". Это воды, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (бытовые сточные воды) и абонентов после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения, пара от теплоснабжающих организаций). Иными словами, сточные воды являются результатом хозяйственной и производственной деятельности человека, т.е. они либо образуются в процессе удовлетворения нужд человека, либо являются результатом (отходом) процесса производства материальных благ, создания валового продукта. Поверхностные стоки (дождевые и талые воды), а также дренажные, шахтные и карьерные воды не выполняют ни той, ни другой функции. Поэтому, по нашему мнению, требования налоговых органов о включении в налогооблагаемую базу поверхностного стока, дренажных, шахтных и карьерных вод (последних при концентрации вредных веществ выше, чем в водоприемнике) не соответствуют действующему законодательству.


Лицензирование водопользования и его платность


Порядок получения лицензий на водопользование регулируется Правилами предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3.04.97 г. N 383.

Лицензия не требуется при осуществлении:

общего водопользования;

использования водных объектов для плавания на маломерных судах;

разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

водопользования для пожарных нужд;

забора воды из одиночных скважин и колодцев с применением бытовых насосов, обустроенных собственниками и пользователями земельных участков;

пользования обособленными водными объектами.

В лицензии определяются цели водопользования (например, питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение, выработка электроэнергии, осуществление лесосплава, добыча полезных ископаемых, торфа, сапропеля), способы использования водного объекта (без изъятия или с изъятием воды) и лимиты водопользования.

Важно при получении лицензии установить лимит водопользования, т.е. предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса вод в водные объекты, выработки электроэнергии и других видов водопользования в течение определенного времени. Лимиты могут устанавливаться как годовые, так и помесячные. При этом руководствуются следующим:

если предприятие осуществляет водопользование в течение года, то территориальным органом управления водным фондом утверждается годовой лимит;

если предприятие имеет сезонный характер работы или водопользование не может осуществляться круглогодично в связи с климатическими условиями либо по какой-то другой причине, лимиты устанавливаются помесячные.

Для предприятий, осуществляющих круглогодичное водопользование, естественные изменения уровня (степени) водопользования, связанные с внутригодичными колебаниями объемов производства, не должны рассматриваться как требующие помесячного установления лимитов.

Лимитирование водопользования и расчет сумм водного налога не взаимосвязаны при заполнении налоговой декларации. Налоговая декларация заполняется помесячно, и в ней отражаются месячные показатели налоговой базы. Если для предприятия установлен помесячный лимит, то он и отражается в пунктах налоговой декларации за соответствующий месяц, предназначенных для записи лимита, если же годовой, то на протяжении года налогоплательщик указывает годовой лимит и лишь по итогам календарного года можно делать выводы о наличии сверхлимитного водопользования. Разделения установленного органами управления и охраны водного фонда годового лимита в целях налогообложения на месячные показатели или разделение общего лимита по разным источникам водоснабжения, если они имеются, не должно быть.

Согласно приказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) от 8.10.98 г. N 223 "О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 1998 г. N 818" территориальные подразделения Управления государственным водным фондом должны обеспечить ежегодное представление в Управление экономики природопользования МПР России сведений по расчету поступлений в бюджет средств от платы за пользование водными объектами.

В качестве исходных данных для расчета территориальными управлениями используются данные формы 2-тп (водхоз), которую по объемам забранной из водного объекта и сброшенной в водный объект воды заполняют все водопользователи. Такой способ контроля является дополнительным к условиям, зафиксированным в лицензии, но он не лишен недостатков. Это связано с требованиями по заполнению формы 2-тп (водхоз):

данные за ноябрь-декабрь проставляются не фактические, а ожидаемые;

предприятия, осуществляющие межбассейновую переброску стока, показывают в форме объемы перекачанной воды как объемы изъятой (напомним, что переброска стока не является объектом налогообложения);

сброс сточной воды показывается только в поверхностные водные объекты (например, не выделяется сброс шахтной воды в скважины).

Территориальные органы МПР России, составляя свод по предприятиям-водопользователям на основании данных форм 2-тп (водхоз) и сведений, полученных при оформлении лицензий от предприятий, выделяют категории предприятий-налогоплательщиков в соответствии с классификацией, установленной Законом "О плате за пользование водными объектами". К сожалению, согласно приказу МПР России N 223 при распределении сумм платы между бюджетами не учитывается возникающая в ряде случаев необходимость зачисления сумм платы по месту государственной регистрации предприятия и ее последующего распределения в соответствии с бассейновым соглашением. Поэтому налоговая инспекция, опираясь на сведения, полученные из органов МПР России, может посчитать, что в регионе занижаются объемы налоговых платежей.

При расчете налогооблагаемых объемов забора воды на основании приказа МПР России N 223 территориальные органы МПР России могут исключать потери воды при ее транспортировке пропорционально удельному весу забора воды. Это положение не нашло отражения в инструкции Госналогслужбы России от 12.08.98 г. N 46 "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами" (далее - Инструкция N 46). По нашему мнению, налогоплательщики могут уменьшить налогооблагаемую базу только при транспортировке воды по открытому каналу, где имеют место испарение и просачивание воды в грунт. В данном случае потери воды могут быть определены расчетным путем. Необходимо отметить, что налоговая служба, обычно требующая точного учета, в данном случае признает применение косвенных методов расчета расхода воды при отсутствии водоизмерительных приборов, например согласно п.16 Инструкции N 46 можно определять объемы расхода воды по времени работы технологического оборудования, объему выпуска продукции и нормам водопотребления.


Учет и проверка объекта налогообложения


Статьей 3 Федерального закона от 6.05.98 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" установлено, что платежная база определяется в зависимости от вида пользования водным объектом, т.е. как:

объем воды, забранной из водного объекта;

объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды (выработано электроэнергии, сплавлено древесины);

площадь акватории используемых водных объектов;

объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.

При документальной проверке объемов забора и сброса воды может быть использована форма федерального государственного наблюдения N 2-тп (водхоз), заполняемая предприятием-водопользователем. Эта форма используется для подготовки и обобщения данных по забору воды из поверхностных и подземных водных источников и по приему воды из других сетей. В форме указываются тип источника и категория качества воды, установленный лимит забора и направления использования забранной воды: на хозяйственно-питьевые, производственные нужды, нужды орошения и сельскохозяйственного водоснабжения и др., т.е. данные, необходимые для определения налоговых ставок. Дополнительно показываются сведения о потере при транспортировке и передаче каким-либо другим потребителям. Эти данные служат для контроля правильности определения объемов объекта налогообложения, применяемых ставок и налоговых льгот.

Форма 2-тп (водхоз) предусматривает достаточно подробное указание типа источника, используемого для водоснабжения или сброса сточных вод: море; река; водохранилище, пруд; канал, в том числе магистральный канал оросительной системы; подземный водоносный горизонт, в том числе шахта, рудник, нефтепромысел, карьер; коллекторно-дренажная сеть, в том числе коллекторы оросительных систем, не связанные с речной сетью, морями, озерами; земледельческие поля орошения, рельеф местности; сети водопровода.

Формой 2-тп (водхоз) предусмотрены категории качества забранной, полученной, переданной и сброшенной воды: вода питьевая; вода техническая; вода сточная; вода коллекторно-дренажная; сбросная вода с рисовых систем; вода, попутно забранная при добыче полезных ископаемых; транзитная вода; вода балластная, льяльная; вода, забранная из природных водных объектов питьевого качества или непитьевого качества; вода морская.

В данной форме дополнительно выделяются объемы:

передачи воды предприятиям и организациям, имеющим льготы по плате за пользование водными объектами;

передачи воды при водоснабжении населения, а также при передаче горячей воды и пара для отопления жилых домов населения;

передачи воды предприятиям и организациям, осуществляющим забор воды без платы за пользование водными объектами;

подачи воды в межхозяйственные каналы комплексного назначения, плата за пользование водой из которых производится самими хозяйствами;

передачи воды предприятиям и организация, не охваченным статистической отчетностью об использовании воды;

воды для замочки каналов и поддержания в них горизонтов.

Для определения качества сбрасываемых вод указывается их вид:

сточные воды предприятий, имеющих льготы;

загрязненные коллекторно-дренажные воды, концентрация вредных веществ в которых превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике;

загрязненные шахтные воды, концентрация вредных веществ в которых превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике;

загрязненные карьерные воды;

сбросные воды рыбоводных прудов;

сточные воды, образующиеся при использовании морских вод.

Кроме того, предприятие-водопользователь может заполнять собственные отчетные формы, являющиеся внутренним документом, с указанием объемов забранной, сброшенной, перекачанной и очищенной воды. Объемы забора и сброса воды в формах 2-тп (водхоз) (кроме ноября-декабря), внутренних отчетах предприятия и налоговых декларациях должны совпадать. Однако это не всегда возможно. Например, при использовании на предприятии оборотной системы во внутренних отчетах могут быть указаны объемы перекачанной воды, но в форме 2-тп (водхоз) ее объемы не приведены, так как фактически объем забора из природного источника отсутствует. Или предприятие может осуществлять сброс сточной воды не непосредственно, а путем передачи другому предприятию. В этом случае плату за пользование водными объектами будет вносить принимающее сточные воды предприятие, и в договоре на оказание услуг по приему сточных вод должны быть предусмотрены особенности расчетов. Эти особенности должны учитывать специалисты налоговой службы при проверках.

Для предприятий, вырабатывающих электроэнергию, контролирующими могут служить формы федерального государственного статистического наблюдения за затратами на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и за производством и отпуском электро- и теплоэнергии, утвержденные постановлением Госкомстата России от 10.11.98 г. N 110. Форма N П-1 "Сведения о производстве и отпуске электро- и теплоэнергии" заполняется ежеквартально и представляется в органы статистики. Ее заполняют не только энергоснабжающие организации системы РАО "ЕЭС России" и Минатома России, но и другие организации, осуществляющие выработку электроэнергии и являющиеся юридическими лицами или их обособленными подразделениями.

В формах статистической отчетности показываются объемы производства электрической энергии; расхода электроэнергии на собственные нужды электростанций; поступающей со стороны электроэнергии; отпускаемой потребителям электроэнергии; расхода электроэнергии на ее передачу; потерь электроэнергии.

Справочно можно применять данные, приведенные в формах статистической отчетности "Сведения о работе электростанций" и "Сведения о потерях в электрических сетях по диапазонам напряжения", где указываются те же показатели, но в отдельности по каждой гидроэлектростанции, находящейся на балансе юридического лица, а также ее производственные мощности.

Данные об использовании поверхностных водных объектов без изъятия воды не включаются в государственную статистическую отчетность, поэтому расчет сумм налога можно контролировать только по данным лицензии на водопользование, где приводятся сведения о площади акватории водного объекта, а если речь идет о размещении плавательного средства, - по данным паспорта судна, где указываются его размеры, площадь, водоизмещение и другие показатели.


Особенности применения налоговых льгот


Статьей 5 Закона "О плате за пользование водными объектами" предусмотрена возможность установления законодательными органами субъектов Российской Федерации льгот по плате для отдельных категорий плательщиков в пределах сумм платы, поступающих в бюджет соответствующего субъекта.

Как уже указывалось, не является объектом платы забор воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий. В эту категорию можно отнести и забор воды в целях пожаротушения. Статьей 146 Водного кодекса установлено, что забор воды для обеспечения пожарной безопасности допускается из любых водных объектов и производится без особого на то разрешения, бесплатно и в количестве, необходимом для ликвидации пожара. В соответствии со ст.22 Федерального закона от 21.12.94 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" тушение пожаров производится Государственной противопожарной службой на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Поэтому водопользователи, передающие воду для нужд пожаротушения, могут претендовать на льготу. При невозможности организовать раздельный учет рекомендуется согласовывать с органами противопожарной охраны и налоговой инспекцией объемы воды, переданной на цели пожаротушения.

В Инструкции N 46 рекомендуется налоговым органам вести лицевые счета по месту регистрации и месту пользования водным объектом. Такая рекомендация представляется актуальной только после заключения бассейнового соглашения. Бассейновое соглашение заключается в случаях, когда место государственной регистрации налогоплательщика и место возникновения объекта налогообложения находятся в разных субъектах Российской Федерации. В бассейновом соглашении должны указываться объемы средств от платы за пользование водными объектами, подлежащие зачислению в бюджет конкретного субъекта Федерации, и направления их использования. Если же налоговые органы будут вести лицевые счета только на основании налоговых расчетов предприятий (без оформления бассейнового соглашения), то неизбежно будут возникать вопросы о размерах применяемых ставок налогов, полноте налоговых поступлений.


Вопросы, связанные с платой за пользование водными объектами


Согласно Водному кодексу к водным ресурсам относятся поверхностные и подземные воды. Но отношения, возникающие при изучении, использовании и охране подземных вод, регулируются и Законом Российской Федерации от 21.02.92 г. N 2395-1 "О недрах". Во избежание двойного налогообложения добычи подземных вод в ст.1 Закона "О плате за пользование водными объектами" содержится специальная часть о внесении платежей за забор (добычу) воды из подземных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.

Статьей 123 Водного кодекса предусмотрены две составляющие платежей за пользование водными объектами: плата за пользование водными объектами (водный налог) и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов. Первая составляющая должна распределяться между федеральным бюджетом (40%) и бюджетом субъекта Российской Федерации, в котором используется водный объект (60%). Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, должна распределяться между федеральным бюджетом и бюджетом субъектов Российской Федерации в тех же пропорциях, но имеет целевое назначение: идет на формирование федерального целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов.

Законом "О плате за пользование водными объектами" определен иной порядок зачисления и распределения платы. Это связано с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.98 г. N 818 "Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам" установлена общая ставка платы за пользование водными объектами и на восстановление и охрану водных объектов. Законом "О плате за пользование водными объектами" предусмотрено целевое использование сумм платы на восстановление и охрану водных объектов в размере не менее 50% от поступления. С 2001 г. в соответствии со ст.7 Федерального закона от 27.12.2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год". Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов упразднен.

Согласно п.5 Инструкции N 46 объектом налогообложения является, в частности, сброс сточных вод, попадающих в водные объекты в результате производственной и иной деятельности: дренажные, шахтные, карьерные воды (при концентрации вредных веществ в них выше, чем в водоприемнике), очищенные сточные воды для полива орошаемых земель. По нашему мнению, такая трактовка несколько расширена по отношению к смыслу ст.2 Закона "О плате за пользование водными объектами", так как:

плата за содержание вредных веществ в сточной воде взимается в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды". В соответствии с Законом "О плате за пользование водными объектами" объектом налогообложения является объем сброса сточных вод. Разными законами определены различные объекты налогообложения независимо друг от друга, следовательно, не может устанавливаться и зависимость между количеством вредных веществ в сбрасываемых дренажных, шахтных и карьерных водах и необходимостью внесения платы за пользование водными объектами;

использование очищенных сточных вод для полива орошаемых земель не должно быть объектом налогообложения у предприятия, передающего очищенную сточную воду, так как в соответствии с Законом "О плате за пользование водными объектами" объектом налогообложения является сброс сточных вод в водные объекты, а в форме 2-тп (водхоз) ее объемы показываются как переданные другому предприятию.

В соответствии со ст.7 Закона "О плате за пользование водными объектами" сумма платы включается в себестоимость продукции (работ, услуг). Согласно п.1 Положения о составе затрат для целей налогообложения произведенные организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов. Поэтому на себестоимость производства продукции (работ, услуг) относится только плата в пределах установленных лимитов. Плата за превышение установленных лимитов водопользования должна относиться на прибыль предприятия.


Особенности налогообложения обособленных водных объектов


Особенности таких объектов определены в ст.1, 11, 40 и 122 Водного кодекса. К обособленным водным объектам (замкнутым водоемам) относятся небольшие по площади непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами: залитые водой карьеры, пруды-копани, небольшие естественные впадины, заполненные водой, пруды на ручьях с небольшими скоростями течения. Поскольку такие водные объекты вмещаются в рамки одного землепользования, они принадлежат тому, кто владеет соответствующим земельным участком. В соответствии со ст.11 Водного кодекса обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка. Согласно ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральному закону от 21.07.97 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" все объекты недвижимого имущества подлежат обязательной государственной регистрации. Поэтому необходимо регистрировать права и на обособленные водные объекты. К сожалению, порядок регистрации прав на эти объекты четко не определен.

В соответствии со ст.40 Водного кодекса предельные размеры обособленных водных объектов должны определяться земельным законодательством Российской Федерации. Однако земельное законодательство не содержит таких указаний и определений. Согласно ст.122 Водного кодекса плата за обособленные водные объекты взимается в порядке, предусмотренном федеральным законом о плате за землю. До настоящего времени федеральные законы "О плате за землю" и "О плате за пользование водными объектами" не определяют порядок налогообложения обособленных водных объектов. По нашему мнению, с обособленных водных объектов должен взиматься только земельный налог по ставкам налога за земли водного фонда.

В нормативных документах четко не определены некоторые вопросы, касающиеся особенностей землепользования и водопользования. Здесь возможны три ситуации.

Ситуация 1

Предприятие имеет на земельный участок, где расположен обособленный водный объект, свидетельство о праве собственности (пользования) земельным участком, которым он отнесен к землям водного фонда. В таком случае предприятие является плательщиком земельного налога по ставкам для земель водного фонда в пределах установленных границ. Одновременно желательно уточнить статус этого водного объекта: является он обособленным или нет. Для этого можно обратиться в местные государственные органы управления использованием и охраной водного фонда для получения документа об отнесении данного водного объекта к обособленному. Вместе с тем пользование обособленным водным объектом не подлежит лицензированию в государственных органах управления использованием и охраной водного фонда. В данной ситуации у пользователя обособленным водным объектом нет оснований для возникновения обязанности по внесению в бюджет платы за пользование водными объектами.

Ситуация 2

Предприятие могут обязать получить лицензию на пользование водным объектом, являющимся обособленным. По нашему мнению, не всегда наличие лицензии на водопользование свидетельствует о наличии объекта налогообложения, но на практике доказать его отсутствие достаточно сложно. Поэтому на основании ст.1 и 2 Закона "О плате за пользование водными объектами" предприятие должно будет вносить плату за пользование водными объектами.

Ситуация 3

Предприятие одновременно имеет свидетельство на право пользования земельным участком и лицензию на водопользование. На основании имеющихся документов предприятие является плательщиком земельного налога и вносит плату за пользование водными объектами. Формально в данной ситуации существуют два объекта налогообложения: за пользование участком земли, покрытым водой, и за пользование водным объектом. По нашему мнению, эту ситуацию можно отнести к "скрытому" двойному налогообложению. Предприятию можно рекомендовать обратиться в местный земельный комитет или государственные органы управления использованием и охраной водного фонда для решения вопроса об отнесении данного карьера к обособленным водным объектам.


О. Скрябина,

к.э.н.


21 февраля 2001 г.



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.