Организация проводила капитальный ремонт своих зданий, а также выполняла строительно-ремонтные работы, связанные с частичной реконструкцией помещений и с увеличением производственных площадей. Работы выполнялись согласно заключенным договорам подряда между организацией и строительной фирмой, которые предусматривают, что локальные сметы на производство строительно-ремонтных работ отсутствуют и договорная цена остается открытой. Оплату за услуги строительной фирмы организация производит ежемесячно за фактически выполненный объем работ. Постановлением главы местной районной администрации разрешено проведение капитального ремонта существующих зданий с частичным изменением фасадов с целью увеличения производственных площадей. Но данная организация проектно-сметную документацию не оформляла в проектном учреждении и имеет лишь исполнительные чертежи МУП "Архитектура". Поэтому строительно-ремонтные работы проводились методом единомоментных поручений с подведением помесячного итога фактически выполненных работ строительной фирмой, составлением акта приема работ, а также справки "О стоимости выполненных работ и затрат" по ф. N 3.
Вправе ли организации выполнять данные работы без проектно-сметной документации?
Являются ли указанные договоры договорами подряда?
Должна ли организация иметь лицензию на осуществление работ, связанных с частичным изменением фасада зданий с целью увеличения производственных площадей как заказчик-застройщик?
Выполнение каких-либо строительных работ осуществляется согласно договору строительного подряда. В соответствии со ст.740 ГК РФ договором строительного подряда считается договор на строительство или реконструкцию предприятия, здания, сооружения или иного объекта, заключенного между заказчиком и подрядчиком.
Согласно ст.743 ГК РФ строительство и связанные с ним выполняемые работы должны осуществляться в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и др., а также со сметой, определяющей цену работ. Оплата осуществляется путем перечисления сумм, указанных в справке ф. Ф-3 и Ф-1 в соответствии с условиями, определенными договором строительного подряда.
Согласно договорам о строительстве, где организация выступала в роли заказчика, а строительная фирма - в роли подрядчика, организация проводила капитальный ремонт существующих зданий за счет собственных финансовых ресурсов, а именно выполняла строительно-ремонтные работы, связанные с частичной реконструкцией помещений и с увеличением производственных площадей. Учитывая изложенное, плательщик должен был проводить реконструкцию и техническое перевооружение своего предприятия по проектам и сметам на отдельные объекты и виды работ.
Кроме того, указанные договоры не могут считаться договорами строительного подряда, так как заказчиком и подрядчиком были нарушены требования, предъявляемые к договорам подряда на строительство, т.е. нарушены нормы ГК РФ.
Статьей 17 Федерального закона от 25.09.98 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2000 г. N 326 "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено лицензирование деятельности по проектированию зданий и сооружений. Согласно постановлению правительства Московской области от 28.08.97 г. N 69 "Об утверждении Порядка лицензирования строительной деятельности на территории Московской области", действующему в части, не противоречащей указанному Закону и постановлению Правительства Российской Федерации, лицензированию подлежит капитальный ремонт зданий и сооружений.
Заключать договор на ремонтно-строительные работы можно только при наличии лицензии у строительной организации. Организация как заказчик должна иметь лицензию на выполнение функций заказчика, а строительная фирма как подрядчик, осуществляющая строительные работы, - лицензию на осуществление строительной деятельности.
Ю. Казмирчук
Управление МНС России по Московской области
23 февраля 2001 г.