О налоге с продаж в Московской области (Ю. Донин, "Финансовая газета", N 10, 11, март 2001 г.)

О налоге с продаж в Московской области


Закон Московской области от 23.11.2000 г. N 79/2000-03 состоит всего лишь из одной строчки: "Ввести в действие Закон Московской области N 67/98-03 "О налоге с продаж" с 1 января 2001 года". Дело в том, что сам Закон "О налоге с продаж" (далее - Закон) был принят два года назад: он датируется 31.12.98 г. Однако в п.1 ст.16 Закона было указано, что он вводится специальным Законом. Введение в действие налога с продаж в Московской области обусловлено следующим.

В связи с вступлением в действие с 2001 г. части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) из перечня применяемых налогов был изъят ряд налогов, поступления от которых составляли существенную часть бюджета области. К таким в первую очередь относится налог на содержание жилья и объектов социальной сферы. Введение в действие налога с продаж позволит в известной степени восполнить бюджетные потери региона. Вместе с тем в соответствии со ст.15 Закона подлежит отмене ряд региональных и местных налогов и сборов, таких, как:

сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;

сбор за право торговли;

сбор за парковку автотранспорта;

сбор за право использования местной символики;

сбор за уборку территорий;

сбор за открытие игорного бизнеса и ряд других.

В соответствии со ст.2 Закона его плательщиками являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, иностранные юридические лица, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Московской области.

Закон определил, что при реализации товаров (работ, услуг) на территории области обособленными подразделениями юридического лица, не имеющими своего баланса и расчетного счета, плательщиком налога в бюджет является соответствующее юридическое лицо. Налог уплачивается по местонахождению указанных обособленных подразделений. При этом необходимо понимать, что налоговыми органами трактуется как "обособленное подразделение" и его местонахождение. В статье ст.11 части первой НК РФ указано, что обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Кроме того, место нахождения обособленного подразделения российской организации - место осуществления этой организацией деятельности через обособленное подразделение.

Объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. В п.2 ст.3 Закона указано, что к продаже за наличный расчет приравнивается продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных расчетных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).

В связи с этой записью в Законе встает вопрос о том, возникает ли налог с продаж, если товары (работы, услуги) реализуются индивидуальному предпринимателю, а он рассчитывается за них в безналичном порядке.

Позиция налоговых органов по этому вопросу отражена в письме МНС России от 13.03.2000 г. N АП-8-03/1176. Во-первых, в соответствии со ст.11 НК РФ под понятием "счета" понимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей. Во-вторых, в этой же статье дано определение индивидуального предпринимателя, под которым понимается физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. На основании этих посылок МНС России сделало вывод о том, что перечисление денежных средств со счетов в банках за приобретенные товары (работы, услуги) индивидуальными предпринимателями признается продажей за наличный расчет.

Таким образом, индивидуальные предприниматели оказались в неравных условиях с юридическими лицами, реализующими точно такую же продукцию. Предприниматель, купивший у юридического лица товары для последующей перепродажи, включит налог с продаж в цену товара. В результате конечный покупатель заплатит на 5% больше, чем за такой же товар, приобретенный у юридического лица.

Следует отметить, что предприниматели России обращались с жалобами в Конституционный суд Российской Федерации по поводу этой ситуации. 30 января 2001 г. Конституционный суд Российской Федерации вынес постановление, в соответствии с которым он признал, что порядок взимания налога с продаж противоречит Конституции Российской Федерации. Суд определил, что в течение 2001 г. положения налога с продаж должны быть приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации, где говорится о равенстве всех перед законом и о свободе ведения экономической деятельности, или же с 1 января 2002 г. этот налог будет отменен.

В ст.4 Закона приведен перечень товаров (работ, услуг), стоимость которых не является объектом налогообложения. В основном этот перечень соответствует перечню, приведенному в п.3 ст.20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Однако в ряде позиций перечень уточнен и расширен. Так, не являются объектом налога с продаж в Московской области услуги по уходу за инвалидами, стоимость путевок (курсовок), реализуемых не только для инвалидов, но и для ветеранов, детей-сирот, детей из малообеспеченных семей, медицинские услуги, услуг почтово-телеграфной и телефонной связи и ряд других товаров и услуг.

Особо следует остановиться на образовательных услугах. Закон от 31.07.98 г. N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" определил, что не является объектом обложения налогом с продаж стоимость товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимых государственными и муниципальными образовательными учреждениями. Таким образом, получилось, что образовательные услуги, оказываемые только государственными и муниципальными учреждениями, не облагаются налогом с продаж, остальные же образовательные организации даже при наличии лицензии этот налог должны уплачивать. Такая позиция законодателя противоречит ст.3 НК РФ, где п.2 не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности. Следует отметить, что Закон Московской области "О налоге с продаж" (далее - Закон) в отличие от Федерального закона N 150-ФЗ исходит из равенства форм собственности. Поэтому не облагаются услуги в сфере образования, оказываемые организациями, имеющими лицензии на проведение образовательной деятельности, а также товары (работы, услуги), связанные с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимые образовательными учреждениями всех форм собственности.

Статья 5 Закона определяет налоговую базу для исчисления налога с продаж, каковой является стоимость реализованных за наличный расчет товаров (работ, услуг), включая НДС и акцизы для подакцизных товаров. В связи с этим следует напомнить налогоплательщикам Московской области о письме МНС России от 4.11.2000 г. N ВГ-6-03/861@ "Об отмене п.7 письма МНС России от 31.12.98 N ВГ-6-01/930@". В п.7 письма N ВГ-6-01/930@ содержался утвердительный ответ на вопрос о том, следует ли приравнивать к продаже за наличный расчет в целях исчисления налога с продаж выдачу организацией продуктов своим работникам в счет зарплаты. Заметим, что в условиях дефицита бюджетных средств и расчетов по бартеру практика расчетов в натуральной форме, в том числе и в Московской области, существует. Письмо N ВГ-6-03/861@ свидетельствует о том, что позиция налогового ведомства изменилась. Стоимость продуктов, выданных организацией работникам в счет причитающейся зарплаты, не должна облагаться налогом с продаж. Действительно, в этой ситуации реализации товаров за наличный расчет не происходит, денежные средства от работников в оплату за товар в кассу предприятия не поступают. Кроме того, при реализации товаров между продавцом - плательщиком налога с продаж и покупателем возникают отношения, основанные на договорах купли-продажи или договорах мены. В основе же взаимоотношений работников и работодателей лежит трудовой договор. Соответственно нет оснований для уплаты налога с продаж со стоимости товаров, выдаваемых работнику в счет зарплаты. Рассматриваемый вопрос важен для налогоплательщиков в связи с тем, что закон Московской области не содержит разъяснений по данной проблеме.

Ставка налога установлена в размере 5% (ст.6 Закона). Налоговым периодом в соответствии со ст.7 Закона с учетом изменений, вступивших в силу с 1.01.2001 г., внесенных Законом Московской области от 30.11.2000 г. N 84/2000-03, налоговым периодом для налогоплательщиков - юридических лиц устанавливается календарный месяц, для индивидуальных предпринимателей - календарный квартал. Статья 8 определила дату продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ. Датой фактической продажи является день фактической оплаты товаров (работ, услуг). При бартерных операциях датой реализации признается день обмена. В п.2 ст.8 указывается, что товары (работы, услуги), отгруженные (выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2001 г., налогом с продаж не облагаются.

Оговорен в Законе порядок налогообложения при продаже товаров комиссионерами. В соответствии с изменениями, внесенными Законом N 84/2000-03, который вступил в силу с 1 января 2001 г., п.3 гласит: "При несостоявшихся договорах аренды или при возврате товара продавцу (торгующей организации) на основании Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" налоговые органы выписывают заключения на возврат из соответствующего бюджета излишне перечисленных сумм налога с продаж или засчитывают их в счет предстоящих платежей". Что же касается налоговой базы для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность на основе договоров поручения, комиссии, консигнации либо иного аналогичного договора, то она (п.5 ст.5) определяется как сумма, полученная в виде вознаграждений, сборов или иных платежей.

В ст.12 Закона определен порядок уплаты налога налогоплательщиками, не состоящими на учете в налоговых органах области. Учитывая близость к Москве и тесное переплетение деятельности городских и областных предприятий, это разъяснение, безусловно, упорядочит процедуру уплаты налога в областной бюджет.

Особое внимание следует обратить на то, что в области введен авансовый порядок уплаты налога в размере 5% от стоимости подлежащих реализации товаров (работ, услуг) до начала этой реализации налогоплательщиками, не состоящими на учете в налоговых органах области с предоставлением сборщику налога расчета по установленной форме.

В свою очередь необходимо отметить, что в соответствии с п.2.1 инструкции УМНС России по г.Москве от 23.06.99 г. N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога с продаж" индивидуальные предприниматели и организации, зарегистрированные в налоговых органах других субъектов Российской Федерации (соответственно и в Московской области), обязаны встать на учет в налоговых органах г.Москвы по месту реализации товаров (работ, услуг) в качестве плательщиков налога с продаж. Они будут уплачивать налог, если реализация произойдет на территории г.Москвы.

Если же юридические лица, их обособленные подразделения состоят на учете в налоговых органах области и там же осуществляют реализацию, то уплата налога производится в авансовом порядке ежедекадно по срокам 15, 25 и 5-го числа следующего месяца в размере 1/3 суммы налога, определяемой исходя из фактических оборотов товаров (работ, услуг) предыдущего месяца с последующим пересчетом по сроку 20-го числа месяца, следующего за отчетным (п.2 ст.12 Закона). Расчеты для исчисления налога с продаж представляются ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.


Ю. Донин,

к.э.н.


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение