Исчисление и уплата налога на добавленную стоимость в 2001 году (С.А.Смирнова, "Консультант бухгалтера", N 1, январь 2001 г.)

Исчисление и уплата налога на добавленную стоимость в 2001 году


1. Введение



В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 1 января 2001 года вводятся в действие четыре главы части второй НК РФ, в том числе глава 21 "Налог на добавленную стоимость", и признается утратившим силу Закон Российской Федерации от 6 декабря 1991 года N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" со всеми последующими изменениями и дополнениями, за исключением подпунктов "т", "у", "щ", "я1" частично и подпункта "э" пункта 1 статьи 5, которые утрачивают силу с 1 января 2002 года.


2. Налогоплательщики


2.1. Налогоплательщики


В соответствии со статьей 143 главы 21 второй части НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Понятие "организация", используемое в НК РФ, определено пунктом 2 статьи 11 части первой НК РФ и включает в себя юридических лиц, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Таким образом необходимо отметить, что с 1 января 2001 года:

а) перестают быть плательщиками налога на добавленную стоимость филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории Российской Федерации, которые ранее самостоятельно уплачивали налог, в случае самостоятельной реализации товаров (работ, услуг) на основании подпункта г) пункта 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость".

Теперь плательщиком признается только сама организация, в состав которой входят обособленные подразделения, и она уплачивает налог на добавленную стоимость как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого обособленного подразделения в соответствии с порядком, изложенным в статье 175 главы 21 части второй НК РФ;

б) любые организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от обязанностей исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость, если в течение предшествующих трех последовательных налоговых периодов (налоговым периодом в соответствии со статьей 163 части второй НК РФ признается календарный месяц) налоговая база этих организаций и индивидуальных предпринимателей не превысила 1 млн. рублей. При этом налоговая база включает все операции, перечисленные в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, и определяется без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж.


Пример N 1

В январе 2001 года налоговая база предприятия составила 420 тыс.руб., (в том числе НДС 70 тыс.руб.),

в феврале 2001 года налоговая база предприятия составила 378 тыс.руб. (в том числе НДС 60 тыс.руб., налог с продаж 18 тыс.руб.),

в марте 2001 года налоговая база предприятия составила 240 тыс.руб. (в том числе НДС 40 тыс.руб.).

Налоговая база предприятия за январь - март 2001 года составляет (420 000 руб. - 70 000 руб.) + (378 000 - 60 000 руб. - 18 000 руб.) + (240 000 руб. - 40 000 руб.) = 850 000 руб.

Таким образом, предприятие имеет право на освобождение от исчисления и уплаты НДС в течение периода с апреля 2001 года по март 2002 года.

Пунктом 6 статьи 145 НК РФ предусматривается порядок отмены данного освобождения в случае превышения суммы фактической выручки за период, на который было получено освобождение. Остается при этом неясным вопрос, какую сумму должна превысить выручка и за какой период - в целом за 12 месяцев или за каждый отдельно?


2.2. Постановка на учет налогоплательщиков


В законе Российской Федерации от 6 декабря 1991 года N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" не было отдельной статьи, посвященной постановке на учет в качестве налогоплательщика. В главе 21 части второй НК РФ этому вопросу посвящена статья 144, в соответствии с которой постановка на учет в качестве налогоплательщиков налога на добавленную стоимость предприятий и индивидуальных предприятий осуществляется налоговыми органами самостоятельно в течение 15 дней с момента их государственной регистрации на основании данных, предоставляемых регистрирующими и лицензирующими органами и налогоплательщиками, за исключением иностранных организаций, которые могут встать на учет в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации на основании письменного заявления иностранной организации.

Необходимо напомнить, что в соответствии со статьей 83 "Учет налогоплательщика" части первой НК РФ, в целях проведения общего налогового контроля предприятия и индивидуальные предприниматели обязаны встать на налоговый учет (подать заявление в налоговый орган) по месту государственной регистрации - в течение 10 дней; по месту нахождения обособленных подразделений - в течение одного месяца с момента их создания; недвижимого имущества или транспортных средств, подлежащих налогообложению - в течение 30 дней со дня их регистрации.

За нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе предусмотрена ответственность налогоплательщиков в соответствии со статьей 116 части первой НК РФ в размере от 5 до 10 тысяч рублей.


3. Объект налогообложения


3.1. Объект налогообложения


В соответствии со статьей 146 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе:

а) реализация предметов залога;

б) передача товаров, результатов выполненных работ, оказание услуг по соглашению о предоставлении отступного или новации;

в) передача права собственности на товары (результатов выполненных работ, оказание услуг) на безвозмездной основе (что не противоречит статье 39 НК РФ);

г) передача товаров (работ, услуг) в обмен на другие товары (работы, услуги), поскольку статьей 39 НК РФ такая передача признается реализацией и соответственно признается объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость;

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том числе через амортизационные отчисления;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.


3.2. Операции не подлежащие налогообложению


Операции, не подлежащие налогообложению, перечислены в статье 149 НК РФ. Этот перечень значительно отличается от перечня товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога, содержавшегося в статье 5 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость".

Отметим некоторые из них.

1. В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" не облагалась налогом на добавленную стоимость квартирная плата в жилищном фонде всех форм собственности, которая включала также услуги по санитарному содержанию придомовых территорий, обслуживанию лифтов, мусоропровода и т.п., если их оплата осуществлялась за счет средств квартирной платы, взимаемой с жильцов и в недостающей части за счет выделяемых дотаций (письмо Госналогслужбы от 16 июня 1993 г. N 05-01-09/22). В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ от налога на добавленную стоимость освобождаются только услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, причем такая редакция начинает действовать с 1 января 2004 года. В период с 1 января 2001 года по 1 января 2004 года в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ от налога на добавленную стоимость освобождаются также услуги по обеспечению технического и санитарного состояния в домах жилищно-строительных кооперативов и услуги по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).

2. Отсутствует льгота, аналогичная подпункту "д" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость". С 1 января 2001 года стоимость выкупаемого в порядке приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, стоимость приобретаемых гражданами жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда (в порядке приватизации) и в домах, находящихся в собственности общественных объединений (организаций), а также арендная плата за арендные предприятия, образованные на базе государственной собственности облагается НДС.

3. Отсутствует льгота, аналогичная подпункту "к" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость". С 1 января 2001 года патентно-лицензионные операции и получение авторских прав облагаются НДС.

4. Отсутствует льгота, аналогичная подпункту "р" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость". Обороты по реализации конфискованных, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству с 1 января 2001 года облагаются НДС.

5. Вместо ряда льгот, предусмотренных подпунктом "т" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость":

а) в соответствии со статьей 2 Федерального закона РФ от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ на период с 1 января 2001 года по 1 января 2002 года сохраняется льгота в части освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость работ по строительству жилых домов, производимому с привлечением средств бюджетов всех уровней при условии, что такие средства составляют не менее 50 процентов от стоимости этих работ;

б) подпунктом 16 пункта 2 статьи 149 сохранены льготы при осуществлении работ, выполняемых в период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих в рамках реализации указанных программ (проектов).

6. Вместо льгот, предусмотренных подпунктом "у" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" предусмотрены льготы:

а) в соответствии со статьей 2 Федерального закона РФ от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ на период с 1 января 2001 года по 1 января 2002 года сохраняется льгота в части освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники в таком виде, как она была сформулирована в подпункте "у" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость".

С 1 января 2002 года льгота по НДС на медицинские товары предоставляется в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ и статьей 3 Федерального Закона РФ от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ на медицинские товары отечественного и зарубежного производства, вошедшие в Перечень важнейших и жизненно-необходимых лекарственных средств, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Таким образом, если предприятие осуществляет производство (торговлю) лекарственных средств, которые помещены в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, но не войдут в Перечень важнейших и жизненно-необходимых лекарственных средств, утверждаемый Правительством РФ, обороты по их реализации с 1 января 2002 года будут облагаться НДС;

б) с 1 января 2001 года медицинские услуги не облагаются НДС в порядке, предусмотренном подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ. При этом необходимо отметить, что во-первых, в данном подпункте дан закрытый перечень медицинских услуг, на которые распространяется льгота, во-вторых распространена льгота на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета;

в) реализация путевок не облагается НДС с 1 января 2001 года в порядке, предусмотренном подпунктом 18 пункта 3 статьи 149 НК РФ, который четко прописывает два условия предоставления льготы: во первых форма реализуемых путевок должна быть утверждена как бланк строгой отчетности, во-вторых санаторно-курортные, оздоровительные учреждения, и дома отдыха, должны находиться на территории Российской Федерации;

г) протезно-ортопедические изделия (включая сырье и полуфабрикаты к ним), технические средства и материалы для реабилитации инвалидов не облагаются НДС с 1 января 2001 года в порядке предусмотренном абзацами 5 и 6 подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ по перечню, утверждаемому Правительством РФ.

7. Льгота на товары, работы услуги, производимые и реализуемые организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и в среднесписочной численности которых инвалиды составляют не менее 50% (подпункт х) пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость") изменилась.

С 1 января 2001 года, в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 149, данная льгота предоставляется:

а) общественным организациям инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;

б) организациям, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;

в) учреждениям (единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%), созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно - оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.


Пример

Есть 3 организации:

1. Общественная организация инвалидов. Среди членов этой организации инвалиды составляют - 60%, законные представители инвалидов - 40%.

2. Коммерческая организация. Единственный учредитель - общественная организация инвалидов, среди членов которой 100 % составляют инвалиды.

В среднесписочной численности коммерческой организации инвалиды составляют 51%. За налоговый период доля фонда оплаты труда, приходящаяся на сотрудников-инвалидов, составила 10%.

3. Учреждение. Собственником имущества является общественная организация инвалидов, среди членов которой 85% составляют инвалиды. Вид деятельности учреждения - оказание правовой помощи инвалидам.

Реализация товаров (работ, услуг) организациями N 1 и N 3 не облагается НДС с 1 января 2001 года, организация N 2 льгот не имеет.

8. Количество наименований товаров, не подлежащие налогообложению при ввозе на территорию Российской Федерации, перечисленных в статье 150 НК РФ, значительно сократилось по сравнению с подпунктом "щ" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость". При этом в соответствии со статьей 2 Федерального закона РФ от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ до 1 января 2002 года сохранена льгота при ввозе на территорию РФ:

а) сырья, материалов и оборудования, закупаемого предприятиями народных художественных промыслов для производства изделий народных художественных промыслов;

б) технических средств, включая автомототранспорт, которые не могут быть использованы иначе, как для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, протезно-ортопедических изделий, медицинской техники, а также сырья и комплектующих изделий для их производства;

в) технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Указанная льгота предоставляется по технологическому оборудованию, в отношении которого ранее предоставлялась льгота по налогу на добавленную стоимость, оплаченному до 1 января 1999 года.


Пример

Предприятие народного художественного промысла закупает импортное сырье для собственного производства. По контракту поступило сырья в декабре 2001 года на сумму 10 000 $, в январе 2002 года на сумму 2 000 $.

Товар, поступивший в январе 2002 года подлежит обложению НДС. Напомним, что налоговая база при этом включает таможенную стоимость товара (2 000$) и таможенную пошлину.

9. Отсутствует льгота, аналогичная подпункту "ы" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость". Услуги, выполняемые профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями по договорам с 1 января 2001 года облагаются НДС.

10. В редакции подпункта "э" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" льгота по реализации продукции средств массовой информации сохраняется до 1 января 2002 года в соответствии со статьей 2 Федерального Закона РФ от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ. С 1 января 2002 года будут действовать подпункты 17 и 21 пункта 3 статьи 149 НК РФ, которые не предусматривают предоставление льгот на услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.

11. Отсутствует льгота, аналогичная подпункту "ю" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость". Пожарно-техническая продукция; работы и услуги в области пожарной безопасности, выполняемые и оказываемые на договорной основе; материалы и комплектующие изделия, используемые для производства пожарно-технической продукции, а также для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности; обороты по передаче на безвозмездной основе имущества граждан и юридических лиц в собственность (пользование) пожарной охране для выполнения ее задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января 2001 года облагаются НДС. Однако в соответствии с подпунктом 19 пункта 3 статьи 149 с 1 января 2001 года не подлежит налогообложению оказание услуг по тушению лесных пожаров.


Пример

Выручка (без НДС) организации в 2001 году составила 110 000 руб., в том числе: реализовано огнетушителей на сумму 10 000 руб., оказано услуг по пожарной безопасности на сумму 30 000 руб., оказано услуг по тушению лесных пожаров на сумму 70 000 руб. Налоговая база составит 40 000 руб., начисленный НДС - 80000 руб.

12. До 1 января 2002 года сохраняется льгота на работы и услуги по реставрации и охране памятников истории и культуры, охраняемых государством предоставляемая подпунктом "я1" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость".

С 1 января 2002 года в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 НК РФ, льгота не распространяется на услуги по охране памятников истории и культуры, но дополнительно включает услуги по реставрации культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций.


Пример

В 2001 году предприятие получило выручку (без НДС) при осуществлении реставрационных работ на сумму 1 500 000 руб., в том числе 1 000 000 руб. по реставрации здания, являющегося памятником истории и охраняемого государством, и 500 000 руб. по реставрации культового сооружения, не являющегося памятником истории или культуры, но находящегося в собственности религиозной организации. Выручка (без НДС) в 2002 году составила соответственно 420 000 руб. и 600 000 руб.

В 2001 году налоговая база составит 500000 руб., начисленный НДС составит 100000 руб. В 2002 году налоговой базы по НДС нет.


4. Налоговая база


С 1 января 2001 года вместо понятия "облагаемый оборот" Налоговым кодексом вводится понятие "налоговая база". Налоговая база определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг) в соответствии со статьями 153-162 главы 21 второй части НК РФ.

1. Налоговая база определяется как стоимость товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, (в соответствии со статьей 40 НК РФ), с учетом акцизов и без включения в них налога на добавленную стоимость, налога на реализацию горюче - смазочных материалов и налога с продаж, при следующих операциях:

а) реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг);

б) реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям;

в) реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;

г) передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства;

д) передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме.


Пример

За отчетный период организацией реализовано 162 единицы товара одного вида, в том числе 100 единиц по цене 10 руб. за единицу, безвозмездно передано 2 единицы товара, передано в качестве натуральной формы оплаты труда 10 единиц, реализовано по бартеру 50 единиц. Товар облагается НДС по ставке 20%. Налоговая база составит 162 единицы х 10 руб./ед. = 1 620 руб. НДС составит 1 620 руб. х 20% = 324 руб.

2. Налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества (продукции), определяемой в соответствии со статьей 40 НК РФ, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в нее налога на реализацию горюче-смазочных материалов, налога с продаж, и стоимостью (остаточной) реализуемого имущества (продукции) при реализации:

а) имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога;

б) сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), и продуктов ее переработки по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (кроме подакцизных товаров).


Пример

Предприятие закупило у физических лиц 7 тонн картофеля по цене 1 350 руб. за тонну и реализовало этот картофель по цене 2 100 руб. за тонну. Налоговая база составит (2100 руб./т - 1350 руб./т) х 7 тонн = 5 250 руб.

В соответствии с пунктом 4 статьи 164 налоговая ставка в данном случае составляет 9,09%. НДС составит 5 250 руб. х 09,09% = 477,23 руб.

3. Налоговая база при реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья определяется как стоимость их обработки, переработки или иной трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее налога на добавленную стоимость и налога с продаж.


Пример

Предприятие произвело 100 штук продукции по цене 52 руб./шт. (без НДС), в том числе 50 штук из давальческого сырья, стоимость которого составила 44 руб./шт. Продукция облагается НДС по ставке 20%.

Налоговая база составит 50 штук х 52 руб./шт. = 2 600 руб. по собственной продукции и (52 руб./шт. - 44 руб./шт.) х 50 шт. = 400 руб. по услугам обработки. НДС составит (2 600 руб. + 400 руб.) х 20% = 600 руб.

4. При реализации товаров (работ, услуг) по срочным сделкам налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), указанная непосредственно в договоре, но не ниже их стоимости, исчисленной исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ, действующих на дату реализации, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них налога на добавленную стоимость, налога на реализацию горюче-смазочных материалов и налога с продаж.


4.1. Особенности определения налоговой базы


В зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии со статьями 155 - 162 главы 21 НК РФ. Мы остановимся на некоторых из них.

1. В соответствии со статьей 156 НК РФ при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров налоговая база определяется как сумма дохода, полученная в виде вознаграждений (любых иных доходов). При этом на посреднические услуги по реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС, освобождение от налогообложения не распространяется, за исключением посреднических услуг по реализации:

а) на территории Российской Федерации услуг по сдаче в аренду служебных и (или) жилых помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации;

б) медицинских товаров отечественного и зарубежного производства (указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ) по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

в) ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей (в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации).


Пример

Выручка предприятия без НДС от реализации посреднических услуг составила 169 000 руб., в том числе от посреднических услуг по реализации медицинских товаров, освобожденных от НДС согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ - 38 000 руб., от посреднических услуг по реализации масла растительного (согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ реализация масла растительного облагается НДС по ставке 10%) - 57 000 руб., от посреднических услуг по реализации строительных материалов - 74 000 руб. Налоговая база составляет 57 000 руб. + 74 000 руб. = 131 000 руб.

Налоговая ставка на посреднические услуги определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 164 НК.

Таким образом, начисленный налог составит 131 000 руб. х 20% = 26 200 руб.

2. В соответствии со статьей 162 НК РФ налоговая база определяется с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), в том числе:

а) авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг;

б) сумм, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг);

в) сумм, полученных в виде процента (дисконта) по векселям, процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставкой рефинансирования Центробанка Российской Федерации;

г) сумм полученных страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения в соответствии со статьей 146 настоящего Кодекса;

д) санкций, полученных за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), предусматривающих переход права собственности на товары, выполнение работ, оказание услуг. При этом санкции за просрочку надлежащего исполнения обязательства и (или) за неисполнение денежного обязательства учитываются при определении налоговой базы в части превышения полученных сумм над суммами, исчисленными исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.


Пример

В январе 2001 года предприятие реализовало строительные материалы на сумму 240 000 руб. По условиям договора на расчетный счет предприятия в январе поступила сумма 243 490 руб., в том числе 240 000 руб. - за реализованный товар, 1 080 руб. - за 3 дня просроченной оплаты (15% в день), 2 410 руб. - в фонд премирования работников предприятия.

Допустим, ставка рефинансирования Центробанка РФ в январе 2001 года составит 28% годовых, в этом случае превышение сумм, полученных в качестве санкций над суммами, исчисленными исходя из ставки рефинансирования, составит 528 руб.

Налогооблагаемая база составит: от реализации продукции - 200 000 руб., от сумм связанных, с расчетами по оплате товара - 2 410 руб. + 528 руб. = 2 938 руб.

В соответствии с пунктом 4 статьи 164 НК РФ налогообложение сумм, связанных с расчетами по оплате товаров, в данном случае производится по ставке 16,67%.

Таким образом, исчисленный налог составит 20 0000 х 20% + 2 938 х 16,67% = 40 490 руб.


5. Налоговые ставки


С 1 января 2001 года в соответствии со статьей 164 НК РФ налогообложение производится по следующим ставкам:

1. По налоговой ставке 0 процентов при реализации:

а) экспортируемых товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств), при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Необходимо отметить, что до 1 июля 2001 года реализация товаров (работ, услуг) в государства - участники СНГ не признается экспортом (пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах");

б) работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией экспортируемых товаров;

в) работ (услуг), непосредственно связанных с транзитной перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров;

г) услуг по перевозке пассажиров и багажа за пределы территории Российской Федерации при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;

д) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве;

е) драгоценных металлов. Льгота предоставляется налогоплательщикам, осуществляющим их добычу (производство из лома и отходов), и реализующим их Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам;

ж) товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно - технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.

Ставка 0% применяется в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок, либо если такая норма предусмотрена в международном договоре Российской Федерации.

2. По налоговой ставке 10 процентов при реализации: товаров, перечисленных в пункте 2 статьи 164 НК РФ.

3. По налоговой ставке 20 процентов при реализации прочих товаров (работ, услуг).

4. По расчетным налоговым ставкам 9,09 процента и 16,67 процента при:

а) получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных статьей 162 НК РФ;

б) при удержании налога из доходов иностранных налогоплательщиков налоговыми агентами в соответствии со статьей 161 НК РФ;

в) при реализации товаров (работ, услуг), налоговая база по которым определяется в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 154 НК РФ.

5) По ставке 13,79 процента (расчетная налоговая ставка без учета налога с продаж) при приобретении ГСМ через заправочные станции.


Пример

Предприятие приобрело бензин для производственных нужд через автозаправочные станции на сумму 15 750 руб. На территории деятельности предприятия введен налог с продаж 5%. НДС по расчетной ставке составит (15 750 руб. : 1,05) х 13,79% = 2068,5 руб.


6. Особенности исчисления и уплаты налога по месту
нахождения обособленных подразделений организации


Особенности исчисления и уплаты налога по месту нахождения обособленных подразделений организации предусмотрены статьей 175 НК РФ.

Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется как одна вторая произведения общей суммы налога, подлежащей уплате организацией, на величину, исчисленную как сумма удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) обособленного подразделения в среднесписочной численности работников (фонде оплаты труда) по организации в целом и удельного веса стоимости основных производственных фондов обособленного подразделения в стоимости основных производственных фондов по организации в целом.

Организации, имеющие обособленные подразделения, самостоятельно определяют и уведомляют налоговые органы по месту своего учета в качестве налогоплательщика, какой показатель должен применяться: среднесписочная численность работников или фонд оплаты труда. Выбранный организацией показатель должен быть неизменным в течение календарного года.

Указанные удельные веса определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) на конец отчетного налогового периода и средней стоимости основных производственных фондов этих организаций и их обособленных подразделений за календарный год, предшествующий отчетному налоговому периоду.


Пример

Предприятие и его обособленное подразделение в январе 2001 года имеют следующие показатели:

а) на 31 января среднесписочная численность работников в целом по предприятию составила - 421 человек, по обособленному подразделению - 76 человек;

б) средняя стоимость основных производственных фондов за 2000 год в целом по предприятию составляет 1 762 560 рублей, по обособленному подразделению - 368 200 рублей;

в) сумма налога, подлежащая уплате за январь 2001 года в целом по предприятию - 445 350 руб.

Сумма удельных весов составит 76 : 421 + 368 200 : 1 762 560 = 0,40

Таким образом, по месту нахождения обособленного подразделения подлежит уплате НДС в размере 1/2 х 445 350 рублей х 0,40 = 89 070 рублей.


7. Налоговые вычеты


Согласно статье 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму исчисленного налога, на налоговые вычеты, которыми являются:

1. Суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения и временного ввоза.

2. Суммы налога, удержанные из доходов налогоплательщиков - иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах Российской Федерации, и уплаченные налогоплательщиков в качестве налоговых агентов.

3. Суммы налога, предъявленные продавцами налогоплательщику - иностранному лицу, не состоявшему на учете в налоговых органах Российской Федерации, при приобретении указанным налогоплательщиком товаров (работ, услуг) или уплаченные им при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации для его производственных целей или для осуществления им иной деятельности товаров.

Указанные суммы налога подлежат вычету или возмещению налогоплательщику - иностранному лицу после уплаты налоговым агентом налога, удержанного из доходов этого налогоплательщика, и только в той части, в которой приобретенные или ввезенные товары (работы, услуги) использованы при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), реализованных удержавшему налог налоговому агенту. Указанные суммы налога подлежат вычету или возврату при условии постановки налогоплательщика - иностранного лица на учет в налоговых органах Российской Федерации.


Пример

Иностранное юридическое лицо приобрело на территории РФ услуги на сумму 120 000 рублей, в том числе НДС 20 000 рублей, часть из которых на сумму 36 000 рублей была использована при осуществлении услуг по перевозке для российского юридического лица. Российское предприятие перечислило иностранному юридическому лицу вознаграждение за оказанные услуги, удержав налог с доходов по ставке 6% в соответствии с пунктом 5.1 Инструкции Госналогслужбы РФ от 16 июня 1995 года N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц".

Иностранное юридическое лицо имеет право на налоговый вычет в размере 6 000 рублей, при условии постановки на учет в налоговых органах.

4. Суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров (работ, услуг), в случае возврата этих товаров (отказа от услуг), а также суммы налога, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской Федерации, в случае расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.


Пример

В январе 2001 года предприятие получило аванс в размере 20 000 рублей, исчислило и уплатило по итогам месяца с этой суммы налог в размере 3 334 рубля. В феврале договор расторгнут, а в марте деньги возвращены. В марте 2001 года предприятие имеет право на налоговый вычет в размере 3 334 рубля.

5. Суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками - застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении ими объектов незавершенного капитального строительства, а также суммы налога, исчисленные налогоплательщиками при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Указанные в настоящем пункте суммы налога подлежат вычету после принятия на учет соответствующих объектов завершенного или незавершенного капитального строительства.

6. Суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на доходы организаций.

При этом сумма налога, подлежащая вычету, исчисляется по расчетной налоговой ставке 16,67 процента суммы указанных расходов без учета налога с продаж. В случае отсутствия документов, подтверждающих осуществление указанных расходов, сумма налога, подлежащая вычету, исчисляется по расчетной налоговой ставке 16,67 процента установленных норм на указанные расходы.


Пример

Выручка предприятия за январь 2001 года составила 560 000 рублей. Представительские расходы предприятия за тот же период составили 5 796 рублей, в том числе налог с продаж - 276 рублей. Предельный размер представительских расходов, принимаемых для налогообложения, составит 5 600 000 х 1% = 5 600 рублей. Фактические представительские расходы составили 5 520 рублей.

Предприятие имеет право на налоговый вычет по НДС в размере 5 520 рублей х 16,67% = 920,18 руб.


7. Суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров на экспорт, а также выполнения работ (оказания услуг), местом реализации которых не признается таможенная территория Российской Федерации, после даты реализации указанных товаров (работ, услуг) и на условиях, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

8. Суммы налога, уплаченные налогоплательщиком в сумме санкций за нарушение условий договоров (контрактов), предусматривающих переход права собственности на товары, выполнение работ, оказание услуг, если налогоплательщик является стороной договора (контракта), нарушившей соответствующие условия, в порядке, предусмотренном подпунктом 5 пункта 1 статьи 162 НК РФ.

В общем случае, налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), для пунктов 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ предусмотрено наличие дополнительных документов, а также, налогоплательщики, принявшие в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения налогового обязательства по мере поступления денежных средств, имеют право на вычет сумм налога, предъявленных им продавцом, только после фактической оплаты товара продавцу (пункт 2 статьи 171 НК РФ).


8. Порядок подтверждения права на получение возмещения
при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов


1. Для подтверждения обоснованности применения:

а) налоговой ставки 0 процентов в соответствии с подпунктом 1, 2, 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ;

б) налоговых вычетов

в налоговые органы представляются следующие документы:

при экспорте товаров:

1. Контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации.

2. Выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке; приходные кассовые ордера (их копии), подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанных товаров и выписку банка, подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в российском банке в случае, если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами. Указанный расчетный счет должен быть зарегистрирован в налоговых органах.

В случаях, предусмотренном валютным законодательством, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории Российской Федерации.

В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию Российской Федерации и их оприходование.

3. Грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее - пограничный таможенный орган).

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи представляется полная грузовая таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляется грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

4. Копии транспортных, товаросопроводительных, таможенных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов с учетом особенностей, перечисленных в подпункте 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ.

При реализации товаров на экспорт через комиссионера, поверенного или агента дополнительно предоставляется договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии договоров) налогоплательщика с комиссионером, поверенным или агентом.

Указанные документы предоставляются налогоплательщиками:

а) в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз груза в режиме экспорта.

Если по истечении этих 180 дней, документы не представлены, указанные операции по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 процентов или 20 процентов. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы обосновывающие документы, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в течение 3 месяцев в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 НК РФ;

б) документы представляются налогоплательщиками одновременно с представлением налоговой декларации.


9. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет


1. Уплата налога за истекший налоговый период (месяц, в соответствии со статьей 163 НК РФ) производится не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

2. При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.

3. Сумма налога, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах с учетом особенностей, установленных для организаций, имеющих обособленные подразделения.

4. Налоговая декларация за истекший период представляется налогоплательщиками по месту своего учета в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

5. Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж, не превышающими 1 млн. рублей, вправе уплачивать фактически исчисленный за истекший квартал налог не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

В этом случае налоговая декларация подается в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.


Пример

Сумма выручки каждого из трех предприятий за 1 квартал 2001 года составила 2 800 000 рублей, в том числе:


Период Выручка 1-го пред-
приятия, рублей
Выручка 2-го пред-
приятия, рублей
Выручка 3-го пред-
приятия, рублей
январь 850000 1200000 600000
февраль 1000000 650000 800000
март 950000 950000 1400000
сумма 2800000 2800000 2800000

В данном примере только предприятие N 1 вправе сдать налоговую декларацию и уплатить фактически исчисленный НДС за 1 квартал не позднее 20 апреля 2001 года. Предприятия NN 2, 3 должны сдавать налоговые декларации и уплачивать налог по итогам каждого месяца, не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.


С.А.Смирнова,

консультант УЦ при МНС РФ


Журнал "Консультант бухгалтера"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.

Издается с сентября 1993 г.

Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112

Телефоны редакции: (495) 963-19-26

Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru

Адрес в Интернете - www.dis.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение