В чьих интересах совершается теракт? (О. Аксенов, "Российская юстиция", N 1, январь 2001 г.)

В чьих интересах совершается теракт?


Часть 1 ст.205 УК устанавливает ответственность за терроризм, т.е. за совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также за угрозу совершения указанных действий в тех же целях.

Прежде всего обращает на себя внимание неточная конструкция объективной стороны состава преступления: взрыв и поджог создают не опасность, а влекут реальные человеческие жертвы, уничтожение или повреждение различных материальных ценностей.

Конструкция объективной стороны юридически ставит знак равенства между реальным наступлением общественно опасных последствий и созданием лишь опасности их возникновения, что нельзя признать правильным. Ведь наступление указанных последствий и опасность их наступления в рамках единой уголовно-правовой нормы явно не равнозначны по фактической степени общественной опасности содеянного. Такая конструкция нарушает принцип дифференциации при назначении наказания.

В ст.3 Федерального закона от 25 июля 1998 г. "О борьбе с терроризмом" дано широкое понятие этого преступления, охватывающее как все преступления террористического характера, предусмотренные ст.ст. 205-208, 277 и 360 УК, так и организационно-правовые формы борьбы с ними. Но при этом Закон ввел в понятие терроризма, установленное ч.1 ст.205 УК, новые признаки. Так, при описании состава этого преступления указано, что оказание воздействия на принятие органами власти решений должно быть выгодно террористам или служить средством удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов.

Отсутствие этих признаков в диспозиции ч.1 ст.205 УК можно считать пробелом.

Помимо этого, в ч.1 ст.205 УК необоснованно, на мой взгляд, ограничивается круг объектов воздействия с целью принятия выгодных для террористов решений. Преступники могут оказывать воздействие и на международные организации с чисто политическими целями, например, осложнения отношений России с другими государствами или провоцирования военных конфликтов с ней. Но в этом случае содеянное должно быть предусмотрено самостоятельной нормой, включенной в гл.29 УК ("Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства").

Незаконному воздействию могут подвергаться также частные лица в тех же целях, когда они вправе самостоятельно принимать решения или влиять на принятие решений, выгодных террористам, органами власти и организациями.

Все это свидетельствует о необходимости совершенствования редакции ст.205 УК.

Предлагается следующая ее редакция:

"1. Терроризм, т.е. подготовка взрыва, поджога или иные действия, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие органами власти, организациями или физическими лицами решений, выгодных террористам, либо удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) других интересов, -

наказывается...

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие смерть человека, уничтожение или повреждение имущества в значительных размерах либо наступление иных общественно опасных последствий, -

наказываются..."

Часть 2 ст.205 УК предлагаю считать частью 3 этой же статьи без изменений и дополнений.

Часть 3 ст.205 УК полагаю считать частью 4, сформулировав ее так:

"4. Деяния, предусмотренные частью первой, второй и третьей настоящей статьи, если они:

а) совершены организованной группой;

б) повлекли по неосторожности смерть двух или более лиц или иные тяжкие последствия, а равно сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения;

в) привели к экологическому бедствию, -

наказываются..."

Введение нового квалифицирующего признака в виде наступления экологического бедствия объясняется сложной криминогенной ситуацией, в условиях которой наступление этого весьма опасного последствия в России достаточно вероятно. Например, взрыв на гидротехническом сооружении может повлечь уничтожение сельскохозяйственных культур, промышленных и агропромышленных комплексов, загрязнение лесонасаждений и почвы опасными отходами производства.

Наконец, вызывает возражение установление возраста уголовной ответственности по ст.205 УК - с 14 лет. Считаю, что он должен быть таким же, как за террористический акт и диверсию (ст.ст.277 и 281 УК), т.е. с 16 лет.


О. Аксенов,

доцент Южно-Российского

гуманитарного института,

кандидат юридических наук

(г. Ростов-на-Дону)



В чьих интересах совершается теракт?


Автор


О. Аксенов - доцент Южно-Российского гуманитарного института, кандидат юридических наук (г. Ростов-на-Дону)


"Российская юстиция", 2001, N 1, стр. 59


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение