Ответственность за нарушения в сфере производства и оборота спирта и спиртосодержащей продукции (М. Михайлов, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 9, февраль 2001 г.)

Ответственность за нарушения в сфере производства
и оборота спирта и спиртосодержащей продукции


Деятельность аптечных учреждений нередко связана с необходимостью осуществлять оборот этилового спирта и спиртосодержащих лечебных средств, использовать их для изготовления новых лекарственных форм. Производство и оборот этилового спирта и произведенной на его основе продукции контролируются и регламентируются государством. Согласно п.3 ст.1 Федерального закона от 22.11.95 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" (в ред. Федерального закона от 7.01.99 г. N 18-ФЗ) (далее - Закон N 171-ФЗ) действие настоящего Закона не распространяется на деятельность организаций, связанную с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также деятельность аптечных учреждений, связанную с изготовлением средств по индивидуальным рецептам, в том числе гомеопатических препаратов, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти.

Такая формулировка исключает из сферы действия Закона деятельность аптечных учреждений по производству и обороту лекарственных средств, включенных в упомянутый Государственный реестр, а также изготовленных по индивидуальным рецептам врачей. Аптеки на производство и оборот данных лекарственных средств должны иметь соответствующую лицензию органов Минздрава России.

Однако из сферы действия Закона N 171-ФЗ не исключается деятельность аптечных учреждений, связанная с изготовлением средств по требованиям лечебных организаций, и это создает трудности при поставках аптеками в адрес больниц, лечебно-профилактических и других медицинских учреждений нефармакопейного этилового спирта и спиртосодержащих лекарственных форм, не включенных в Государственный реестр этих средств. При поставках по требованиям лечебных организаций нефармакопейного этилового спирта, а также спиртосодержащих средств, не включенных в Государственный реестр, аптеки должны иметь лицензию на поставки спирта или спиртосодержащих средств, выдаваемую в соответствии с Законом N 171-ФЗ.

Таким образом, из сферы действия данного Закона выведен оборот нефармакопейного спирта и не указанных в Государственном реестре спиртосодержащих средств только в том случае, если спирт и эти средства изготовлены по индивидуальным рецептам, а не по требованиям лечебных организаций. Конечно, требования лечебных организаций фактически выполняют функции рецепта, однако в Законе речь идет об индивидуальных рецептах, и до внесения соответствующих изменений в Закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" требования лечебных организаций не могут служить основанием для исключения оборота спирта или спиртосодержащих средств из сферы действия данного Закона.

Рассмотрим типичные ситуации, которые могут возникнуть при работе аптечных учреждений со спиртом и спиртосодержащими лекарственными средствами.

Аптека получает нефармакопейный этиловый спирт и, не меняя его концентрации, реализует лечебному учреждению по его требованиям. К сожалению, в этом случае аптека обязана иметь лицензию согласно Закону N 171-ФЗ, так как в ст.18 этого Закона поставки этилового спирта (кроме фармакопейного) указаны среди видов деятельности, подлежащих лицензированию. Хранение нефармакопейного спирта данным Законом также отнесено к видам деятельности, для осуществления которой требуется лицензия.

Ситуация не изменяется и тогда, когда аптека производит розлив этого нефармакопейного спирта в другую тару, так как для производства фармакопейного спирта также нужна лицензия. Только это уже будет лицензия на производство этилового спирта.

Наличие во всех указанных случаях лицензий Минздрава России не освобождает от необходимости получать лицензии в соответствии с Законом N 171-ФЗ. Сказанное в равной степени относится и к аптечным складам, и к аптекам. Если аптечный склад или аптека разливают нефармакопейный этиловый спирт в тару покупателя, они все равно обязаны иметь лицензию на поставки этилового спирта. В данном случае спорным является вопрос о том, будет ли розлив в тару покупателя процессом производства, но нельзя отрицать того, что отпуск нефармакопейного спирта в тару покупателя по требованиям лечебных организаций является поставкой, а для поставок нефармакопейного спирта требуется лицензия согласно указанному Закону. Факт отпуска нефармакопейного спирта по требованиям лечебных организаций не исключает его оборот из сферы действия этого Закона.

Возможна и такая ситуация, когда аптека получает с аптечного склада фармакопейный этиловый спирт и изготавливает из него другие лекарственные формы, включенные в Государственный реестр (например, фармакопейный этиловый спирт другой концентрации). Фармакопейный этиловый спирт включен в Государственный реестр, и, следовательно, его оборот исключен из сферы действия Закона N 171-ФЗ. Для проведения таких операций аптека должна иметь только соответствующую лицензию органов Минздрава России.

Аптека может получить со склада и нефармакопейный этиловый спирт, но перед поставкой его по требованиям лечебных учреждений довести до фармакопейной концентрации либо реализовать, не меняя концентрации, по индивидуальным рецептам. Лицензия, предусмотренная Законом N 171-ФЗ, в данном случае аптеке не требуется, поскольку действие настоящего Закона не распространяется на деятельность организаций, связанную с производством и оборотом фармакопейного этилового спирта, а также любых лекарственных форм по индивидуальным рецептам. Оборота же нефармакопейного этилового спирта в рассматриваемой ситуации нет (в соответствии со ст.18 данного Закона получение нефармакопейного спирта без его дальнейшей поставки другим организациям не требует лицензирования, так как в итоге аптека передает уже фармакопейный спирт или реализует спирт по индивидуальным рецептам, на что опять же не распространяется действие указанного Закона). Наличие лицензии Минздрава России при этом обязательно. То же относится и к случаям расфасовки аптекой фармакопейного спирта в другую тару, в том числе и в тару покупателя.

Гораздо менее распространен вариант, когда аптека полученный нефармакопейный этиловый спирт использует для производства лекарственных спиртосодержащих средств, не включенных в Государственный реестр. В этой ситуации все будет зависеть от того, изготавливаются эти лекарственные средства по индивидуальным рецептам или по требованиям лечебных организаций. В первом случае деятельность по производству таких средств не подпадает под действие Закона N 171-ФЗ, во втором - подпадает.

Согласно п.6 ст.18 Закона N 171-ФЗ федеральные лицензии на оборот этилового спирта выдаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. При этом не установлено каких-либо ограничений в зависимости от объема оборота, как это имеет место при лицензировании производства. Управления Министерства по субъектам Федерации могут лишь по поручению МНС России проводить обследования организаций на предмет соответствия условиям лицензирования. Данные лицензии необходимы тем аптечным учреждениям, которые осуществляют реализацию нефармакопейного этилового спирта по требованиям лечебных организаций в той же таре, в которой этот спирт был получен.

Согласно ст.3 Федерального закона от 8.01.98 г. N 5-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" лицензионный сбор за право закупки, хранения и оптовой продажи этилового спирта, включая спиртосодержащие растворы, установлен в размере 500 минимальных размеров оплаты труда (с 1 января 2001 г. - 100 руб.), т.е. необходимо уплатить лицензионный сбор в размере 50 000 руб. Эту сумму следует уплачивать ежегодно в течение всего периода действия лицензии.

Рассмотрим теперь ситуацию, когда аптека перед поставками нефармакопейного этилового спирта производит его розлив в другую тару (в том числе и в тару покупателя). Пунктом 7 ст.18 Федерального закона N 18-ФЗ субъектами Российской Федерации выдаются лицензии на производство и оборот этилового спирта с объемом указанного оборота в пересчете на абсолютный алкоголь не более 0,02 млн декалитров в год (т.е. не более 2 млн л). На объем свыше 0,02 млн дал. в год лицензии выдаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Очевидно, что объемы производства и оборота нефармакопейного спирта в аптеках намного меньше 2 млн. в год, и за получением соответствующих лицензий на производство нужно обращаться в органы исполнительной власти субъектов Федерации, которым поручено осуществлять лицензирование производства этилового спирта в регионах. Каждый субъект Федерации вправе сам определить этот орган. Например, в Москве это Лицензионная палата г. Москвы, а в Московской области - Министерство экономики Московской области. Размер лицензионного сбора при этом тот же - 500 минимальных размеров оплаты труда в год.

Крупные аптечные склады могут позволить себе иметь такие лицензии и уплачивать лицензионные сборы. Однако возникает вопрос о целесообразности получения таких лицензий обычной аптекой, если сумма, полученная в результате оборота или производства нефармакопейного этилового спирта, у нее намного меньше суммы сбора, которую необходимо уплатить. Ответ достаточно прост: если в аптеку все-таки поступает нефармакопейный этиловый спирт, перед отправкой лечебным учреждениям его необходимо довести до фармакопейной концентрации. В этом случае реализация этилового спирта не будет подпадать под действие Закона N 171-ФЗ. Отпадает необходимость получения лицензий на производство или оборот этилового спирта и уплаты лицензионного сбора за их выдачу.

Конечно, с точки зрения налогового законодательства доведение этилового спирта до фармакопейной концентрации рассматривается как производство (п.3 ст.182 части второй НК РФ), но сумма начисленного акциза будет намного меньше сумм лицензионных сборов. К тому же аптека сможет ее существенно уменьшить за счет вычетов суммы акциза по спирту, уплаченной поставщикам спирта, в случае ее выделения отдельной строкой в расчетных и платежных документах. Поскольку ставки акцизов по спирту установлены НК РФ в расчете на 1 л безводного этилового спирта, сумма акциза, выделенная поставщиками в расчетных и платежных документах, теоретически должна быть равна начисленной сумме акциза по этому спирту, т.е. в итоге по налоговым декларациям не должны причитаться к уплате аптекой суммы акцизов.

В соответствии с п.9 ст.18 Закона N 171-ФЗ лицензии на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции выдаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6.12.99 г. N 1344 утверждено Положение о лицензировании деятельности по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции. Согласно этому Положению Министерство Российской Федерации по налогам и сборам выдает федеральные лицензии на осуществление деятельности по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции, имеющей в своем составе этиловый спирт, произведенный из непищевого сырья или содержащий денатурирующие добавки. Лицензирующие органы субъектов Российской Федерации выдают такие лицензии в случае производства спиртосодержащей непищевой продукции из конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей государственным стандартам и техническим условиям, или при переработке отходов производства этилового спирта и алкогольной продукции.

Разумеется, к упомянутой продукции нельзя отнести изготовляемые аптеками спиртосодержащие средства, не включенные в Государственный реестр, так как они в основном изготовляются из пищевого спирта и не содержат денатурирующих добавок. Таким образом, данным постановлением не определены органы, уполномоченные выдавать лицензии на изготовление аптеками спиртосодержащих средств, не включенных в Государственный реестр, и поэтому до внесения соответствующих изменений в указанное постановление на осуществление данного вида деятельности лицензии не выдаются. Соответственно аптеки не могут быть привлечены к ответственности за их отсутствие.

Рассмотрим вопросы об ответственности аптечных учреждений в случаях, когда им необходимо иметь лицензии (при производстве или поставках нефармакопейного этилового спирта).

Сфера действия Федерального закона от 8.07.99 г. N 143-ФЗ "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 143-ФЗ) аналогична сфере действия Закона N 171-ФЗ, т.е. он не распространяется на деятельность организаций по производству и обороту лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также деятельность аптечных учреждений, связанную с изготовлением средств по индивидуальным рецептам, в том числе гомеопатических препаратов, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти. В данном Законе нет также упоминания о том, что его действие не распространяется на оборот лекарственных средств, не включенных в Государственный реестр, в том случае, если их отпуск осуществляется по требованиям лечебных организаций.

Статьей 2 Закона N 143-ФЗ установлена административная ответственность за деятельность по обороту этилового спирта и спиртосодержащей продукции, осуществляемую без соответствующей лицензии. Это влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда. В соответствии со ст.13 данного Закона административный штраф накладывается руководителями налоговых органов. Следует обратить внимание на то, что штраф накладывается не на руководителя организации-нарушителя, а на саму организацию (юридическое лицо), и она же должна уплачивать штраф. При этом уплата штрафа не освобождает организацию от необходимости иметь лицензию на последующие после наложения штрафа операции по производству или обороту спирта и спиртосодержащей продукции, подлежащей лицензированию в соответствии с Законом N 171-ФЗ.

Согласно ст.6 Федерального закона от 8.07.99 г. N 143-ФЗ закупка этилового спирта юридическим лицом (организацией), не имеющим квот на его закупку, а также закупка этилового спирта в объемах, превышающих квоты, влечет за собой наложение административного штрафа от 300 до 1000 минимальных размеров оплаты труда. Штраф налагается также налоговыми органами. Естественно, в этом случае применительно к аптекам речь может идти только о нефармакопейном этиловом спирте.

Согласно ст.7 Закона N 143-ФЗ розничная продажа юридическим лицом (организацией) и индивидуальным предпринимателем этилового спирта, а также лекарственных или лечебно-профилактических средств, содержащих этиловый спирт (за исключением розничной продажи этих средств при осуществлении деятельности юридических лиц (организаций), на которую не распространяется данный Закон) влечет за собой наложение административного штрафа от 300 до 500 минимальных размеров оплаты труда. Административный штраф может быть наложен органами внутренних дел и налоговой полицией.

Таким образом, ст.7 может быть применена к аптечному учреждению в том случае, если оно будет отпускать в розницу населению без рецепта нефармакопейный этиловый спирт и спиртосодержащие средства, не включенные в Государственный реестр лекарственных средств. Поставки указанных средств в лечебные организации под эту статью подпадать не будут. Однако эта статья распространяется на парфюмерно-косметическую продукцию (в том числе на бальзамы), если эта продукция не прошла государственную регистрацию в установленном порядке в Минздраве России. Такая регистрация - основное условие соблюдения законности розничной торговли парфюмерно-косметической продукцией, поскольку лицензирование розничной торговли спиртосодержащей непищевой продукцией, в том числе парфюмерно-косметической, законодательством не предусмотрено.

Кроме того, необходимо учитывать, что ст.11 Закона N 143-ФЗ установлена административная ответственность за искажение и (или) непредставление организациями в установленные сроки деклараций об объеме производства или оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции в виде наложения штрафа от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда. Штраф в соответствии со ст.13 данного Закона налагается налоговыми органами.

Налоговым органам необходимо представлять следующие декларации об объемах: производства и оборота этилового спирта; использования этилового спирта; оборота этилового спирта; поставки этилового спирта; поступления этилового спирта. Формы данных деклараций и сроки их представления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.99 г. N 564. Данное постановление издано в соответствии с Законом N 171-ФЗ и для аптек и аптечных складов распространяется на нефармакопейный этиловый спирт и спиртосодержащие средства, не включенные в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения и отпускаемые без индивидуальных рецептов.

Налоговые органы могут дополнительно затребовать также декларации по производству и обороту фармакопейного этилового спирта, а также спиртосодержащих лекарственных средств, включенных в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения или отпускаемых по индивидуальным рецептам, могут затребовать любую другую информацию, касающуюся финансово-хозяйственных операций по спирту, спиртосодержащим лекарственным средствам. Однако при этом налоговые органы будут руководствоваться уже не постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.99 г. N 564, а действовать на основании Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым налоговым органам предоставлено право получать от налогоплательщиков документы и сведения, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Для получения таких сведений необходим предварительный запрос налогоплательщику. При этом налоговые органы уже не имеют права наложить на аптеку штраф в соответствии с Законом N 143-ФЗ. Впрочем, в данной ситуации налоговые органы могут применить ч.1 ст.126 НК РФ, предусматривающую за непредставление налоговому органу сведений по его запросу ответственность в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Большое значение имеет и вопрос о том, какие документы аптекам и аптечным складам следует представлять при проверках легальности оборота этилового спирта и спиртосодержащих средств. Прежде всего необходимо предъявить все лицензии, имеющиеся у аптечного учреждения, а также представить подтверждение того, что реализуемые аптекой препараты включены в Государственный реестр (или не включены в него). При проверке можно потребовать предъявить индивидуальные рецепты на спирт и спиртосодержащие средства, не включенные в данный Реестр. Следует обратить внимание на несоответствие одногодичного срока хранения индивидуальных рецептов, установленного Минздравом России, и трехлетнего периода проверки бухгалтерских и финансовых документов, предусмотренного НК РФ. Для аптек крайне важно хранить рецепты на спирт и спиртосодержащие препараты в течение трех лет. Таким образом они могут подтвердить право на оборот этих средств без уплаты по ним акцизов и без наличия лицензий, предусмотренных Законом N 171-ФЗ.

В настоящее время не существует единого комплекта документов, подтверждающих легальность оборота спиртосодержащей непищевой продукции. В каждом конкретном случае могут понадобиться разные документы. Достаточно сложным является вопрос об обязанности аптек представлять при проверках счета-фактуры, накладные и другие документы первичного учета по спирту и спиртосодержащим средствам, в частности, сотрудникам органов внутренних дел. Но именно органам внутренних дел подведомственны дела о законности розничной продажи этилового спирта и спиртосодержащих средств. А для решения вопроса правомерности реализации этих средств могут потребоваться счета-фактуры, накладные, подтверждающие, что товар находится в аптеке на законных основаниях.


М. Михайлов,

советник налоговой службы II ранга



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение