Вопрос: Негосударственное образовательное учреждение приходует средства, поступившие от родителей, на счете 96 "Целевые финансирование и поступления". Против этого налоговая инспекция не возражает, но все отраженные на этом счете средства приравнивает к выручке от реализации товаров (работ, услуг), и школа, таким образом, является плательщиком налогов на пользователей автомобильных дорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налога с продаж, хотя предпринимательской деятельностью никогда не занималась. В ходе проверок налоги доначисляются со всеми вытекающими последствиями. Правомерно ли это? ("Консультант бухгалтера", N 12, декабрь 2000 г.)

Негосударственное образовательное учреждение (платная школа) приходует средства, поступившие от родителей, на счете 96 "Целевые финансирование и поступления". Против этого налоговая инспекция не возражает, но все отраженные на этом счете средства приравнивает к выручке от реализации товаров (работ, услуг), и школа, таким образом, является плательщиком налогов на пользователей автомобильных дорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налога с продаж, хотя предпринимательской деятельностью никогда не занималась. В ходе проверок налоги доначисляются со всеми вытекающими последствиями.

В номере 9 "Консультанта бухгалтера" за 2000 год было дано разъяснение по этому вопросу: действительно, родительские взносы рассматриваются как целевые поступления, которые не являются выручкой от реализации и не подлежат налогообложению ни одним из налогов.

Однако начальник соответствующего отдела инспекции по налогам и сборам утверждает, что она не может согласиться с этим, так как у нее нет соответствующих указаний и разъяснений вышестоящих органов.

В каких документах могут содержаться такие указания и разъяснения?


Согласно пункту 1 статьи 50 части первой ГК РФ, некоммерческие организации не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.

В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Федерального закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (с последующими изменениями и дополнениями) платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

Средства, поступившие и израсходованные на образовательный процесс, являются целевыми, поэтому учитываются на счете 96 "Целевые финансирование и поступления". По кредиту его отражается поступление средств на образовательный процесс, а по дебету - их расходование на этот процесс.

Это соответствует Плану счетов (Инструкции по применению Плана счетов).

В ней говорится, что:

"Счет 96 "Целевые финансирование и поступления" предназначен для обобщения информации о движении средств, предназначенных для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения.

Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 96 "Целевые финансирование и поступления.

В дебет счета 96 "Целевые финансирование и поступления" с кредита соответствующих счетов списываются суммы, израсходованные на те или иные мероприятия".

Если по окончании учебного года дебетовый оборот счета 96 равен его кредитовому обороту в части средств, поступивших в оплату за обучение в данном году, это означает, что поступившие за обучение средства полностью израсходованы на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса, его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении, следовательно, деятельность образовательной организации не считается предпринимательской (см. вышеуказанное содержание пункта 2 статьи 46 Федерального закона РФ "Об образовании").

Следовательно, в этом случае не возникает процесса реализации. Следует отметить, что согласно пункту 3 статьи 40 Федерального закона РФ "Об образовании" образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов.

Из-за отсутствия объекта налогообложения (выручки от реализации), а также ввиду отсутствия предпринимательской деятельности не уплачивается налог на пользователей автомобильных дорог и местный налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Эти выводы подтверждаются разъяснениями Управления МНС РФ по г.Москве в связи с многочисленными вопросами. Разъяснения даны в письме от 28 июня 2000 г. N 06-08/26822 "О порядке исчисления и уплаты налогов на пользователей автодорог и на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы образовательными организациями (в ред. письма Управления МНС РФ по г.Москве от 4 июля 2000 г. N 06-08/25759).

В этом письме обосновывается, что только в случаях неполного реинвестирования дохода, полученного от платной образовательной деятельности, в данное образовательное учреждение деятельность его будет являться предпринимательской и доход, полученный от этой деятельности, будет облагаться налогом на пользователей автомобильных дорог и на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Это обоснование базируется на том, что в соответствии с Законом РФ от 18 октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) налог на пользователей автомобильных дорог уплачивается от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

Образовательным учреждениям льгот по уплате налога на пользователей автомобильных дорог вышеназванным Законом не установлено.

С учетом изложенного налоговые органы в своей контрольной работе исходили из того, что образовательные учреждения в объект обложения налогом на пользователей автомобильных дорог включают выручку от реализации продукции (работ, услуг), в том числе образовательных, вне зависимости от того, относится такая реализация к предпринимательской деятельности или нет.

Однако арбитражные суды в своей практике разрешения споров между налоговыми органами и образовательными учреждениями исходят из того, что в соответствии с пунктом 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Закон Российской Федерации "Об образовании" является федеральным законом прямого действия и применяется независимо от других норм налогового законодательства с учетом требований статьи 75 Конституции Российской Федерации. Указанные решения обжаловались налоговыми инспекциями в апелляционных и кассационных инстанциях, однако эти инстанции лишь подтверждали предыдущие судебные решения. Кроме того. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (письма от 22 июля 1999 г. N 4714/99, от 3 июня 1999 г. N С5-5/уп-618) также указал на неправомерность требований налоговых органов по уплате налогов образовательными учреждениями в части непредпринимательской деятельности.

Исходя из вышеизложенного и учитывая практику арбитражных судов. Управление МНС РФ по г.Москве отменило действие письма Государственной налоговой инспекции по г.Москве от 29 января 1998 г. N 30-08/2497 "О налоге на пользователей автомобильных дорог, на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы" в части исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, а в части налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы письмо применяется с учетом настоящих разъяснений. Письмо подписано заместителем руководителя Управления, государственным советником налоговой службы III ранга А.А.Глинкиным.

С позиции Закона РФ "Об образовании" негосударственное образовательное учреждение, получая плату за обучение от физических лиц, не должно быть плательщиком и налога с продаж, введенного с 1 июля 1999 года.

Поскольку указанное письмо имеет методологическое значение и использует практику арбитражных судов, его выводы, по нашему мнению, могут быть использованы и другими региональными Управлениями Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.


1 декабря 2000 г.


Журнал "Консультант бухгалтера"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.

Издается с сентября 1993 г.

Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112

Телефоны редакции: (495) 963-19-26

Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru

Адрес в Интернете - www.dis.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение