Интервью с Ю.А. Данилевским, первым заместителем Председателя Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ, членом Президентского совета Института профессиональных бухгалтеров России, членом редколлегии журнала "Бухгалтерский учет", доктором экономических наук ("Бухгалтерский учет", N 17, сентябрь 2000 г.)

Интервью с Ю.А. Данилевским, первым заместителем Председателя
Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ,
членом Президентского совета Института профессиональных
бухгалтеров России, членом редколлегии
журнала "Бухгалтерский учет", доктором экономических наук


В связи с принятием Государственной Думой в первом чтении Закона об аудиторской деятельности в редакцию журнала поступило много писем от аудиторов и бухгалтеров с вопросами, касающимися проблем аудита в России.

Редакция попросила ответить на некоторые из этих вопросов первого заместителя Председателя Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ, члена Президентского совета Института профессиональных бухгалтеров России, члена редколлегии журнала "Бухгалтерский учет", доктора экономических наук Юрия Александровича Данилевского.


- Юрий Александрович, аудиту в России более 10 лет. Как бы Вы охарактеризовали этот период: что сделано, что находится в плане разработки, что в перспективе? Что бы Вы как один из руководителей аудита в России записали в "актив", а что - в "пассив"?

- В современном понимании аудит стал формироваться в середине прошлого века.

В нашей стране современную предпринимательскую форму деятельности аудит стал обретать лишь в конце 80-х годов, когда началась перестройка всей системы хозяйствования и управления. Специальным постановлением Совета Министров СССР от 08.09.87 "О создании советской аудиторской организации" на базе Главного управления валютного контроля Минфина СССР было создано акционерное общество по оказанию аудиторских и консультационных услуг "Инаудит", которое послужило хорошим примером для практической деятельности отечественного аудита.

В начале 90-х годов появились законодательные акты, предусматривающие аудит в сфере банков и страховых организаций. В Законе РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" говорилось, что предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица обязаны в установленном порядке предоставлять налоговым органам заключения аудиторов о достоверности отчетов. Однако такого порядка установлено не было. Таким образом, по действующему до 1993 г. законодательству вся сфера обязательного аудита ограничивалась лишь банками и страховыми организациями.

Только в конце 1993 г. аудит в России получил широкое признание и соответствующую правовую базу. Указом Президента РФ от 22.12.93 N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" были утверждены "Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации".

Впервые в истории России появился нормативный акт, регулирующий деятельность всех аудиторских фирм и аудиторов. Временные правила установили прежде всего само понятие аудиторской деятельности, как независимого неведомственного финансового контроля, определили цели и принципы аудита, условия проведения аудиторских проверок экономических субъектов, ответственность за ненадлежащее их выполнение.

Однако еще до названного указа Президента РФ в стране функционировало не менее 3 тыс. аудиторских фирм во всех регионах. Во многих местах были созданы объединения, союзы и палаты аудиторов.

Это объясняется тем, что в связи с перестройкой появились экономические субъекты различных форм собственности, были образованы акционерные и частные предприятия и организации, контроль за которыми уже не могли осуществлять государственные органы. Поэтому в этот период у нас появился новый вид "дефицита" - отсутствие достоверной информации о деловой репутации партнера. Стало трудно судить о достоверности бухгалтерского баланса. Вступая в деловые отношения, банки и другие экономические субъекты должны быть убеждены в том, что представляемая им документация отражает фактическое финансовое состояние организаций. Потребность в достоверных данных испытывали не только деловые партнеры, но и собственники для защиты от возможных недобросовестных действий своих служащих.

В сложившихся условиях проверять достоверность бухгалтерских балансов коммерческих организаций мог только независимый орган. Таким органом в большинстве стран мира выступает аудиторская фирма.

Указ Президента РФ об аудиторской деятельности был издан в период поэтапной конституционной реформы, в течение которого нормативное правовое регулирование вопросов, отнесенных к компетенции законодательных органов, осуществлялось актами Президента РФ. Поэтому этот указ, юридически подтвердивший фактическое существование аудита в России, имел силу закона.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что аудит в России состоялся. За прошедшие 10 лет аудит получил широкое распространение как независимый, вневедомственный финансовый контроль, осуществляемый в целях установления достоверности бухгалтерской отчетности, а также оказания иных аудиторских услуг по постановке и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства. Аудит служит интересам не только собственников, но и государства.

В этой сфере бизнеса занято около 30 тысяч аттестованных аудиторов, действуют несколько тысяч аудиторских фирм, созданы профессиональные объединения аудиторов. Имеющиеся данные о деятельности крупнейших отечественных аудиторско-консалтинговых фирм свидетельствуют о неуклонном росте их доходов. При этом две трети из них приходится на собственно аудит (проверки достоверности), остальная часть - на консультации и другие аудиторские услуги.

По мере развития аудита, роста профессионализма аудиторов и накопления ими опыта работы консалтинговые услуги расширяются не только по налоговым и юридическим вопросам, но и по вопросам, касающимся выработки более эффективных систем управления и хозяйствования.

Таким образом, аудит приобретает все большее значение для решения насущных проблем привлечения инвестиций, укрепления финансов и подъема экономики страны.

Совершенствованию аудиторской деятельности, расширению рынка аудиторских услуг, повышению профессионализма и авторитета аудиторов способствовала действующая в стране система государственного регулирования аудиторской деятельности. Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ совместно с Минфином России, Банком России, аудиторами и другими специалистами были подготовлены постановления Правительства РФ, установившие порядок аттестации аудиторов и лицензирования аудиторской деятельности, критерии обязательности аудиторских проверок, разработаны и изданы для практического использования 34 правила (стандарта) аудиторской деятельности.

Созданы единые программы подготовки профессиональных аудиторов. В настоящее время в стране действуют 42 учебно-методических центра по обучению и аттестации аудиторов на базе университетов и высших учебных заведений экономического профиля.

Однако далеко не полностью обеспечивается обязательность аудиторских проверок. Многие экономические субъекты не представляют аудиторские заключения с годовыми бухгалтерскими отчетами. Причиной тому служат разные обстоятельства, но главные из них - это ссылки организаций на отсутствие средств для оплаты аудиторских услуг и ссылки налоговых органов на отсутствие законных прав экономического воздействия на организации, нарушающие установленный порядок представления аудиторских заключений. Необходимо отметить, что в российских условиях сами собственники (акционеры) предприятий еще часто не видят сопричастности к управлению своим имуществом и не требуют для оценки его состояния проведения аудиторских проверок.

Серьезный урон престижу аудита наносят так называемые "черные аудиторы", получающие вознаграждение от заказчиков за положительные аудиторские заключения по бухгалтерским отчетам, которые по существу и не проверяли.

В последнее время заметно проявляется стремление государственных и других органов использовать аудит для выполнения своих контрольных функций, устанавливать надзор за деятельностью аудиторов в ущерб их независимости. В частности, в соответствии с Федеральным законом от 08.12.95 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" создаются аудиторские союзы для осуществления проверок в отношении входящих в них сельскохозяйственных кооперативов. Контрольный аппарат Минфина России получил право проверять качество аудиторских проверок и получать отчеты о деятельности аудиторских организаций. Тем самым нарушаются основополагающие принципы аудиторской деятельности - независимость и конфиденциальность, и как следствие - объективность аудиторских заключений.

Аудит может быть по-настоящему профессиональным и объективным только тогда, когда осуществляется без какого-то ни было давления со стороны, а аудиторы свободны в выборе объектов и методов контроля. Такую правовую защиту ему должен обеспечить закон.


- В Государственной Думе принят в первом чтении "Закон об аудите". Что Вы можете сказать о нем? Насколько он отвечает современному этапу развития аудита в России? Насколько он соответствует международным тенденциям регулирования аудита?

- Федеральный закон об аудиторской деятельности крайне необходим для создания современной правовой базы российского аудита, который стал неотъемлемой частью отечественной рыночной экономики.

Действующие Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации устарели. Изданные на их основе или, напротив, помимо их требований другие нормативно-правовые документы, регулирующие в настоящее время аудиторскую деятельность, часто экономически и юридически не обоснованы, противоречивы, поэтому тормозят дальнейшее развитие рынка аудиторских услуг.

В законопроекте, рассмотренном и принятом в первом чтении Государственной Думой, использованы многие принципы и положения, которые были сформулированы Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ с участием ряда министерств и ведомств, профессиональных аудиторских организаций и ученых.

Сложившаяся ситуация открывает возможность создания качественного документа долговременного действия. Для его доработки и подготовки ко второму чтению создан экспертный совет.

Закон должен быть документом максимально прямого действия, не требующим подзаконных актов. Он должен определить цели и задачи аудиторской деятельности, обязанности, права и возможности аудиторов и их организаций, а равно и пользователей аудиторских услуг.

Для этого требуется в большей мере, чем теперь, обеспечить независимость аудиторов и аудиторских организаций, предусмотреть демократизацию регулирования аудиторской деятельности, закрепить меры, направленные на повышение качества аудита и развитие цивилизованной конкуренции на рынке аудиторских услуг.

Принципиальным является вопрос о государственном регулировании аудиторской деятельности. В рассматриваемом законопроекте предусматривается создание в этих целях федерального органа исполнительной власти с широкими полномочиями. Между тем основным государственным регулятором аудиторской деятельности представляется сам федеральный закон об аудиторской деятельности.

В странах с развитой рыночной экономикой, как правило, нет исполнительных органов государственной власти, специально созданных для регулирования аудита.

Практика проведения аудиторских проверок в нашей стране позволяет утверждать, что в настоящее время возникли условия для регулирования аудиторской деятельности профессиональными объединениями аудиторов, расширения возможностей аудиторского саморегулирования. Вопросы подготовки и аттестации аудиторов, разработки правил (стандартов) аудиторской деятельности, осуществления специализированного контроля за качеством работы аудиторов могут и должны решаться такими объединениями. В пользу такого подхода свидетельствует и опыт Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ, который основывается на знаниях и инициативе членов представительного консультативного совета при Комиссии, ведущих аудиторских фирм и профессиональных объединений, научных учреждений и вузов.

Требуют дополнительного рассмотрения вопросы о целесообразности деления аудита по четырем сферам деятельности (банковской, страховой, инвестиционной и общей). Следует законодательно закрепить прочно сложившееся на практике разделение на общий и банковский аудит.

Кроме того, следует предусмотреть внесение изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и ряд других актов, определяющих меры ответственности за нарушение требований законодательства, в связи с принятием федерального закона об аудиторской деятельности.


- В стране существует множество (по некоторым данным от 96 до 150) общественных аудиторских организаций. Как Вы можете прокомментировать эту ситуацию? Как Вы считаете, чем должны заниматься общественные организации, каково должно быть их количество?

- Еще в начале 90-х годов во многих городах страны стали формироваться различные союзы и общественные аудиторские организации. Крупнейшими из них являются Ассоциация бухгалтеров и аудиторов России, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов "Содружество", Российская коллегия аудиторов, Аудиторская палата России, Союз профессиональных аудиторских организаций, Московская аудиторская палата, Аудиторская палата Санкт-Петербурга. Официальной статистики о количестве таких организаций не существует, но можно предположить, что их больше ста.

Общественные аудиторские организации являются некоммерческими объединениями. Они содействуют развитию, совершенствованию и унификации аудиторской деятельности в России, укреплению нормативной базы аудита, росту профессионализма аудиторов и их авторитета, а главное - защите прав своих членов в законодательных и исполнительных органах власти.

В настоящее время общественные организации аудиторов действуют разрозненно, что ослабляет их влияние на решение кардинальных проблем, стоящих перед аудиторами. Поэтому представляется целесообразным и возможным образование общероссийского объединения аудиторов в целях более активного их влияния на все процессы формирования и совершенствования правовой базы аудита, повышения качества работы и ответственности аудиторов, защиты их профессиональных интересов на федеральном уровне.


- Наряду с общественными организациями, объединяющими аудиторов, появилась саморегулируемая общественная организация, объединяющая бухгалтеров, - ИПБ России. Как Вы считаете, могут ли и должны ли аудиторы объединяться с бухгалтерами? Оправдано ли деление на аудиторов и бухгалтеров?

- Прежде чем высказать свое мнение об объединении бухгалтеров и аудиторов, необходимо ответить на следующие вопросы:

Имеются ли объективные предпосылки объединения бухгалтеров и аудиторов?

Каковы положительные моменты этого объединения?

Ответ на первый вопрос очевиден: основой аудиторской и бухгалтерской профессии является практически одинаковая модель специалиста, обладающего одинаковым набором знаний. Поэтому часто бухгалтеры предприятий осуществляют работу аудитора и, наоборот, аудиторы - бухгалтера.

Положительным в объединении бухгалтеров и аудиторов в одну общественную организацию является возможность координации возникающих проблем, например, при разработке стандартов аудита и положений по бухгалтерскому учету.

Немаловажную роль единая общественная организация может играть при формировании этических норм взаимодействия аудиторов и бухгалтеров и контроля за их соблюдением.

Единая организация позволит существенно упростить и улучшить образовательный процесс для специалистов, а также выработку единых требований к уровню образования как аудиторов, так и бухгалтеров.

Что же мешает объединению бухгалтеров и аудиторов в единую организацию? Это прежде всего уже существующие многочисленные общественные объединения: только на общероссийском уровне образовано 7 объединений - Российская палата аудиторов, Палата аудиторов России, Союз профессиональных аудиторских организаций, Гильдия бухгалтеров и аудиторов, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов "Содружество", Ассоциация бухгалтеров и аудиторов России, Институт профессиональных бухгалтеров России. На региональном уровне действует более 100 общественных объединений. Не все из перечисленных организаций работают на должном уровне.

Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ России) только за три года создал обширную сеть территориальных институтов (53), более 200 учебно-методических центров по подготовке профессиональных бухгалтеров, активно проводит мероприятия по привлечению новых членов и т. д.

В сложившейся ситуации сами бухгалтеры и аудиторы должны решить, какой организации отдать предпочтение. Государство должно обеспечить два условия: равноправные условия для всех общественных организаций и обязательность членства профессионального бухгалтера или аудитора в одной из общественных организаций.


- Юрий Александрович, Вы долгое время возглавляли КРУ Минфина России. Каково место аудита в государственном контроле и каково состояние государственного контроля в стране?

- Опыт использования возможностей аудита для защиты финансовых интересов государства и его граждан имеется практически во всех экономически развитых странах. В нашей стране такие возможности изначально были предусмотрены Временными правилами аудиторской деятельности. В какой-то мере они реализуются, хотя надо четко себе представлять, что у бюджетных учреждений нет достаточных средств, чтобы оплачивать дорогостоящие услуги квалифицированных аудиторов.

У этой проблемы имеется другая сторона, где возникают основания для беспокойства. Я имею в виду участившиеся попытки подмены государственного контроля аудитом в приказном порядке. В последнее время появились документы, предписывающие обязательный аудит государственных внебюджетных фондов, федеральных унитарных предприятий. Установлены специальные правила аудита сельскохозяйственных кооперативов.

Опасность здесь двоякая. Во-первых, налицо стремление превратить аудит в разновидность ведомственного контроля, лишить аудиторов главного - независимости и самостоятельности, во-вторых, значительная часть государственных средств остается фактически бесконтрольной, поскольку средствами аудита невозможно решить все те задачи, которые решает государственный финансовый контроль.

Общее состояние государственного финансового контроля в стране улучшается медленно, значительно медленней, чем следовало бы.

Нерешенным остается основной вопрос государственного финансового контроля - формирование его законодательной базы, адекватной условиям рыночной экономики и федерального устройства страны. В мае текущего года исполнилось пять лет с начала подготовки законопроекта о государственном финансовом контроле. Однако в настоящее время степень готовности проекта значительно ниже, чем два-три года тому назад. Одна из причин - это нежелание чиновников прислушиваться к предложениям специалистов финансового контроля и ученых.

Поскольку принятие закона о государственном финансовом контроле в любом случае - дело затяжное, необходимо осуществить некоторые возможные практические меры по усилению контроля, но этот вопрос, очевидно, уже выходит за пределы нашего интервью.


- Каковы дальнейшие планы в разработке и внедрении Правил (стандартов) аудита в России?

- На данный момент создано и одобрено в Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ 34 Правила (стандарта) аудиторской деятельности, которые опубликованы для практического использования. В процессе разработки находятся еще 7 стандартов, проекты которых рассмотрены на Экспертном совете НИФИ Минфина России. Наряду с этим подготовлен и издан Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности. Можно считать, что основная часть работы по формированию системы отечественных аудиторских стандартов выполнена.

Из 41 стандарта 34 являются аналогами международных аудиторских стандартов (МСА), разработанных по линии Международной федерации бухгалтеров (IFAC), а создание 7 других обусловлено спецификой российского аудита. В частности, к последним относится стандарт "Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов". Он необходим для устранения конфликтных ситуаций между сторонами, участвующими в аудиторской проверке, тогда как для развитых стран, где лучше урегулированы правовые отношения между аудитором и клиентом, такой стандарт был бы излишним.

В перспективе будут разработаны еще 14 аудиторских стандартов, в том числе 12, имеющих прототипы в системе МСА (насчитывающей 46 стандартов), и два стандарта, предусмотренных программой, ранее принятой Правительством РФ, которые должны регламентировать организацию внешнего контроля за качеством аудита и порядок проведения экзаменов на аттестат аудитора, т.е. не саму аудиторскую деятельность, и поэтому не имеют аналогов в МСА.

Внедрение этих стандартов в практику аудита должно вестись по ряду направлений, таких как:

- глубокое ознакомление аудиторов и пользователей аудита с системой отечественных аудиторских стандартов в целях лучшего понимания процедур и возможностей аудита;

- создание методологического сопровождения стандартов для эффективного использования их на практике. Прежде всего это касается разработки внутрифирменных стандартов аудита, а также методик проведения проверок и оказания сопутствующих аудиту услуг;

- организация контроля за соблюдением аудиторских стандартов как составной части системы регулирования аудиторской деятельности. При этом целью является обеспечение выполнения требований аудиторских стандартов не только аудиторами, но и проверяемыми экономическими субъектами.

Наряду с этим должна вестись подготовка к созданию второй версии российских стандартов аудита исходя из накопленного практического опыта их применения и ежегодных изменений в системе МСА.

В случае принятия федерального закона об аудиторской деятельности этот процесс должен быть ускорен и проводиться с учетом изменений в законодательной базе, определяющей правовые основы и принципы отечественного аудита.



Журнал "Бухгалтерский учет"


Учредитель - Министерство финансов РФ.

Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.


Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.


Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.


www.buhgalt.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.