Интервью с А.Е.Шерстобитовым, доктором юридических наук, профессором кафедры гражданского права МГУ им. М.В. Ломоносова ("Законодательство", N 12, декабрь 2000 г.)

Интервью с А.Е.Шерстобитовым, доктором юридических наук,
профессором кафедры гражданского права МГУ им. М.В. Ломоносова


Андрей Евгеньевич, Вы - один из первых российских ученых-юристов, занявшихся проблемой защиты прав потребителей, к тому же участвовали в разработке соответствующего законодательства. Поэтому хотелось бы узнать, как Вы оцениваете роль этого законодательства в реализации прав и законных интересов потребителей?

- Закон Российской Федерации N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон, Закон о защите прав потребителей) был принят Верховным Советом РФ 7 февраля 1992 г. С момента вступления его в действие прошло уже более восьми лет. За это время суды и специальные государственные органы, уполномоченные защищать права потребителей, накопили значительную практику его применения. Она свидетельствует о том, что основные конструкции, применяемые в Законе о защите прав потребителей, обеспечивают охрану и реализацию фундаментальных прав потребителей.


- Какие же это права?

- Это право на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, право на безопасность жизни и здоровья, право потребителей на информацию, право на государственную и общественную защиту прав потребителей, право на объединение потребителей в добровольные общественные организации и др.

Законом о защите прав потребителей урегулированы наиболее важные и принципиальные вопросы в особом ряду отношений, складывающихся между изготовителями и продавцами товаров, предпринимателями - исполнителями работ (услуг), с одной стороны, и гражданами-потребителями - с другой. Основной целью специального законодательства о защите прав потребителей является закрепление механизмов и конструкций, позволяющих обеспечивать повышенную охрану прав граждан на потребительском рынке. И на этапе разработки и принятия Закона о защите прав потребителей основная задача состояла прежде всего в том, чтобы очертить круг отношений, на которые распространяется действие данного законодательства. Вот почему в преамбуле Закона о защите прав потребителей в первую очередь приведены точные определения субъектов рассматриваемых отношений.


- Так о ком же в первую очередь заботится Закон о защите прав потребителей? Кто эти потребители?

- Четко сформулировать понятие "потребитель" было особенно важно, поскольку в экономической теории и законодательстве начала 90-х годов, регулирующем отношения в сфере коммерческого оборота (в частности, законодательстве о поставках товаров), потребителями признавались любые физические и юридические лица, осуществляющие как производительное, так и личное потребление.

Согласно же Закону о защите прав потребителей, потребителем является только гражданин, который приобретает и использует товары, заказывает работы (услуги) либо имеет намерение приобрести, использовать или заказать их исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, т. е. для удовлетворения собственных бытовых потребностей.

Следовательно, нормы рассматриваемого акта не могут применяться в случаях, когда для удовлетворения производственных или собственных нужд товары, работы или услуги приобретаются либо заказываются юридическим лицом. Это относится и к гражданам-предпринимателям, приобретающим товары, работы или услуги для производственных целей.

Таким образом, в силу Закона потребителем является только гражданин, и лишь тот гражданин, который приобретает и использует товары, заказывает работы (услуги) либо имеет намерение приобрести (заказать) их для целей личного потребления, а не для производственного или иного коммерческого использования. Кроме того, как вытекает из п.3 ст.10 Закона о защите прав потребителей, в отношении граждан, признаваемых этим актом потребителями, действует общая презумпция об отсутствии у них специальных познаний о свойствах и характеристиках приобретаемых, используемых или заказываемых ими товаров, работ и услуг.

Итак, специфика отношений, регулируемых рассматриваемым Законом и иным законодательством о защите прав потребителей, заключается в том, что гражданину-потребителю, являющемуся непрофессионалом, противостоит профессионал-предприниматель в лице изготовителей и продавцов товаров, а также исполнителей работ, услуг. И этот профессионал, осуществляя свою производственную, торговую или иную предпринимательскую деятельность в виде промысла, не только обладает профессиональными знаниями и навыками, но и является экономически более сильным, чем гражданин-потребитель. Именно последним обстоятельством объясняется необходимость распространять повышенную охрану прав и законных интересов только на указанных в определении граждан в их отношениях с предпринимателями, а не на всех участников гражданского оборота.

Следует отметить, что такой заслуживающий безусловного одобрения подход применен в разделе I Разъяснений Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП РФ)*(1) от 20 мая 1998 г. N 1601. Ту же точку зрения отражает и п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей"*(2). В этих документах особо подчеркивается, что действие Закона о защите прав потребителей не распространяется:

- на отношения между гражданами, вступающими в договорные отношения между собой с целью удовлетворения личных бытовых нужд;

- на случаи приобретения товаров, использования услуг гражданином-предпринимателем не для личных бытовых нужд, а для осуществления предпринимательской деятельности;

- на случаи, когда приобретаемые товары, заказываемые работы и оказываемые услуги предназначены для удовлетворения потребностей организаций.


- Не означает ли это, что предоставление особой охраны потребителям поставило их в привилегированное положение по сравнению с другими участниками гражданского оборота?

- Если речь идет о предпринимателях как участниках гражданского оборота, вступающих в отношения с потребителями, то это именно так. Более того, законодательство о защите прав потребителей имеет своей основной задачей снабдить потребителей дополнительными правами именно в отношении противостоящих им на рынке предпринимателей, т. е. поставить потребителей в разумных пределах в более выгодное положение.

Вместе с тем ваш вопрос о справедливости изложенного подхода на первый взгляд вполне закономерен. Не случится ли так, что иные физические и юридические лица, не являющиеся предпринимателями, выступающими в отношениях с потребителями в качестве изготовителей (продавцов, исполнителей) товаров (работ, услуг), не будут получать надлежащей защиты своих нарушенных или оспариваемых прав? Разумеется, из Закона о защите прав потребителей ничего подобного не следует. Имущественные права лиц, на которых не распространяется действие законодательства о защите прав потребителей, связанные с приобретением товаров, использованием результатов работ (услуг), регулируются нормами гражданского законодательства. В настоящее время это прежде всего новый Гражданский кодекс Российской Федерации. До его вступления в силу действовали нормы Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., ГК РСФСР 1964 г., других законодательных и иных нормативных актов.


- Как идет применение законодательства о защите прав потребителей? Вносит ли практика свои коррективы?

- Налицо тенденция к значительному расширению круга тех отношений, на которые распространяется действие законодательства о защите прав потребителей. Прежде всего надо сказать, что потребитель - это вовсе не только гражданин, приходящий за покупками в магазин и вступающий в отношения розничной купли-продажи или ремонтирующий принадлежащие ему вещи на предприятиях службы быта и становящийся тем самым участником отношений, связанных с бытовым заказом.

Однако нельзя не отметить, что сама по себе система построения Закона о защите прав потребителей позволяет сделать предположение о весьма узком характере действия акта. Внимательное изучение его структуры уже не оставляет сомнений в том, что законодатель ставил своей основной целью точно и подробно урегулировать в первую очередь именно отношения розничной купли-продажи и бытового заказа (главы II и III Закона). Такой подход представляется закономерным, поскольку любой закон есть дитя своего времени. Принятие Закона о защите прав потребителей преследовало важнейшую с социально-экономической и политической точек зрения цель - разрушение старого законодательства, дискриминационного по отношению к миллионам граждан именно в области торговли и бытового обслуживания. Эти проблемы долгое время оживленно обсуждались учеными, что позволило разработчикам опираться на теоретические построения при подготовке соответствующих норм Закона о защите прав потребителей.

И все же нет оснований считать, что Закон о защите прав потребителей рассчитан только на регулирование указанных отношений. В обоснование этого утверждения, во-первых, можно привести анализ правил, содержащихся в главе I Закона и регулирующих вопросы защиты прав потребителей независимо от конкретной области сферы обслуживания. Во-вторых, необходимо внимательно проанализировать текст ст.39 Закона о защите прав потребителей, согласно которой последствия нарушения условий договора об оказании услуги, по своему характеру не подпадающего под действие норм главы III Закона, определяются иным законом.Учитывая многообразие видов услуг, оказываемых потребителям, а также постоянное развитие этой сферы, ст.38 Закона о защите прав потребителей содержит указание о дальнейшем совершенствовании правового регулирования в различных областях сферы обслуживания. Кроме того, особенности отдельных видов услуг и специфика их правового регулирования требуют столь детального оформления, которого просто невозможно добиться в рамках одного документа.

Важно также иметь в виду, что, согласно ст.39 Закона о защите прав потребителей, иным законом могут быть урегулированы лишь последствия нарушения условий договоров об оказании услуг, если они по своему характеру не подпадают под действие главы III Закона. Это касается услуг транспорта и связи, услуг банков и иных кредитных организаций, коммунальных услуг и т. д., которые традиционно регулируются специальным законодательством и имеют особую специфику с точки зрения последствий нарушения договоров. Однако невозможно свести существо вопроса только к подобного рода услугам, ведь нельзя забывать и о многочисленных услугах в сфере культуры, туризма, медицины и т. п. Весьма отрадно, что высказывавшееся ранее некоторыми учеными мнение о том, что сфера обслуживания граждан представляет собой особую социально-экономическую категорию, включающую большое число отраслей и сфер хозяйственной и социально-культурной деятельности, вследствие чего складывающиеся в ней отношения являются весьма разнообразными и должны быть урегулированы целым рядом различных гражданско-правовых договоров, нашла отражение и в практике.

Одновременно это означает, что нормы глав I и IV Закона о защите прав потребителей становятся опорными для всех областей сферы обслуживания граждан. В связи с этим, согласно правилам раздела II Разъяснений МАП РФ от 20 мая 1998 г. N 160 и п.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7, Законом о защите прав потребителей регулируются отношения, вытекающие из договоров: купли-продажи; имущественного найма, в том числе бытового проката, безвозмездного пользования имуществом; найма (аренды) жилого помещения - отношения между нанимателем (арендатором) и наймодателем и арендодателем, являющимся одновременно исполнителем услуг: по ремонту жилищного фонда, обеспечению работы инженерного оборудования, по обеспечению коммунальными услугами, которые он обязан предоставить, поскольку это является одним из условий договора жилищного найма (аренды); подряда, в том числе бытового заказа и абонементного обслуживания; перевозки граждан, их багажа и грузов; комиссии, хранения; об оказании финансовых услуг, в том числе предоставлении кредитов для личных бытовых нужд граждан, открытии и ведении счетов клиентов-граждан, а также иных услуг: прием от граждан и хранение ценных бумаг и иных ценностей, оказание им консультационных услуг и т. д.; других договоров.


- Андрей Евгеньевич, должна ли распространяться защита прав потребителей на граждан-инвесторов на рынке ценных бумаг?

- Это интересный вопрос.

Намечается тенденция к расширению применения средств, во многом сходных со средствами защиты прав потребителей, к широкой категории лиц, формально не являющихся потребителями. Прежде всего надо подчеркнуть, что к такому выводу приводят не столько ясно обозначившийся ход законотворческой работы и обобщения правоприменительной практики в России, сколько экономическая ситуация, складывающаяся на рынке, и подход к данному вопросу в ряде экономически развитых стран.

Проблема защиты прав мелких инвесторов, долгое время сохраняющая актуальность в большинстве таких стран, в России появилась совсем недавно и приобрела особое звучание в связи со скандалами вокруг так называемых "пирамид".

Негативные явления, наблюдавшиеся в последние годы на фондовом рынке, побудили власть задуматься о необходимости усилить государственное регулирование в данной сфере. Разработанные меры были связаны, в том числе, с принятием ряда нормативных актов. При этом правовое регулирование организации рынка ценных бумаг и отношений между его участниками до последнего времени происходило в условиях, когда отсутствовали определяющие правовую базу рынка ценных бумаг федеральные законы, прежде всего законы об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и т. д. В этот период правовая база организации и деятельности субъектов рынка ценных бумаг складывалась из указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, а также ведомственных нормативных актов. В 1995-1998 гг. в правовом регулировании отношений на рынке ценных бумаг произошли качественные изменения: были приняты и вступили в силу части первая и вторая Гражданского кодекса Российской Федерации, появились федеральные законы об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и др.

Действующее законодательство, в частности, устанавливает, что предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг должна осуществляться исключительно профессиональными участниками на основе лицензий, получаемых в установленном законом порядке. В рамках государственного регулирования наряду с лицензированием на рынке ценных бумаг уполномоченными на то органами исполнительной власти осуществляется контроль за деятельностью банков, страховых и иных кредитно-финансовых организаций, других профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж, за соблюдением эмитентами порядка регистрации эмиссии ценных бумаг и условий размещения, предусмотренных проспектами эмиссии, а также за достоверностью предоставляемой эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг информации. Кроме того, в соответствии с п.7 Положения о Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ*(3) данная комиссия вправе устанавливать обязательные нормативы достаточности собственных средств и иные показатели, ограничивающие риски по операциям с ценными бумагами для профессиональных участников рынка ценных бумаг. Коротко говоря, изучение упомянутых и других норм дает основания полагать, что по своей направленности меры государственного регулирования в основном соответствуют подходам, принятым в законодательстве о защите прав потребителей.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, складывающиеся на фондовом рынке, показывает, что по своему правовому положению мелкие инвесторы очень схожи с потребителями. Мелкие инвесторы представляют собой слой типичных непрофессионалов, которым противостоят профессиональные участники рынка ценных бумаг. Вместе с тем полное отождествление таких инвесторов с потребителями представляется невозможным, поскольку покупку мелкими инвесторами ценных бумаг нельзя рассматривать как приобретение для личных бытовых нужд. Но непризнание мелких инвесторов потребителями вовсе не означает, что их права и интересы невозможно защищать с помощью средств, аналогичных содержащимся в законодательстве о защите прав потребителей. Об этом свидетельствуют, в частности, нормы Федерального закона от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". Так, в данном законе предусмотрены:

- условия предоставления профессиональными участниками рынка ценных бумаг услуг инвесторам, которые не являются профессиональными участниками этого рынка;

- специальные требования к профессиональным участникам, предоставляющим услуги инвесторам на рынке ценных бумаг;

- дополнительные условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов на рынке ценных бумаг;

- повышенные меры защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.


- Как развивается законодательство о защите прав потребителей?

- С момента принятия Закона о защите прав потребителей нормативно-правовая база законодательства о защите прав потребителей значительно расширилась. Это самым тесным образом связано со специализацией нормативного материала, используемого в различных областях сферы обслуживания. В настоящее время приняты и официально опубликованы правила об отдельных видах договоров купли-продажи и продажи отдельных видов товаров, а также правила бытового и иных видов обслуживания. Эти правила в соответствии со ст.1, 26, 38 Закона о защите прав потребителей утверждаются Правительством Российской Федерации. Анализ данных правил показывает, что две трети их посвящены особенностям продажи отдельных видов товаров в сфере розничной торговли, регулированию специфики самой торговой деятельности (например, комиссионной), а также вопросам, связанным с выполнением работ и оказанием услуг в сфере бытового и иных видов обслуживания.

В то же время такие традиционно сложные области обслуживания населения, в которых нарушения прав потребителей, к сожалению, привычны (в частности, это транспортная, страховая, банковская и др. сферы), до сих пор должным образом законодательно не урегулированы. Например, несмотря на принятие на уровне закона целого ряда транспортных кодексов и уставов (Воздушный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Транспортный устав железных дорог РФ), в них отсутствуют нормы, четко ориентированные на защиту прав потребителей. Следует иметь в виду, что до сих пор в России действуют нормы Устава внутреннего водного транспорта Союза ССР (1955 г.) и Устава автомобильного транспорта РСФСР (1969 г.), в которых упомянутых норм просто нет. Анализ норм страхового и банковского законодательства показывает, что они также не учитывают потребительскую проблематику.

Между тем опыт экономически развитых стран наглядно показывает, что законодательные акты, специально посвященные защите прав потребителей в финансовой сфере, необходимы. Именно поэтому подобные акты там приняты и действуют. При этом зарубежные исследователи подчеркивают, что государство основательно вникает в отношения банков и потребителей. Так, Ж. Матук в своей работе "Финансовые системы Франции и других стран" отмечает, что деятельность органов государственной власти имеет целью защиту заемщиков-потребителей и установление правил "добросовестности" при объявлении им условий кредитования.


- Усилия ученых и законодателей непременно объединятся, и необходимые нормы, наконец, появятся, а Ваш рассказ хотя бы немного, но приблизил этот момент. Поэтому от имени всех потребителей благодарим Вас за такую необходимую всем нам работу и за интересную беседу.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Разъяснения МАП РФ "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях". Утверждены приказом МАП РФ от 20 мая 1998 г. N 160 и действуют в настоящее время в редакции приказа МАП РФ от 11 марта 1999 г. N 71.

*(2) Действует в редакции постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. N 6, от 25 октября 1996 г. N 10 и от 17 января 1997 г. N 2.

*(3) Утверждено Указом Президента РФ от 4 ноября 1994 г. N 2063.



Андрей Евгеньевич Шерстобитов - доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права МГУ им. М.В. Ломоносова


А.Е. Шерстобитов родился 30 марта 1955 г. в г. Ростове-на-Дону.

В 1972 г. поступил на юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. После его окончания в 1977 г. был зачислен в аспирантуру факультета.

В 1981 г. защитил кандидатскую диссертацию.

С 1981 г. работает на кафедре гражданского права юридического факультета МГУ.

В 1992 г. защитил докторскую диссертацию на тему "Гражданско-правовая охрана прав потребителя".

С 1993 г. - профессор кафедры гражданского права.

Участник рабочей группы по созданию законопроекта о защите прав потребителей. Член Совета по защите прав потребителей при Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Автор более 90 научных работ, в том числе соавтор учебника "Гражданское право" под редакцией Е.А. Суханова. Соавтор комментария к закону "О защите права потребителей". За создание книги "Гражданско-правовые вопросы охраны прав потребителей" награжден премией МГУ им. И. Шувалова II степени.


Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2000, N 12


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение