Исчисление налога на добавленную стоимость в банках (Г.А. Грузина, "Аудиторские ведомости", N 1, январь 2001 г.)

Исчисление налога на добавленную стоимость в банках


Статьей 19 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлено, что налогоплательщиками признаются, в частности, организации, на которых Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги. Статьей 9 Федерального закона от 31.07.98 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в ред. последующих изменений и дополнений) определено, что до введения в действие части второй НК РФ признававшиеся до 1 января 1999 г. самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета.

В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации. Таким образом, до введения в действие части второй Налогового кодекса, исполняя обязанность головной организации по уплате НДС, филиалы и иные обособленные подразделения кредитной организации исчисляют и уплачивают налог в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 06.12.91 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" и инструкцией Госналогслужбы России от 11.10.95 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".

Подпунктом "г" ст.2 Закона N 1992-1 (в ред. последующих изменений и дополнений) установлено, что плательщиками НДС являются, в частности, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории Российской Федерации и самостоятельно реализующие товары (работы, услуги). Статьей 143 главы 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, вводимого в действие с 1 января 2001 г., установлено, что плательщиками НДС признаются, в частности, организации. В этой связи возникла необходимость в определении порядка исчисления и уплаты НДС по филиалам и иным территориально обособленным структурным подразделениям организаций с 1 января 2001 г.


Порядок исчисления налога по месту нахождения территориально
обособленных структурных подразделений кредитной организации


Статьей 175 части второй НК РФ определен порядок исчисления и уплаты НДС по организациям, имеющим в своем составе территориально обособленные структурные подразделения. Этот порядок аналогичен тому, который применяется при расчетах по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения.

Это означает, что кредитная организация, имеющая в своем составе территориально обособленные структурные подразделения, подлежит постановке на учет в качестве налогоплательщика не только по месту ее нахождения, но и по месту нахождения каждого из обособленных структурных подразделений.

Сумма налога, подлежащая уплате кредитной организацией по месту нахождения обособленного структурного подразделения, вычисляется следующим образом.

1. Определяется среднесписочная численность работников (либо фонд оплаты труда) по всем обособленным структурным подразделениям и по кредитной организации в целом.

2. Находится удельный вес среднесписочной численности работников (или фонда оплаты труда) каждого из обособленных подразделений в общей среднесписочной численности (или фонде оплаты труда) по кредитной организации в целом.

3. Определяется стоимость основных производственных фондов каждого из обособленных подразделений и по кредитной организации в целом.

4. Находится удельный вес стоимости основных производственных фондов каждого из обособленных подразделений в общей стоимости основных производственных фондов по кредитной организации в целом.

5. Подсчитывается общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет в целом по всей кредитной организации.

6. Находится сумма удельного веса среднесписочной численности работников (или фонда оплаты труда) и удельного веса стоимости основных производственных фондов каждого обособленного структурного подразделения соответственно в общей среднесписочной численности работников (или в фонде оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов в целом по кредитной организации.

7. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения каждого из обособленных структурных подразделений кредитной организации, определяется как половина произведения общей суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, на величину, исчисленную в порядке, предусмотренном п. 6.

Выбор одного из показателей - среднесписочная численность работников или фонд оплаты труда - для расчета сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет по территориально обособленным структурным подразделениям, осуществляется кредитной организацией самостоятельно, сообщается налоговым органам по месту учета в качестве налогоплательщика и является в течение календарного года неизменным.

Необходимо также иметь в виду, что показатель среднесписочной численности работников (или фонда оплаты труда) определяется на конец отчетного периода, а средняя стоимость основных производственных фондов - за календарный год, предшествующий отчетному налоговому периоду.


Объекты налогообложения


В соответствии со ст.3 Закона N 1992-1 (в ред. последующих изменений и дополнений) объектами налогообложения, в частности, являются обороты по:

реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг;

реализации товаров (работ, услуг) в обмен на другие товары (работы, услуги);

передаче безвозмездно или с частичной оплатой товаров (работ, услуг) другим предприятиям или физическим лицам;

реализации предметов залога, включая их передачу залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства;

передаче товаров (работ, услуг) по соглашению о предоставлении отступного или замене первоначального обязательства, существовавшего между сторонами, другим обязательством между теми же лицами.

С 1 января 2001 г. в соответствии со ст.146 части второй НК РФ объектом налогообложения признаются, в частности, реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказания услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации. Согласно ст.39 НК РФ реализацией товаров (работ, услуг) признается передача на безвозмездной основе права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказания услуг.

Кроме того, включению в налогооблагаемую базу по НДС подлежат:

суммы, полученные в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения, в счет увеличения доходов и другие, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), при условии, что эти товары (работы, услуги) являются объектами налогообложения;

суммы санкций, полученные за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), предусматривающих переход права собственности на товары (работы, услуги), также подлежат включению в налогооблагаемую базу, если предметом таких договоров являются товары (работы, услуги), облагаемые НДС.

