Бухгалтерский учет и налогообложение операций по реализации лотерейных билетов (М.Н.Талалаева, "Консультант бухгалтера", N 12, декабрь 2000 г.)

Бухгалтерский учет и налогообложение операций по реализации
лотерейных билетов


Порядок проведения лотерей в Российской Федерации регулируется гражданским законодательством. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 1063 ГК РФ отношения между организаторами лотерей и участниками игр основаны на договоре, который оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции или иного документа.

Чаще всего организаторы лотерей не занимаются реализацией лотерейных билетов самостоятельно, а привлекают для этого сторонние организации (физических лиц) - посредников.

Как правило, отношения между организаторами лотерей и распространителями лотерейных билетов строятся на основе договора комиссии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

В свою очередь организация-комиссионер, заключившая договор комиссии на реализацию лотерейных билетов с организатором лотереи (комитентом), вправе, если иное не предусмотрено договором комиссии, передать свои обязанности по распространению лотерейных билетов другим юридическим или физическим лицам, заключив с ними договор субкомиссии.

Возможность заключения договора субкомиссии предусмотрена статьей 994 ГК РФ, согласно пункту 1 которой комиссионер вправе в целях исполнения этого договора заключить договор субкомиссии с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субкомиссионера перед комитентом. При этом по договору субкомиссии комиссионер приобретает в отношении субкомиссионера права и обязанности комитента.

Основным документом, определяющим условия учреждения, регистрации и проведения лотерей на территории Российской Федерации, является Временное положение о лотереях в Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 19 сентября 1995 г. N 955 "Об упорядочении лотерейной деятельности в Российской Федерации".

В соответствии с этим Положением в каждой лотерее подлежат регистрации: авторское право на лотерею, право проведения лотереи и организатор лотереи.

Поскольку организации, занимающиеся лишь реализацией (распространением) лотерейных билетов, не являются авторами лотереи, а также не принимают участие в ее организации и проведении, их деятельность не подлежит государственной регистрации. На осуществление деятельности, связанной с реализацией лотерейных билетов, не требуется также получение соответствующего разрешения (лицензии), т.к. согласно статье 17 Федерального закона от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит только организация и проведение лотерей.

В Москве распространение лотерейных билетов осуществляется в соответствии с Порядком реализации лотерейной продукции на территории г.Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 21 марта 2000 г. N 192 (далее - Порядок реализации лотерейной продукции на территории г.Москвы).

Согласно указанному Порядку реализация лотерейной продукции на территории г.Москвы осуществляется в магазинах, кафе, ресторанах, специализированных киосках, банках и их филиалах, отделениях почтовой связи, автовокзалах, аэропортах, на железнодорожных вокзалах, автозаправочных станциях и других объектах инфраструктуры города, а также с помощью средств разносной торговли.

Разрешение на размещение некапитальных (нестандартных) объектов торговли лотерейной продукцией выдается префектурами административных округов в установленном порядке. Продажа лотерейной продукции с лотков и рук разрешается только в специально отведенных для этого местах. Места для разносной торговли утверждаются районными Управами с учетом обеспечения безопасного передвижения граждан и автотранспорта.

Выдача разрешений на право торговли лотерейной продукцией, определение количества пунктов продажи на территории метрополитена, в 25-метровой зоне от входов в метро, а также на вокзалах и на привокзальных территориях осуществляются руководителями соответствующих организаций. Контроль за соблюдением порядка реализации лотерейной продукции на территории г. Москвы осуществляется правоохранительными органами города.

Поскольку реализация лотерейных билетов участникам лотереи производится за наличные деньги в месте нахождения распространителя, речь пойдет о договоре комиссии с участием комиссионера в расчетах.

Исходя из этого опишем схему проводок, оформляемых организациями - распространителями лотерейных билетов при реализации билетов участникам лотереи как напрямую, так и через другие организации (физических лиц).

Согласно пункту 1 статьи 996 ГК РФ вещи, поступившие к комиссионеру от комитента, являются собственностью последнего.

Таким образом, лотерейные билеты, передаваемые организатором лотереи распространителю, не переходят в собственность распространителя и, соответственно, должны учитываться у него за балансом. В соответствии с Планом счетов (Инструкцией по применению Плана счетов) товары, принятые на комиссию, учитываются у комиссионера на забалансовом счете 004 "Товары, принятые на комиссию".

Реализация билетов распространителями осуществляется по номинальной стоимости, т.е. по стоимости, определенной организаторами лотереи и указанной на лотерейных билетах, что, в частности, подтверждается пунктом 2 Порядка реализации лотерейной продукции на территории г.Москвы. Следовательно, запись дебет счета 004, отражающая получение лотерейных билетов от организатора лотереи, оформляется предприятием-распространителем на сумму номинальной стоимости полученных билетов.

Рассмотрим вариант, при котором предприятие-распространитель реализует лотерейные билеты участникам лотереи самостоятельно - без посредников.

Реализация лотерейных билетов участникам лотереи оформляется в учете предприятия-распространителя проводками:

дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами") кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (счет аналитического учета предприятия-организатора лотереи) - на сумму стоимости реализованных билетов;

дебет счета 50 "Касса" (51 "Расчетный счет") кредит счета 62 (76) - на сумму денежных средств, полученную от реализации билетов.

Одновременно с указанными проводками оформляется запись:

кредит счета 004 - на сумму реализованных билетов.

Вознаграждение распространителю билетов устанавливается, как правило, в процентах от номинальной стоимости реализованных билетов. Начисление комиссионного вознаграждения отразится в учете предприятия-распространителя проводкой:

дебет счета 76 кредит счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" - на сумму стоимости оказанной посреднической услуги (комиссионного вознаграждения).

На сумму затрат предприятия-распространителя, связанных с реализацией билетов, оформляется проводка:

дебет счета 46 кредит счета 44 "Издержки обращения".

Полученные от участников лотереи денежные средства (за минусом причитающегося комиссионеру - распространителю билетов комиссионного вознаграждения) перечисляются комитенту - организатору лотереи:

дебет счета 76 кредит счета 51 - на сумму выручки от реализации лотерейных билетов (за минусом комиссионного вознаграждения).

В соответствии с действующим до конца 2000 г. подпунктом "з" пункта 1 статьи 5 Закона РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" продажа лотерейных билетов освобождается от налога на добавленную стоимость. По мнению Минфина РФ, изложенному в письмах от 31 июля 1996 г. N 04-03-07 и от 26 декабря 1997 г. N 04-03-05, при реализации лотерейных билетов на условиях договора комиссии комиссионное вознаграждение за реализацию лотерейных билетов, освобожденных согласно действующему налоговому законодательству от налога на добавленную стоимость, этим налогом также не облагается.

Однако, по нашему мнению, в упомянутой выше норме Закона речь идет об освобождении от НДС именно оборотов по реализации лотерейных билетов. А поскольку комиссионное вознаграждение представляет собой оборот по реализации посреднических услуг, то оно должно облагаться налогом в общеустановленном порядке. Этой точки зрения придерживаются и сотрудники налоговых органов.

Следует отметить, что согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ, с 1 января 2001 г. от налога на добавленную стоимость освобождается реализация на территории Российской Федерации лотерейных билетов лотерей, проводимых исключительно по решению Правительства РФ и (или) законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

По вопросу обложения лотерейных билетов, реализуемых за наличный расчет, налогом с продаж следует руководствоваться письмом МНС РФ от 31 декабря 1998 г. N ВГ-6-01/930@ "По отдельным вопросам исчисления и уплаты налога с продаж" (в ред. письма МНС РФ от 29 февраля 2000 г. N ВГ-6-03/161@). Согласно указанному письму лотерейный билет является свидетельством заключения договора между учредителями и участниками лотереи. В связи с этим продажа лотерейных билетов не может рассматриваться как реализация товаров (работ, услуг) и, следовательно, не подлежит обложению налогом с продаж.

Что касается налогообложения суммы комиссионного вознаграждения, являющегося результатом посреднической деятельности организаций, осуществляющих продажу (распространение) лотерейных билетов по договорам комиссии, то такое вознаграждение облагается налогом с продаж только в случае оплаты комитентом оказанных комиссионером услуг наличными.

Согласно пункту 33.4 Инструкции МНС РФ от 4 апреля 2000 г. N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" организации, предоставляющие посреднические услуги (по договору комиссии, поручения, агентскому договору), уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог от выручки, полученной от реализации посреднических услуг. При возмещении комитентом, доверителем, принципалом расходов по оплате работ, услуг, связанных с исполнением договора, возмещаемые суммы не включаются у организации в налогооблагаемую базу, если из первичных документов на указанные работы, услуги следует, что получателем работ, услуг является комитент, доверитель, принципал, а плательщиком - организация (комиссионер, поверенный, агент).

Рассмотрим схему проводок в ситуации, при которой предприятие-распространитель лотерейных билетов реализует их через посредников по договору субкомиссии.

В этом случае распространитель должен будет организовать учет поступающих от организатора лотереи билетов на забалансовом счете 004 в разрезе двух субсчетов, например:

субсчет 1 "Лотерейные билеты, полученные от организатора лотереи";

субсчет 2 "Лотерейные билеты, переданные субкомиссионеру".

Тогда при получении билетов от организатора лотереи в учете предприятия-распространителя будет сделана запись:

дебет счета 004, субсчет 1 "Лотерейные билеты, полученные от организатора лотереи" - на сумму номинальной стоимости полученных лотерейных билетов;

при передаче билетов субкомиссионеру:

кредит счета 004, субсчет 1 "Лотерейные билеты, полученные от организатора лотереи" и дебет счета 004, субсчет 2 "Лотерейные билеты, переданные субкомиссионеру" - на сумму номинальной стоимости лотерейных билетов, переданных субкомиссионеру.

При получении от субкомиссионера денежных средств за реализованные лотерейные билеты предприятие-распространитель оформляет следующую серию проводок:

дебет счета 50 (51) кредит счета 76 (счет аналитического учета предприятия-субкомиссионера) - на сумму выручки от реализации билетов, полученную от субкомиссионера (за минусом его комиссионного вознаграждения);

дебет счета 76 (счет аналитического учета субкомиссионера) кредит счета 76 (счет аналитического учета предприятия - организатора лотереи) - на сумму стоимости реализованных билетов.

Одновременно стоимость реализованных субкомиссионером лотерейных билетов списывается с забалансового счета 004:

вередит счета 004, субсчет 2 "Лотерейные билеты, переданные субкомиссионеру",

Начисление комиссионного вознаграждения, причитающегося предприятию-распространителю от организатора лотереи и субкомиссионеру от предприятия-распространителя, отражается в учете последнего проводками:

дебет счета 76 (счет аналитического учета предприятия-организатора лотереи) кредит счета 46 - на сумму выручки предприятия-распространителя от реализации посреднической услуги;

дебет счета 46 кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом" - на сумму НДС с комиссионного вознаграждения;

дебет счета 44 кредит счета 76 (счет аналитического учета субкомиссионера) - на сумму начисленного комиссионного вознаграждения субкомиссионеру (без НДС);

дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" кредит счета 76 (счет аналитического учета субкомиссионера) - на сумму НДС с комиссионного вознаграждения.

Перечисление выручки от реализации лотерейных билетов организатору лотереи оформляется проводкой:

дебет счета 76 (счет аналитического учета организатора лотереи) кредит счета 51 - на сумму перечисленных денежных средств (за минусом комиссионного вознаграждения).


М.Н.Талалаева


Журнал "Консультант бухгалтера"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.

Издается с сентября 1993 г.

Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112

Телефоны редакции: (495) 963-19-26

Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru

Адрес в Интернете - www.dis.ru


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.