Вопрос: По договору комиссии наше предприятие (комиссионер) обязалось закупить для торговой организации (комитента) партию товаров за определенное вознаграждение. Для закупки товаров торговая организация перечисляет нам необходимую сумму денежных средств. Права ли налоговая инспекция, требуя уплатить налог на добавленную стоимость с полной суммы полученных от комитента денежных средств, а не с суммы комиссионного вознаграждения? ("Консультант бухгалтера", N 12, декабрь 2000 г.)

По договору комиссии наше предприятие (комиссионер) обязалось закупить для торговой организации (комитента) партию товаров за определенное вознаграждение. Для закупки товаров торговая организация перечисляет нам необходимую сумму денежных средств.

Права ли налоговая инспекция, требуя уплатить налог на добавленную стоимость с полной суммы полученных от комитента денежных средств, а не с суммы комиссионного вознаграждения?


В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон о НДС) при осуществлении предприятиями посреднических услуг облагаемым оборотом является сумма дохода, полученная в виде надбавок, вознаграждений и сборов. Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о НДС в облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот включаются также любые получаемые предприятиями денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

Однако средства, полученные комиссионером от комитента, выданы последним для целей закупки товаров и не связаны с расчетами между комитентом и комиссионером за оказанную услугу по реализации товаров.

Согласно письму Госналогинспекции по г.Москве от 24 ноября 1997 г. N 11-13/30414 (со ссылкой на письмо Госналогслужбы РФ от 11 ноября 1997 г. N 03-4-09/1) суммы авансовых платежей, полученных комиссионером с участием в расчетах от комитента для обеспечения договора комиссии на приобретение товара для комитента, не должны облагаться налогом на добавленную стоимость, так как их перечисление можно рассматривать в режиме средств сумм по поручениям, а не в режиме средств, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

Некоторые работники налоговых органов полагают, что в связи со вступлением в силу Федерального закона от 2 января 2000 г. N 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" ситуация изменилась.

Налоговые органы ссылаются при этом на новую редакцию пункта 2 статьи 7 Закона о НДС, согласно которой сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет предприятиями, занимающимися закупкой и (или) продажей (перепродажей) товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения, определяется в виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммами налога на добавленную стоимость, фактически уплаченными поставщикам и (или) таможенным органам по поступившим (принятым к учету) товарам, предназначенным для продажи, и материальным ресурсам (выполненным работам, оказанным услугам), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Однако, если даже предположить, что под предприятиями, занимающимися закупкой товаров по договору комиссии, в данной норме закона имеются в виду комиссионеры (хотя, по нашему мнению, речь здесь идет о комитентах - предприятиях, в чью собственность переходят закупаемые товары), то комитент не является покупателем товаров по отношению к комиссионеру. В отношении комитента комиссионер осуществляет только реализацию посреднических услуг.

Кроме того, процитированный нами выше пункт 3 статьи 4 Закона о НДС, определяющий налогооблагаемый оборот для предприятий, осуществляющих посреднические услуги, изменений не претерпел.

Таким образом, комиссионер, осуществляющий согласно договору комиссии закупку товаров для комитента, должен уплачивать налог на добавленную стоимость только с суммы комиссионного вознаграждения.

Если же в ситуации, описанной в вопросе, часть полученных от комитента средств составляет комиссионное вознаграждение, оно подлежит налогообложению на общих основаниях как аванс, полученный в счет предстоящих расчетов за посредническую услугу, оказываемую комиссионером комитенту.

Рассмотрим пример. Согласно условиям договора комиссии комитент перечисляет на расчетный счет комиссионера сумму денежных средств, необходимую для закупки товаров (включая комиссионное вознаграждение), до исполнения комиссионером своих обязательств по договору. Сумма договора - 15 000 руб., в том числе комиссионное вознаграждение - 2250 руб.

В учете комиссионера будут оформлены проводки:

дебет счета 51 "Расчетный счет" кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - на сумму денежных средств, полученных от комитента и предназначенных для закупки материалов, - 12 750 руб.;

дебет счета 51 кредит счета 64 "Расчеты по авансам полученным" - на сумму комиссионного вознаграждения, полученную авансом, - 2250 руб.;

дебет счета 64 кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом" - на сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную с суммы поступившего аванса - 375 руб.


1 декабря 2000 г.


Журнал "Консультант бухгалтера"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.

Издается с сентября 1993 г.

Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112

Телефоны редакции: (495) 963-19-26

Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru

Адрес в Интернете - www.dis.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.