Определение налогооблагаемого оборота в случае получения санкций, связанных с заключенными договорами, производится в части превышения полученных сумм санкций над суммами, исчисленными исходя из ставки рефинансирования Банка России. В выручку от реализации, подлежащую включению в налогооблагаемую базу, включаются оплата не только в денежной и (или) натуральной форме, но и расчеты с использованием ценных бумаг. Размер выручки будет учитываться в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить.

Учитывая тот факт, что в расчетах между хозяйствующими субъектами большую роль играет использование векселей в качестве средства платежа, следует обратить внимание на момент возникновения даты реализации товаров (работ, услуг) при таких расчетах. Не признается оплатой товаров (работ, услуг) выдача покупателем-векселедателем собственного векселя. Однако передача налогоплательщиком права требования третьему лицу на основании договора или в соответствии с законом, а также оплата покупателем-векселедателем (либо иным лицом) указанного векселя рассматриваются как оплата товаров (работ, услуг).


Определение налоговой базы по договорам поручения,
комиссии или агентским договорам и договорам цессии


Пунктом 19 инструкции N 39 (в ред. последующих изменений и дополнений) установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) через посредников по договорам комиссии или поручения плательщиками НДС являются как комиссионеры (или поверенные), так и комитенты (или доверители).

Облагаемым оборотом у комитента (или доверителя) является стоимость товаров, передаваемых комиссионеру (или поверенному) без НДС.

Облагаемым оборотом у комиссионера (или поверенного) является стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых покупателям, исходя из применяемых цен без включения в них НДС.

В случае реализации комиссионером (или поверенным) товаров (работ, услуг) без участия в расчетах облагаемым оборотом у него является сумма комиссионного вознаграждения.

Статьями 155 и 156 части второй НК РФ указаны особенности определения налоговой базы при договорах финансирования под уступку денежного требования или уступки требования (цессии), а также по договорам поручения, договорам комиссии или агентским договорам. При проведении операций, связанных с предоставлением услуг финансирования под уступку денежного требования, а также при реализации новым кредитором, получившим указанное требование, финансовых услуг датой реализации таких услуг считается день последующей уступки этого требования или исполнения должником данного требования.

Порядок определения объекта и налогообложения при заключении договоров цессии ранее регулировался письмами и разъяснениями различных министерств и ведомств, которые не носили нормативного характера и, следовательно, не могли использоваться в качестве аргументов и доказательств в судебных органах при рассмотрении налоговых споров.

Налоговая база при осуществлении деятельности на основании договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров определяется как сумма доходов, полученных в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении указанных договоров. Следует иметь в виду, что при реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров оказываемые услуги по таким договорам подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

При исчислении налогооблагаемой базы по договорам финансирования под уступку денежного требования или уступки требования следует учитывать следующие особенности.

1. При уступке требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (не освобождаются от налогообложения), или переходе указанного требования к другому лицу на основании закона налоговая база определяется в соответствии с порядком определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг), установленным ст.154 части второй НК РФ.

2. При реализации новым кредитором, получившим требование, финансовых услуг, связанных с уступкой требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению, налоговая база определяется как сумма превышения сумм дохода, полученного новым кредитором при последующей уступке требования или прекращении соответствующего обязательства, над суммой расходов на приобретение указанного требования.

3. При реализации новым кредитором, получившим требование, иных финансовых услуг, связанных с требованиями, являющимися предметом уступки, налоговая база определяется в порядке, установленном ст.154 части второй НК РФ.


Доходы, полученные в иностранной валюте


Пунктом 25 инструкции N 39 определено, что при реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту уплата налога в бюджет осуществляется в рублевом эквиваленте по курсу Банка России, действующему на день уплаты налога.

Зачет (возмещение) сумм налога, уплаченного поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы (выполненные работы, оказанные услуги) в иностранной валюте, производится в рублевом эквиваленте по курсу Банка России на день оплаты поставщику товаров (работ, услуг), включая НДС.

В соответствии со ст.153 части второй НК РФ с 1 января 2001 г. выручка, полученная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату реализации товаров (работ, услуг). Расходы, произведенные в иностранной валюте, учитываются в рублевом эквиваленте по курсу Банка России на дату фактического их осуществления.


Порядок исчисления налога финансово-кредитными учреждениями


Особенности исчисления НДС по операциям, осуществляемым финансово-кредитными учреждениями, в настоящее время изложены в разделе XIV инструкции N 39 (в ред. последующих изменений и дополнений).

В соответствии с действующим в настоящее время порядком исчисления НДС банками сумма налога, подлежащего взносу в бюджет, вычисляется одним из следующих методов:

при ведении раздельного бухгалтерского учета как облагаемых, так и не облагаемых операций и соответственно расходов по таким операциям - как разница между суммами налога, полученными по операциям, облагаемым данным налогом, и суммами налога, уплаченными кредитной организацией по приобретенным товарам (работам, услугам), стоимость которых входит в состав расходов, включаемых в себестоимость оказываемых банками услуг, в части, приходящейся на облагаемые обороты;

при невозможности обеспечения раздельного учета к зачету из общей суммы уплаченного налога принимается налог в размере, соответствующем удельному весу доходов, полученных от облагаемых операций и услуг, в общей сумме доходов банка за отчетный период. Оставшаяся часть налога на добавленную стоимость, приходящаяся на приобретенные материальные ценности, относится на затраты банка;

при удельном весе доходов, полученных от выполнения операций, облагаемых НДС, в общей сумме доходов банка за отчетный период менее 5% суммы НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), относятся в полном объеме на расходы кредитной организации. Суммы налога, полученные от выполнения операций, облагаемых данным налогом, подлежат перечислению в бюджет также в полном объеме.

С 1 января 2001 г. в соответствии со ст.170 части второй НК РФ суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций в случае использования указанных товаров (работ, услуг) при производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

В случае частичного использования покупателем приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению, а частично - в производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых освобождены от налогообложения, суммы налога, предъявленные продавцом указанных приобретенных товаров (работ, услуг), включаются в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций, или подлежат налоговому вычету в той пропорции, в которой указанные приобретенные товары (работы, услуги) используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения). Указанная пропорция определяется исходя из стоимости товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общем объеме выручки от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный налоговый период.

Это положение не применяется в отношении тех налоговых периодов, в которых доля товаров (работ, услуг), используемых для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению, не превышает 5% (в стоимостном выражении) общей стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг), используемых для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг). При этом все суммы налога, предъявленные продавцами указанных товаров (работ, услуг) в таком налоговом периоде, подлежат вычету.

Кроме того, банки (кредитные организации) имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций, суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом вся сумма налога, полученная по операциям, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет.

Однако следует иметь в виду, что не все уплаченные кредитной организацией суммы НДС учитываются в целях налогообложения. Как и сейчас, суммы НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), не подлежащим отнесению к расходам, включаемым в себестоимость оказываемых банками услуг и иных расходов, учитываемых при расчете базы для уплаты налога на прибыль, должны покрываться за счет прибыли, остающейся в распоряжении банков после уплаты налогов и других обязательных платежей.


Перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога


Пунктом 12 раздела V инструкции N 39 (в ред. последующих изменений и дополнений) предусмотрено освобождение от НДС банковских операций, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 03.02.96 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" (в ред. последующих изменений и дополнений), за исключением операций по инкассации.

К таким операциям относятся:

1. Привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок).

2. Размещение указанных выше привлеченных средств от своего имени и за свой счет.

3. Открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц.

4. Осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам.

5. Кассовое обслуживание физических и юридических лиц.

6. Купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах.

7. Привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.

8. Выдача банковских гарантий.

Указанная льгота не распространяется на следующие сделки кредитных организаций:

выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с юридическими и физическими лицами;

осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

лизинговые операции;

оказание консультационных и информационных услуг.

Кроме того, не подлежат налогообложению операции, связанные с обращением валюты, денег, банкнот, являющихся законными средствами платежа (кроме использования в целях нумизматики), а также ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов, векселей и др.), кроме брокерских и других посреднических услуг. Исключение представляют операции по изготовлению и хранению указанных платежных средств и бумаг, по которым налог взимается.

С 1 января 2001 г. в соответствии с п.3 ст.149 части второй НК РФ к банковским операциям (за исключением инкассации), освобождаемым от налогообложения, отнесены следующие:

1. Привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады.

2. Размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет.

3. Открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц.

4. Осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам.

5. Кассовое обслуживание организаций и физических лиц.

6. Купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты).

7. Привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.

8. Выдача банковских гарантий.

9. Выдача поручительства за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме.

10. Осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы "клиент-банк", включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала.

12. Осуществление отдельных банковских операций организациями, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе их совершать без лицензии Банка России.

В новый перечень, вводимый в действие с 1 января 2001 г., вошла часть операций, подлежащих в настоящее время включению в налогооблагаемую базу по НДС, таких, как:

оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты;

выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы "клиент-банк", включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего эту систему персонала.

Законодательное решение вопросов об уплате НДС по посредническим операциям банков, связанным с приобретением иностранной валюты, а также по предоставляемой кредитными учреждениями услуги по установке системы "клиент-банк", безусловно, имеет большое значение, поскольку ранее эти вопросы вызывали много споров и не раз становились предметом судебных разбирательств.


Ставки налога


Размер налоговой ставки сохранился на прежнем уровне 20% (16,67% - расчетная налоговая ставка). Сумма налога будет исчисляться аналогично действующему в настоящее время порядку, т.е. исходя из налогооблагаемой базы и соответствующей налоговой ставки.


Порядок расчетов за реализуемые товары (работы, услуги)


Не изменился и порядок расчетов за реализуемые товары (работы, услуги): в расчетных документах, первичных учетных документах и в счетах-фактурах соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.

При реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных выше документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".


Оформление счетов-фактур


Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.96 г. N 914 "Об утверждении Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (в ред. последующих изменений и дополнений) установлено, что плательщики НДС при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг) как облагаемых, так и не облагаемых налогом составляют счета-фактуры.

Счета-фактуры не составляются налогоплательщиками по операциям с ценными бумагами (кроме брокерских и иных посреднических услуг), а также банками (кредитными организациями) по операциям (сделкам), не облагаемым НДС. Счета-фактуры не позднее десяти дней с даты отгрузки товара (выполнения работы, оказания услуги) представляются продавцом покупателю.

С 1 января 2001 г. счет-фактура, являющийся документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, выставляется покупателю не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).

Пунктом 4 ст.169 части второй НК РФ предусмотрено, что счета-фактуры не составляются банками по банковским операциям, не подлежащим налогообложению, а также по операциям реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг).


Сроки уплаты налога и представления расчетов


Пунктом 30 раздела X инструкции N 39 (в ред. последующих изменений и дополнений) установлены следующие сроки уплаты налога и представления расчетов:

для кредитных организаций со среднемесячными платежами от 3000 руб. до 10 000 руб. уплата налога производится ежемесячно исходя из фактических оборотов по реализации за истекший календарный месяц в срок не позднее 20 числа следующего месяца (при этом кредитные организации со среднемесячными платежами более 10 000 руб. уплачивают по срокам 15-го, 25-го и 5-го числа следующего месяца декадные платежи в размере одной трети суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет по последнему месячному расчету с последующим перерасчетом по сроку 20-го числа месяца, следующего за отчетным, исходя из фактических оборотов по реализации);

для кредитных организаций со среднемесячными платежами налога до 3000 руб. уплата налога производится ежеквартально исходя из фактических оборотов по реализации за истекший квартал в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Расчеты по НДС представляются кредитными организациями в налоговые органы в сроки, установленные для уплаты налога за отчетный период.

Статьей 163 части второй НК РФ с 1 января 2001 г. введен единый налоговый период по налогу на добавленную стоимость - календарный месяц.

Сроки уплаты налога в бюджет зависят от размера ежемесячной выручки от реализации товаров (работ, услуг), а не от размера среднемесячного платежа в бюджет по налогу, как сейчас.

Налогоплательщиками с ежемесячным в течение квартала объемом выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж, не превышающей 1 млн руб., уплату налога в бюджет производят ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Остальные плательщики налога уплачивают налог ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

Внесение в бюджет налогоплательщиками авансовых платежей по НДС не предусмотрено.

Статьей 174 части второй НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.


Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика


Статьей 145 части второй НК РФ предусмотрена возможность, при которой банки, имеющие в течение предшествующих трех последовательных налоговых периодов величину налогооблагаемой базы по операциям, являющимся объектом налогообложения, не превышающую 1 млн руб. (без учета НДС и налога с продаж), могут быть освобождены от уплаты НДС.

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков при соблюдении вышеуказанных условий производится на срок, равный двенадцати последовательным налоговым периодам, при условии представления в налоговый орган по месту учета следующих документов:

письменного заявления с просьбой об освобождении;

сведений, подтверждающих право на такое освобождение (имеются в виду сведения, подтверждающие, что налогооблагаемая база по НДС в течение трех последовательных периодов, предшествующих периоду, в котором подано заявление на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков), не превышала 1 млн руб.

Указанные документы должны быть представлены в налоговый орган не позднее 20-го числа того налогового периода, начиная с которого кредитная организация претендует на освобождение. Решение об освобождении принимается в течение 10 дней со дня представления всех необходимых документов.

При освобождении кредитной организации от обязанностей налогоплательщика по НДС все расчетные, первичные учетные документы и счета-фактуры оформляются без выделения соответствующих сумм налога. На этих документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".


Г.А. Грузина,

советник налоговой службы III ранга



Журнал "Аудиторские ведомости"


Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

Международный еженедельник "Финансовая газета"

Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"

Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.

Свидетельство о регистрации N 015676

Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.