Реформа налоговой системы. Налоговый кодекс: часть вторая (Н.Н. Наумова, "Бухгалтерский учет", N 18, сентябрь 2000 г.)

Реформа налоговой системы. Налоговый кодекс: часть вторая


В целях проведения эффективной социально-экономической политики налоговая система России требует модернизации.

Основными задачами налоговой реформы на ближайшую перспективу (2000-2001 гг.) являются: существенное снижение налоговой нагрузки, выравнивание налогового бремени, упрощение налоговой системы и совершенствование налогового администрирования.

Снижение налогового бремени должно быть достигнуто, прежде всего, за счет уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда, ликвидации налогов с оборота и изменений в правилах расчета базы налогообложения прибыли.

Упрощение налоговой системы предусматривается посредством установления закрытого списка налогов и сборов, единой ставки подоходного налога, введения единого социального налога и отмены значительного числа второстепенных налогов.

Улучшение налогового администрирования должно быть основано на сокращении возможностей для произвольных действий налоговых органов при одновременном повышении ответственности "недобросовестных" налогоплательщиков, создании и развитии единой системы налогоплательщиков, развитии информационных технологий.

Важнейшим событием последних месяцев явилось рассмотрение и принятие Федеральным Собранием РФ второй части Налогового кодекса РФ, которая реально позволит внести существенные изменения в налоговую систему России, положительно влияющие на экономическую политику хозяйствующих субъектов.

Согласно Федеральному закону "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах" с первого января 2001 г. вводятся в действие следующие главы части второй Кодекса: гл.21 "Налог на добавленную стоимость", гл.22 "Акцизы", гл.23 "Налог на доходы физических лиц", гл.24 "Единый социальный налог (взнос)". Одновременно установлено, что федеральные налоги и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень утративших силу, действуют в части, не противоречащей части второй Кодекса, и подлежат приведению с ней в соответствие.

Единый социальный налог включен в перечень федеральных налогов и сборов (гл.24 НК РФ). Объектом налогообложения для работодателей являются выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу работников. Для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, глав крестьянских и фермерских хозяйств объектом налогообложения являются доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением, а для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом обложения является доход, определенный исходя из стоимости патента.

Единый социальный налог зачисляется в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ.

В связи с этим предусмотрено четыре шкалы регрессивного налогообложения, а именно:

- для всех налогоплательщиков (за исключением сельхозтоваропроизводителей) - 35,6%, в том числе:

Пенсионный фонд - 28%,

Фонд социального страхования - 4%,

фонды обязательного медицинского страхования: федеральный - 0,2%, территориальные - 3,4;

- для сельхозтоваропроизводителей - 26,1%, в том числе:

Пенсионный фонд - 20,6%,

Фонд социального страхования - 2,9%,

фонды обязательного медицинского страхования: федеральный - 0,1%, территориальные - 2,5%;

- для индивидуальных предпринимателей - 22,8%, в том числе:

Пенсионный фонд - 19,2%,

фонды обязательного медицинского страхования: федеральный - 0,2%, территориальные- 3,4%;

- для адвокатов - 17,6%, в том числе:

Пенсионный фонд - 14%,

фонды обязательного медицинского страхования: федеральный - 0,2%, территориальные - 3,4%.

Определены и льготы по данному налогу для отдельных организаций. Так, освобождаются от уплаты налога организации любых организационно-правовых форм с сумм доходов, не превышающих 100000 руб. в течение налогового периода (календарного года), начисленных работникам, являющимся инвалидами I, II и III групп. Закреплены льготы и для общественных организаций инвалидов.

Ожидается, что введение единого социального налога (взноса) станет существенным стимулом для легализации реальных расходов организаций на оплату труда работников.

Также предусматривается ввести с 01.01.01 налог на доходы физических лиц с единой ставкой в размере 13% (гл.23 НК РФ).

Для доходов, которые имеют "нетрудовое" происхождение (выигрыши в лотерею, страховые выплаты по договорам добровольного страхования и т.д.), установлена повышенная налоговая ставка в размере 35%.

Ставка налога в размере 30% предусмотрена для доходов, получаемых физическими лицами - нерезидентами РФ от дивидендов и доходов.

Определена система четких и носящих всеобщий характер стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов.

Стандартные вычеты дифференцированы в зависимости от категории налогоплательщиков и получаемых ими доходов. Указанные вычеты предусматриваются для чернобыльцев, инвалидов Великой Отечественной войны, блокадников, одиноких родителей, опекунов и других мало защищенных категорий граждан.

В рамках социальных вычетов предлагается уменьшение облагаемого дохода на такие социально значимые расходы, как оплата лечения, медицинского обслуживания и стоимости лекарств, а также оплата обучения в средних и высших учебных заведениях как самого налогоплательщика, так и его детей.

Имущественные налоговые вычеты имеют ограничения. Налогоплательщик имеет право на имущественные налоговые вычеты в сумме, израсходованной им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов, но указанный вычет не может превышать 600000 руб. в год.

Вычет при продаже имущества также ограничен. Имущественный налоговый вычет может составлять сумму, полученную от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков и земельных участков, находящихся в собственности продавца не менее 5 лет, не более 1000000 руб., а от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, - не более 125000 руб.

При реализации принадлежащих налогоплательщику ценных бумаг вместо использования права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик праве уменьшить сумму общего дохода от их реализации на совокупную сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов на приобретение указанных ценных бумаг. Если ценные бумаги были приобретены на безвозмездной основе или с частичной оплатой, то при налогообложении доходов от их реализации в качестве документально подтвержденных расходов на приобретение (получение) этих ценных бумаг могут быть учтены суммы, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении (получении) ценных бумаг.

На профессиональные налоговые вычеты имеют право физические лица, зарегистрированные в установленном законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой.

В законе приводится перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). К ним относятся государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством (прежде всего пособия по безработице, беременности, родам), государственные пенсии, вознаграждения донорам за сданную донорскую кровь, алименты, получаемые налогоплательщиками.

Принятие "плоской" шкалы ставки налога на доходы физических лиц позволит отказаться от необходимости составления и представления в налоговые органы декларации о доходах основной массе физических лиц, являющихся наемными работниками.

В рамках проводимых налоговых преобразований ставка акциза на бензин автомобильный с октановым числом до "80" включительно повышен с 445 руб. за тонну до 1350 руб. Кроме того, дизельное топливо (550 руб. за тонну) и масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей (1500 руб. за тонну) впервые включены в число подакцизных товаров (гл.22 НК РФ).

Проиндексированы ставки акцизов на алкоголесодержащую продукцию на 5% и табачные изделия (от 20% до 2,5 раз). Акциз на алкогольную продукцию будет уплачиваться заводом-изготовителем в размере 50% в федеральный бюджет и 50% - в бюджеты субъектов Российской Федерации после реализации с акцизного склада.

Предусматривается расширение перечня подакцизной продукции за счет изменения содержания спирта этилового и спиртосодержащей продукции (снижается с 12 до 9%), а также за счет спиртосодержащих лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, средств, изготавливаемых аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам, если данная продукция разливается для дальнейшей реализации в емкости, превышающие определенный объем.

Например, лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства будут облагаться акцизами, если разливаются в емкости, превышающие по объему 100 мл.

Отменен налог на реализацию горюче-смазочных материалов. При этом налог на пользователей автомобильных дорог остается в качестве источника формирования дорожных фондов в размере 1%.

Главой 21 части второй НК РФ предусмотрено, что плательщиками налога на добавленную стоимость помимо организаций будут являться и индивидуальные предприниматели. Приводится определение места реализации товаров, изменена редакция норм о месте реализации работ (услуг). В качестве отдельного объекта налогообложения выделяется выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

С введением второй части НК РФ отменяются следующие федеральные налоги: налог на доходы банков, налог на доходы от страховой деятельности, налог с биржевой деятельности (биржевой налог), которые практически не были установлены, а вопросы налогообложения доходов организаций в указанных сферах деятельности регулировались Законом РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Из перечня федеральных налогов исключается сбор за пограничное оформление и гербовый сбор.

На втором этапе (2002-2003 гг.) Правительством РФ предлагается отменить налог с продаж, налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Налог на имущество предприятий, физических лиц, а также земельный налог предлагается заменить налогом на недвижимость.


Н.Н. Наумова,

зам. руководителя Департамента налоговой политики

и совершенствования налогового законодательства

Министерства РФ по налогам и сборам, государственный

советник налоговой службы III ранга


Журнал "Бухгалтерский учет"


Учредитель - Министерство финансов РФ.

Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.


Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.


Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.


www.buhgalt.ru


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.