Вопрос: Предприятие по контракту с инопартнером получило оборудование. Поставщик осуществил шефмонтаж и обучение персонала. Для расчетов по контракту был взят валютный кредит сроком на 10 лет. В собственность оборудование переходит только после полной оплаты суммы контракта, однако поставщик предоставляет право российскому предприятию использовать смонтированное оборудование и получать доход с момента подписания актов на приемку-передачу работ. Как организовать учет принятого в эксплуатацию оборудования до перехода на него права собственности? Куда следует в данной ситуации отнести затраты по обучению персонала? ("Консультант бухгалтера", N 12, декабрь 2000 г.)

Предприятие по контракту с инопартнером (производитель и поставщик) получило оборудование. Поставщик произвел поставку оборудования, осуществил шефмонтаж и обучение персонала (за рубежом и в РФ). Для расчетов по контракту был взят валютный кредит сроком на 10 лет. График платежей по контракту соответствует срокам кредитования ВЭБ РФ. В собственность российского предприятия оборудование переходит только после полной оплаты суммы контракта, однако собственник (поставщик) предоставляет право российскому предприятию использовать смонтированное оборудование и получать доход с момента подписания актов на приемку-передачу работ и услуг по контракту.

Просим ответить на следующие вопросы:

1. Как организовать учет принятого в эксплуатацию оборудования до перехода на него права собственности?

2. Куда следует в данной ситуации отнести затраты по обучению персонала?

3. Каким образом организовать учет процентов, уплаченных за взятый кредит, после подписания акта-приемки объекта в эксплуатацию?

4. Каков порядок начисления (или неначисления) амортизации по таким объектам?

5. Порядок включения таких объектов в налоговую базу по налогу на прибыль и на имущество?

6. Возникают ли в этой ситуации объекты для начисления подоходного налога и налога с дохода иностранных лиц?


Для того, чтобы ответить на заданные вопросы, следует определиться, какой вид договора фактически заключен между поставщиком и покупателем, По ряду формальных признаков такой договор нельзя назвать договором купли-продажи. То обстоятельство, что расчеты по договору длятся в течение 10 лет, в отношении договора купли-продажи может быть расценено, либо как продажа в кредит, либо как продажа в рассрочку. Но в первом случае право собственности на приобретенный товар переходит к покупателю сразу после оплаты первого платежа, а продажа в рассрочку не предполагает использования объекта покупателем до окончания расчетов.

Таким образом, можно говорить о договоре аренды с правом выкупа через 10 лет. Если же договор заключен как договор купли-продажи, то мы рекомендовали бы его перезаключить, именно, как договор аренды - в противном случае у организации не будет формальных прав относить на себестоимость продукции (работ, услуг) затраты, связанные с эксплуатацией этого объекта.

В соответствии с пунктом 6.2 объект основных средств, полученный по договору аренды, арендатором учитывается на забалансовом счете (за исключением объектов в случаях, предусмотренных в договоре финансовой аренды) в оценке, принятой в договоре аренды.

То есть, после оформления акта приемки объекта в эксплуатацию следует оформить только одну проводку:

дебет счета 001 "Арендованные основные средства".

Арендные платежи в этом случае относятся на себестоимость продукции в момент их начисления:

дебет счета 20 "Основное производство" кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами",

Если же платежи осуществляются не ежемесячно (а раз в год или в квартал), то начисленная арендная плата должна быть предварительно отнесена на счет 31 "Расходы будущих периодов":

дебет счета 31 кредит счета 76;

дебет счета 20 кредит счета 31 - при ежемесячном списании части арендной платы на себестоимость продукции (работ, услуг).

Разумеется, амортизация по таким объектам начисляться не может. Фактически сумма амортизации входит в арендную плату - так как по окончании расчетов вся сумма стоимости приобретенного объекта будет переносена на себестоимость продукции (работ, услуг) и объект, полученный в собственность, будет оприходован проводками:

дебет счета 08 "Капитальные вложения" кредит счета 76

и

дебет счета 01 "Основные средства" кредит счета 08

в условной оценке 1 руб.

Что касается платы за обучение, то она включается в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с подпунктом "к" статьи 2 Положения о составе затрат на общих основаниях. Законодательство не предусматривает каких-либо исключений по возмещению затрат, связанных с обучением работников, для работы на арендованном оборудовании. Главным принципом здесь является производственная необходимость произведенных затрат.

В соответствии с пунктом 73 Положения по ведению бухгалтерского учета задолженность по полученным займам и кредитам показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов. Так как в данном случае полученные кредиты не могут быть включены ни в инвентарную стоимость полученного оборудования (право на него перейдет только после того, как эта стоимость будет полностью амортизирована), ни в себестоимость продукции (работ, услуг) (так как затраты являются капитальными), то единственным источником списания процентов за кредит будет прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов.

С учетом вышеизложенного, в бухгалтерском учете одновременно с получением кредита должна быть оформлена проводка на сумму процентов:

дебет счета 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", субсчет "Фонды накопления" кредит счета 92 "Долгосрочные кредиты банков".

В налоговую базу по налогу на прибыль стоимость полученного объекта войти не может, так как он не может считаться безвозмездно полученным. Что же касается налога на имущество, то и здесь ответ очевиден - так как в системном учете стоимость полученного оборудования не отражается, то и в налоговую базу по данному налогу она не входит. Кстати, это обычная практика для договоров аренды, по условиям которых имущество продолжает числиться на балансе арендодателя.

Вопрос о подоходном налоге связан, по-видимому, с оплатой обучения работников. По нашему мнению, оснований для включения сумм платы за обучение в данном случае нет, так как переподготовка работников связана с производственной необходимостью.

Что же касается иностранных граждан, занятых установкой, доставкой и монтажом оборудования, то напоминаем, что в соответствии с пунктом 4 Инструкции о подоходном налоге доходы физических лиц, не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, подлежат обложению налогом, если только они получены из источников на территории Российской Федерации в денежной ( рублях или в иностранной валюте) и натуральной форме. Таким образом, обязанность организации начислить и удержать налог с иностранных работников возникает в том случае, когда оплата работ осуществлялась непосредственно в месте их проведения (в РФ).


1 декабря 2000 г.


Журнал "Консультант бухгалтера"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.

Издается с сентября 1993 г.

Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112

Телефоны редакции: (495) 963-19-26

Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru

Адрес в Интернете - www.dis.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.