Налоговый учет физических лиц,
не являющихся предпринимателями
Как уже неоднократно отмечалось, одной из форм налогового контроля, осуществляемого налоговыми органами, является учет налогоплательщиков. Порядок такого учета регламентируется главой 14 "Налоговый контроль" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в частности ст.83 "Учет налогоплательщиков". Этой статьей предусмотрено, что постановке на учет в налоговом органе подлежат как юридические лица, так и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Согласно положениям указанной статьи налоговые органы осуществляют налоговый учет и физических лиц, не являющихся предпринимателями. Пунктом 7 ст.83 предусмотрено, что постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, производится налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, представляемой органами, указанными в ст.85 НК РФ. В соответствии с п.10 этой же статьи налоговые органы обязаны на основе имеющихся данных и сведений, сообщаемых им соответствующими органами, самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиков) принимать меры к постановке их на учет в налоговом органе. При этом физические лица не обязаны обращаться в налоговые органы для постановки (в том числе и в части принадлежащего им имущества) на налоговый учет, но налоговый орган обязан незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке его на учет (п.8 ст.83).
Результатом постановки на налоговый учет является присвоение физическому лицу идентификационного номера налогоплательщика (ИНН). В соответствии со ст.84 НК РФ налоговый орган указывает ИНН во всех направляемых налогоплательщику уведомлениях, а каждый налогоплательщик указывает свой ИНН во всех случаях, предусмотренных законодательством (в том числе и в документах, подаваемых им в налоговый орган).
Порядок и условия присвоения ИНН (далее - Порядок) определены МНС России, как это предусмотрено п.7 ст.84 НК РФ, и утверждены приказом от 27.11.98 г. N ГБ-3-12/309 (в ред. приказа от 24.12.99 г. N АП-3-12/412), который зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 1998 г., регистрационный N 1664.
В соответствии с разделом 3 Порядка ИНН присваивается физическому лицу (т.е. гражданину Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства) следующим образом:
гражданину, который является налогоплательщиком, - при постановке на учет в налоговом органе;
гражданину, не являющемуся налогоплательщиком, т.е. не имеющему обязанности уплачивать налоги (сборы), - при учете сведений о нем, поступающих в налоговый орган от соответствующих органов. К органам, представляющим сведения о гражданине, не являющемся налогоплательщиком (в соответствии со ст.85 НК РФ), относятся, в частности:
органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства (постановка на налоговый учет и присвоение ИНН производятся по месту жительства гражданина) либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц (о фактах регистрации либо о фактах рождения и смерти физического лица сообщается в налоговый орган в 10-дневный срок);
органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, указанные в п.5 ст.85 НК РФ, сообщают не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения налоговому органу об установлении опеки, попечительства и иных фактов, предусмотренных законодательством;
органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику, обязаны сообщать о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения.
Хотелось бы обратить внимание на следующее. Как уже отмечалось, в соответствии с п.3.1 Порядка ИНН присваивается в том числе и физическому лицу, не являющемуся налогоплательщиком, т.е. не имеющему обязанности уплачивать налоги или сборы. Именно это положение стало предметом судебного рассмотрения спора по иску гражданина, обратившегося в Верховный суд Российской Федерации. В своей жалобе гражданин просил признать указанное положение п.3.1 Порядка незаконным, ссылаясь на то, что данная норма нарушает его конституционное право на неприкосновенность частной жизни (часть 1 ст.23 Конституции Российской Федерации) и издана МНС России с превышением полномочий. Кроме того, заявитель считал, что, присваивая гражданину ИНН, налоговый орган по существу присваивает ему второе имя, нарушая при этом ст.19 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и п.2 ст.58 Семейного кодекса Российской Федерации.
Верховный суд Российской Федерации решением от 30.05.2000 г. N ГКПИ 00-402 отказал в удовлетворении жалобы по следующим основаниям. Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации и ст.3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Порядок работы налоговых органов при осуществлении контроля за правильностью и своевременностью уплаты установленных действующим законодательством налогов и сборов определен нормами главы 14 НК РФ. Согласно п.8 ст.84 НК РФ на основе данных учета, в том числе получаемых и от уполномоченных органов, МНС России ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Реестр содержит перечни налогоплательщиков, налоговых агентов и физических лиц, документированная информация о которых поступает в налоговые органы от указанных выше органов, с указанием присвоенного каждому из них ИНН, а также информацию об объектах учета, поступающую в налоговые органы.
В результате рассмотрения дела судом был сделан вывод о том, что налоговые органы при учете сведений, поступающих к ним в порядке ст.85 НК РФ, и включении указанных сведений в Единый государственный реестр налогоплательщиков вправе присваивать ИНН каждому физическому лицу. Поэтому довод заявителя о том, что физическому лицу, не являющемуся налогоплательщиком, ИНН присваиваться не должен, является неосновательным.
Кроме того, учитывая что согласно п.7 ст.84 НК РФ порядок и условия присвоения, применения, а также изменения ИНН налогоплательщика определяются МНС России, суд определил, что МНС России не превысило своих полномочий в рамках п.3.1 Порядка. В решении суда отмечалось также, что ИНН не содержит информации личного характера, касающейся семейного положения, родственных и дружеских связей, а также других личных отношений конкретного физического лица, в связи с чем нельзя согласиться с доводом истца о том, что рассматриваемый пункт Порядка нарушает конституционное право на неприкосновенность частной жизни. Необоснованно также заявление гражданина о несоответствии оспариваемого положения ст.19 ГК РФ "Имя гражданина" и п.2 ст.58 Семейного кодекса Российской Федерации (которым предусмотрено, что имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае). Помимо этого присвоение ИНН является действием, которое регулируется законодательством о налогах и сборах, а не нормами гражданского и семейного законодательства, и ИНН, применяющийся исключительно в целях проведения налогового учета, не может отождествляться с именем человека.
Поскольку гражданин был не согласен с указанным решением Верховного суда Российской Федерации, оно было опротестовано в установленном порядке, однако определением Верховного суда Российской Федерации от 18.07.2000 г. N КАС 00-273 решение оставлено без изменений.
Постановка на налоговый учет оформляется уведомлением по установленной форме, которое направляется налоговым органом физическому лицу. В уведомлении сообщается о факте постановки гражданина на учет, на основании каких сведений произведен такой учет, а также ИНН, присвоенный налогоплательщику. В уведомлении гражданин также ставится в известность о том, что при изменении места жительства он обязан заявить об этом в налоговый орган в 10-дневный срок с момента такого изменения (как это предусмотрено п.4 ст.84 НК РФ) и непредставление указанных сведений влечет взыскание штрафа в соответствии с п.1 ст.126 "Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" (в настоящее время размер штрафа 50 руб.). На основании такого уведомления гражданин в случае необходимости может получить в налоговом органе Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Статьей 102 НК РФ определяется, что любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну. Однако сведения об ИНН к налоговой тайне не относятся, и поэтому ИНН должен указываться как самим физическим лицом, так и другими лицами во всех предусмотренных случаях.
Присвоенный ИНН не подлежит изменению (в том числе и при изменении места жительства) и не может быть повторно присвоен другому лицу. В случае смерти гражданина присвоенный ему ИНН признается недействительным. Сведения о действительных и недействительных ИНН публикуются и могут быть предоставлены заинтересованным лицам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 г. N 266 "О порядке ведения единого государственного реестра налогоплательщиков".
Г. Титова
Минфин России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71
http://fingazeta.ru/