Нормирование расходов на рекламу (Т. Панченко, "Финансовая газета", N 8, февраль 2001 г.)

Нормирование расходов на рекламу


С 1 апреля 2000 г. действуют нормы расходов на рекламу, утвержденные приказом Минфина России от 15.03.2000 г. N 26н "О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядке их применения" (зарегистрирован в Минюсте России 11.04.2000 г., регистрационный N 2192). Нормы пересмотрены в связи с изменением индекса цен и инфляционными процессами, повлиявшими на соотношение расходов на рекламу предприятий и организаций и объемных показателей.

Согласно ст.2 Федерального закона от 18.07.95 г. N 108-ФЗ "О рекламе" реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

В соответствии с инструкцией Госналогинспекции по г.Москве от 21.12.92 г. N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога на рекламу в городе Москве" рекламой считается любая форма публичного представления товаров, работ, услуг через средства распространения информации. К средствам распространения информации относятся печать (газеты, журналы, каталоги, прейскуранты, справочники, отправления прямой печатной рекламы и другой печатной продукции), эфирное, спутниковое и кабельное телевидение, радиовещание, световые газеты (бегущая строка, световая фиксированная строка), иллюстративно-изобразительные средства (щиты, вывески, афиши, плакаты, календари и т.п.), аудио- и видеозапись, имущество юридических и физических лиц и др.

В соответствии с приказом N 26н расходы на рекламу - это расходы предприятия по целенаправленному информационному воздействию на потребителя для продвижения продукции (работ, услуг) на рынках сбыта. К расходам организации на рекламу относятся расходы на:

разработку, издание и распространение рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т.п.);

разработку, изготовление и распространение эскизов этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов, упаковки, приобретение, изготовление и распространение рекламных сувениров, образцов выпускаемой продукции и т.д.;

рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, передачи по радио и телевидению);

световую и иную наружную рекламу; приобретение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино-, видео-, диафильмов и т.п.;

изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей и др.;

хранение и экспедирование рекламных материалов;

участие в выставках, ярмарках, экспозициях;

оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;

уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество при экспонировании в витринах;

приобретение (изготовление) и распространение призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний;

проведение иных рекламных мероприятий, связанных с деятельностью организации.

В соответствии с п.п."у" п.2 Положения о составе затрат к расходам на рекламу относятся также участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим организациям бесплатно и не подлежащих возврату, и другие аналогичные затраты.

К рекламным услугам не относится изготовление и распространение:

информационных вывесок о режиме работы и правилах обслуживания потребителей, размещаемых в помещениях, используемых для реализации товаров, включая витрины;

объявлений и извещений об изменении местонахождения организаций, номеров телефонов, телефаксов, телетайпов;

объявлений органов государственной власти и управления, содержащих информацию, связанную с выполнением возложенных на них функций;

предупреждающих табличек, содержащих сведения об ограничении производства работ, передвижения и т.д. в связи с особенностями данной территории или участка;

прочих информационных сведений, объявлений, не содержащих характер рекламы.

Вся величина фактических расходов на рекламу относится на себестоимость продукции (работ, услуг). Общая величина фактических расходов на рекламу для целей налогообложения не должна превышать предельных размеров, исчисляемых по нормативам. Предельные размеры расходов на рекламу, принимаемых при налогообложении прибыли, установлены в процентном отношении от объема выручки от продажи продукции (работ, услуг), включая НДС.

Общая сумма расходов на рекламу учитывается по дебету счета 43 "Коммерческие расходы". Затем эта сумма списывается в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".

В бухгалтерском учете делаются следующие записи:

Дебет 43, Кредит 76 (60, 70) - отражена сумма рекламных расходов;

Дебет 19 Кредит 76 (60) - начислен НДС;

Дебет 46, Кредит 43 - списаны на себестоимость продукции расходы на рекламу.

После оприходования и оплаты рекламных расходов предприятие может возместить из бюджета суммы НДС, перечисленные продавцам рекламы. Возместить из бюджета можно только ту часть НДС, которая соответствует нормативной величине расходов на рекламу. Сумма НДС, относящаяся к сверхнормативным расходам, списывается за счет собственных средств предприятия (письма Минфина России от 29.02.2000 г. N 04-02-05/1, от 11.01.2000 г. N 04-03-11).

В бухгалтерском учете эти операции отражаются следующими записями:

Дебет 76 (60), Кредит 51 - оплачены расходы на рекламу;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19 - возмещен из бюджета НДС, относящийся к расходам на рекламу в пределах норм;

Дебет 88 Кредит 19 - списан НДС, относящийся к сверхнормативным рекламным расходам.

Согласно приказу N 26н в зависимости от объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) организации могут учесть при налогообложении прибыли следующие суммы расходов на рекламу:

если выручка не превысила 30 000 000 руб., то предельная величина расходов на рекламу составляет не более 5% выручки;

если выручка составит от 30 000 000 до 300 000 000 руб. - 1 500 000 руб. плюс 2,5% объема выручки, превышающего 30 000 000 руб.;

если выручка превысит 300 000 000 руб., то предельная сумма рекламных расходов составит 8 250 000 руб. плюс 1% суммы, превышающей 300 000 000 руб.

Новые нормативы рекламных расходов введены в действие с 1 апреля 2000 г. Согласно письму N 04-02-05/1 новые нормативы можно применить к сумме выручки, полученной за II и все последующие кварталы 2000 г. К выручке же, полученной за I квартал 2000 г., следует применять нормативы, установленные письмом Минфина России от 6.10.92 г. N 94. Согласно этому письму организации могли учесть при налогообложении прибыли следующие суммы расходов на рекламу:

если выручка от реализации продукции (работ, услуг) не превышала 2 000 000 руб., то предельная сумма расходов на рекламу не должна была превысить 2% объема выручки;

если выручка составляла от 2 000 000 до 50 000 000 руб. - 40 000 руб. плюс 1% объема выручки, превышающего 2 000 000 руб.;

если выручка превышала 50 000 000 руб. - 528 000 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 50 000 000 руб.

Предположим, что у производственного предприятия за девять месяцев 2000 г. общая сумма расходов на рекламу составила 480 000 руб. (в том числе НДС - 80 000 руб.). В I квартале 2000 г. объем выручки с учетом НДС составил 2 000 000 руб. Во II и III квартале 2000 г. объем выручки с учетом НДС составил 6 000 000 руб.

Все рекламные расходы, которые несет производственное предприятие, отражаются на счете 43 "Коммерческие расходы". Это предусмотрено п.9 положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина России от 6.05.99 г. N 33н.

В бухгалтерском учете производственного предприятия сделаны следующие записи:

Дебет 43, Кредит 60 - 400 000 руб. - расходы на рекламу включены в состав коммерческих расходов;

Дебет 19 Кредит 60 - 80 000 руб. - начислен НДС;

Дебет 76, Кредит 51 - 480 000 руб. - оплачены расходы на рекламу.

Предельный размер расходов на рекламу, относимый на себестоимость продукции производственного предприятия для целей налогообложения (при объеме выручки с учетом НДС за I квартал - 2 000 000 руб. и за II и III кварталы - 6 000 000 руб.), составит в I квартале 40000 руб. (2 000 000 руб. х 2%), а во II и III кварталах - 300 000 руб. (6 000 000 руб. х 5%). За девять месяцев нормативная величина расходов на рекламу составит 340 000 руб.

В качестве фактических расходов на рекламу должна приниматься общая сумма, оплаченная изготовителю рекламы, в составе которой НДС может как быть, так и не быть (письмо Минфина России от 1.03.2000 г. N 04-02-05/11).

Сверхнормативная величина расходов на рекламу за девять месяцев 2000 г. составит:

400 000 руб. - 340 000 руб. = 60 000 руб.

Сумма сверхнормативных рекламных расходов, которая составляет 60 000 руб., не уменьшает налогооблагаемую прибыль производственного предприятия и указывается по строке 4.1 "з" Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли".

Списание НДС со счета 19 осуществляется следующими записями:

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19 - 68 000 руб. - возмещен из бюджета НДС, относящийся к расходам на рекламу в пределах норм;

Дебет 88, Кредит 19 - 12 000 руб. (80 000 руб. - 68 000 руб.) - списан НДС по сверхнормативным рекламным расходам за счет собственных средств производственного предприятия.

Произведенные предприятием рекламные расходы подлежат обложению налогом на рекламу. В соответствии со ст.15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на рекламу является местным налогом. Ставку налога устанавливают органы местного самоуправления, но она не должна превышать 5% стоимости оказанных предприятию рекламных услуг. При исчислении налога на рекламу принимаются оплаченные и списанные в отчетном периоде на коммерческие расходы рекламные услуги. Налогом на рекламу облагаются как нормативные, так и сверхнормативные расходы на рекламу.

Дебет 80, Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на рекламу" - 20 000 руб. (400 000 руб. х 5%) - начислен налог на рекламу по ставке 5%.

Предприятия, которые определяют выручку для целей налогообложения "по оплате", рассчитывают предельную величину расходов на рекламу, учитываемую при налогообложении прибыли, в процентах от оплаченной выручки (а не от всей суммы выручки, отраженной в бухгалтерском учете).

Нормативную величину, рассчитанную таким образом, необходимо сравнивать с суммой рекламных расходов, учтенной в себестоимости оплаченной продукции.

Предположим, что за девять месяцев 2000 г. производственное предприятие имеет следующие показатели:

продажная стоимость продукции собственного производства, отгруженной покупателям, - 12 000 000 руб. (в том числе НДС - 2 000 000 руб.);

себестоимость отгруженной продукции - 5 000 000 руб.;

поступило денежных средств от покупателей за отгруженную продукцию - 9 000 000 руб. (в том числе НДС - 1 500 000 руб.);

рекламные расходы - 800 000 руб. (без НДС).

Отгрузка продукции была произведена в III квартале 2000 г. В первом полугодии производственное предприятие продукцию не отгружало.

Производственное предприятие определяет выручку для целей налогообложения "по оплате".

В бухгалтерском учете производственного предприятия должны быть сделаны следующие записи:

Дебет 62, Кредит 46 - 12 000 000 руб. - отражена отгрузка собственной продукции;

Дебет 46, Кредит 76, субсчет "Расчеты по неоплаченному НДС" - 2 000 000 руб. - начислен НДС по отгруженной, но неоплаченной продукции;

Дебет 46, Кредит 40 - 5 000 000 руб. - списана себестоимость отгруженной продукции;

Дебет 43, Кредит 76 - 400 000 руб. - отражены рекламные расходы;

Дебет 46, Кредит 43 - 400 000 руб. - рекламные расходы включены в себестоимость продукции;

Дебет 46, Кредит 80 - 4 200 000 руб. (12 000 000 - 2 000 000 - 5 000 000 - 800 000) - отражена прибыль от реализации продукции;

Дебет 51, Кредит 62 - 9 000 000 руб. - поступила частичная оплата за отгруженную продукцию;

Дебет 76, субсчет "Расчеты по неоплаченному НДС", Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС" - 1 500 000 руб. - начислен НДС к уплате в бюджет по отгруженной, но неоплаченной продукции.

Выручка от реализации продукции, учитываемая при налогообложении прибыли за девять месяцев 2000 г., составит 7 500 000 руб. (9 000 000 руб. - 1 500 000 руб.).

Себестоимость реализованной и оплаченной продукции (в том числе расходы на рекламу) составит:

7 500 000 руб. : 10 000 000 руб. х 5 800 000 руб. = 4 350 000 руб.

Сумма расходов на рекламу, учтенная в себестоимости отгруженной и оплаченной продукции, составит:

7 500 000 руб. : 10 000 000 руб. х 800 000 руб. = 600 000 руб.

Нормативная величина расходов на рекламу рассчитывается с суммы оплаченной выручки от реализации продукции, включающей НДС:

9 000 000 руб. х 5% = 450 000 руб.

Сверхнормативная величина расходов на рекламу составит:

600 000 руб. - 435 000 руб. = 165 000 руб.

Таким образом, после корректировки для целей налогообложения налогооблагаемая прибыль производственного предприятия за девять месяцев 2000 г. составит 2 915 000 руб.

Организации торговли согласно приказу N 26н для расчета предельной величины расходов на рекламу должны использовать показатель валовой прибыли.


Т. Панченко,

аудитор


21 февраля 2001 г.



Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.