Работа налоговой полиции (И.М.Скороделов, "Российский налоговый курьер", N 11, ноябрь 2000 г.)

Работа налоговой полиции


Законодательная база


В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в п.2 ст.36 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 02.01.2000 N 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, федеральные органы налоговой полиции правомочны производить проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

До недавнего времени федеральные органы налоговой полиции могли выявлять и заниматься только преступлениями, предусмотренными статьями 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации. Сейчас полномочия федеральных органов налоговой полиции расширены Федеральным законом от 10.04.2000 N 53-ФЗ "О внесении изменений в статью 126 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР". Из данной статьи следует, что по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных рядом статей УК РФ, если эти преступления выявлены федеральными органами налоговой полиции, предварительное следствие может производиться также следователями федеральных органов налоговой полиции.


Порядок проведения проверки


Проверка налогоплательщика федеральными органами налоговой полиции назначается при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступлений.

При получении указанных данных сотрудником оперативного подразделения составляется мотивированный рапорт на имя начальника либо заместителя начальника органа налоговой полиции.

Если начальник (заместитель начальника) согласен с выводами, содержащимися в рапорте, он выносит постановление о проведении проверки налогоплательщика органами налоговой полиции. Ее порядок изложен в Методических рекомендациях ФСНП России от 02.03.2000 N ВА-619 "О порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков органами налоговой полиции".


Работа у налогоплательщика


Должностные лица налоговой полиции, прибывшие для проведения проверки, должны предъявить налогоплательщику служебные удостоверения и постановление о проведении проверки и удостовериться в личности физического лица, представляющегося руководителем организации или главным бухгалтером.

Налогоплательщику следует также разъяснить право присутствовать при проводимой проверке, о чем делается отметка в постановлении о проведении проверки.

При проверке изучаются документы, предметы, фактические данные, свидетельствующие о совершении преступлений, а также выслушиваются необходимые объяснения. Должностные лица органов налоговой полиции изготавливают копии документов, содержащих информацию, подтверждающую наличие признаков состава преступления, для дальнейшего приобщения их к акту о проверке налогоплательщика.

Копии изготавливаются в присутствии приглашенных лиц (не менее двух человек) и налогоплательщика. Копии подписываются ими и заверяются печатью налогоплательщика, у которого производится проверка. Об изготовлении копий документов составляется акт, в котором они перечисляются с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков. Все изготовленные копии документов предъявляются налогоплательщику и приглашенным лицам, о чем они расписываются в акте. Если кто-либо отказывается подписать акт, об этом следует сделать отметку в акте.

В случаях, когда при проведении проверки будут обнаружены документы, неопровержимо свидетельствующие о наличии признаков преступления, и появятся достаточные основания полагать, что подлинники данных документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностные лица органа налоговой полиции, проводящие проверку, должны незамедлительно сообщить об этом начальнику федерального органа налоговой полиции. В этом случае дальнейшие действия по требованию данных документов проводятся в соответствии с действующим оперативно-розыскным или уголовно-процессуальным законодательством, в том числе и путем возбуждения уголовного дела до окончания проверки и проведения неотложных следственных действий.

Продолжительность проверки не может превышать 2 месяцев.

Ситуация

Федеральными органами налоговой полиции была проведена проверка ЗАО "Н". В ходе проверки выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, которые повлекли занижение и неуплату налогов в бюджет. По результатам проверки установлено, что ЗАО "Н" нанесло государству ущерб в виде неуплаты налогов в сумме 45 200 тыс.руб. По материалам проверки возбуждено уголовное дело по части первой ст.199 УК РФ, причиненный государству ущерб возмещен в сумме 20 000 тыс.руб.


Что выявляется


При проведении проверки налогоплательщика проверяющие документально подтверждают сокрытые объекты налогообложения; выявляют документы, содержащие данные о налоговом преступлении; определяют, правильно ли они принимаются к учету, и как отражаются в бухгалтерской и налоговой отчетности; получают объяснения у лиц, имеющих отношение к составлению и использованию этих документов; запрашивают дополнительные документы у контрагентов, подтверждающие предварительные выводы проверяющих; при необходимости проводят обследование производственных, складских, торговых и иных помещений, назначают встречные проверки.


Акт по результатам проверки


По результатам проверки должностными лицами федеральных органов налоговой полиции составляется акт о проверке по утвержденной форме, который подписывается этими лицами и утверждается начальником либо заместителем органа налоговой полиции.

В акте должны быть систематизированно изложены и документально подтверждены факты налоговых преступлений, выявленных в процессе проверки (или должно быть указано на их отсутствие), отражены все выявленные в процессе проверки факты нарушения законодательства о налогах и сборах и связанные с ними обстоятельства.

Акт о проверке составляется в трех экземплярах, один из которых должен быть вручен под расписку проверяемому налогоплательщику.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик может сразу представить свои объяснения и возражения по содержащимся в акте сведениям.


Принятие решения


На основании акта проверки налогоплательщика органами налоговой полиции принимается одно из следующих решений:

- в случае обнаружения налоговых правонарушений, содержащих признаки состава преступления, - о возбуждении уголовного дела;

- в случае обнаружения налогового правонарушения, не содержащего признаков состава преступления, - об отказе в возбуждении уголовного дела и о направлении материалов в соответствующий налоговый орган;

- при отсутствии налогового правонарушения - об отказе в возбуждении уголовного дела.

Ситуация

Оперативно-розыскными мероприятиями было установлено, что индивидуальный предприниматель "В" не производит отчисления во внебюджетные фонды Российской Федерации с фактически начисленных сумм оплаты труда работникам.

В ходе проведения проверки данного предпринимателя установлено, что работники принимались на работу по трудовым соглашениям с указанием фиксированной суммы оплаты труда и на определенный срок. При сопоставлении данных, указанных в расчетных ведомостях по начислению страховых взносов во внебюджетные фонды, установлено, что фонд оплаты труда, указанный в расчетных ведомостях по начислению заработной платы работникам, значительно превышает фонд оплаты труда, указанный в расчетных ведомостях, представленных во внебюджетные фонды. На основании установленного отклонения произведено доначисление страховых взносов в сумме 138,9 тыс.руб. По результатам проверки возбуждено уголовное дело по части второй ст.199 УК РФ.


Взаимодействие налоговых органов и органов налоговой полиции


МНС России и ФСНП России заключили Соглашение "Об основных направлениях взаимодействия и координации деятельности Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации". Назовем результаты такого сотрудничества.

1. По поручению налоговых органов и по собственной инициативе федеральные органы налоговой полиции разыскивают юридические и физические лица, которые скрываются от налоговых органов и уклоняются от уплаты налогов.

В текущем году, например, осуществлено более 11 тыс. проверок, выявлено свыше 7 тыс. фактов нарушений налогового законодательства, по результатам которых в бюджеты всех уровней доначислено 5,8 млрд.руб.

2. Организована работа по выявлению и розыску налогоплательщиков, уклоняющихся от постановки на налоговый учет, не сдающих отчетность в налоговые органы или представляющих "нулевые" балансы. Осуществляются проверки крупнейших организаций-экспортеров, банков, задерживающих исполнение платежных поручений налогоплательщиков о перечислении налоговых платежей в бюджет, фирм, получающих дополнительные налоговые льготы в ЗАТО и в оффшорных зонах, организаций, функционирующих в сфере производства и оборота этилового спирта, а также иных категорий налогоплательщиков, потенциально склонных к совершению налоговых правонарушений.

В 1999 г. было проверено 3,6 тыс. организаций, которые не сдают отчетность в налоговые органы или сдают "нулевые" балансы. Нарушения установлены почти у половины из них, в бюджет доначислено платежей в сумме 426,7 млн.руб.

Ситуация

При проведении совместной проверки предприятия "А" был установлен механизм ухода от налогообложения путем формального зачисления на работу инвалидов с целью получения льгот по налогообложению. По результатам проверки установлен ущерб, причиненный государству в сумме более 1 млн.руб. В отношении руководителя предприятия "А" возбуждено уголовное дело по части второй ст.199 УК РФ.

Пунктом 2 ст.36 части первой Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы налоговой полиции полномочны по запросу налоговых органов участвовать в налоговых проверках. В связи с этим МНС России и ФСНП России подготовлена и в скором времени должна быть опубликована инструкция "О порядке организации выездных налоговых проверок, проводимых налоговыми органами с участием федеральных органов налоговой полиции, оформления и реализации их результатов".


И.М.Скороделов,

Генерал-майор налоговой полиции



Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение